Спортивное ориентирование в доу проект

Обновлено: 05.07.2024

Спортивное ориентирование – это достаточно молодой, но очень интенсивно развивающийся вид спорта. Суть его в том, что бы пользуясь картой, компасом, как можно быстрее отыскать на местности все контрольные пункты. Рекомендуемый возраст для начала занятий этим видом спорта – 5-7 лет, но как показывает практика, спортивным ориентированием может заниматься практически каждый и в любом возрасте, если нет ограничений по медицинским показателям.

Основной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, профилактика заболеваний. Но, как известно, одним из способов укрепить здоровье являются занятия спортом. Двигательная активность является одним из факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. И это необходимо учитывать при планировании непрерывной образовательной деятельности.

Сейчас вся образовательная деятельность в ДОУ строится на интегрировании образовательных областей.

Занятия спортивным ориентированием включают в себя практически все образовательные области – познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и даже художественно-эстетическое развитие. Оно способствует умственному и физическому развитию детей, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Доказано, что при занятии ориентированием у детей развиваются аналитические, прогностические и другие умственные способности в такой же степени, как и в шахматах.

В ДОУ начинать заниматься спортивным ориентированием можно даже в ясельной группе. Гуляя с детьми на прогулочном участке, можно обращать их внимание на постройки, деревья, скамейки и другие значимые ориентиры участка, играть в прятки, догонялки и т.д. Постепенно можно в игру вводить задания на поиск предмета по подсказке воспитателя. Например, найти ведёрко, которое стоит за деревом или найти совок, который лежит под скамейкой.

Со средней группой нужно продолжать изучать ориентиры своего участка. Игры должны содержать задания на логическое мышление, дети учатся ориентироваться в пространстве. Задания могут быть следующие, например, что – бы найти клад, нужно определить, где стоит самое большое дерево на участке. От него вправо сделать пять шагов, и повернуть назад и сделать ещё три шага. Когда дети в достаточной степени усвоят понятия вправо, влево, назад, сбоку, спереди и т.д., можно переходить к знакомству с картой.

В старшей и подготовительной группах, можно использовать спортивные состязания, игры с использованием карты, квесты и т.д. В этом возрасте спортивное ориентирование можно дополнять играми и заданиями по краеведению, нравственно-патриотическому воспитанию, использовать элементы национального фольклора.

Спортивное ориентирование является эффективным средством оздоровления детей и их всестороннего развития. Этим видом спорта можно заниматься в любую погоду, следовательно, идёт познавательное развитие окружающего мира с его сезонными изменениями. Спортивное ориентирование предполагает использование контрольных пунктов с номерами, цифрами, ориентировка по направлению, а это развитие математических представлений.

В зависимости от возраста детей добавляется количество пунктов и их цифровое обозначение. По мере взросления детей их словарный запас обогащается новыми словами – карта, компас, местность, пункт, ориентир, дистанция, маршрут и т.д. Можно использовать стихотворную форму заданий, т.е. идёт речевое развитие детей.

При планировании мероприятий по спортивному ориентированию можно использовать для мотивации детей сказочных героев, например, Буратино, Незнайка и т.д. Для развития социально-коммуникативных навыков использует ся соревновательный момент, а также создание затруднительных моментов, из которых дети должны найти выход. Они учатся работать в команде, оказывать помощь своим друзьям, испытывать чувство сострадания к близким. Ну и конечно, спортивное ориентирование это спорт, который развивает детей физически. Дети становятся ловкими, выносливыми, у них развивается память и внимание.

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности. При выполнении заданий, содержащих элементы спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Хотелось бы отметить и эмоциональный настрой детей, при выполнении заданий. Они испытывают огромное удовольствие и радость, потому что спортивное ориентирование это неисчерпаемый источник положительных эмоций.

Спортивное ориентирование способствует развитию индивидуальности ребёнка, так как каждый может найти в нём, что то важное, нужное и интересное именно для себя. А ещё спортивное ориентирование в ДОУ это прекрасный способ привлечь к совместной деятельности с детьми и их родителей, устроив, например, семейные соревнования или совместный турпоход на природу. А это значит, что спортивное ориентирование помогает ещё и развитию здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Цель данного проекта : улучшение физических качеств (выносливость и скорость) и умственных способностей (умения ориентироваться на плоскости и в пространстве) у детей подготовительных к школе групп.
Способ достижения цели : использование спортивного ориентирования для развития физических качеств и умственных способностей у детей подготовительных групп детских садов № 5, 6.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты, расположенные на местности. Оно сочетает в себе одновременную физическую и умственную нагрузку, что делает его уникальным. Спортивное ориентирование требует не только выносливости и скорости, как в беге, но и умения логически мыслить и ориентироваться на местности. В этом и заключается отличие такого активного вида спорта как спортивное ориентирование от игры в шахматы.

Педагогическое взаимодействие педагогов двух детских садов позволило выстроить алгоритм совместной работы:

1) организация творческой группы;

2) подготовка коллектива к сотрудничеству;

3) составление совместного плана работы;

4) корректировка в процессе работы;

6) анализ результатов.

Целью взаимодействия детских коллективов является формирование эмоционально-целостного отношения к сверстникам.

Целью взаимодействия родителей является приобщение родителей к воспитательному процессу ДОУ, приобщение к совместной с детьми деятельности через спортивное ориентирование.

Для реализации проекта было приобретено необходимое оборудование и снаряжение: компасы, клубные палатки, детские печатки, фигурные дыроколы, планшеты для карт, призмы для спортивного ориентирования на контрольные пункты, флажки.

На первом этапе реализации проекта была проведена беседа с детьми и их родителями о том, что такое спортивное ориентирование с выходом в старый парк. Также в ООД по познавательному развитию были включены упражнения на ориентировку в пространстве на ограниченной территории (в группе), ограниченной поверхности (листе бумаги, учебной доске) и тренировочные упражнения на спортивной площадке ДОУ.

На втором этапе были проведены мероприятия в открытых парковых зонах.

Первое мероприятие прошло в осенний период в старом парке, где воспитанники, их родители и педагоги детских садов № 5,6 определяли на местности отмеченные на карте объекты и двигались в нужном направлении. Детям было очень интересно и познавательно. Родители приняли активное участие вместе с детьми.

В начале проектной деятельности и по ее итогам было проведено контрольное тестирование дошкольников. Результаты мониторинга знаний и умений ориентироваться на плоскости воспитанников на начало проектной деятельности показали следующие результаты: низкий уровень – 38%

средний уровень – 54%

высокий уровень – 8%

По результатам тестирования знаний и умений ориентироваться на плоскости воспитанников по итогам проектной деятельности показали следующие результаты: низкий уровень – 6%

средний уровень – 62%

высокий уровень – 32%

Уровень качества знаний и умений в ориентировании на плоскости и в пространстве у детей вырос на 32%.

За время реализации проектной деятельности по результатам мониторинга улучшились физические качества дошкольников (выносливость и скорость) на 38% (показатели повысились с 54% на 92%), что говорит об эффективности данного проекта.

В постпроектной деятельности в систему работы учреждений включены занятия по обучению спортивному ориентированию.

Разработанная система взаимодействия двух дошкольных образовательных учреждений эффективна, т.к. привнесла свои положительные результаты и изменения для каждого из участников проекта. Обогатила опыт педагогов и родителей, повысила уровень социального и физического развития дошкольников, положительно повлияла на процесс адаптации детей к школе. Поэтому имеет смысл продолжить дальнейшее сотрудничество двух коллективов на благо развития детей.

По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта : воспитанники старшей, подготовительной групп, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: внутри ДОУ, с привлечением родителей.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников. К общекультурной готовности детей при переходе из детского сада в школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы повышать не только физическую подготовленность, но и развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Растить детей здоровыми, сильными и эмоциональными – одна из главных задач детского сада.

Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Целенаправленная работа по формированию умения ориентироваться на местности позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и развить у них умственные, познавательные способности, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование умения ориентироваться на местности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• Знакомить детей с ориентированием на местности по схеме;

Развивать следующие качества: выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, быстроту, координацию движений;

• Воспитывать дружеское взаимопонимание, отзывчивость, способность оказывать помощь друг другу;

Закреплять физические качества: быстроту, реакцию, координацию движений;

• Научить детей работать со схемой;

• Разучить правила поведения на улице, в общественных местах и транспорте;

МЕТОДЫ ПРОЕКТА

1. Тематические физкультурные занятия.

2. Специальные игровые задания.

4. Анкетирование родителей.

5. Рефлексия (изобразительная деятельность).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск. : изд-во БГУ, 1987.-176с.

2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002.

3. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М. : АРКТИ, 2004.-116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).

5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. - №8.- С. 91-92

6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 - 1999, С 61-64.

Дидактическое: компасы, схемы, флажки, ориентиры.

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Мы предполагаем, что данная работа будет способствовать ещё большему единению интересов семьи и детского сада. Эффективность данного проекта предполагается отследить через отзывы родителей и гостей наших мероприятий.

• Значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия, а также развивается внимание и наблюдательность.

• При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятия решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

• Одним из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений. Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.

• Необходимо отметить, что ориентирование на местности может стать эффективным средством оздоровления детей и развитие у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

№ Содержание Время проведения Ответствен

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение составленной взрослыми карты (схемы) всей территории детского сада.

2. Совместное составление карты (схемы) взрослым и детьми территории детского сада.

Инструктор по физ. кул.

4. Упражнения на развитие памяти. На карте закрывается часть схемы, ребенок по памяти восстанавливает (дорисовывает) карту.

25.08 2015 воспитатель

5. Знакомство с компасом:

• Рассматривание, обследование, рассказ взрослого, для чего предназначен, как пользоваться;

• Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу);

26.08.2015 Инструктор по физ. кул.

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

6. Соревнования по спортивному ориентированию на участке детского сада.

27.08.2015 Инструктор по физ. кул.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

7. Рефлексия по итогам соревнований (рисунки детей о проведенном мероприятии)

27.08 2015 воспитатель

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

о проведении соревнований по ориентированию на местности

1. Цель проведения соревнований: ориентирование на местности по схеме.

• Знакомить детей с ориентированием на местности по схеме;

• развивать, внимание и наблюдательность;

• воспитывать дружеское взаимопонимание, отзывчивость, способность оказывать помощь друг другу;

закреплять физические качества: быстроту, реакцию, координацию движений.

3. Время и место проведения соревнований:

Соревнования проводятся 26.08.2015 года на территории детского сада.

4. Руководство соревнованиями:

Главный судья соревнований – инструктор по физической культуре. Судьи на контрольных пунктах – воспитатели, родители.

5. Участники соревнований:

Дети старшей и подготовительной группы

6. Определение победителей:

В командном зачете по наибольшей сумме очков, набранных участниками команд.

Команды награждаются грамотами и сладкими призами.

Рефлексия (анкетирование для родителей)

1. Понравилось ли проведение соревнований?

2. Как часто необходимо проводить такие или подобные соревнования?

3. По каким видам спорта Вы считаете возможным проводить соревнования в детском саду?

4. Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребенок занимался в спортивной секции?

Спортивное развлечение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение "Детский сад № 44" Открытое родительское собрание на тему: «Вместе с.

Спортивное развлечение к 23 Февраля Цели и задачи: 1. Воспитывать чувство гордости и уважения к Российской Армии, любовь к Родине, воспитывать у девочек уважение к мальчикам,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Способствует формированию умения ориентироваться в пространстве, действовать в соответствии с игровыми правилами по заданному маршруту, используя план с условными обозначениями.

Спортивное ориентирование

для детей старшего дошк. возраста.

Цель: Создание условий для совершенствования двигательных способностей детей и умений ориентироваться в пространстве, действовать в соответствии с игровыми правилами, по заданному маршруту.

Образовательные

-упражнять детей в ходьбе, беге с выполнением различных заданий;

-развивать ловкость, выносливость;

-способствовать умению ориентироваться в пространстве по плану с условными обозначениями.

Оздоровительные:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Воспитательные:

- формировать навыки общения со сверстниками;

- развивать умение работать в команде;

- развивать настойчивость в достижении поставленной цели;

- обогащать детей положительными эмоциями.

Способ организации: подгрупповой.

Оборудование для детей: письмо-приглашение, маршрутная карта с обозначенными на них пунктами и их названиями, секундомер, рюкзак.

Место проведения: территория вокруг детского сада.

Возрастная группа: старше-подготовительная группа.

Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашем саду неизвестный похитил овощи и фрукты с нашей кухни и теперь поварам не из чего готовить детям суп и компот. Он оставил только 2 карты с помощью, которых мы сможем отыскать пропажу. Давайте поможем поварам найти овощи и фрукты.

Итак, с кухни пропал картофель – его будет искать первая команда и яблоки – их будет искать вторая команда. (Дети делятся на команды). Теперь выберем капитанов команд (Выбирают капитана).

Ребята, найти овощи и фрукты нужно как можно быстрее, так как скоро обед. Как вы поняли из карт вам нужно пройти 4 станции, что вас ждет на станциях, мы не знаем, но на каждой вы будете искать один овощ или фрукт. Каждая команда должна найти 4 – картофеля, 4 – яблока. Команды отправляются согласно картам в заданном направлении на поиски. Команды в пути не пересекаются друг с другом.

Дети проходят 4 станции, где выполняют задание и ищут фрукт или овощ.

1. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

2. Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

3. Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

4. Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

5. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

Молоко чипсы

Витамины газировка

Овощи колбаса

Фрукты сухарики

Сок много сладостей

Зарядка жвачка

умываться ходить грязным

чистить зубы не ложиться спать

1. Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна….(зарядка)

2. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет…(Спорт)

3. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несу меня не кони,

А блестящие …(коньки)

4. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет здесь сноровка,

И, конечно, … (тренировка)

5. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят – нипочем –

Не угнаться за … мячом

6. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом, езжай на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Заданием следующей станции будет ответить на мои вопросы, которые одновременно задаются всем участникам. Тематика вопросов – спорт. Право отвечать предоставляется тому, кто первым поднял руку.

Назовите вид спорта, в котором используется этот предмет:
а) воланчик (бадминтон);
б) клюшка (хоккей);
в) обруч (гимнастика);
г) коньки (фигурное катание);
д) ракетка (теннис, бадминтон);
е) штанга (тяжелая атлетика);
ж) ворота (футбол, хоккей);
з) скакалка (гимнастика).

Согласно правилам карты на финиш дети должны прийти на спортивную площадку, где фиксируется время прибытие команды. Дети делятся впечатлениями о пройденном этапе.

Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег! Первый снег!
Он кружится. Легкий, новый
У ребят над головой
Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой!
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо

Широка и велика наша страна, у кого-то золотая осень за окном, а у нас сегодня выпал первый снег! Первый снег как обычно, из года в год выпадает поздней осенью, и всё равно это почти всегда бывает неожиданно. Однажды, просыпаешься утром, а на улице все белым бело.

Вот и сегодня дети пришли в детский сад возбуждённые, и наперебой рассказывали, кто видел снега больше. Часто выглядывая в окно, дети с нетерпением ждали время прогулки.

1637485213225

1637485242230

1637485277173

Вот и долгожданный час прогулки настал. Ребята нашей группы с огромной радостью играли со свежевыпавшим первым снегом, лепили фигурки и у всех было одно желание - только бы снег не растаял.Хотя снега было немного,дети слепили снеговичков,играли в снежки и радовались зимним играм.Уже совсем скоро наступит настоящая зима и принесёт с собой снег, радость и смех.

Читайте также: