От чего зависят характеристики звуков издаваемых человеком и индивидуальные различия голоса кратко

Обновлено: 05.07.2024

От чего зависят свойства звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия гласа?

  • Владислав Францицкус-Гумун
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 01:48:29
  • 1
  • 1

Свойства звуков, издаваемых человеком, необыкновенно при членораздельной речи, зависят также от сокращения мышц глотки, ротовой полости и т. д.
В период полового созревания гортань у юношей разрастается больше, чем у женщин, и голосовые связки очень удлиняются. В итоге голос у мужчины понижается практически на октаву, ломается. Глас у девушек меняется меньше.

Аденозинтрифосфа́т (сокр. АТФ) — нуклеозидтрифосфат, выполняющий важную роль в обмене энергии и веществ в организмах. АТФ является универсальным источником энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Вопрос 2. Какое строение имеют органы дыхания у позвоночных животных, обитающих в наземно-воздушной среде?

Органы дыхания наземных позвоночных — лёгкие — в схеме представляют собой пару мешков, открывающихся в глотку через гортанную щель. Эмбрионально лёгкие возникают в виде выпячивания брюшной стенки глотки в задней части жаберного аппарата, то есть имеют энтодермальное происхождение. На ранних стадиях развития эмбрионов зачатки лёгких напоминают пару внутренних (энтодермальных) жаберных щелей. Эти обстоятельства, а также общие для лёгких и жабр черты кровоснабжения и иннервации заставляют считать лёгкие гомологами задней пары жаберных мешков.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. Какие этапы дыхания выделяют и каково их значение?

Обычно выделяют три этапа дыхания: 1) внешнее (лёгочное) дыхание — процесс обмена газами (газообмен) кислородом и углекислым газом между лёгкими и атмосферой; 2) транспортировка газов кровью — кислорода из лёгких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в лёгкие для удаления из организма; 3) тканевое дыхание — газообмен в тканях, в результате чего кислород используется для синтеза АТФ и образуется углекислый газ и вода.

Вопрос 2. Охарактеризуйте строение и функции органов дыхания.

Носовая полость выполняет важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Гортань участвует в дыхательной, защитной, голосовой и речевой функциях. Участие гортани в дыхательной функции выражается не только в проведении вдыхаемого воздуха из верхних дыхательных путей и выдыхаемого из нижних дыхательных путей, но и в регуляции акта дыхания.

Трахея и бронхи проводят воздух от верхней дыхательно-пищевой полости.

Вопрос 3. Какие виды тканей преобладают в строении органов дыхательной системы и почему?

Эта система состоит из единого комплекса костной, хрящевой, соединительной и мышечной тканей грудной клетки.

Вопрос 4. От чего зависят характеристики звуков, издаваемых человеком, и индивидуальные различия голоса?

Характеристики звуков, издаваемых человеком, особенно при членораздельной речи, зависят также от сокращения мышц глотки, ротовой полости и т. д.

Вопрос 5. Каковы основные пути исправления дефектов речи?

Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление недостатков произношения.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с высвобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду. В среднем в состоянии покоя человек потребляет в течение 1 минуты 250 мл кислорода и выделяет 230 мл углекислого газа. Процесс аэробного окисления является главным механизмом, обеспечивающим освобождение энергии в организме.

Вдох происходит с помощью трех одновременно протекающих процессов:

1) расширения грудной клетки;

2) увеличения объёма легких;

3) поступления воздуха в легкие.

У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки в положении вдоха и выдоха составляет 7-10 см, а у женщин – 5-8 см.

Расширение грудной клетки при вдохе обеспечивается сокращением инспираторных мышц – диафрагмы, наружных межреберных и межхрящевых. Грудная клетка при вдохе расширяется в трех направлениях. В вертикальном направлении грудная клетка расширяется за счет сокращения диафрагмы – уплощения ее купола. При спокойном вдохе купол диафрагмы опускается примерно на 2 см, при глубоком – до 10 см. В норме вентиляция легких на 2/3 осуществляется за счет движений диафрагмальной мышцы. Диафрагма принимает участие в обеспечении кашлевой реакции, рвоты, натуживания, икоты, в родовых схватках. Во фронтальном направлении грудная клетка расширяется благодаря некоторому разворачиванию ребер в стороны при движении их вверх. В сагиттальном направлении грудная клетка расширяется вследствие удаления концов ребер от грудины вперед при поднятии их в результате сокращения наружных межреберных и межхращевых мышц. Наружные межреберные мышцы при своем сокращении с одинаковой силой тянут верхнее ребро вниз, а нижнее вверх. Однако система из каждой пары ребер поднимается вверх.

Вместе с расширением грудной клетки расширяются и легкие. При этом увеличивается их объём. Вследствие расширения легких увеличивается отрицательное давление в плевральной щели и давление в самих легких. Воздух начинается энергично двигаться через воздухоносные пути и заполнять легкие. Вслед за вдохом плавно начинается выдох.

Выдох осуществляется вследствие одновременно происходящих процессов:

1) сужения грудной клетки;

2) уменьшения объёма легких;

3) изгнания воздуха из легких.

Экспираторными мышцами являются внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшной стенки. Сужение грудной клетки обеспечивается эластической тягой легких и эластической тягой брюшной стенки. Это достигается следующим образом. При вдохе растягиваются легкие. Кроме этого, диафрагма опускается вниз и оттесняет органы брюшной полости, растягивая при этом стенку брюшной полости, в результате увеличивается эластическая тяга стенки. Как только прекращается поступление импульсов к мышцам вдоха по диафрагмальным и межреберным нервам, прекращается возбуждение мышц вдоха, и они начинают расслабляться. Воздух изгоняется из легких вследствие повышения давления в них, так как объём легких при выдохе уменьшается, что ведет к сжатию воздуха и выдавливанию его из легких.

Главная роль дыхания – обеспечение организма энергией. Источником энергии являются органические соединения, которые поступают в организм с пищевыми веществами. Дыхание обеспечивает высвобождение этой энергии. Энергия высвобождается на последнем этапе – тканевом дыхании – при окислении органических соединений.

Какое значение имеют хрящевые кольца в стенках трахеи и бронхов и почему в трахее они неполные?

Трахея образована 16—20 неполными хрящевыми кольцами, не позволяющими её стенкам спадаться. То, что хрящевые кольца не замкнуты на задней стенке трахеи. за счет чего она мягкая, имеет большое значение при глотании.

Характеристики голоса

Вы уже знаете из первого урока, что с точки зрения физики звук характеризуется тремя свойствами: высотой, силой и звуковым спектром. Вам также известно, что голос – понятие более широкое, чем просто звук.

Голос может быть подвижным или зажатым, полетным или тяжелым, благозвучным или неприятным для слуха, монотонным или же отличаться разнообразием обертонов. На все эти свойства и характеристики голоса можно (и нужно!) влиять, работая над постановкой глосса.

Цель урока – изучить основные характеристики и свойства голоса, и узнать, как можно влиять на характеристики голоса таким образом, чтобы он звучал красиво. В данном уроке мы разберем основные шаги в постановке голоса с целью развития красивого звучания.

Содержание:

Итак, мы определились, что нам нужно сделать в течение ближайшего урока, поэтому начинаем!

Характеристики и свойства голоса

Начнем с характеристик и свойств голоса. Как понятно из терминов, мы узнаем, чем характеризуется человеческий голос и какими свойствами он обладает. Нам это нужно для того, чтобы понимать, на что, собственно, следует влиять, чтобы добиться красивого звучания голоса.

Чем характеризуется голос:

Важный момент: не стоит путать благозвучность голоса и благозвучие речи. Мы уже говорили, что голос и речь – это не одно и то же. Так вот благозвучие речи – это приятное на слух сочетание звуков, удобное для произношения; такое, которое не режет слух.

В целом, думается, понятно, какими же свойствами и характеристиками обладает человеческий голос и на что именно мы должны влиять, чтобы научиться управлять им.

Основные шаги для постановки голоса

На самом деле, чтобы положительно повлиять на характеристики и свойства голоса, нужно освоить всего несколько важных вещей. Они универсальным образом влияют на основные характеристики голоса и, если вы освоите их полностью, то улучшите абсолютно все.

Что влияет на характеристики голоса:

  1. Дыхание и опора.
  2. Дикция и артикуляция.
  3. Работа с резонаторами.

Отметим, что все предлагаемые в данном курсе упражнения – это симбиоз рекомендаций профессионалов, так или иначе работающих с голосом: врачей, лекторов, дикторов, артистов, вокалистов и т.д. Мы упростили все советы до уровня, когда ими сможет воспользоваться любой человек, в том числе и не имеющий ораторских способностей и никогда не занимавшийся развитием голоса.

Дыхание и опора

Дыхание, необходимое просто для снабжения организма кислородом, отличается от дыхания, которое нужно с целью правильного красивого звукоизвлечения. Вот как раз для того, чтобы голос был красивым, нужно освоить правильное звукоизвлечение. А добиться этого можно лишь тогда, когда у вас будет тренированное дыхание и опора для звука.

Что дает тренированное дыхание и опора для голоса:

1 основу красивого звучания;
2 доступ к высоким нотам (для певцов;
3 легкость и полетность голоса;
4 профилактику зажимов связок и других частей тела;
5 выносливость голосового аппарата.

Как этого всего добиться? Рассмотрим пошаговый алгоритм постановки дыхания и поиска опоры для голоса с тем, чтобы он звучал красиво и ярко.

Шаги по постановке дыхания и опоры голоса:

  1. Глубокий быстрый вдох через нос в нижнюю часть легких – так, чтобы раздувался живот и бока в нижней части. Важно: плечи не должны подниматься!
  2. Задержка дыхания таким образом, чтобы живот и бока остались в зафиксированном раздутом состоянии, т.е. удержание воздуха за счет мышц брюшного пресса.
  3. Постепенный выдох с минимальным расходом воздуха, без резкой потери воздуха.

Это и есть принципиальные отличия дыхания, необходимого просто для жизнедеятельности организма, и дыхания, необходимого для уверенного звукоизвлечения. Если в обычном режиме мы вдыхаем в верхнюю часть легких, то для чтения лекции или любого другого публичного выступления воздухом нужно заполнять бОльшую часть легких.


Есть еще один нюанс: вдыхать желательно столько воздуха, чтобы его хватило на произносимую фразу, не больше и не меньше. Если вы вдохнете меньше, окончание фразы прозвучит невнятно и зажато, т.к. у вас не хватит воздуха для нормального звучания. Если вы вдохнете больше и по окончании фразы опять начнете добирать воздух, произносимые фразы тоже начнут звучать невнятно, а вам будет сложно контролировать поток воздуха так, чтобы он выходил постепенно, без резких рывков. Навык контроля объема вдыхаемого воздуха приходит с тренировкой и практикой.

Упражнения на постановку дыхания и опоры:

Во время выполнения упражнений смотрите в зеркало и контролируйте положение живота и боков (они должны быть раздуты) и положение плеч (они должны быть опущены и не должны подниматься).

При правильном выполнении упражнений у вас не должно быть никакого дискомфорта в шее, плечах, челюсти, голосовых связках. Возможна лишь небольшая усталость брюшного пресса, если вы не слишком тренированный человек и не особо дружите со спортом.

Если же при выполнении упражнений 2 и 3 вы ощущаете дискомфорт в шее, плечах, челюсти, голосовых связках, немедленно прекратите их выполнять и вернитесь к упражнению 1 на расслабление верхней части туловища.

Обращаем ваше внимание на важный нюанс: предлагаемые в курсе упражнения помогают не всем, а только тем, кто их делает! Настоятельно рекомендуем освоить вышеприведенные упражнения с тем, чтобы в последующих уроках вы смогли перейти к заданиям более высокого уровня сложности, также необходимым для развития красивого голоса и речи.

А в уроке №2 Полина Гагарина подробно разъясняет и демонстрирует вышеописанную технику дыхания:

Уточним, что принципы звукоизвлечения для пения и устной речи сходны. Отличия лишь в глубине необходимой проработки: если в повседневной жизни мы можем сами решать, нужно ли нам звучать красиво и убедительно, то у певцов это входит в профессию по умолчанию. Поэтому если вы освоите технику дыхания, которую практикуют оперные и эстрадные исполнители, устное выступление перед большой аудиторией вам будет даваться вообще без труда.

Дикция и артикуляция

Следующий важный шаг в постановке голоса – это дикция и артикуляция. Эти понятия не зря стоят рядом. Они настолько тесно взаимосвязаны, что одно без другого попросту невозможно. Без четкой артикуляции невозможна хорошая дикция. В то же время избыточно активная артикуляция может делать звуки более грубыми.

Артикуляция – это совокупность работы органов речи при образовании звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.

Дикция – это четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.

Работа над дикцией и артикуляцией, помимо самоочевидных результатов в виде четких понятных звуков, имеет еще один весомый бонус. Это снятие зажимов с горла, которые являются распространенным явлением в нашу эпоху всеобщего сидения за компьютерами и гаджетами.

Что дает хорошая дикция и артикуляция:

1 четкость и понятность произношения звуков;
2 выразительность и энергетика в голосе;
3 доступ к длинным нотам (для певцов;
4 более живую мимику;
5 избавление от зажимов в области горла.

Про зажимы следует сказать отдельно. Без устранения зажимов невозможна хорошая артикуляция, но, в то же время, работа над артикуляцией позволяет постепенно начать избавляться от зажимов. Заметим, что артикуляционный аппарат достаточно сложен и, помимо языка и губ, в артикуляции участвует большое количество мышц.

Устройство артикуляционного аппарата:


Схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:


Упражнения по снятию зажимов:

  1. Расслабьте лицо, шею, все артикуляционные мышцы. Для этого слегка покачайте головой вправо-влево, вперед-назад. Важно: избегайте резких движений и не пытайтесь добиться максимальной амплитуды движений. Если вы ощущаете дискомфорт или слышите какие-то щелчки и прочие звуки, пропустите это упражнение. Если дискомфорт в шее и артикуляционных мышцах – это ваше перманентное состояние, найдите возможность обратиться к неврологу или хирургу.
  2. Тренируйтесь держать шею и голову прямо. Проверьте, насколько хорошо вам это удается, положив книгу на голову. Если закрытая книга держится плохо, пока тренируйтесь с открытой книгой, положив ее открытыми страницами поверх головы. После того как вам удалось удержать книгу на голове в состоянии покоя, попробуйте удержать ее, когда говорите. Подойдет любой текст, для которого не нужно наклоняться, чтобы прочитать его с листа или компьютера.

Больше упражнений на расслабление и снятие зажимов вы сможете увидеть в уроках Полины Гагариной. Они одинаково пригодны для артистов, певцов, лекторов и всех людей, кому приходится много говорить:

Упражнения по улучшению дикции и артикуляции (выполнять перед зеркалом):

К слову, как заверяет врач из Великобритании Леонард Джейн, сжатие карандаша между зубами может помочь расслабить мышцы челюсти и уменьшить интенсивность головной боли [Dailymail, 2016]. Так что если у вас есть головные боли, тренировка голоса даст дополнительный бонус в виде улучшения самочувствия.


И, конечно же, развитию дикции и артикуляции помогают скороговорки. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.

К теме развития дикции и более развернутым рекомендациям по ее развитию мы вернемся в отдельном уроке. А сейчас изучим еще один мощный способ влиять на характеристики голоса и управлять его звучанием на свое усмотрение.

Раскрытие резонаторов

Для начала напомним, что такое резонаторы, и расширим знания о резонаторах, полученные в уроке №1. Резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску нашего тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.

Итак, какие же существуют резонаторы? В разных источниках можно встретить разные варианты классификации резонаторов. Где-то к основным резонаторам относят глотку, трахею, ротовую и носовую полости. Кто-то считает, что существует грудной резонатор и группа головных резонаторов, к которым относятся полости выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.

Резонаторы, которыми можно управлять для звукоизвлечения:

  1. Грудной резонатор.
  2. Ротовой резонатор.
  3. Носовой резонатор.
  4. Головной резонатор.

Так или иначе, резонансные полости представляют собой замкнутые пространства, содержащие воздух, который способен резонировать, т.е. вибрировать при попадании звуковой волны. Другими словами, резонирует воздух, содержащийся в полостях, а не полости как таковые. Ввиду того, что мы можем изменять форму и объем полости, мы можем менять форму и объем резонатора и, соответственно, силу резонирования и звук, который получается при этом.

Все резонаторы взаимосвязаны, способны взаимодействовать и взаимно влиять друг на друга. Мало кто в повседневной жизни использует полностью возможности всех резонаторов. Обычно более всего работает какой-то один, максимум два резонатора.

Какой резонатор преимущественно работает у вас:

Что дает соединение резонаторов:

1 объемное и мощное звучание голоса;
2 отличную слышимость в аудитории любого размера;
3 возможность перенастраивать голос по ходу выступления;
4 возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.;
5 больше возможностей для интонирования и выразительности речи;
6 больше возможностей для обогащения индивидуального тембра;
7 возможность сгладить переходные ноты (для певцов).

Другими словами, соединение резонаторов дает возможность максимально использовать функционал каждого резонатора и добиться так называемого синергетического эффекта, когда взаимодействующие резонаторы усиливают действие друг друга. Но для начала нужно поработать над развитием каждого резонатора. Поэтому разберемся, для чего нужен каждый резонатор и как его развить.

Функции резонаторов:

  1. Грудной резонатор – его работа обеспечивает мощное звучание голоса, может помочь сделать голос бархатистым и интимным, он дает доступ к низким нотам и (внимание!) делает более выразительными высокие ноты и позволяет избавиться от писклявости в голосе, как если работает только головной резонатор.
  2. Головной резонатор – его работа придает голосу полетность, звонкость, легкость, он обеспечивает доступ к высоким нотам.
  3. Ротовой резонатор – обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов горла, помогает говорить более свободно.
  4. Носовой резонатор – соединяет все резонаторы, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.

Кроме того, носовой резонатор абсолютно необходим для тех, кто хотел бы освоить эстрадно-джазовый вокал или научиться петь рок. Забегая вперед, скажем, что именно с помощью носового резонатора идет работа над освоением вокальной техники микст, которая обеспечивает яркое и качественное совместное звучание грудного и головного резонаторов. Как же работать над развитием резонаторов? Специально для вас – самая элементарная диагностика, позволяющая ощутить работу каждого из резонаторов.

Как почувствовать и развить работу резонаторов:

Не пытайтесь произносить буквы громко, резко, не напрягайте голосовые связки. Не забывайте про вдох, контролируйте, чтобы бока были раздуты, а плечи не поднимались.

После того как вы ощутите работу каждого резонатора, поработаете над их развитием и уверенным звучанием с помощью предложенных упражнений, можно перейти к соединению резонаторов. Все необходимые для этого буквы мы уже отработали по отдельности, а сейчас нужно будет потренироваться произносить их вместе.

Так вы последовательно отработаете все необходимые соединения (голова-нос, голова-нос-рот, рот-грудь) и улучшите звучание своего голоса по всему диапазону. И помните, что каждый последующий шаг в работе над основными свойствами и характеристиками голоса – это не повод забыть то, что вы выучили накануне на предыдущем этапе. Поставленное дыхание и опора для голоса должны быть всегда, четкая дикция и адекватная артикуляция – тоже.

К слову, если вы досмотрели урок №3 от Полины Гагариной до конца, вы уже знаете, что раскрытию резонаторов способствуют природные звуки – плач и стон. А если вы хотите поработать над резонаторами под музыку, посмотрите следующий урок. Там же будут более сложные упражнения на постановку дыхания:

Подведем итоги урока. Сегодня вы подробно узнали об основных свойствах и характеристиках голоса: сила, высота, тембр, полетность, подвижность, тон, темп и благозвучность. А также о том, что улучшить эти характеристики можно, если поставить дыхание, найти опору для голоса, отработать дикцию, артикуляцию и научиться в полной мере пользоваться всеми резонаторами.

Мы желаем вам успехов в работе над курсом и предлагаем пройти тест на усвоение материала урока.

Тест на усвоение материала урока

Мы можем определить знакомого человека по голосу, так как у каждого он имеет свои особенности. Это связанно сразу с несколькими факторами. Голос мы имеем благодаря голосовым связкам. Но он отличается у мужчин и женщин. Очень легко по голосу отличить мужчину от женщины в большинстве случаев. Но вот с детьми это сложнее. Дело в том, что особенности голосовых связок изменяются под действием половых гормонов. Поэтому при половом созревании у мальчиков голос ломается. Если удалить мужские половые железы - голос также со временем изменится.

Читайте также: