Театрализованная деятельность по программе от рождения до школы

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое публикации

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по театрализованной деятельности

(Срок реализации программы 2 года)

Разработала: Адалатова Ольга Владимировна –

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Актуальность программы:

Направленность программы:

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для развития музыкальных способностей детей, уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Именно в детском театральном коллективе решаются задачи воспитания нравственной личности, ориентирующиеся на общечеловеческие ценности - культуру, духовность, творчество.

Особое внимание в программе уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Педагогическая целесообразность:

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершая чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
(Лариса Рубальская)

Уникальность:

Уникальность программы состоит в том, что ребята, которым трудно выступать пред зрителями, спрятавшись за ширму, могут в полной мере проявлять свои творческие способности в кукловождении, актерском мастерстве, песенном творчестве с куклой, выполненной своими руками.

Отличительные особенности программы:

Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года

Объем часов: 168 ч ( из них первый год – 66 ч, второй год – 102 ч)

Режим занятий:

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для детей 5-6 летнего возраста составляет 25 минут, для детей 6-7 летнего возраста составляет 30 минут. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей, а также возможностей учреждения. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

Формы проведения занятий:

изучение основ сценического мастерства

мастерская кукол, костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

работа в малых группах, индивидуально

Наполняемость группы:

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и СанПиНом (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13), количество детей в группе не превышает санитарных норм.

Условия набора: принимаются все желающие с учётом пожелания родителей. Методологические принципы:

психологическая комфортность – создание образовательной среды, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов воспитательно - образовательного процесса, п редоставление условий для участия в разнообразной деятельности;

дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;

формирование у детей умения выбирать;

поощрение творчества, самостоятельного поиска художественного решения;

Пояснительная записка

Радостные лица малышей, счастливые улыбки после кукольного представления убедительно говорят, что дошкольники очень любят театр. Кукольный театр привлекает своей загадочностью и переносит детей в совершенно особенный и увлекательный мир, где все необыкновенное возможно. Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.

Такую большую радость могут доставить детям не только взрослые артисты – профессионалы, но и маленькие артисты – посещающие дошкольное учреждение. Но нельзя рассматривать кукольные спектакли только как развлечение, благодаря произведениям детской литературы, сказкам, дошкольники познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и выражают свое собственное отношение к смелости и трусости, к добру и злу, к дружбе и вражде и т.д. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, преодолевать неуверенность в себе, робость, застенчивость. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретатель­ность, способность к импровизации. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен­ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых зада­ний в образах животных и персонажей из сказок помогает луч­ше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Увиденное в кукольном театре расширяет кругозор детей, они делятся впечатлениями с друзьями, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. В рисунках, в аппликациях, в лепке дошкольники стараются передать различные эпизоды из театрального представления.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в повседневной жизни, в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают мини - представления. Эти игры развивают творческие силы и способности дошкольников. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания и всестороннего развития детей.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали­зованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза­тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про­граммам, описанным в литературе. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Цель программы: (для педагога) Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства.

Задачи программы:

создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;

- необходимо научить дошкольников устанавливать контакты и согласовывать свои действия с партнерами, понимать состояние другого человека и уметь выражать свои эмоции, уметь действовать сообща (постановка совместных спектаклей с участи­ем детей, родителей, педагогов ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими);

воспитание личностных качеств ребенка на положительных примерах детской литературы, народного фольклора;

развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности, ознакомление с начальными навыками изготовления кукол своими руками и кукловождения;

обучение навыкам грамотной и сценической речи, развитие диалогической речи, эмоциональной выразительности и декламации стихов;

совершенствование артистических навыков детей в плане пере­живания и воплощения образа, а также их исполнительских уме­ний;

развитие сценической практики, мимики, жестов.

Цель программы: (для родителей) Создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности. Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;

предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, потешки, стихотворения и пр.;

по мере возможности организовывать просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях;

рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.;

рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

План взаимодействия с родителями в старшей и подготовительной к школе группе

Форма проведения

Творческая гостиная, мастер-классы

Концерт для родителей

Материальная база: для реализации программы имеется: методическая литература, записи музыкальных произведений (адаптированных для дошкольников), декорации, костюмы, музыкальная техника.

Оборудование детской театральной студии:

1.Настольный театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Фланелеграф. 4.Стенд-книжка. 5. Пальчиковый театр. 6. Теневой театр. 7. Детские костюмы для спектаклей. 8. Взрослые костюмы для спектаклей. 9.Элементы костюмов для детей и взрослых. 10.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 11.Ширма для кукольного театра. 12. Декорации к спектаклям. 13.Музыкальный центр, видеоаппаратура. 14.Медиотека (аудио- и CD диски). 15. Методическая литература.

Целевые ориентиры:

Ребенок заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью.

Может разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

интонировать музыкальные темы;

произносить фразы с разной интонацией с одновременным кукловождением;

действовать согласованно, слушать друг друга, способен договариваться, учитывая интересы и чувства других.

Ребенок открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;

способен выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

Ребенок знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

знает некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: мягкой игрушки (кукольный), настольном, стендовом на фланелеграфе.

Содержание программы:

Театр – чудесный дом,

Ты музыку услышишь в нем.

Пение, танцы, плач и смех - удовольствие для всех! О.А. Прохорова

Что это за удивительная страна, где всюду происходят чудеса? Ответ на этот вопрос дети получают в первом полугодии обучении программы.

1 –Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Темы первого полугодия (31 ч ):

Задачи первого полугодия:

познакомить детей с богатством русского народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, заклички, дразнилки, считалки, стихи, песни;

вспомнить с детьми малые жанры русского фольклора – потешки, прибаутки;

дать первоначальные навыки изготовления кукол – самоделок для настольного театра;

учить передавать характерные особенности сказочных героев;

развивать творческое воображение, речь, мелкую моторику рук;

подготовить мини - спектакль, где бы дети побывали в образе героев русского фольклора, испытали их заботы и переживания.

Малые жанры русского фольклора

Темы второго полугодия (35 ч):

Задачи второго полугодия:

1.расширить представление детей о самобытности изготовления русской игрушки; 2. познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, воспитать желание заинтересованно слушать, понимать смысл, самостоятельно придумывать и выразительно рассказывать конец сказки. 3. подготовить спектакль экологической направленности по мотивам русской народной сказки, с позитивными героями – примером для подражания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка

«Театр- искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает

человека. Тот, кто любит театр по настоящему,

Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей.

Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира.

Как уберечь его от страшной разрушительной силы? Как помочь ребёнку познать мир, накопить опыт общения, развить творческие способности, накопить мудрость?

Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

основы актерского мастерства;

основы кукольного театра;

кто работает в театре;

правила поведения в театре;

Использование национально регионального компонента

Определение репертуара в соответствии с временами года

Драматизация с элементами кукольного театра

Знакомство с историей театра, с театральными профессиями, строением театра, правилами поведения.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности (этюды, игры- драматизации, создание афиш, декораций, элементов костюмов, сочинение сказок, в импровизациях).

Расширять знания детей об окружающем мире: история театра, устройство театра, кто работает в театре, какие бывают театры, о разнообразии театральных кукол, декораций (уметь различать и называть их).

Развивать речь дошкольника: пополнять и активизировать словарь детей, работа над дикцией, интонационной выразительностью, диалогической и монологической речью.

Воспитывать положительное отношение к культуре Севера (сказки, мифы).

Развивать гуманные чувства детей: адекватно реагировать, радоваться успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь, правильно оценивать свои поступки и поступки других.

методическая копилка

методическая копилка

методическая копилка запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📒

Театрализованная деятельность

Оценить 952 0

(средней, старшей, подготовительной групп).

Воспитатели: Дворникова Ольга Павловна.

Захарова Галина Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка стр. 3

3. Педагогический анализ стр. 5

4. Программа средней, старшей, подготовительной

5. Требования к уровню подготовки воспитанников стр. 29-31

6. Список литературы стр. 32

Содержание программы включает восемь основных блоков.

Блок 1 – основы кукловождения.

Блок 2 – основы кукольного театра.

Блок 3 – основы актерского мастерства.

Блок 4 – основные принципы драматизации.

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 – театральная азбука.

Блок 7 – проведение праздников.

Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3,4 – на каждом занятии; блоки 6 – на тематических занятиях 2 раза в год ( по три занятия в октябре и в марте); блок 7 реализуется 1 раз в квартал.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоции при проигрывании ролей. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и художественно-эстетических направлений современного общественного устройства.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развитие их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6 -7 лет (подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с учетом детей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, настольный театр, театр на фланелеграфе и др.).

Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин. – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Содержание программы включает восемь основных блоков.

Блок 1 – основы кукловождения.

Блок 2 – основы кукольного театра.

Блок 3 – основы актерского мастерства.

Блок 4 – основные принципы драматизации.

Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 – театральная азбука.

Блок 7 – проведение праздников.

Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

Читайте также: