Проект новогодние традиции в россии в доу

Обновлено: 02.07.2024

У каждого праздника - свои традиции. Новый Год особенно богат всяческими обычаями и ритуалами. К примеру, в доме обязательно должна быть наряженная ёлка или сосна, на столе – шампанское, а под бой курантов положено загадывать самые заветные желания.

Но есть еще традиции семейные, которые родители и дети повторяют из года в год, а иногда – из поколения в поколение. Такие обычаи объединяют домочадцев, дарят ощущение волшебства и неповторимости новогодней ночи. Мы поинтересовались у мам наших воспитанников их семейными традициями, и теперь предлагаем их вашему вниманию.

Актуальность данной темы в том, что семейные традиции – это то, что сохраняется и передается через поколения. Именно в семье усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом.

Цель проекта:

Сформировать у детей интерес к своей семье и её традициям.

Способствовать расширению представлений детей о семейных традициях.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к членам семьи, способствовать укреплению семейных отношений, через сохранение и создание семейных традиций.

2. Обогащать представления детей о семейных традициях.

3. Знакомить детей с традициями празднования Новогодних праздников и обычаями в разных семьях.

4. Формировать у детей познавательный интерес к традициям празднования новогодних праздников в разных семьях.

5. Способствовать развитию связной речи, словотворчества, воображения, желания заучивать стихотворения и песни.

6. Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.

7. Повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей.

Руководители проекта:

Педагог-психолог Каткина И.В.

Учитель-логопед Горлова О.Ф.

Куратор: старший воспитатель Червякова С.И.

Вид проекта:

Творческий, информационно - познавательны

Участники:

Дети всех групп, родители, воспитатели, специалисты.

По продолжительности:

Краткосрочный (с 10.12.18 по 31.12.18.)

Формы реализации проекта:

План реализации проекта:

I этап Ответственные:

Подготовительный:

1. Консультация для воспитателей и родителей.

а) Значение семейных традиций. Педагог-психолог

б) Стихи, сценки, мини-инсценировки для Учитель-логопе

организации семейных вечеров

II этап

Основной:

1. Сбор фотографий, рисунков иллюстрирующих Воспитатели и

традиции в семье и России педагоги

2. Вырезки из газет, стихи, песни, рассказы, аудио

и видео записи, мультфильмы из цикла новогодние Воспитатели

3. Занятие познавательного цикла « Мои семейные Воспитатели

4. Изготовление рамок для семейных новогодних Все участники

III этап

Заключительный:

Практический выход

а) Оформление галереи фото-гирлянд «Новогодние Все участники

б) Оформление стенда-инстоляции

с информацией о разнообразии семейных новогодних традиций

Предполагаемый результат:

1. Активное участие родителей в жизни группы.

2. Развитие познавательных и творческих способностей детей и родителей.

3. Проведение фотовыставки по теме проекта.

4. Повышение интереса к командной работе с детьми и

5. Обмен опытом семейного воспитания и традициями.

6. Выставка фото страниц и интересных семейных традиций.

7. Презентация проекта.

1. Новый год справляют дома или в гостях.

2. Наряжают дом, ёлку, вешают игрушки.

3. Наряжают ёлку на улице.

4. Отмечаем старый новый год .

5. Запускаем фейерверки, хлопушки,

зажигаем бенгальские огни.

6. Дед мороз и Снегурочка дарят подарки.

Что мы хотим узнать:

1. Откуда появляется ёлка?

2. Как делают искусственную ёлку?

4. Как делают новогодние игрушки?

5. Как делают салют?

6. Почему на Новый год идёт снег?

7. Как появляется Дед мороз?

8. Как Дед мороз летает?

9. Как у Деда мороза летают олени?

10. Как делают новогодние подарки?

11. Как эльфы делают подарки?

12. Почему эльфы не видны?

Где это можно узнать:

8.У братьев и сестёр

Новогодние традиции

1. Под бой курантов загадываем желание.

2. Перед Новым годом всей семьёй лепим пельмени.

3. Ежегодно украшаем дом и наряжаем Елку. В этом творческом процессе принимают участие все члены семьи.

4. После боя курантов все выходим на улицу зажигаем бенгальские огни, запускаем фейверки.

5. Мастерим ёлочные игрушки своими руками. В ход идут любые подручные материалы – куколки, сердечки, оберточная бумага, вата, обрезки ткани.

6. На Новый год надеваем нарядную одежду и карнавальные костюмы.

7. Гадаем всей семьёй в ночь под Рождество.

8. В Новогодние каникулы ходим всей семьёй на каток, на горку.

9. С 1 января по 14 января , ходим в гости к друзьям, знакомым. Ездим в другие города посмотреть новые достопримечательности.

10. К новогоднему торжеству всей семьёй готовим праздничный ужин.

11. Каждый Новый год снимаем на видеокамеру , фотографируемся, чтобы было что вспомнить.

12. Всей семьёй готовимся к новогоднему утреннику в детском саду, посмотреть который приходят все близкие.

: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель проекта:

-обогащать и закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о новогодних традициях нашей страны;

- познакомить детей с новогодними традициями разных стран;

- развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- повысить эффективность детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1)

Образовательные области[

А. Познавательное развитие

Б. Социально - коммуникативное развитие

В. Художественно-эстетическое развитие

Г. Речевое развитие

2)

Задачи образовательных областей:

А. – познакомить детей с историей возникновения традиции праздновать новый год в нашей стране; формировать представление о новогодних традициях в других странах; закреплять знания детей о глобусе и карте; учить пользоваться картой;

Б. – воспитывать доброжелательное и уважительное отношение детей к другим народам;

В. - совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения на основе выполнения детьми узоров хохломской росписи, изготовления поделок из мятой бумаги, соленого теста;

Г. - развивать связную, грамматически

правильную диалогическую и монологическую речь; обогащать словарь детей.

Актуальность проекта:

Новый год – самый ожидаемый и любимый детьми праздник. При общении с детьми нашей группы выяснилось, что дети не знают об истории появления традиции праздновать Новый год в России. Так же дети с трудом отличают русского Деда Мороза от Санта Клауса и других зимних волшебников. Поэтому мы решили вместе с детьми узнать как можно больше о новогодних традициях нашей страны, а так же узнать, какие же новогодние традиции чтут в других странах.

Этапы проведения проекта:

I этап

Подготовительный

Работа с родителями

1. Знакомство с проектом.

3. Консультации о том, как организовать совместную поисковую деятельность

4. Помощь родителей в изготовлении украшений для группового помещения

Работа с детьми

I. Что бы заинтересовать детей, мы предложили изготовить календарь ожидания нового года. Дети предложили выполнить календарь в форме елочки из детских ладошек.

Воспитатели наполнили календарь заданиями на каждый день.

Примеры заданий:

2. Отгадать загадку:

«Кто с огромнейшим мешком,

Через лес идёт пешком,

Может это людоед? - Нет.

Кто сегодня встал чуть свет

И несёт мешок конфет,

Может это ваш сосед? - Нет.

Кто приходит в Новый год

И на ёлке свет зажжёт?

Включит нам электрик свет? - Нет.

Кто же это? Вот вопрос!

II.

Для изучения Новогодних традиций дети решили собрать информацию:

- просмотреть новогодние мультфильмы вместе с родителями, в которых фигурирует Дед Мороз;

- вместе с родителями и воспитателями собрать иллюстрации и фотографии с новогодней тематикой, просмотреть; - дети вместе с родителями ищу информацию о новогодних традиция выбранной ими страны;

- провести непосредственно образовательную деятельность по плану.

II этап

Реализация проекта

Проект проводился 4 недели в декабре. На первом этапе дети изготовили календарь ожидания, а воспитатели наполняли его заданиями, в процессе работы с календарем, каждое утро дети находили на елке-календаре новое задание, загадку и т. д. Так же детям предложили на выбор подготовить доклад о новогодних традиция в другой стране.

План непосредственно образовательной деятельности:

1.Познавательно развитие

Знакомить детей с понятием традиция, закреплять знания детей о новогодних традициях в России

2.Социально-коммуникативное развитие

«Кто такой

Познакомить детей с историей появления Деда Мороза.

3. Художественно-эстетическое развитие

Учить детей создавать объемные поделки из мятой бумаги; доводить начатое до логического конца; поощрять инициативу детей.

4. Художественно-эстетическое развитие

Рисование по образцу

Учить делать набросок карандашом, подбирать палитру, развивать чувство прекрасного, рисовать по образцу.

5. Речевое развитие

Развитие речи

6. Речевое развитие

7. Художественно-эстетическое развитие

8. Художественно-эстетическое развитие

Лепка из соленого теста

Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи, учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию; закреплять навыки лепки из соленого теста.

В ходе проекта дети пополнили свои знания о Русских новогодних традиция, выяснили, чем отличается русский Дед Мороз от таких же волшебников в других странах. Подготовили доклады-рассказы о новогодних традициях других стран.

III этап

Презентация проекта





Авторы: Другова Юлия Александровна, Козлова Светлан Юрьевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый год – чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Проект в старшей группе

Воспитатель: Якимова В.Л.

Аннотация проекта

Актуальность проекта

Актуальность темы состоит в том, что воспитание ребенка начинается с семьи. Дети должны знать семейные традиции.

Новый год – чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов.

Каждая семья готовится к празднованию Нового года. Дети пишут письма Деду Морозу, изготавливаются елочные украшения своими руками, дети и родители наряжают елку и украшают дом. 31 декабря за столом собирается вся семья, кушают любимые блюда приготовленные мамой. А в новогоднюю ночь дарят друг другу подарки, запускают в небо праздничный салют.

Семейные традиции – это то, что сохраняется и передается через поколения. Именно в семье усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом.

Именно в теплой, уютной атмосфере семьи, детского сада у детей формируется фундамент чувства патриотизма, любви к своему Отечеству.

Автор проекта: Якимова Вероника Леонидовна.

Вид проекта

По типу: Исследовательский, творческий, игровой.

По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта: Педагоги, дети группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с родителями.

Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Цель проекта:
Расширять и систематизировать знания детей о традициях нового года, истории возникновения ёлочной игрушки её технологии изготовления.
Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых.
Обмениваться опытом семейного воспитания и новогодних традиций.
Задачи:
1. Познакомить с новогодними традициями семей и детского сада.
2. Расширить кругозор детей в проведении новогоднего праздника.
3. Развивать творческое воображение, мышление, память.
4. Формировать познавательный интерес к изучению традиций новогоднего праздника и истории его возникновения.
5. Создать праздничную атмосферу в преддверии нового года.

Систематизировать знания детей об истории Нового года и традициях.

Расширить кругозор, сплотить детский коллектив.
Родители и дети с большим удовольствием включились в процесс и приняли активное участие в реализации проекта.

Участие семей воспитанников в воспитательно - образовательном процессе.

Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

План проекта:

Срок 2,3,4 неделя декабря. Декабрь 2019 г.

План мероприятий

Организация проекта

Просмотр презентаций. Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта,путей решения, возможностей для реализации определение темы проекта.

Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей празднования Нового года в семьях.

Сбор личных вещей, фотографий.

Новогодние игрушки выполнены шарики в технике папье-маше. Обтянуты лоскутками с применением тесьмы. Украшены апельсинками, шишками, конфетами и выпечкой.

Игрушки выполнены из лампочек. Раскрашены акриловыми красками. Шапочки, уши, пуговицы выполнены из лоскутков ткани.

Игрушки выполнены из ткани. Украшены бусинами и лепниной в виде фруктов и


Разучивание стихов, песен, танцев на праздник о новом годе.

Стихи о Новом годе.


Сочинение рассказов о семейном праздновании нового года.


Художественная деятельность детей:

Сюжетно-ролевые игры:

Просмотр презентации:

Подготовка домашнего празднования нового года в семьях.

Чтение художественной литературы:

Подвижные игры:

Дидактические игры:

Праздник:

Изготовление новогодних карнавальных костюмов.

Ожидаемые и полученные результаты:

Ожидаемые результаты по проекту: Для детей: Расширился кругозор детей, сплотился детский коллектив, развился интерес к коллективной творческой деятельности.

Для педагогов: Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности, самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей: Повышение уровня информированности родителей по вопросам подготовки и проведения праздника Новый год, оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.

В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния.

С 10 века по 15 век Новый год на Руси стали отмечать 1 марта. Символом рождения нового года служило вишневое деревце - его ветки приносили 1 марта в дома.

Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жгли обрядовые костры. Костры приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах сжигали все старые вещи, через них прыгали - кто через костёр прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год!

И мы сейчас с вами заведем хоровод.

С 15-ого века Новый год на Руси стали отмечать 1-ого сентября. Сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина.

В полночь раздавался пушечный выстрел, начинали торжественно звонить колокола, люди поздравляли друг друга, троекратно целовались и желали друг другу всяческих благ в Новом году. В честь праздника принято было украшать лентами берёзку - самое любимое на Руси дерево. Затем водили игры, хороводы.

Давайте разучим одну русскую народную игру:

На вершину березы привязывают длинные ленты. Соревнуются 5-6 мам.

Первые- заплетают косы . Вторые - расплетают.

Время правления Петра Великого стало для новогоднего праздника переломным моментом.

Я передаю слово нашей со ведущей сегодняшнего вечера Пищаевой Н.В.

С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября.

В 1699 году Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. 1 января нужно поздравлять всех с праздником. Вечером, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, каждый должен был на своем дворе выстрелить по 3 раза из пушек или ружей и выпустить несколько ракет.

1 января 1700 года сам царь Петр первый пустил ракету, которая, возвестила народу о наступление нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха по всей Москве. В темном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Устраивались новогодние балы-карнавалы. Петр I следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В указе Петра предписывалось украшать дома и подъезды к ним еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, наряжая их фруктами, овощами, конфетами и орехами.

Каждое украшение имело свое значение, яблоки, например, символизировали плодородие, орехи – непостижимость божественного бытия.

Стоит сказать, что к празднеству зимой подданные Петра I были отчасти даже готовы, так как ранее в эти дни отмечались святки.

Гуляния, костры, катания на санях, хороводы, гадания, все это переплелось с принесенными Петром нововведениями и превратилось в ожидаемое всеми веселье.

Было принято накрывать насколько можно богатый и красивый стол. Хозяева относились к этому с большим вниманием, так как олицетворял он достаток, ожидающий семью в следующем году. Центральным блюдом чаще всего становился молоденький поросенок, зажаренный на вертеле, специально к празднику пеклись пироги, варились компоты, взвары, кисели и пиво.

Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки и водят хороводы.

И мы сейчас с вами тоже заведем дружный новогодний хоровод.

Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года.

Но как она им стала? (ответы).

В XIX веке первые появились рождественские елки в Петербурге, в домах живших там немцев.

Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны.

24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве-1 слайд в 1818 г. — в Аничковом дворце. -2 слайд.

С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.

Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание.

В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.

А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными

праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, ставшая его символом.

В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, задабривая сурового духа, дарили подарки ему, выставляли на окно: блины, кутью и кисель. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

С тех пор Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь. Многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

17. Зимние забавы? (Катания на лыжах и коньках). ). Фигура, которой приветствуют елочку? (Круг (хоровод).

18. ). Она есть не только у пса, но и у ели. (Лапа)

Читайте также: