Что является основным средством физического воспитания ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что представляет собой физическое воспитание, каковы основные понятия этого направления, каким образом они связаны между собой?

Физическое воспитание – это комплекс занятий и тренировок, направленный на обучение различным двигательным упражнениям, овладение основными понятиями, воспитание физических качеств, выработка осознанного желания приобщения к занятиям физкультурой.

Физическое воспитание представляет собой исторически сложившуюся разновидность общественной практики, в которую входят организационные, нормативные, методические и мировоззренческие базы, делающие форму людей более совершенной.

К средствам физического воспитания относятся: физическое развитие, формирование и совершенство, физкультура, физподготовка.

Физическое развитие включает в себя комплекс изменений в человеческом организме, происходящих под влиянием уровня двигательной активности, окружающей среды и наследственного фактора.

Физическое формирование состоит в воздействии на человека окружающей среды, изменяющем его телесную форму. Оно может быть целенаправленным либо стихийным.

Физкультурная работа – вид активной деятельности человека по отношению к себе и окружающим, направленная на совершенствование своей формы. Физкультура – разновидность материальной культуры, предусматривающая формирование физического совершенства людей.

Физическое образование – это процесс овладения базовыми движениями и улучшения состояния организма. Физическое совершенство – это общепринятый, исторически сложившийся эталон подготовленности и развития человека.

Средства физического воспитания

Основные средства физического воспитания – это режим дня, занятия спортом, активные игры, гимнастика, упражнения и специальные процедуры.

Основное средство физического воспитания – это специальные упражнения, осознанные действия, которые направлены на решение определенных задач. Выполняются такие упражнения по специальной методике. Они положительно воздействуют на функционирование ЦНС, делают более продуктивной работу головного мозга, улучшают общую функциональность организма.

Средства и методы физического воспитания позитивно воздействуют на умственную деятельность учащихся. После упражнений им становится проще справляться со сложной учебной работой. Под воздействием на организм физических упражнений состояние опорно-двигательного аппарата существенно улучшается – повышается прочность костей и подвижность суставов, мускулы увеличиваются в размерах, становятся мощнее и эластичнее. Такие процедуры очень важны. Они помогают развить и поддерживать в форме мышечную систему, улучшить состояние органов дыхания и кровообращения.

Гимнастика представляет собой комплекс различных упражнений, многопланово воздействующий на весь организм в целом и различные органы и системы в отдельности. Различные гимнастические процедуры предусматривают разный объем физической нагрузки и время выполнения во время занятий. Сегодня используются следующие формы физического воспитания – лечебная, базовая, гигиеническая, художественная и спортивная гимнастика, а также акробатика.

Физическое образование основной упор делает на базовую гимнастику. Эти процедуры составляют основную часть физподготовки в школьной программе. Специфика физического воспитания заключается в занятиях, направленных на общее развитие учащихся, а также на формирование у них специфических жизненных умений, которые пригодятся в быту и труде (движения в определенном направлении, а также управление движениями головы, тела, ног, рук и рабочими позами). Выполняемые во время занятий упражнения рассчитаны на тренировку быстроты, выносливости и силы.

В жизни учащихся немаловажное место занимает и гигиеническая гимнастика, которая включает в себя утреннюю зарядку, физкультминутки в течение уроков, двигательную активность на переменах. Гигиеническая гимнастика помогает поддерживать бодрость учащихся в течение дня, уменьшить их утомляемость во время уроков.

Под методами физического воспитания понимаются самые разные способы воздействия на организм, позволяющие улучшить его форму и состояние. Одним из таких способов являются активные игры. В развитии они играют особую роль. Систематическое проведение игр стимулирует активность самих учащихся, формирует у них основные двигательные умения, развивает такие полезные качества, как выносливость, сила, ловкость, быстрота. Игры эмоциональны, поэтому во время игрового процесса учащиеся активно проявляют инициативу и показывают свои личностные характеристики. Настроение учащихся во время игр улучшается.

Предметом обучения в физическом воспитании являются и игры, во время которых учащиеся учатся взаимной поддержке, в них вырабатывается чувство коллективизма. Общая цель стимулирует их помогать друг другу, поддерживать в сложных ситуациях. Это способствует сплочению коллектива и укреплению дружественных отношений.

Игры делятся на спортивные и подвижные. Они являются обязательность составляющей физвоспитания в школе. Ученики начальных классов играют в подвижные игры на переменах, уроках физкультуры, в секциях, в школьном дворе. Старшеклассникам и учащимся средней школы обычно предлагают спортивные командные игры.

Некоторые разновидности физических упражнений позиционируются в качестве отдельных видов спорта (плавания, художественной и спортивной гимнастики, лыжного спорта, легкой атлетики и пр.). Спорт является высокоэффективным физическим инструментом, позволяющим поддерживать хорошее самочувствие учащихся, повышать их силу и выносливость, развивать морально-волевые качества. Важной составляющей спорта являются соревнования, позволяющие контролировать состояние спортивно-физкультурной работы, стимулировать учащихся совершенствоваться, привлекать к занятиям новых учеников.

Также практика физического воспитания школьников предусматривает использование турпоходов, экскурсий, прогулок и т.д. эти мероприятия помогают улучшить самочувствие учащихся и их физическую форму, расширить кругозор учеников. Во время походов юные туристы овладевают рядом ценных умений, обучаются стойко переносить трудности, осваивают искусство использования природных факторов для оздоровления организма. Природные факторы полезно использовать и в качестве самостоятельных средств физвоспитания. Плавание, обтирание, холодный душ и солнечные ванны являются высокоэффективными оздоровительными процедурами.

Важной составляющей физвоспитания является соблюдение жесткого распорядка дня, правильное чередование времени на труд и отдых, правильное питание и здоровый сон. При постоянном соблюдении режима у школьников формируются такие важные для дальнейшей жизни качества, как чувство самоконтроля и времени, дисциплинированность, организованность, аккуратность.

Значение физического воспитания

Спорт и физкультура чрезвычайно важны. Переоценить их роль невозможно. Смысл физического воспитания заключается в комплексном позитивном воздействии на каждого человека в отдельности и на все общество в целом. Спорт и физкультура имеют общенациональное значение.

что является целью физического воспитания в вузе и школе? Комплекс средств физвоспитания обеспечивает гармоничное развитие учащихся, позволяет уменьшить утомление организма, включая психическое, повысить его функциональность, укрепить здоровье.

Чрезвычайно важно, чтобы физкультура являлась частью здорового образа жизни. Вместе с закаливающими процедурами, четким распорядком дня и интенсивным двигательным режимом она мобилизует защитные силы организма, обеспечивая хорошее самочувствие и способствуя увеличению продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни помогает на только сохранить и укрепить здоровье, но еще и обеспечить гармоничное развитие личности в физическом и духовном отношении, расширить возможности человека.

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма.

Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Методы физического воспитания.

Применяются две группы методов обучения : специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения (чёткое определение объёма выполняемой работы).

2. Игровой метод (использование упражнений в игровой форме).

3. Соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя :

1. Словесные методы.

2. Методы наглядного восприятия.

Методы строго регламентированного упражнения включают: методы обучения новым двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.

Приемы физического воспитания.

Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используют разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В методике физического воспитания используются общедидактические приемы :

1. Приемы наглядного метода.

А) Наглядно – зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства: гигиенические факторы;.

Средства и методы нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу;.

Средства физического воспитания

Физические упражнения необходимы организму для нормального функционирования и развития. Особенно физическая активность полезна в молодом возрасте, когда идет формирование скелета вместе с мышечной тканью. Уроки физкультуры крайне важны, но за 2-3 урока в неделю очень сложно дать ребенку надлежащее физическое воспитание. Важно правильно мотивировать подрастающее поколение, чтобы занятия спортом стали разумным выбором, а также альтернативой вредным привычкам.

Средства физического воспитания – это упражнения, педагогические приемы, наставления, использование природной энергии и правильного распорядка дня. При гармоничном сочетании все эти методы дадут оптимальный результат в физическом развитии. Важно, чтобы педагог выбирал интенсивность тех или иных методов в зависимости от ситуации.

Схема средств физического воспитания

Все средства физического воспитания можно разделить на несколько групп по природе их воздействия на организм человека.

Что является основным средством физического воспитания?

Основным средством, используемым для физического воспитания, являются упражнения. Простейшими упражнениями являются отжимания, подтягивания, качание пресса. К этим базовым упражнениям добавляются разные виды бега, прыжков, лазания и ходьбы.

Девочки делают гимнастику

При выполнении упражнений ключевое значение играет выбор максимальной нагрузки. Она выбирается индивидуально исходя от возраста ребенка. Например, для дошкольников пиковой нормой будут 10-15 отжиманий от пола. Для средней школы это количество составляет 25-30 раз.

К основным средствам физического воспитания относят упражнения для коррекции фигуры. Их лучше включать в ежедневную зарядку, они исправят недостатки бедер, ног, осанки, груди. Упражнения рекомендованы для тех детей, которые испытывают проблемы с массой тела. Они нуждаются в дополнительной физической нагрузке и правильной гимнастике.

Специфические средства физического воспитания

Гимнастика на шведской стенке

Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.

Специфические средства бывают:

Занятия спортом на стадионе

  1. Метод регламентированного упражнения – ученикам внушают, что правильное выполнение всех нормативов урока приведет к интенсивному росту мышц и повысит общую выносливость. Здесь важно правильное дозирование нагрузки, чтобы мышцы работали согласно установленному распорядку. Излишняя перегрузка, особенно на ранних стадиях занятий по наращиванию мышц, очень губительна. Здесь делают упор на психику учеников – им нужно осознать, что строгая регламентация количества упражнений нужна прежде всего для них самих.
  2. Игровой метод – лучший способ усовершенствовать физическую форму учеников. Можно просто дать мальчишкам мяч, предложить им свободные занятия спортом на открытой местности. Обычно ребята выбирают футбол. Очень быстро организовываются ворота, определяются правила игры, выбирается судья (иногда судьями становятся игроки двух команд). Воспитателю важно мотивировать на игру учеников, чтобы у них проснулся командно-соревновательный дух. Для этого рекомендуется пообещать вознаграждение за достижение определенной цели. Например, высшую оценку за урок получат те ученики, которые забьют максимальное количество голов команде соперника. Если умело использовать игровой метод, то можно попутно воспитать в детях чувство коллективизма, сознательности, взаимовыручки.
  3. Соревновательный метод – нужно делать акцент на важность определенных спортивных достижений. Например, рассказать историю, как ученик, показавший лучший результат на стометровке, получил шанс на участие в отборе в олимпийскую сборную России. Нужно рассказать детям, что лучшие спортсмены смогут много зарабатывать и сделать карьеру. А самое главное – за них будет испытывать гордость родная школа, ученики, их родители. Такое напутствие обеспечит повышенное внимание к урокам физкультуры. Дети станут с радостью выполнять нормативы, если поймут, что от этого зависит их будущее. Но нужно сказать детям правду, что только единицы спортсменов становятся чемпионами и зарабатывают деньги спортом. Для остальных спортивные мероприятия просто станут хорошей базовой подготовкой.
  4. Словесные и сенсорные методы – о силе слова сказано многое. Если правильно мотивировать учеников на занятия дидактическими беседами, то дети будут с утроенной силой относиться в урокам физического воспитания в школе. Для дошкольников можно преподнести спортивные снаряды как тренажеры для подготовки к полетам на космических кораблях. Детям школьного возраста можно рассказать пару поучительных историй о том, как не ходившие на физкультуру ученики в 40 лет испытывали проблемы с потенцией и болели геморроем. Очень важно использовать взгляд вместе с прикосновениями к телу, ведь иногда они значат больше, чем слова.

Вспомогательные средства физического воспитания

К вспомогательным средствам физического воспитания относят гигиенические факторы и оздоровительные. Упражнения на открытом воздухе будут намного продуктивнее, чем в спортивном зале. Лучше организовать занятия на лужайках хвойных лесов, так как местный воздух богат полезными для здоровья фитонцидами.

Солнечные ванны на пляже

Солнечные и воздушные ванны являются самостоятельными средствами для оздоровления и укрепления природных сил организма. Оздоровительные средства природы можно использовать как условия для активного отдыха и восстановления сил после изнуряющих физических упражнений.

Очень важны гигиенические средства – нужно поддерживать в чистоте свое тело, тщательно соблюдать правила личной гигиены. Детям объясняют, что нужно соблюдать режим дня, правильно питаться, достаточное количество времени проводить в покое. Без нормированного графика дня и правильного питания не получится добиться хорошего здоровья. Ведь даже самая продуктивная тренировка пойдет насмарку, если употреблять энергетики, мало спать, а ночами проводить время за компьютерными играми.

Баскетбол как средство физического воспитания

Основой баскетбола являются простые и естественные движения: прыжки, бег, броски, передачи. Эти действия и приемы легко заучиваются детьми, именно поэтому баскетбол является частью программы обучения детей в школе. Баскетбол настолько популярен, что коммунальные службы во дворах оборудуют баскетбольные площадки. На них дети могут превзойти своего соперника в быстроте действий, чтобы забросить наибольшее количество мячей в кольцо на протяжении игрового времени.

Занятия баскетболом

Игровая обстановка непрерывно изменяется, поэтому у детей появляются эмоциональные переживания. Желание достичь победы, получить адреналин от переломного момента в матче заставляют детей с удвоенной силой рваться вперед и забрасывать мячи в сетку кольца.

Интерес к баскетболу на международной арене заставляет детей все больше интересоваться этим видом спорта. Поэтому нужно воспитывать спортивные качества детей через привитие любви к баскетболу.

Все указанные выше средства покажут максимальный эффект при правильном и гармоничном их подборе между собой. Формы и средства физического воспитания нужно выбирать исходя из конкретной ситуации и правильно их использовать для конкретной группы учеников. Только тогда гарантируется успех в виде гармоничного физического развития детей.

Основные средства воспитания физической подготовленности (физической культуры): физические упражнения, природные и гигиченические факторы.

Физические упражнения включают в себя игры, гимнастику, туризм, спорт.

Природные факторы - это температура воздуха, солнечное излучение, воздействие воды и т.д. Т.е. природные факторы влияют на здоровье и состояние организма.

Задача гигиенических факторов - сделать физические упражнения частью жизнедеятельности человека. Эффективность физических упражнения зависит во многом от соблюдения гигиенических норм.

Читайте также: