Что является основным критерием результативности процесса физического воспитания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Физическое воспитание — актуальный вопрос для всестороннего развития молодежи. Эффективность современных теорий и методик определяется выбором рациональных путей для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в данном направлении. Комплексный подход к обучению базируется на основных понятиях физического воспитания, изложенных в данной статье.

Физическое воспитание — определение процесса, смысл

Физическое воспитание представляет собой дисциплину, направленную на освоение физических упражнений, формирование навыков и знаний в данном направлении. Отдельный элемент воспитательной работы способствует осознанному приобщению к физической культуре.

Обучающий комплекс по физическому воспитанию разработан на основе общественной практики физкультуры и является ее исторически обусловленным видом. Образовательный процесс включает несколько основных направлений, которые способствуют физическому совершенству людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • мировоззренческое;
  • научно-методическое;
  • программно-нормативное;
  • организационное.

Физическим или телесным развитием называют комплексные перемены, отмеченные в организме человека. Изменения обуславливаются необходимостью, закономерностью, прогрессивной или регрессивной предопределенной тенденцией развития.

В результате физического развития формируются навыки и функции организма человека. Эффект достигается за счет влияния факторов разных категорий, включая:

  • наследственные гены;
  • окружающая среда;
  • степень физической активности.

Физическое формирование представляет собой воздействие внешней среды на уровень телесной организации человека. Физическое формирование классифицируется на стихийное и целенаправленное.

Занимаясь физкультурой, человек совершенствует физическую форму и способности. Уровень развития физической культуры определяет тенденции формирования общества и каждого индивида. С помощью доктрины физического воспитания люди познают закономерности и связи интенсивного, целенаправленного достижения физического совершенства.

Главная цель физического воспитания

В процессе физического воспитания человек обучается движениям, вырабатывает физические качества, получает специальные физические знания и формирует осознанную потребность в них. Главной целью физического воспитания является гармоничное развитие человека. Занятия физкультурой направлены на решение важных задач:

  • снижение психологического и физического утомления организма;
  • повышение функциональных качеств;
  • укрепление здоровья.

Физическое воспитание

Уровни физического воспитания

Физическое воспитание включает несколько уровней. Комплексный образовательный процесс состоит из теории, практики и контрольного этапа. Содержание каждого блока формируется с помощью определенных методик, которые могут несколько отличаться в зависимости от техники преподавания. На каждом уровне достигаются поставленные цели и решаются задачи, направленные на конкретный результат.

Физическая культура включает теоретический раздел. Полезные материалы на этом уровне предоставляются учащимся в форме структурированных лекций с последовательным изложением информации. Наличие теоретического пласта знаний служит основой для выполнения физических упражнений.

Физические упражнения – это осознанные двигательные действия человека. Основной целью процедур является решение конкретных задач в процессе физического воспитания.

Практический уровень состоит из двух блоков:

  • методико-практический;
  • учебно-тренировочный.

Практические знания методической и учебно-тренировочной направленности преподаются в форме законченного модуля, включенного в образовательную программу физкультуры. По итогам прохождения практики предусмотрена аттестация, демонстрирующая успешность усвоения учащимися материалов по теме физического воспитания. Основные разделы контрольных занятий:

  • проверка теоретических и методических знаний;
  • степень физической и спортивно-технической подготовки;
  • уровень владения жизненно-необходимыми умениями и навыками, направленными на укрепление организма и формирование здорового образа жизни.

Допускается отступления от категорического подхода к образовательному процессу. В зависимости от специфики применяемых методик и организации физического воспитания, уровни обучения могут чередоваться и совмещаться. К примеру, нередко теоретические курсы объединяют с практикой и контролем знаний:

  • устное изложение материала по теме физического воспитания, включая правильность выполнения, цели и эффект упражнений;
  • наглядная демонстрация выполнения физкультурных упражнений;
  • освоение умений и навыков учащимися на практике под контролем преподавателя.

Разделение образовательного процесса на уровни позволяет систематизировать знания, четко сформировать и отработать систему физического воспитания. От правильности и эффективности прохождения каждого блока зависит результат образовательного процесса.

Средства физического воспитания

Методы физического воспитания реализуются с помощью определенных средств. Комплексный подход к обучению способствует достижению высоких результатов. К основным мероприятиям, демонстрирующим эффективность на практике, относятся физические упражнения и процедуры, занятия гимнастикой, спортивные и развивающие игры, соблюдение режима дня.

Природные условия

Успешность физического воспитания в большой степени определяется природными факторами. Среди часто используемых средств можно выделить:

  • прием солнечных ванн;
  • плавание;
  • обтирание;
  • контрастный душ и прочие занятия.

Физкультура проводится с помощью прогулок, экскурсий, туристических походов. В результате такие средства физического воспитания способствуют улучшению общего самочувствия, физической закалки, расширению кругозора. В процессе обучения человек, используя эффективные средства, получает навыки взаимодействия с природными факторами и их правильного применения для оздоровления организма.

Режим питания

Занятия физкультурой демонстрируют высокую эффективность при соблюдении режима дня. Одним из главных условий данного средства физического воспитания является правильное питание. Употребление в пищу продуктов и питья с содержанием витаминов, минералов, питательных веществ, соответствующих норме, благоприятно сказывается на здоровье человека:

  • повышение иммунитета;
  • налаживание внутренних процессов в организме;
  • сбалансированный обмен веществ;
  • улучшение самочувствия;
  • восполнение энергетического потенциала;
  • укрепление мышц, костей, суставов.

Прием пищи в определенное время позволяет наладить внутренние процессы в организме. Состояние здоровья человека оказывает прямое влияние на результативность физического воспитания.

Утренняя гимнастика

Гимнастикой называется комплекс разнообразных физических упражнений. Занятия подобного характера благоприятно и разносторонне воздействуют на человеческий организм.

Результаты многочисленных практических наблюдений доказывают повышенную эффективность занятий гимнастикой по утрам. Это связано с особенностью биологических часов и ритмом человеческого организма. Гимнастические упражнения отличаются по времени и объему физических нагрузок:

  • базовый комплекс;
  • спорт;
  • акробатика;
  • художественная гимнастика;
  • гигиеническая гимнастика;
  • лечебные процедуры.

Важным средством физического воспитания является гигиеническая гимнастика. Данный тип занятий включает зарядку по утрам, выполнение упражнений в перерывах между другими делами, физкультминутки. Подобные меры позволяют сохранять стабильность важных жизненных показателей организма в норме, а также снижать утомляемость на протяжении дня.

Уроки физической культуры

Базовая гимнастика играет главную роль в физическом воспитании молодежи. Уроки физкультуры предусмотрены на всех этапах обучения человека:

  • детский сад;
  • развивающие центры;
  • школа;
  • техникум;
  • институт.

Благодаря упражнениям из курса по физкультуре, стабилизируется общее физическое состояние человека, формируются навыки труда, быта. С помощью занятий вырабатывается сила, выносливость, быстрота.

Методы физического воспитания

Успешная реализация средств физического воспитания достигается за счет применения определенных методик. Комплексные системы направлены на эффективное решение поставленных задач и выполнения целей образовательного процесса.

Физические упражнения/тренировки

Задачи физического воспитания решаются путем выполнения физических упражнений. В процессе занятий человек совершает определенные планом обучения действия. Особенности и последовательность процедур фиксируется в методических указаниях. Благодаря регулярным физическим упражнениям, удается благоприятно влиять на человеческий организм:

  • улучшается работа центральной нервной системы;
  • сокращается утомляемость;
  • увеличивается общая функциональность.

Эффективные методики описывают последовательность и интенсивность действия, исходя из определенных норм нагрузки на организм. Воздействие на опорно-двигательный аппарат в процессе выполнения упражнений повышает прочность и подвижность суставов, способствует увеличению мышечной массы, улучшая мощь и эластичность тканей. Равномерно распределяемые физические нагрузки поддерживают работу мышечной, кровеносной и дыхательной систем.

Участие в спортивных соревнованиях

Эффективный метод физического воспитания – спортивные игры. Наиболее действенными с точки зрения улучшения физических характеристик и получения навыков являются соревнования и групповые занятия. От учащихся требуется не только проявить собственные умения на практике, но и продемонстрировать активность и подвижность при выполнении определенных упражнений. Игровая деятельность позволяет выработать навыки:

  • быстрота;
  • ловкость;
  • сила;
  • выносливость.

Проявлять индивидуальные качества каждому участнику соревнований помогает эмоциональность процесса. Игры подразделяют на подвижные и спортивные. Оба типа включены в стандартные программы физического воспитания. Некоторые упражнения представляют собой отдельные спортивные направления:

  • лыжный спорт;
  • легкая атлетика;
  • футбол;
  • плавание и другие.

Спортивные соревнования поддерживают самочувствие, развивают физические способности, морально-волевые качества и способствуют достижению успехов в профессиональном спорте. Состязание, как средство контроля над параметрами состояния физкультурно-спортивной работы, стимулирует стремление людей к физическому совершенству и вовлекает в занятия спортом.

Результаты физического воспитания молодежи

Целенаправленный педагогический процесс физического воспитания направлен на полное осуществление образовательных и развивающих функций физической культуры. Эффективные методики позволяют реализовать главную цель обучения, которая заключается в формировании физической культуры личности. Результатами данного процесса являются:

  • всестороннее развитие личностных качеств и подготовка человека к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических тезисов физкультуры;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • мотивационно-ценностное отношение к физической культуре;
  • стремление к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию;
  • формирование потребности в физических упражнениях и спорте;
  • знание принципов для укрепления психического и физического здоровья организма;
  • совершенствование психофизических способностей и личных качеств.

Физическая подготовленность позволяет молодежи быстро адаптироваться к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Опыт творческого использования принципов физического воспитания позволяет достигать жизненные цели.

Физическое воспитание является частью здорового образа жизни. Специальный режим укрепляет здоровье, развивает организм, способствует обретению гармонии с физическими и духовными интересами личности, поиску новых возможностей и резервов. Эффективные средства физической культуры обеспечивают достижение важных целей физического воспитания, которое положительно влияет на самочувствие, жизнь, профессиональные успехи человека.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию.

ВложениеРазмер
мониторинг 193.1 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания,

является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих

человеку. Физическими качествами принято называть врожденные

(унаследованные генетически) качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества,

а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным

способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-

координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо

помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим

следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежат врожденные (наследственные) анатомо-физиологических задатки.

— анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы

(свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность,

индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее

отдельных областей и др.);

— физиологические (особенности сердечнососудистой и дыхательной

систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического

кровообращения и др.);

— биологические (особенности биологического окисления, эндокринной

регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

— телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и

жировой ткани и др.);

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Оценить его можно путем проведения антропометрических исследований и оценки функциональных возможностей организма. Антропометрические измерения проводит медицинская сестра детского сада не менее 2 раз в год, определяя у каждого ребёнка массу тела, рост. Заносят результаты в индивидуальный медицинский паспорт ребёнка и проводят сравнение со средними показателями на основе материалов СанПин 2.4.1.1249 -03

Средние показатели длины, массы тела детей .

(по материалам СанПин 2.4.1.1249 -03)

Показатели физического развития детей (масса тела, рост) .

Фамилия , имя ребёнка

Сентябрь 2009 года

По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей дошкольного и школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.

Дети с увеличенными размерами тела (по сравнению со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением.

На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них более длительные паузы отдыха.

Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры .

Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности

О способностях ребёнка судят не только по его достижениям в

процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и

по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения

деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и

Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы

развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать

Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические

упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих

способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на

Инструктору по физической культуре и воспитателю надо хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать

оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования

применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей

(высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов

Давайте более подробно рассмотрим эти физические качества и какие тесты проводятся :

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление, способность к мышечному напряжению. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног — становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места . Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

Более сложными заданиями для ребенка являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости.

Прыжок в длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются две-три попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см; при неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок в длину с разбега предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м; она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

(длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

  1. Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Лучше выделить ее деления разным цветом. Например, первый сантиметр — красный, второй — зеленый и т.д. Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
  2. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Ребёнок садится на пол, упирается ногами в

линейку (перпендикуляр- заборчик), наклоняет туловище вперед - вниз. Перед ребёнком ( на нулевую отметку) ставится легкая игрушка и ему предлагают как можно дальше её отодвинуть. Расстояние на которое ребёнок отодвинул игрушку и считают результатом. Каждому ребёнку предлагается 3 попытки, к учету идёт самый лучший результат.

В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

Сами результаты не являются ни положительными, ни отрицательными: их нужно сравнить. Следует взять стандартные средние показатели, характерные для этого возрастного периода, но такой подход к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка. Наиболее эффективным методом служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение всего учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными в конце учебного года.

Сама по себе такая разница несет объективную информацию, но дать оценку происходящим изменениям по ней затруднительно, так как прирост результатов увеличивается и за счет естественного роста.

Наиболее простой способ определения темпов прироста показателей физических качеств, рассчитывается по формуле прироста физических качеств В.И.Усакова..

W = 100( V2 - V1 )
1/2 (V1 + V2 )
где W — темпы прироста показателей физических качеств (%);
V1 — исходный уровень;
V2 — конечный уровень.

Полученный результат поможет нам определить эффективность работы по физическому воспитанию.


Понятие физического воспитания зародилось еще в глубокой древности. Первобытные люди, добывая себе пищу и кров, постоянно пребывали в движении и становились все сильнее, быстрее и выносливее. Все это происходило потому, что изо дня в день они выполняли одни и те же физические действия – упражнения. Осознание этого процесса членами племени и легло в основу физического воспитания. Позже люди пришли к пониманию того, что чем раньше человек начинал выполнять упражнения, например, в раннем детстве, тем более совершенным становилось его тело к зрелому возрасту.

Организованная форма физического воспитания зародилась в Древнем Греции. Во времена античности молодежь специально обучали упражнениям, спортивным и военным играм, чтобы она становилась сильнее и выносливее. В нашей статье рассмотрим такие понятия, как физическая культура, спорт, физическое воспитание, подготовка и совершенство. Все они неразрывно связаны между собой и являются частью сложного процесса гармоничного развития личности человека.

Физическое воспитание: определение, понятия, цель, задачи

Сущность физического воспитания

Для гармоничного развития ребенка необходимы три составляющие: физическое развитие, культурное и духовное. Чтобы быть здоровым и спокойно воспринимать любые потоки энергии, человек должен быть сильным и выносливым. Без сомнения, все три составляющие взаимосвязаны между собой и развитие каждой из них должно происходить равномерно и не в ущерб другим. Но именно физическое воспитание является обязательным условием всестороннего развития личности. Родители допускают большую ошибку, делая упор на эстетическое, нравственное и трудовое воспитание, но забывая о том, что именно в здоровом теле формируется здоровый дух.

Итак, физическое воспитание – это процесс обучения, который направлен на то, чтобы сохранить и укрепить здоровья в ходе двигательной активности. Цель этого процесса состоит в оптимизации физических качеств и личностной культуры человека для реализации заложенного в нем потенциала, а также прививания здорового образа жизни в целом. Физическое воспитание начинается с первых дней жизни человека.

Задачи такого педагогического процесса сводятся к следующему:

  1. Укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, закаливание, формирование правильной осанки.
  2. Овладение техникой выполнения элементарных спортивных упражнений.
  3. Развитие двигательных качеств (быстроты, гибкости, ловкости).
  4. Приобщение к самостоятельному выполнению физических упражнений, ежедневной утренней зарядки, формирование интереса к спорту.
  5. Развитие координации (равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве).
  6. Формирование знаний по личной гигиене, необходимости соблюдения режима дня, влиянии двигательной активности на состояние здоровья.
  7. Воспитание дисциплинированности, решительности, смелости при выполнении физических упражнений.

В теории к основным понятиям физического воспитания относятся:

  1. Физическое развитие.
  2. Физическая подготовка.
  3. Физическое совершенство.
  4. Спорт.

Последнее понятие следует рассматривать отдельно от физкультуры, которая направлена на укрепление физического здоровья. Основная же задача спорта сводится к достижению максимальных результатов и получению наград.

Рассмотрим все эти понятия системы физического воспитания более детально.

Принципы физического воспитания

Принципы физического воспитания

В процессе достижения поставленной цели большинство педагогов придерживается следующих общих положений системы:

  1. Гармоничное и всестороннее развитие личности. На протяжении своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы достичь гармонии. Причем как в духовном, так и в физическом развитии.
  2. Развитие связи физического воспитания с жизненной практикой. Этот принцип можно рассматривать с двух аспектов. С одной стороны, физическое воспитание направлено на то, чтобы сделать людей более раскованными в социальном плане, а с другой - оно призвано готовить кадры, которые смогут трудиться с высокой производительностью и отважно защищать свою Родину.
  3. Развитие оздоровительной направленности физического воспитания. При разработке системы упражнений важно обеспечить не только сохранение здоровья, но и его укрепление. При планировании тренировочных нагрузок необходимо учитывать возраст, пол и состояние здоровья человека, выполняющего упражнения.

Перечисленные выше общие принципы направлены на создание благоприятных условий и возможностей для достижения поставленной цели и задач физического воспитания. Для их реализации используется целый ряд эффективных методов и методик.

Общепедагогические и специфические методы

Для развития физических качеств и формирования двигательных навыков и приемов применяется целый ряд средств. Основные понятия методики физического воспитания включают две группы методов: специфические и общепедагогические. Чтобы решить поставленные выше задачи, оптимально сочетать способы и приемы из первой и второй группы.

К специфическим методам относятся:

  1. Строгого выполнения регламентированных упражнений. Этот метод предполагает обязательную организацию деятельности занимающихся людей. Все выполняемые ими действия регламентированы специально разработанной программой, в которой учитывается интенсивность нагрузки, предусмотрены интервалы отдыха, порядок повторения упражнений и т. д.
  2. Игровой. В основе этого метода лежит взаимодействие между детьми в процессе выполнения ими физических упражнений или во время спортивной игры. Он позволяет развивать такие качества, как ловкость, инициативность, быстрота ориентировки.
  3. Соревновательный. Это метод подобен игре. Он применяется для того, чтобы повысить активность детей, занимающихся упражнениями. Соревнования могут быть контрольными, официальными, командными.

К общепедагогической группе относятся:

  1. Словесные методы. К этой группе относятся приемы речевого воздействия на занимающихся.
  2. Наглядные. Методы этой группы предполагают демонстрацию физических упражнений перед выполняющими их.

Физическое воспитание как часть физической культуры

На протяжении всей жизни деятельность человека должна быть направлена на то, чтобы физически развиваться, совершенствовать свою двигательную активность, укреплять здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Всего этого можно достичь путем физического воспитания, развития, подготовки и совершенства. Все вышеназванные процессы представляют собой часть физкультуры. Главная цель этой области социальной деятельности заключается в укреплении здоровья и развитие психофизических способностей человека в процессе его двигательной активности. Таким образом, понятия физической культуры и физического воспитания неразрывно связаны между собой.

С самого рождения человеку присущи такие качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Чтобы в этом убедиться в этом, достаточно посмотреть на пятимесячного малыша, который легко подносит свою ногу ко рту. Такой гибкости можно только позавидовать. Но ведь и элементарные упражнения с ребенком мама начинает выполнять практически с самого рождения. Это и зарядка, и массаж, и применение других развивающих методик.

Понятие физического воспитания в теории предполагает развитие всех человеческих качеств, заложенных природой. Но поскольку этот процесс педагогический, то и характер он носит строго организованный. Таким образом происходит воспитание физических качеств, которые даны ребенку с рождения. Выполняя предусмотреные программой упражнения, он становится более выносливым, сильным, гибким. В процессе такого воспитания происходит обучение ребенка двигательным навыкам и умениям, формирование у него потребности в занятиях физкультурой.

Физическое развитие

Физическое развитие как одно из понятий физического воспитания

На протяжении всей жизни человека происходит становление, формирование и изменение морфофункциональных свойств его организма. Это и есть физическое развитие. У каждого человека этот процесс протекает по-разному под непосредственным влиянием возрастных изменений, генетических факторов и условий внешней среды.

Физическое развитие – это 1 понятие физического воспитания. Оно сопровождается изменениями показателей трех разных групп:

  1. Развитие телосложения. В эту группу входят следующие показатели: масса и длина тела, осанка, объемы отдельных частей тела и их формы.
  2. Показатели здоровья. При оценке физического развития человека учитываются изменения различных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной и других.
  3. Развитие физических качеств. Эта группа включает показатели силы, выносливости, скорости. Как правило, до возраста 25 лет наблюдается их интенсивный рост. В течение следующих 20-25 лет физическое развитие остается на одном уровне. После 50 лет по мере старения показатели всех трех групп постепенно ухудшаются. В это время может уменьшаться рост, ухудшается состояние здоровья, снижается мышечная масса.

Можно с уверенностью сказать, что понятия физического развития и физического воспитания вытекают одно из другого. Их следует применять одновременно. Так, в процессе физического воспитания происходит непосредственное воздействие на физическое развитие человека, его оптимизация и совершенствование. Только с помощью регулярного выполнения упражнений можно добиться улучшения показателей по всем трем группам.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

При регулярном выполнении упражнений тело человека физически развивается и совершенствуется. Одновременно с этим происходит формирование его двигательных умений и навыков, повышается работоспособность, выносливость. В этом и проявляется следующее понятие физического воспитания.

Физическая подготовка – это результат использования упражнений, воплощенный в работоспособности и овладении двигательными умениями, а также навыками. Подготовка как одно из понятий физического воспитания может быть общей и специальной. Между ними имеются определенные отличия.

Общая физическая подготовка предполагает повышение уровня физического развития и двигательной активности для достижения успеха в различных сферах деятельности. Другими словами, человек развивается физически для того, чтобы стать успешнее во всех областях.

Специальная подготовка направлена на достижение результатов в определенной деятельности, конкретных видах спорта, профессии. В этом случае к двигательным способностям человека могут предъявляться определенные требования.

Физическое совершенство

Стремление к идеалу заложено в человеке природой. На этом и основано следующее понятие воспитания – физическое совершенство. Формирование идеала физического развития и подготовленности происходило исторически, в соответствии со сложившимися на определенный момент времени требованиями жизни.

Для физического совершенства – понятия физического воспитания – основными показателями являются:

  1. Крепкое здоровье. Этот критерий основан на том, что только физически здоровый человек сможет быстро адаптироваться к любым, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта и т. д.
  2. Развитое телосложение. Тело физически развитого человека должно соответствовать определенным пропорциям. Особое внимание уделяется правильной осанке.
  3. Высокая работоспособность (общая и специальная).
  4. Развитие физических качеств.
  5. Владение общими двигательными навыками и умениями, способность быстро осваивать новые движения.

Таким образом, физически совершенный человек должен быть всесторонне и гармонично развитым, быть здоровым, иметь красивое тело и обладать высокой работоспособностью.

Спорт в жизни человека

Спорт как одно из понятий физического воспитания

Следующее понятие физического воспитания принято выносить за рамки физкультуры. Спорт – это соревнования, специальная подготовка к ним, стремление к получению высоких результатов, достижений и наград. С одной стороны, понятие физкультуры включает в себя некоторые виды спорта, связанные с движением и выполнении определенных упражнений. Но с другой стороны, все выполняемые действия имеют целью укрепить здоровье занимающегося, а не добиться каких-то определенных высот или получить награду. Поэтому физкультура и рассматривается отдельно от спорта.

Понятие физического воспитания среди применяемых в процессе обучения методов включает также и проведение соревнований. Они позволяют сравнивать и сопоставлять возможности человека. Спортивные соревнования всегда строго регламентируются. Они содержат условия выполнения тех или иных упражнений и критерии оценивания, специально разработанные для каждого конкретного вида спорта. Подготовка к соревнованиям осуществляется в форме специальной спортивной тренировки.

Физическое воспитание ребенка первого года жизни

Физическое воспитание детей первого года жизни

Свои первые движения малыш совершает еще в утробе матери. С появлением на свет его двигательная активность только усиливается. Одновременно с этим проявляются рефлексы: хватания, ползания, шагания. По мере развития нервной и опорно-двигательной системы ребенок овладевает своим телом. А чтобы двигательное развитие происходило в соответствии с возрастом необходимо создание условий для физического воспитания малыша. А начинается оно уже с первых дней жизни крохи.

Понятие физического воспитания детей 1 года жизни включает следующие методы воздействия на ребенка:

  1. Массаж. По отношению к маленькому ребенку применяются такие приемы воздействия на поверхность его тела как поглаживание, растирание, разминание, легкое постукивание, поколачивание.
  2. Физические упражнения (гимнастика). При их выполнении происходит подготовка опорно-двигательного аппарата к дальнейшим действиям: хватание, бросание, ползание, ходьбы, бега.

Особое внимание в процессе физического воспитания грудничка уделяется массажу. Разные его виды оказывают на организм крохи определенное физиологическое действие. Например, поглаживание способствует улучшению циркуляции крови, расширению сосудов, расслаблению. В результате сон становится глубже, а работоспособность восстанавливается быстрее. Если у ребенка нет противопоказаний, начиная с 1 месяца ему назначаются и физические упражнения и массаж в комплексе.

Характеристика понятия физическое воспитание предполагает регулярное выполнение действий в процессе обучения. Это значит, что занятия с ребенком должны проводиться систематически, в одно и то же время суток, желательно в утренние часы. Массаж нужно выполнять перед физическими упражнениями или чередоваться с ними.

На втором и третьем году жизни подключаются физкультурные занятия – одна из форм его обучения и воспитания. Они направлены на активное развитие двигательных умений, совершенствование основных движений. Это ползание, катание и бросание мяча, перешагивание через препятствие, игры со взрослыми.

Таким образом, уже с первых недель жизни ребенка необходимо уделять достаточно времени укреплению его тела, развитию движений и психики.

Основные понятия теории физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание дошкольников

Лазанье, бег и ходьба, которые в раннем возрасте только развивались, в садиковский период продолжают совершенствоваться. После 3 лет ребенок вполне может выполнять простейшие упражнения с предметами в руках или же заниматься на тренажерах. Чтобы он физически развивался, необходимо создавать ему все условия для этого.

В дошкольном возрасте ребенку доступны упражнения на координацию движений, равновесие. С ним можно играть в игры, где нужно бросать и ловить мяч, метать легкие предметы. В этом возрасте в комплекс упражнений необходимо включить бег, прыжки на одной и двух ногах, через препятствие или с небольшой ступени.

Одним из основных понятий теории физического воспитания является физическое развитие, для достижения которого необходимо стимулировать потребность ребенка в выполнении упражнений. Здесь немаловажную роль играет и пример взрослого. Не нужно запрещать ребенку прыгать и бегать.

В статье рассмотрены понятия физической культуры, спорта, физического воспитания, которые направлены на всестороннее и гармоничное развитие человека и совершенствование его тела. В процессе обучения повышаются его физические возможности, работоспособность, социальная активность. Физическим воспитанием следует заниматься с раннего детства, постепенно увеличивая нагрузки и создавая условия для освоения новых навыков.

Читайте также: