Пользовательские функции и процедуры план урока

Обновлено: 19.05.2024

• продолжить знакомство с подпрограммами .

Учащиеся должны знать: виды подпрограмм, структуру процедуры и функции; какие параметры используются в процедурах и функциях.

Учащиеся должны уметь: создавать пользовательские подпрограммы-функции и процедуры.

I Организационный момент

II Постановка целей и задач урока

III Проверка домашнего задания

Задание 2 практической работы к §13.

IV Изучение нового материала

Разобрать пример 1 из текста параграфа.

Обратить внимание, что результатов работы процедуры может быть несколько, а функция

возвращает только одно (скалярное) значение.

V Практическая работа за компьютером

Записать правила перевода градусной меры угаа в радианную и наоборот. Определить, какого типа данные будут передаваться в функцию, какого типа значение она будет принимать. Обсудить, какие компоненты удобно будет использовать при оформлении главной формы проекга. Практическую работу выполняют самостоятельно, учитель выполняетроль консультанта.

VI Подведение итогов

Афиширование результатов работы (один учащийся демонстрирует работу приложения у доски, комментирует текст программы).

Обсудить, какие затруднения возникли в процессе работы и какое было найдено решение. Оценивание работы на уроке.

КужугетМ.Ш., учитель информати.МАОО лицея "Олчей" г.Ак-Довурак.

образовательная сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с понятиями процедуры и функции;научить применять подпрограммы в решении задач на Паскале, а также научить понимать кокой вид подпрограммы необходим при решении определенной задачи;показать основные приемы использования подпрограмм;

воспитательная воспитать аккуратность, внимание, организованность;культура вычислительных навыков;

развивающая развить логическое мышление, алгоритмической культуры учащихся;развить знания и умения составлять и отлаживать подпрограммы на языке Паскаль. Учащиеся должны: знать правила записи процедур без параметров и с параметрами;знать правила записи функций;уметь применять процедуры и функции при решении простых задач.

Какую роль выполняют подпрограммы?

(Ответ ученика:)Подпрограммы сокращают текст программы, существенно уменьшают время их исполнения, облегчают жизнь программистам, которые могут создавать программы модульно, т. е. собирая сложную программу из законченных кусочков более простых составляющих. Это позволяет группе программистов создавать большие программы, а группе школьников разрабатывать и реализовывать какие-либо глобальные проекты. Подпрограммы делятся на процедуры и функции. Встроенные (стандартные) процедуры и функции являются частью языка и могут вызываться по имени без предварительного описания. Например , abs, sqrt, ln, sin…- функции (возвращают результат), readln, write… – процедуры (не возвращают результат). Их наличие существенно облегчает разработку прикладных программ.

III. Объяснение нового материала Процедуры пользователя пишутся самим программистом в соответствии с синтаксисом языка в разделе описания подпрограмм.Структура процедуры повторяет структуру программы, это "программа в миниатюре" — она также представлена заголовком и телом. Заголовок состоит из зарезервированного слова procedure, идентификатора (имени) процедуры.VAR … // раздел описания переменных главной программы procedure ИмяПроцедуры;

begin//тело главной программы

end.Вызов процедуры для последующего выполнения записывается в теле главной программы. Пример 1 .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБОУ Школа №1583 имени К.А. Керимова

Разработано учителем информатики

Тема: Процедуры и функции в Pascal .

Количество часов: 1-2.

Выдать задание на листочках ( Приложение 1 ). Найти повторы.

Иногда в разных местах программы приходится выполнять практически одни и те же последовательности действий с разными исходными данными. Такие последовательности действий можно оформить в виде так называемых подпрограмм (от англ, subroutine) – сгруппировать операторы в блок, к которому можно обратиться по имени, причем неоднократно.

Подпрограммы сокращают текст программы, существенно уменьшают время их исполнения, облегчают жизнь программистам, которые могут создавать программы модульно, т. е. собирая сложную программу из законченных кусочков более простых составляющих. Это позволяет группе программистов создавать большие программы, а группе школьников разрабатывать и реализовывать какие-либо глобальные проекты

Подпрограммы делятся на процедуры и функции.

Встроенные (стандартные) процедуры и функции являются частью языка и могут вызываться по имени без предварительного описания. Например , abs, sqrt, ln, sin…- функции (возвращают результат), readln, write… – процедуры (не возвращают результат). Их наличие существенно облегчает разработку прикладных программ. Однако в большинстве случаев некоторые специфичные для данной программы действия не находят прямых аналогов в библиотеках Pascal, и тогда программисту приходится разрабатывать свои нестандартные процедуры и функции.

Смотрят на программу на листочках.

Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь.

Изучение нового материала

Процедуры пользователя пишутся самим программистом в соответствии с синтаксисом языка в разделе описания подпрограмм.

Структура процедуры повторяет структуру программы, это "программа в миниатюре" — она также представлена заголовком и телом.

Заголовок состоит из зарезервированного слова procedure, идентификатора (имени) процедуры.

VAR … // раздел описания переменных главной программы

procedure ИмяПроцедуры ;

//тело главной программы

Вызов процедуры для последующего выполнения записывается в теле главной программы.

Пример 1 . Программа вычисления площади и периметра.

Открыть в Паскале файл.

program pr ;

var a,b: integer ; p: real ;

//Вычисление площади прямоугольного треугольника

write( 'Введите стороны a, b: ' );

writeln( 'площадь прямоугольного треугольника:' , 0.5 *a*b: 2 : 1 );

//Вычисление площади равностороннего треугольника

write( 'Введите стороны a, b: ' );

writeln( 'площадь равностороннего треугольника: ' , sqrt(p*(p-a)*(p-a)*(p-b)) : 2 : 2 );

//Вычисление периметра прямоугольника

write( 'Введите стороны a, b: ' );

writeln( 'периметр прямоугольника:' , 2 *a* 2 *b);

//Вычисление площади прямоугольника

write( 'Введите стороны a, b: ' );

writeln ( 'площадь прямоугольника:' , a * b );

При вызове процедуры работа главной программы приостанавливается и начинает выполняться вызванная процедура. Когда процедура выполнит свою задачу, программа продолжится с оператора, следующего за оператором вызова процедуры.

Т.е. мы “научили” ПК новой команде tx. Ею можно пользоваться только в этой программе и, причем, много раз.

Самостоятельно оформить повторяющуюся часть программы в виде процедуры (программа внутри главной программы)

procedure tx;

write( 'Введите стороны a, b: ' );

и в нужном месте вызвать процедуру tx .

program pr;

var a,b: integer ; p: real ;

procedure tx;

write( 'Введите стороны a, b: ' );

//Вычисление площади прямоугольного треугольника

writeln( 'площадь прямоугольного треугольника:' , 0.5 *a*b: 2 : 1 );

//Вычисление площади равностороннего треугольника

writeln( 'площадь равностороннего треугольника: ' , sqrt(p*(p-a)*(p-a)*(p-b)) : 2 : 2 );

Цель и задачи урока: формирование навыка построения и использования функций при решения задач на языке Паскаль.

  • образовательная: формирование знаний и умений учащихся по теме “Функции в Паскале” стандартные и пользовательские типы функций;
  • развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), внимания и восприятие полученной информации;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса к программированию, повышение информационной культуру учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, доска, презентация на экране (проектора).

Рекомендации по проведению лекции.

Лучше всего, для восприятия учащимися теоретического материала, сопровождать демонстрацией слайдов презентации (приложение)- это экономит время и лучше воспринимается учащимися.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация новых знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление новых знаний
  6. Информирование о домашней работе
  7. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

II. Актуализация новых знаний

– На предыдущих уроках мы познакомились со структурой программы и основными конструкциями команд языка программирования Паскаль, но для решения некоторых задач нам не хватает знаний еще одного тика конструкций.

Объявляется тема урока. (Приложение слайд 2) – Назначение подпрограмм

– При разработке программы иногда появляются повторяемые группы действий или возникает необходимость расчленить программу на функциональные модули, сделать ее структуру иерархической. Для этого во всех языках программирования существуют средства организации подпрограмм.
В Паскале подпрограмма является частью основной программы, ее описание располагается между разделом var главной программы и ее программным блоком (первым begin). Подпрограмм может быть несколько, их описания располагаются в произвольном порядке одно за другим.
Подпрограмма – это специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи.
В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Основное различие между ними заключается в том, что процедура получает в результате своей работы любое количество данных, а функция – только одно значение.

III. Объяснение нового материала

С помощью презентации объясняется новый материал (Приложение слайд 3).

Учитель: Обратите внимание, какие разделы мы будем изучать.

Далее объяснение материала предлагается по слайдам с конспектированием предлагаемого материала (Приложение слайды 4 – 8).

  • Это последовательность операторов, имеющая имя и результат.
  • Обрабатывает данные, предназначенные ей из главной программы, и затем возвращает полученный результат.
  • Функция называется с помощью указателя. Указатель – это имя функции, после которого в круглых скобках перечисляются аргументы функции.

Функции Pascal можно разделить на три группы:

  • стандартные функции (abs(x), sqrt(x), sqr(x), sin(x), cos(x), и т.д.);
  • функции программиста (объявлять свою собственную функцию и дальнейшем использовать её так же как и стандартную);
  • библиотечные функции (стандартные библиотечные модули).

Далее познакомить со структурой функции и понятием глобальных и локальных переменных.

Учителя: Теперь рассмотрим примеры использования функций.

Предполагается рассматиривать на каждом уроке 1 пример (Приложение слайд 9).

Пример: Вычисление функции .

Рассмотрим фрагмент программы:

IV. Физкультминутка

Желательно выполнить с учащимися упражнения на снятие напряжения.

V. Закрепление новых знаний

Предлагается выполнить задание 1 (Приложение слайд 13).


Рассчитать значение х =

Вопрос учителя: Какие уже известные инструкции необходимо использовать для реализации поставленной задачи?

  • Рассмотренную функцию .
  • Команду цикла по параметру для внесения числовых исходных данных.

VI. Информирование о домашней работе (Приложение слайд 13)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействие созданию благоприятной трехъязычной образовательной среды, основанной на лучших традициях национальной системы образования с использованием международного опыта, современных технологий и равных возможностей для всех


Краткосрочный план урока

ФИО заведующего МО ___________ (подпись) _______


Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Актобе

ФИО учителя:

Количество учащихся:

Раздел долгосрочного плана

Пользовательские функции и процедуры

Предварительные знания

Учащиеся умеют использовать язык программирования Java, для ввода-вывода данных и описания переменных

Цели обучения

10.4.1.1 писать код на языке программирования, используя функции и процедуры

Научить учащися описывать,создавать и использовать собственные методы в языке программирования Java

Критерии успеха (10-12 кл.) / критерии оценивания (7-9 кл.)

-описывает параметры функции/процедуры

использует функцию/процедуру при решение задач

создает собственную функцию/процедуру для решения практических задач

Языковые цели

Терминологический словарь: public, private, static

Использовать следующие фразы: Функция — часть программы, имеющая.

Метод — это функция, являющаяся.

Привитие ценностей

Трехъязычие при освоении синтаксиса языка программирования Java, а так же ответственность при выполнении практического задания и обучение на протяжении всей жизни при составлении собственных методов.

Межпредметные связи

Слайд 8 Задание 1,2 – максимум из двух чисел,расчет 3 степени числа

Дифференциация

-в подборе заданий: разноуровневые для учеников, для групп учеников;

-в оказании индивидуальной поддержки учащемуся;

Навыки использования ИКТ

Навык отладки программ используя горячие клавишы, а так же быстрый набор программного кода

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Соблюдение правил техники безопасности и правил работы в компьютерном классе

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Обьявление темы урока;

Цели обучения и критериев оценивания

Чтение с пометками:

Учащиеся по очередно читают предложения на слайдах 3-4. Учитель поясняет содержание текста в случае непонимания

Середина урока

Учащиеся выполняют практическую работу №1. Руководствуясь инструкциями

Учащиеся создают проект в NetBeans IDE

Набирают программный код для нахождения минимума из двух чисел и компилируют программу

Разбор программного кода по сделанной работе

Задания для самостоятельной работы:

1.Создайте метод который определяет максимум из двух чисел

2. Создайте метод позволяющий рассчитывать 3-ю степень числа

Оценивание усвоения нового материала

Конец урока

Рефлексия облако "тегов"

сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышления об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

created by beker2gun

Практическая работа №1

Запустите NetBeans IDE используя иконку на рабочем столе


В открывшемся окне выполните команду Файл=Создать проект


Выберите категории и проекты как указано на рисунке и нажмите Далее

Измените поле Имя проекта как указано ниже на Myfirstproject и нажмите кнопку Готово


В открывшемся редакторе коде вы увидите следующее:


Введите программный код как указано на картинке ниже:


Нажмите комбинацию клавиш Shift+F6

В нижней части окна вы увидите следующее


Создайте метод который определяет максимум из двух чисел


Создайте метод позволяющий рассчитывать 3 степень числа


created by beker2gun

Пользовательские функции и процедуры информатика 10 класс

Пользовательские функции и процедуры

информатика 10 класс

Цель обучения 10.4.1.1 писать код на языке программирования, используя функции и процедуры Критерии оценивания

Цель обучения

  • 10.4.1.1 писать код на языке программирования, используя функции и процедуры

Критерии оценивания

Понятия функции и метода

Функция — часть программы, имеющая собственное имя . Это имя можно использовать в программе как команду (такая команда называется вызовом функции ). При вызове функции выполняются команды, из которых она состоит. Вызов функции может возвращать значение (аналогично операции) и поэтому может использоваться в выражении наряду с операциями.

Метод — это функция, являющаяся частью некоторого класса , которая может выполнять операции над данными этого класса . В языке Java вся программа состоит только из классов и функции могут описываться только внутри них. Именно поэтому все функции в языке Java являются методами .

Понятие метода Методы определяются всегда внутри классов: minOfTwoNumbers - это метод, который мы определили в классе Main, давайте его рассмотрим. public — тип доступа (метод может вызываться из другого класса). Существуют и другие типы доступа, к примеру private (метод доступен только внутри класса) и protected . static - означает что метод статический, он принадлежит классу Main , а не конкретному экземпляру класса Main . Мы можем вызвать этот метод из другого класса так: Main.minOfTwoNumbers() .

Понятие метода

Методы определяются всегда внутри классов:

minOfTwoNumbers - это метод, который мы определили в классе Main, давайте его рассмотрим.

public — тип доступа (метод может вызываться из другого класса). Существуют и другие типы доступа, к примеру private (метод доступен только внутри класса) и protected .

static - означает что метод статический, он принадлежит классу Main , а не конкретному экземпляру класса Main . Мы можем вызвать этот метод из другого класса так: Main.minOfTwoNumbers() .

Практическая работа Выполните действия, руководствуясь инструкциями в Практической работе №1

Практическая работа

Выполните действия, руководствуясь инструкциями в

Практической работе №1

Разбор программного кода public class < public static ( тип параметр1 , тип параметр2 ) < ></p>
<p> public static void main(String[] args) < //Здесь размещается ваш программный код >>

Читайте также: