Чем похожи соня и раскольников кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Преступление и наказание" - известный роман Ф.М.Достоевского, затрагивающий нравственные метания человека, совершившего преступление, его путь к раскаянию и наказанию.

Таким человеком в произведении становится Родион Романович Раскольников. Молодой петербуржский студент, которому приходится даже оставить учёбу, чтобы поддерживать своё существование. Главный герой живёт в тесной съёмной комнатушке, бедно одевается и скудно питается. Духота летнего Петербурга нагнетает в нём мысли о преступлении. Именно в этот момент в голове Раскольникова рождается его теория о "тварях дрожащих" и людях, "имеющих право". Главным кумиром молодого человека является Наполеон. Мы понимаем, что не последнюю роль в том, что Родион Романович решается на преступление, играет именно тщеславие, мания величия, идея превосходства над окружающими. Нищенское существование Раскольникова становятся дополнительным фактором, толкающим героя на убийство старухи-процентщицы и Лизаветы. Между тем, Раскольников обладает обострённым чувством справедливости, а потому совершённое преступление гложет его, за раскаянием наступает физическая болезнь, лихорадка. Главный герой выдаёт себя сам, не в силах совладать с совестью, и добровольно несёт свой крест в виде каторги.

Соня Мармеладова - девушка, оказавшаяся всё в той же враждебной среде, что и Раскольников. Тяжесть унизительного положения в обществе давит и на неё, именно поэтому молодой человек быстро проникается к девушке сочувствием и доверием. Соня Мармеладова живет "по жёлтому билету", обеспечивая всю семью, в то время как глава этой семьи, чиновник Мармеладов, предаётся унынию и топит горе в алкоголе. Тем не менее, девушка не так озлоблена на свою судьбу, как Раскольников. Надеяться на лучшее будущее ей помогает вера в бога, в его справедливые испытания, дающиеся каждому человеку. Собственным примером Соня Мармеладова убеждает и Раскольникова раскаяться в совершённом им грехе, понести за него справедливое наказание. В последствии девушка отправляется на каторгу вместе со своим возлюбленным, чтобы показать, что она никогда не отвернётся от него, если он ступит на путь истинный.

Таким образом, главные герои романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", Родион Раскольников и Соня Мармеладова - примеры нравственного падения и восстания людей, духовной силы, умения признавать и исправлять свои ошибки, несмотря на несправедливость жизни всегда выбирать добродетель, понимая, что если она не воздастся им на этом свете, то обязательно будет вознаграждена на небесах.

2 вариант

Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои произведения, на действиях которых развивается весь роман. Чтобы разобраться в романе, нужно разобраться в поведение героев и составить их характеристику. Это главная часть анализа романа: сравнение образов. Начнем.

Соня – второй по важности герой. Она помогает Раскольникову прийти к истинному пути. Достоевский видит в своей героине высшую правду. Это добрая, терпеливая и робкая девушка, восемнадцати лет. Соня живет в очень бедной семье Мармеладовых. Их отец был уволен, мачеха присматривает за детьми. Чтобы помочь своим близким, Соня решает начать торговать своим телом. Но это все от безысходности, она понимает, что ей не будет прощения, но при этом она имеет свои четкие убеждения на тему религии. Ее смысл жизни – помогать людям. После общения с Раскольниковым, она решает во чтобы то не стало помочь ему обрести себя, отпустить его грехи и признаться в содеянном. Именно благодаря ее силе воли, искренней вере, Родион получает шанс на спасение.

Сочинение

Главные герои романа Достоевского, две противоположности, но познакомившись, сближаются. Раскольников помогает Соне деньгами, опровергает обвинения в воровстве, тем самым спасая ее от тюрьмы. Соня же, в свою очередь, занимается духовностью и нравственностью Родиона. Именно ей он признается в совершенном преступлении, хотя отрекся от всех людей и семьи. Они находят спасение друг в друге. Только Соня смогла пробудить в цинике Раскольникове такие чувства как сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Читатель видит, как меняется отношение Родиона к Соне — от холодности и презрения до любви и осознания. Наверное, Родион доверился и проникся к Соне и потому, что она так же имела грехи, перешла религиозные нормы и заповеди, и, узнав об убийстве, плакала и сочувствовала и жалела Родиона, ни словом, ни взглядом не упрекнув его. В итоге, девушка отправляется вслед за любимым на каторгу, и никогда не отвернется от него.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — примеры нравственной распущенности человека, падения человека, но в силу сложившихся жизненных ситуаций, сумевшие понять и признать свои ошибки и ступить на путь исправления — долгий, тяжелый путь.

Также читают:

Картинка к сочинению Раскольников и Соня сравнительная характеристика

Популярные сегодня темы

Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком

Мечты – это некое абстрактное понятие, которое характеризует собой совокупность человеческих стремлений и желаний, которые зачастую обусловлены тем, чего он лишён. Так бедный будет мечтать о богатстве, богатый о здоровье

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

И Соня и Раскольников появились на свет в не очень обеспеченных семьях. Родители не могут помогать им деньгами. Поэтому они вынуждены зарабатывать на жизнь сами.

Соня и Родион из-за нищеты вынуждены пойти на преступление. Соня продает себя за деньги всем желающим. Раскольников идет на убийство старушки-процентщицы.

Оба героя стыдятся своих аморальных поступков. Эти поступки вызывают у них ощущение собственной никчемности.

Оба героя хотят искренне помочь своим родным. Родион хочет помешать браку Дуни с Лужиным, а потом со Свидригайловым. Соня хочет помочь своим сестрам, брату и мачехе.

Они пошли против общества, но потом раскаивались в своих преступлениях. Только Соня с самого начала понимала, что поступает не совсем верно, а Родион понял это со временем.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев

Раскольников и Соня являются грешниками, каждый по-своему: Раскольников идет на страшное убийство, а Соня губит себя, занимаясь "непристойной работой". У героев есть много различий, но есть и некоторые общие черты. Так например, они оба бедны, но добры и великодушны.

У Сони есть отец и мачеха. Мать Сони умерла несколько лет назад. Также у Сони есть сводные брат и две сестры (дети мачехи от первого брака).

По происхождению Раскольников, судя по всему, является мещанином. Хорошо образован, учился на юриста, но бросил университет, судя по всему, на 3-ем курсе.

По происхождению Соня, судя по всему, является мещанкой. Она малообразованна: отец учил ее чтению, письму и другим наукам. Иногда она читает романы и другие книги.

Соня - бедная девушка, дочь мелкого чиновника:
". бедная, но честная
девица. "

". просто-запросто о
голодной смерти дело идет. "

Раскольников - красивый молодой человек, брюнет с красивым черными глазами:
". тонок и строен. "
". замечательно хорош
собою. "

". темно-рус. "
". сверкнул на него загоревшимися гневом черными своими глазами. "
". прекрасными темными глазами. "

Соня - хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами:
". довольно хорошенькая блондинка. "
". голубые глаза ее были такие ясные. "
". с замечательными голубыми глазами. "

Раскольников умеет говорить громко и решительно (когда не болен):
". громко … отвечал
Раскольников. "

". проговорил он
решительно. "

Соня говорит кротким голосом, иногда шепетом:
". голосок у ней такой
кроткий. "

". проговорила вдруг в
ответ Сонечка, каким-то сильным и скорым шепотом. "

Раскольников одет очень бедно. Его одежда похожа на лохмотья:
". какой у него костюм,
как он ужасно одет!"

"Он был до того худо
одет. "

". его лохмотья. "

Соня носит бедную одежду (как уличную, так и домашнюю):
"Она была тоже в
лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному. "

Комната Раскольникова похожа на гроб, каюту, шкаф:
"Экая морская каюта. "
". дурная квартира. "
". точно гроб. "

Раскольников - добрый, великодушный человек:
"Великодушен и добр."
"Последние деньги на
похороны вдове отдал!"

Раскольников - гордый, надменный, высокомерный молодой человек:
". надменен и горд. "
". оба высокомерные и оба великодушные…" (мать о Раскольникове и Дуне)
". слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. "

Соня - негордая, смиренная, стыдливая девушка:
"Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом."
". со мной она как-то усиленно, как-то боязливо целомудренна и стыдлива!"

Раскольников умеет постоять за себя и требует к себе уважения:
". а я студент и кричать на себя не позволю."

Соня - безответная девушка. Ее можно обидеть почти безнаказанно:
". обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. "

Раскольников - нетерпеливый человек:
". человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!"

Соня - терпеливая девушка:
". о ее кротости, терпении, самоотвержении. "
"Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести. "

Раскольников не любит находиться в толпе:
". Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. "

Соня боится новых лиц и знакомств:
". очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, еще с детства, а теперь тем более. "

Раскольников совершает страшное преступление - убийство старухи-процентщицы и ее сестры:
"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. "

Соня совершает преступление против себя, занявшись "ремеслом", которое ненавидит всей душой:
". а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь. "
"Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это всё равно!)."

Раскольников много выстрадал в жизни:
"Да разве ты тоже не мучаешься? - вскричала Соня."
"Ох, как вы мучаетесь! - с страданием произнесла она, вглядываясь в него."
"Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен."

Соня перенесла много страданий в жизни:
"Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое." (Раскольников - Соне)

Раскольников считает себя подлецом и недостойным любви человеком:
"..я знал, что я подлец. "
"Я низкий человек, Дуня."
"Но зачем же они сами меня так любят, если я не стою того!"
"И можешь ты любить такого подлеца?" (Раскольников о себе - Соне)

Соня считает себя великой грешницей, бесчестной и даже жестокой (например, по отношению к мачехе):
"Да ведь я. бесчестная. я великая, великая грешница!"
"- Это вы-то жестокая?
- Да я, я!"

Это была сравнительная характеристика Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание": сравнение героев в цитатах из произведения.

Это молодые люди. Родиону Раскольникову примерно 23 года, а Соне — около 18. Они очень привлекательны несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства. Родион — высокий кареглазый брюнет, а Соня — низенькая, хрупкая, голубоглазая блондинка.

Девушка не имеет какой-либо профессии или образования, а вот молодой человек, напротив, очень образован. Он знает немецкий язык и некоторое время учился на юриста, но был вынужден учебу из-за бедности. Нищета — это именно то, что сближает героев. Они носят лохмотья и живут в маленьких комнатках. Родион Раскольников перебивается временными заработками, а Соня за неимением другой возможности заработка стала проституткой. Ей очень тяжело давалась ее работа, ведь она была очень верующей. Соня считала себя грешницей, в то время как и Родион был невысокого мнения о себе. Ему казалось, что он низкий человек.

Жизненные обстоятельства у персонажей очень похожи, но воспринимают они их по-разному. Юная Соня оказалась намного мудрее Родиона Раскольникова. Девушка была очень доброй, милосердной. Она жертвовала своим телом и душой для того, чтобы обеспечить свою семью. Для нее было нормально переступить через себя, чтобы помочь ближнему. Но у молодого человека была совсем другая теория. Он считал, что можно переступить через других людей, вплоть до убийства, чтобы достичь своих целей.

Они очень отличаются и по своему характеру, но их сближает то, что Родион и Соня не любили большие скопления людей, боялись новых знакомств. Девушка была очень смиренной и послушной, поэтому ее мог обидеть почти любой прохожий. Родион никого не слушал и никому не подчинялся.

Соня — робкая, терпеливая, тихая — не просто так повстречалась Родиону, гордому, нетерпеливому человеку. Именно в этой девушке персонаж увидел свои ошибки и нашел свой путь исправления. Именно между этими персонажами зародилось понимание и поддержка, ведь они оказались в похожих жизненных обстоятельствах.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — это два персонажа, которые связаны общей судьбой, несмотря на противоположное восприятие мира.

Другие сочинения: ← Сочинение Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой↑ ДругиеЛонгрен, его судьба и характер →

Сочинение

Главные герои романа Достоевского, две противоположности, но познакомившись, сближаются. Раскольников помогает Соне деньгами, опровергает обвинения в воровстве, тем самым спасая ее от тюрьмы. Соня же, в свою очередь, занимается духовностью и нравственностью Родиона. Именно ей он признается в совершенном преступлении, хотя отрекся от всех людей и семьи. Они находят спасение друг в друге. Только Соня смогла пробудить в цинике Раскольникове такие чувства как сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Читатель видит, как меняется отношение Родиона к Соне — от холодности и презрения до любви и осознания. Наверное, Родион доверился и проникся к Соне и потому, что она так же имела грехи, перешла религиозные нормы и заповеди, и, узнав об убийстве, плакала и сочувствовала и жалела Родиона, ни словом, ни взглядом не упрекнув его. В итоге, девушка отправляется вслед за любимым на каторгу, и никогда не отвернется от него.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — примеры нравственной распущенности человека, падения человека, но в силу сложившихся жизненных ситуаций, сумевшие понять и признать свои ошибки и ступить на путь исправления — долгий, тяжелый путь.


Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Раскольников

Соня тоже живет за чертой бедности. Но для нее основная ценность – это не она сама, а близкие для нее люди. Чтобы хоть как-то прокормить семью, Соня получает желтую карточку и вынуждена торговать своим телом. Нравственная ее жизнь при этом остается прежней и даже еще больше углубляется в заботу о родных, честность и порядочность. Вера в Бога спасает душу Сонечки от многих бед и черных мыслей. Несмотря на свою кротость и смиренность, Соня – человек с четкими убеждениями и большой силой духа. Именно она убеждает Родиона сознаться в содеянном. Но она не бросает Раскольникова, а идет за ним по этапу. Также как и он когда-то отдал ее семье последние гроши – она отдает ему себя, все что имеет в своей душе. Благодаря Соне, ее рассуждениям и непоколебимой вере в Бога, Раскольников обретает шанс на спасение.

Внешность и характер героини

Автор наделяет Сонечку Мармеладову милыми чертами лица.

Внешне девушка была воплощением ангела:

  • у нее были чистые голубые глаза, придававшие ее лицу добродушный вид;
  • Сонечка обладала светлыми локонами, которые чаще всего прикрывала головным убором;
  • особенно часто девушка надевала смешную соломенную шляпу;
  • черты ее лица были несколько неправильными, нос и подбородок имели заостренные очертания.


Героиня была худенькой, ее отличал невысокий рост. За счет этого девушка выглядела моложе своих лет. В обыденной жизни Софья Семеновна Мармеладова одевалась скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Перед выходом на панель ей приходилось облачаться в яркое растрепанное платье с нелепым хвостом. На улице ее внешний облик должен быть пошлым, чтобы можно было привлечь побольше клиентов.

Описанию характера героини Достоевский специально не уделял много внимания, по его задумке образ девушки должен был быть легким, незаметным. Впрочем, по некоторым цитатам можно было понять, что это милосердная, терпеливая, кроткая, набожная особа.

Читайте также: