Специфика педагогической деятельности в области физической культуры и спорта в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов на тему:

Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

- Охрана и укрепление здоровья детей

- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка

с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств

- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни

- Обеспечение физического и психического благополучия

Начинать решать эти задачи надо с самого рождения. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Работа педагога проходит через все ведущие виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики : гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят : создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

Значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ

Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию.

К ней относится:

Гимнастика после дневного сна

Спортивные игры и упражнения

Лечебная физкультура (по назначениям врача)

Занятия по валеологии и экологии

Спортивные праздники, досуги, развлечения

Занятия ЛФК и т. д.

Профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья людей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

К ним относятся:

- для часто болеющих детей

- для детей с ортопедическими нарушениями

Смазывание носа чесночным маслом, оксолиновой и бороментоловой мазью

Полоскание горла солёным раствором и настоями трав

Гимнастика для глаз и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия у психолога

Занятия по валеологии и экологии

Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места.

К ним относятся:

а) полоскание горла отварами трав

б) фито чай витаминный

в) фитоадептогены (женьшень, элеутерококк)

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Ходьба на лыжах,

Катание на коньках.

Подвижные игры с элементами основных видов движений,

Спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д. ,

Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.

Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой

Гимнастика с элементами хатка- йога и ушу и др.

Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

Контрастные воздушные ванны

Облегченная одежда детей

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

Топтание в тазу

Контрастный душ в бассейне (при наличии бассейна)

Полоскание горла настоями трав

Вхождение в воду контрастной температуры (ср. возраст)

Погружение ног в прохладную воду

Обтирание тела и др.

Мониторинг, диспансеризация - система медицинского контроля за ростом и развитием детей.

Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей . Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления

Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей .

От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Физическое воспитание является мощным фундаментом всестороннего развития ребенка - ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья, физического развития и всесторонней двигательной подготовленности.
На сегодняшний день формирование физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено.
Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным доступным ребенку видам движений. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Формирование физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений.

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного, полноценного и гармоничного развития.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к занятиям спортом.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались путем комплексного подхода, одномоментно.
Для успешной организации физического воспитания детей необходимы следующие условия и факторы, которые создает педагог:

  1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.
  2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.
  3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
  4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.
  5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
  6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
  7. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе (уголок здоровья).

В процессе своей деятельности педагог должен стремиться решить следующие задачи:

- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

- формировать основы безопасности жизнедеятельности;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Деятельность воспитателя по формированию физических качеств детей отражают ряд принципов:

  1. Принцип фасцинации (от англ. fascination - очарование).
  2. Принцип синкретичности (от греч. synkretismos - соединение, объединение).
  3. Принцип творческой направленности.

Целью вышеперечисленных принципов является то, что воспитатель обязан организовать процесс так, чтобы сотворчество с детьми было системным.

Соблюдение указанных принципов, целевых установок в деятельности детей требует от воспитателя продуманных действий, усилий в работе.

Деятельность педагога по формированию физических качеств заключается в создании необходимых условий.

  1. Составляет картотеку по содержанию занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.
  2. Изготавливает пособия, атрибуты для занятий, игр.
  3. Целенаправленно отбирает игровой материал.
  4. Планирует последовательность применения игр и игровых упражнений.
  5. Разрабатывает и проводит игры-занятия с детьми с высокой и низкой двигательной активностью.
  6. Организует предварительную работу с помощником воспитателя.
  7. Проводит занятия с детьми по подгруппам.
  8. Ориентируется на допустимые нагрузки на сердечно-сосудистую систему ребенка для каждого вида движений.
  9. Следит за самочувствием детей.
  10. Следит за тем, чтобы использовалось все пространство помещения.
  11. Учит элементарной страховке и сам подстраховывает детей.
  12. Показывает движения и все упражнения выполняет вместе с детьми, как бы становясь старшим ребенком.
  13. Отвечает за темп и длительность занятия. Придает развивающий характер процессу обучения воспитанников.
  14. Осуществляет взаимодействие с родителями по проблемам физического воспитания и развития детей.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом данной возрастной группы. Он включает их в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом воспитатель должен следить, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре.

При проведении подвижных игр педагог должен следить за тем, чтобы дети сразу включались в игровую деятельность, а не строились специально перед игрой; во время игры не толпились, не мешали друг другу; чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстро утомляет их.

Воспитатель может сам принимать участие в игре с детьми, путем показа, объяснения, обучать детей новым движениям, регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечивая определенную физическую нагрузку.

Одним из необходимых условий успешного проведения физкультурных занятий является правильное планирование и правильная организация. Дети должны по возможности заниматься в физкультурном зале (если его нет, то в групповой комнате). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большей мере проявить двигательную активность. Перед занятием воспитатель подготавливает необходимые пособия, хорошо проветривает помещение, проверяет одежду детей.

Для проведения занятий физическими упражнениями воспитатель подготавливает простейшие пособия: палки, каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна, деревянные лесенки (для развития лазания), большие корзины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании). Применяемые пособия по размерам, массе и удобству пользования ими должны соответствовать возрасту детей.

В ходе проведения физкультурного занятия педагог следит за тем, чтобы ребенок не уставал, если он длительно находится в одном и том же положении, если он повторяет движения одного и того же характера. Нужна частая смена одних движений другими, чередование движений с отдыхом. Чередование упражнений разного характера и для разных мышечных групп обусловливает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом и показом упражнений обеспечивает переключение видов деятельности и сохраняет хорошую работоспособность и активность детей.

Воспитатель методически правильно должен составлять комплексы физических упражнений для занятий по физической культуре и утренней гимнастики. В комплексы необходимо включать упражнения общеразвивающего характера, для укрепления мышц туловища, плечевого пояса и ног. Также важны упражнения, содействующие формированию у детей правильной осанки, особенно упражнения, выполняемые из положения лежа в виде разных видов ползания (переползания, подползания и др.).

При составлении комплексов физических упражнений, помимо возраста и уровня развития основных движений, воспитатель должен учитывать физическое развитие и состояние здоровья детей. Воспитатель учитывает трудность упражнений, включаемых в комплексы, которая должна постепенно нарастать. Он меняет содержание комплексов частично или полностью по мере усвоения детьми входящих в комплекс упражнений, в среднем через 2 — 4 недели.

Очень важно создать положительное эмоциональное настроение у детей красивым, ярким показом движения самим воспитателем. Потому что выполнение движений доставляет радость, когда ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении. При выполнении упражнений воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение правильно.

Двигательная активность детей на занятиях увеличивается по мере того, как они овладевают движениями.

Перед занятием утренней гигиенической гимнастикой педагог проверяет одежду детей, которая должна быть свободной и легкой. Вначале гимнастики воспитатель организовывает группу детей, сосредотачивает их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу). Затем педагог перестраивает детей для выполнения ОРУ. В содержании утренней гимнастики педагогу следует планировать не только ходьбу и бег, но и простейшие движения рук и ног, повороты, наклоны туловища и др. Заканчивать короткой пробежкой (вернее, ускоренной ходьбой) и заключительной ходьбой. При проведении гимнастики воспитатель следит за качеством выполнения требуемых движений, исправляет ошибки и своевременно сигнализирует необходимость сменить, усложнить тот или иной комплекс упражнений, как только дети овладели достаточно хорошо предыдущим комплексом.

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких-либо отклонений от норм, а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые. На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи воспитателя при индивидуальной работе по физическому воспитанию заключаются в обучении детей, не усваивающих программный материал, в общем со всеми темпе; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.

Индивидуальную работу педагог планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок. Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, воспитатель должен несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часы бодрствования педагогу следует проводить отдельные физические упражнения с отстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры (например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). С детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводятся специальные занятия по индивидуальным комплексам.

При обучении двигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно.

Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.

У ребенка дошкольного возраста сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. С этой целью важно создать условия в групповой ячейке и на участке для свободной двигательной активности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В групповой комнате должно быть просторно, что достигается правильной расстановкой мебели, подобранной в соответствии с ростом детей.

Участок и игровую площадку также оборудуют специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и др.). Детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения.

Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Педагогу необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей преодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок не слишком подвижен, используйте все формы по физическому воспитанию, как приятное время препровождения. Все это позволит развеселить ребенка и приведет к правильному его развитию.

Итак, дошкольный возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития, а правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Учитывая, что необходимый эффект в правильном физическом воспитании ребенка даёт непосредственное воздействий на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей из окружающей среды невозможно не сказать об огромной роли воспитателя в данном процессе т.к. дети большее время проводят в дошкольном учреждении.

Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста требуют от воспитателя глубоких знаний и творческого подхода. Воспитателю во время планирования и проведения работы по физическому воспитанию, необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка и особенности формирования физических качеств, создать все условия для нормального физического развития детей.

Исходным положением для дифференцированного стимулирования двигательной активности является систематическое наблюдение за поведением ребенка. Регулярные наблюдения позволяют вовремя увидеть и понять состояние ребенка, которое иногда он не может выразить словами. При подозрении на двигательные отклонения необходимо при согласии родителей обратиться к профессионалам для уточнения состояния ребенка и, возможно, необходимой специализированной помощи. Важно оценивать двигательные умения ребенка, не сравнивая его с другими детьми, а акцентируя внимание на совершенствовании его собственных умений. Поддержки и положительной оценки заслуживают индивидуальные решения двигательных задач, старание и прогресс в качестве движений. Критика должна быть конструктивной, высказываться в форме предложений.
Самостоятельно выбранные детьми виды деятельности дополняются регулярными предложениями педагога по двигательной активности как для групп, так и для отдельных детей. Педагог должен уделять внимание каждому ребенку, доходчиво объяснять требования, подбадривать. Необходимо проследить, чтобы все дети могли принимать участие в играх и упражнениях.

Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Это качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость, меткость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных.

Формирование физических качеств у детей дошкольного возраста в полной мере зависит от педагога, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них.

Именно физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. В дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических качеств.

Для того чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий. Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, стрейтчинг, занятия танцами и прочее.

Изучение теоретической литературы показывает, что большую роль в формировании физических качеств играют знания психофизиологического развития ребенка, зная их особенности, воспитатель грамотно организует условия для их эффективного формирования.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, можно сказать о том, что ведущая роль в формировании физических качеств ребенка-дошкольника отводится воспитателю-профессионалу, компетентному в области педагогики.

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год, по три занятия в каждой возрастной группе. При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:
- комплекс музыкально-ритмических упражнений;

- утренняя гимнастика игрового характера;

- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

- комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа;

- преодоление полосы препятствий

Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.


Физкультминутка является обязательной частью ООД. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это общеразвивающие упражнения - упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

Двигательная разминка или динамическая пауза проводится во время большого перерыва между занятиями. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

· дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

· совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

· развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

· воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например, подбор интересного сюжета игры.

Упражнения в основных видах движений.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег по пересеченной местности на 300-400 метров, быстрый бег на 10 метров с ходу (2-4 раза с перерывами), бег со средней скоростью на 100-200 метров. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения.

Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег.

В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т.д. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (в бегание на горку, сбегание с нее, пробегание по поваленному дереву и спрыгивание с него и т.д.).

Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать:

· серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.);

· многообразные прыжковые упражнения — спрыгивание с пенька в обруч, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы;

· прыжки в длину с места и с разбега;

· прыжки в высоту с разбега;

· прыжки через короткую скакалку разными способами;

· прыжки через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся, вращающуюся).

Метание, бросание и ловля мяча.

Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года), так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.

Упражнения на полосе препятствий.

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.

Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).

Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Она тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики В ДОУ применяются при проведении ООД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость), на коррекционных занятиях с логопедом и психологом, в ходе свободной деятельности детей, или как специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребёнка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.

Массаж и самомассаж.

Массаж – система приёмов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приёмов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

Это упражнения для мышц лица. Состоит из 3-4 упражнений. Повторяется по 3-4 раза. Рекомендуются комплексы, составленные А. А. Уманской, М. Ю. Картушиной .

Гимнастика для глаз.

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажёрам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости) .

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачёву). В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А. Н. Стрельниковой (в игровой форме), задержку дыхания (по К. П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации .

Фонопедические упражнения основаны на методе звукового дыхания М. Л. Лазарева и фонопедическом методе развития голоса В. А. Емельянова, которые направлены на укрепление и лечение голосового и дыхательного аппарата. Голосовые игры способствуют также обогащению тембра голоса ребёнка.

Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.

Виды закаливания:
- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры

Автор: Савельева Елена Викторовна

Организация: МБДОУ № 479

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Физкультурно-оздоровительная работа - это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним и физическое воспитание. Овладение естественными движениями (ходьба, бег, ползание, преодоление препятствий, подвижные игры) способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье (иммунную резистентность), повышает приспосабливаемость (адаптацию) организма к различным факторам внешней и внутренней среды.

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Значение физического воспитания дошкольников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне физически развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина современного общества.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Индивидуально - дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Главной оздоровительной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей. Также не менее важно решать широкий круг воспитательных задач. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов. У детей необходимо, воспитывать любовь к знаниям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  • сохранение физического и психического здоровья;
  • освоение основных двигательных действий;
  • подготовка к физическому воспитанию в школе;
  • профилактика заболеваний;
  • укрепление здоровья средствами физической культуры.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:

  • физкультурное занятие,
  • утренняя гимнастика,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия.

Физкультурное занятие является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год.

Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.

3. Щедрина А.Г., Трещева О.Л., Сулейманов И.И. Непрерывное валеологическое образование, как система формирования и укрепления здоровья человека // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях: материалы Международной научно- практической конференции. – Улан-Удэ, 2015.

Читайте также: