Способны ли виртуальные музеи заменить обычные почему кратко

Обновлено: 03.07.2024

Виртуальные экспозиции в современных условиях становятся востребованным форматом приобщения к культурному наследию через IT-технологии. Статья посвящена современному феномену культуры – виртуальным музеям.

Виртуальный музей что это такое?

Очевидно, что виртуальный музей не может рассматриваться как альтернатива реальному музею, но он становится ценным инструментом для партнерства с традиционными институтами, выполняя их образовательные и разъяснительные функции, особенно в современных реалиях.

Аудитория виртуальных экспозиций сравнялась с числом посетителей крупнейших музеев страны.

Используя новые методы, искусство формирует новое, более модное и привлекательное пространство для посетителей. Поскольку и сегодня главным собирателем и хранителем искусства по-прежнему остаётся музей, то и он оказался вовлечённым в мир новых технологий.

Функции и возможности виртуального музея

Виртуальный музей мотивирует человека посетить реальный.

Ниже представлены основные функции виртуального музея:

Теперь рассмотрим возможности:

Возможности виртуального музея

Таким образом, актуальность продолжения исследований феномена виртуальных музеев необходима. Кроме того, существует потребность в улучшении информированности российского общества о познавательных, исследовательских и многих других возможностей виртуальных музеев.

Заключение

Подведем итог, виртуальные музеи – это прекрасная возможность показать посетителям экспозицию, но вместе с тем виртуальные музеи должны стать дополнением к посещению музея реального, а не конкурировать с ним.

Всемирный опыт свидетельствует, что деятельность, которая способствует популяризации организации в одной среде, как правило, приносит ей популярность и в других. Чем чаще люди посещают музеи он-лайн, тем чаще они будут посещать их в реальной жизни.

Ничего специфического, как не существует какого-то цифрового маркетинга, есть маркетинг с помощью цифровых инструментов, так же и с продвижением этого цифрового продукта. Всё то же самое: от СМИ до разговора с людьми на месте (с посетителями музея с помощью сотрудников или волонтёров, которые в своих гаджетах показывают преимущества того или иного продукта).

Заметила продвижение в профессиональном поле. Во-первых, выступления на российских конференциях с демонстрацией (в частности, ГМИИ) гарнитуры, которая позволяет поставить туда смартфон и посмотреть оцифрованное пространство. Во-вторых, участие в международных конкурсах и, допустим, победа Виртуального Музея Архитектуры.

Поддержка Министерства Культуры имеет большое значение, потому что к Министерству чаще обращаются СМИ, чем к отдельно взятому музею. Репортажи об этом, хотя не думаю, что их было много, нет у меня такого впечатления. Информирование через сайт, социальные сети. Но я бы не сказала, что это какая-то цельная стратегия, скорее, набор стандартных инструментов.

Я анализировала страницы музеев, у которых есть такие виртуальные проекты, в социальных сетях и не могу сказать, что они часто делают публикации, которые отсылали бы к этим виртуальным проектам. С чем это может быть связано?

Загруженная ежедневная повестка, о чём надо говорить.

Монетизация:

Нужна ли монетизация в принципе? Или лучше делать такие продукты доступными?

Необходимо смотреть по каждой конкретной ситуации: что за музей, что за аудитория, какие есть задачи текущие? Универсального ответа я дать не готова.

Во-первых, у очень немногих музеев есть внятная стратегия продвижения. За каждым таким проектом и за работой по продвижению обычно стоят вполне конкретные люди. Учитывая, как многозадачны сотрудники музеев, это, скорее, не следствие того, что это непродуманная стратегия, а просто, скорее всего, нехватка человеческого ресурса и другие ежедневные приоритеты. Должна, наверное, назреть какая-то готовность и воля, может быть даже запрос со стороны пользователей в том, чтобы эта тема развивалась активнее. Может быть, должно подрасти поколение тех, кто родился в окружении девайсов, в другой информационной культуре, прежде всего жители крупных городов. Им это будет важнее, нужнее, востребованнее.

Экспертное интервью взято для эмпирической части исследования магистерской ВКР по теме "Модели и инструменты продвижения виртуальных музеев". ВКР защищена в июне 2018 года на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Автор: Вера Радвила (Смирнова), магистр медиакоммуникаций (НИУ ВШЭ'18), руководитель проекта "Виртуальный музей Н. П. Ламановой".


Сейчас все постепенно уходит в онлайн. Это ни для кого не секрет, и многое из того, что раньше можно было сделать только придя в какое-то место, сейчас делается за компьютером или и вовсе со смартфона. Управлять своим счетом в банке, заказывать выписки, оплачивать коммунальные платежи, покупать еду, получать консультации и многое другое стало намного проще.

Теперь, вслед за этим к нам пришли и другие блага цифрового мира, но такие ли это блага, как может показаться на первый взгляд. Давайте рассмотрим то, о чем я говорю, и поймём, насколько это хорошо в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Каждый из нас хоть раз, но пользовался картами от Google или Яндекс. При этом не только смотрел, где находится конкретный дом, но и изучал панораму улиц. Это действительно удобно, ведь заранее изучив местность, можно гораздо легче сориентироваться, куда идти, когда сам окажешься на месте.

Теперь по такому принципу строятся некоторые развлекательные мероприятия. Например, у Google есть целый сервис, который позволяет посетить музеи, посмотреть, что находится внутри, и сделать это из дома совершенно бесплатно. Но так ли это хорошо?

Как бесплатно посетить музей

Действительно, посетить музей можно бесплатно, если просто посмотреть его панораму изнутри. Есть еще и дополнительные плюсы кроме отсутствия оплаты. Например, можно поближе рассмотреть то, что в музеях часто находится вне зоны общественного доступа. Например, когда в анфиладах огораживают внутреннюю часть и нельзя подойти для того, чтобы рассмотреть картину или узор гобелена на стене.


]]> ]]>
За настоящим музеем надо еще следить, а в онлайн только поддерживать сервер.

Также такой способ посещения достопримечательностей будет полезен людям, которые хотят ознакомиться с экспозицией, но не могут этого сделать. Причин может быть много, например, невозможность выйти из дома, нехватка денег или просто отсутствие свободного времени. В таких случаях, когда альтернативы просто нет, даже возможность виртуального осмотра достопримечательности будет очень приятной.

Некоторые достопримечательности стоят достаточно дорого и, к примеру, посещение Петергофа в Санкт-Петербурге стоит 900 рублей и не все захотят платить столько “за посещение парка”, пусть и красивого. А если взять билет на семью, то цена поднимается соответственно в несколько раз.

Даже если вы побывали в каком-то музее, он вам очень понравился и вы совершенно не пожалели потраченных денег, через некоторое время экспозиция может немного измениться, но не настолько, чтобы ехать в другой город. Достаточно посмотреть изменения в виртуальном туре.

Виртуальный музей в Китае

Большую популярность виртуальные туры по музеям набирают сейчас в Китае. Напомню, что сейчас в этой стране введен режим карантина и многие китайцы просто сидят дома. Можно играть в компьютерные игры, смотреть кино, читать книги и тому подобное, но многим хочется чего-то другого. Есть даже статистика, подготовленная компанией Gamma Data Corp. Согласно данным доходы от продажи десяти самых популярных игры для iPhone увеличились за время вынужденной изоляции в среднем на сорок процентов. Некоторые игры вообще удвоили продажи.

Для них те музеи, которые еще не подготовили виртуальные туры, активно готовят подобную услугу. Например, музеи провинции Ляонин, в том числе, и музей Императорского дворца.

В таких турах “посетители” могут не просто виртуально пройтись по территории музея, но и послушать комментарии аудиогида, пока рассматривают экспонаты, специально подготовленные для этого места. Учитывая, что большинство туров по музеям сейчас производится именно в таком формате, это не приводит к дополнительным затратам. Достаточно просто загрузить материалы аудиогида на сервер и все готово.


]]> ]]>
Содержимое этой коробочки можно просто залить на сервер с фотографиями и тур почти готов. Второй раз приглашать диктора не надо.

Для таких музеев даже готовятся некоторые специальные экспонаты. Например, некоторые особо ценные предметы, находящиеся в хранилища, могут быть помещены в залы для съемки. После этого их снова уберут и увидеть их можно будет только на экране.

Такие музеи могут быть бесплатными, если за подготовку виртуальных туров заплатят рекламодатели или правительство в рамках программы повышения культурного уровня населения. Правда, заплатить надо будет не только за создание системы, но и перекрыть потерю от снижения количества оффлайн посетителей.

Если никто не захочет оплачивать подобную работу, музеи могут брать плату с посетителей. При этом цена должна быть ниже, так как и расходы будут ниже.

Как видим, из такого способа можно вынести только одни плюсы, среди которых развлечение в то время, когда целые города не могут выйти из дома. Но это не совсем так и минусов будет тоже достаточно.

Чем плохи виртуальные музеи

Самым главным минусом виртуальных музеев будет то, что все вокруг ненастоящее. То есть, вы не сможете разглядеть детали произведения и ощутить присутствие того, что было нарисовано 500 лет назад, выковано 1500 лет назад или закопано в землю 10 000 лет назад. Именно подобные ощущения являются важным моментом посещения исторических музеев.

В музеях современного искусства очень важным является то, как экспонаты размещены в пространстве относительно друг друга. Это можно увидеть боковым зрением, но совершенно не заметить на экране. Кроме этого, во многих музеях есть экспонаты, которые должны вызвать осязательный отклик. Например, что-то можно потрогать, понюхать или послушать.


]]> ]]>
В некоторых музеях можно потрогать экспонаты и даже поучаствовать в различных развлекательно-познавательных активностях. Особенно это интересно детям.

Музей Луннусадам в Таллине представляет из себя ангар для гидропланов, в котором много образцов техники и даже настоящая подводная лодка, в которую можно зайти и пройтись по отсекам. Это тоже можно сфотографировать и подготовить виртуальный тур, но ощущения будут совсем не те, которые получишь реально находясь внутри этой “посудины”.

Если вы увлекаетесь живописью и разбираетесь в нанесении мазков или типах краски, посещение картинных галерей превратится для вас просто в просмотр картинок и вы не сможете разглядеть технику работы мастера и то, как он работал над своим произведением.

В итоге, мы получаем результат, но он будет немного синтетическим. Даже если пользоваться очками виртуальной реальности, все равно эффект будет не тот. Информацию мы получим, но не получим ощущения. Это как посмотреть на фотографию природы, но не ощутить запахов луговых цветов, послушать музыку в наушниках, а не сходить на концерт, или посмотреть футбол по телевизору, а не сходить на стадион. Да, в некоторые моменты вы получите даже больше информации, но вы не окунетесь в эту атмосферу.

А еще одним минусом будет то, что в перспективе это уменьшит популярность путешествий как таковых. Мы уже перестали делать многое, заменив это компьютером. Например, ходить в кино, заменив его стриминговыми сервисами, встречаться с людьми, предпочитая мессенджеры, или “гонять мяч”, предпочтя ему FIFA на PlayStation. Это проще и удобнее, но ощущения не те, как говорится.


]]> ]]>
Вы бы хотели такой жизни?

Не так давно в редакции мы шутили на тему посещения мавзолея в VR очках. Темы, до которых мы дошли, даже как-то печатать неудобно. Факт в том, что виртуальные туры можно довести до абсурда и нафантазировать то, что точно не было задумано создателями технологии.

Как делают виртуальные туры

На самом деле, создание виртуального тура мало чем отличается от подготовки панорам улиц крупными картографическими сервисами. В первую очередь, надо произвести подготовку помещения. Так как вам вряд ли захочется смотреть на экспонаты через людей, которые тоже попадут в кадр, надо выбрать время для съемки. Отлично подойдет утро перед открытием, когда из окон будет идти свет, но залы будут пустыми.

Съемка ведётся как на панорамную камеру, так и на обычную. Первая нужна для ориентации в зале, чтобы вы могли смотреть по сторонам, а вторая для того, чтобы разглядеть детали. Например, картину или другой экспонат.


]]> ]]>
Снятая панорамная картинна уже почти готова для размещения в виртуальном туре.

Собственно это почти все. Задача на первом этапе состоит в том, чтобы максимально подробно заснять все, что есть в помещении. После этого останется только понять, как это преподнести и при помощи специального ПО собрать в готовый тур. Панорамы выстраиваются в нужной последовательности, а отдельные фото встраиваются в них. Поверх всего этого накладываются сопроводительные тексты и записи аудиогида.

Технически процесс не выглядит сложным, если иметь готовую площадку, которая есть у крупных студий. Больше сложностей бывает с дизайном и административной работой.

Есть ли будущее у виртуальной реальности

Многие считают, что у виртуальной реальности нет будущего. Поговаривают, что настоящее будущее — это дополненная реальность. С этим сложно согласиться из-за того, что при всех плюсах AR, это только “дорисовка”. Воспроизвести мир, которого реально не существует или его просто нет рядом, как в случае с виртуальными музеями, может только VR.

Именно поэтому VR будет существовать отдельно от AR. Если говорить о тех же музеях, AR будет актуален при физическом посещении для получения дополнительной информации, а VR — при удаленном. Хотя, я все равно убежден, что подобные места надо посещать своими ногами. Да и вообще, виртуальный мир очень удобен и его благами надо пользоваться, но и реальный мир не надо забывать.

Возможно, это звучит очень старомодно и не современно для автора одного из крупнейших сайтов о высоких технологиях, но я считаю, что связь с реальностью терять нельзя и высокие технологии должны дополнять реальную жизнь, а не заменять ее, сводя активность только до удовлетворения физических потребностей. Когда-нибудь мы все загрузимся в условную матрицу, но пока надо наслаждаться тем, что есть вокруг нас. Конечно, если есть такая возможность. Если нет, для общего развития можно пользоваться и виртуальными турами.

Какие музеи можно посетить онлайн


На всех этапах развития общества музеи играют очень важную роль. Они представляют редкие, уникальные в своем роде разнообразные предметы и привлекают к ним внимание. Музей призван подчеркнуть ценность наследия с целью сохранения преемственности культуры. На мой взгляд, музей — это социокультурное учреждение, в котором собираются, изучаются и хранятся памятники искусства, истории, науки, техники и других сфер человеческой деятельности. Кроме того, музеи занимается просветительской деятельностью, выставляя разнообразные подлинники и копии экспонатов на всеобщее обозрение.

В настоящее время многие старые музеи основаны на просветительской музейной модели и исторических музеях просветительского типа. В просветительской модели музея все расположено на полочках, ящиках, в коробочках, и отделах. Исторический же музей просветительского типа, устроен как учебник истории — экспозиции расставлены с древнейших времен и до наших дней. В Государственном историческом музее, например, экспозиция построена на хронологической основе. Третьяковская галерея и Русский музей используют историко-монографический принцип: там одновременно и по хронологии, и по именам художников.

На сегодняшний день мы видим, что просветительская Музейная система плохо работает для современного посетителя. Посетители XXI века предъявляют высокие требования к музею, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психологических особенностей современного общества, особенностей образа жизни и перенасыщенности информационного фона, музей делает все возможное, чтобы заинтересовать посетителей.

Именно поэтому музеи все чаще используют интерактивные, мультимедийные элементы при выставке экспонатов. Главным продуктом интерактивного мультимедийного продукта стал виртуальный музей. Концепция виртуального музея зародилась в 1992 году.

Виртуальные музеи нужны современному обществу для того, чтобы показывать произведения искусства и многие другие экспонаты людям, которые по тем или иным причинам не могут прийти в музей. Эта функция применима к обеим моделям виртуального музея. Но есть и более интересные вещи, которые делают эту технологию весьма перспективной. Самое интересное начинается в тот момент, когда в виртуальном музее демонстрируют не то, что где-то существует, а то, чего нет и быть не может. В этот момент современное общество начинает максимально использовать возможности современных технологий в виртуальном музее. Наличие современных технологий помогает музеям создавать выставки, позволяющие посетителям всех возрастных и социальных категорий в доступном для них формате получить новую информацию для дальнейшего ее использования.

Сегодня технологии виртуального музея и активное использование современных средств отображения информации все больше интегрируются с реальной музейной экспозицией. Зачастую виртуальные экспонаты начинают сосуществовать с реальными. Виртуальные музеи решают реальную проблему доступности мирового культурного наследия. По мере развития средств коммуникации в интернете происходит объединение в группы интересов, даже если они расположены в разных частях нашего мира. Пользователи могут обмениваться информацией, впечатлениями и создавать собственные музейные проекты. Сегодня есть возможность говорить о виртуальном музейном пространстве, где уживаются и действуют виртуальные музеи и сетевые сообщества, объединяющие музейных работников и заинтересованных пользователей.

Но, если говорить о тенденции современного музейного развития, компьютеры постепенно начинают покидать музейную экспозицию. По крайней мере, с видимой его части. Причина проста: больше десяти лет назад компьютер как технический способ отображения был весьма привлекательным. Но современное общество уже воспринимает компьютер как нечто тривиальное.

Поэтому виртуальные музейные технологии на данном этапе требуют хороших IT-специалистов, для перехода виртуальных музеев на новый уровень.

Виртуальный музей необходим современному обществу и занимает лидирующее положение, так как только наследие, сохраняемое музеями, формирует личность, сохраняет традиции, показывает жизнь нашего народа и его культурное наследие.

Создание и использование виртуального музея необходимо для привлечения внимания современного общества ко всем музеям мира и вносит неоценимый вклад в развития музееведения. Ведь не каждый экскурсант может посетить реальные музеи. Причем, возможность увидеть уникальные материалы, находящиеся в фондах таких музеев, с помощью виртуальных музеев, значительно возрастает.

  1. Лебедев, А. В. Виртуальные музеи и виртуализация музея / А. В. Лебедев// Мир музея. 2010. № 10.С.5–9.
  2. Лысикова,О. В. Музеи мира [Электронный ресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 130с.
  3. Кулева,О. В. Виртуальный музей [Текст]: термин и характеристика / О. В. Кулева // Книга: Сибирь — Евразия: труды I Международного научного конгресса. Том 3. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. — C. 77–87. с.
  4. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. -№ 4 — С. 186–190.
  5. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи: анализ термина / Т. Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. -№ 14 — С. 163–169.

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальный музей, музей, современное общество, Иваново, компьютер, просветительский тип, Третьяковская галерея.

Читайте также: