Проект школа территория здоровья в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Конинина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

3. Партнёры проекта

4. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  1. Кадровое обеспечение:
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • фельдшер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель физической культуры;
  • классные руководители;
  • библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Тематические классные часы по программам:

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители 1 - 4 кл.

Классные руководители 5 - 9 кл.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с

размещением на информационных стендах микрорайона.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

- Писатели о здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

В течение учебного года

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по ВР

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, старшая вожатая

Малые олимпийские игры

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Поход выходного дня

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

Массовый забег на разные дистанции.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

Учителя физической культуры, комитет по спорту

Спортивные походы памяти

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Учителя физической культуры, ЦДТ

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Парад героев спорта школы

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

Заместитель директора по ВР

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

Родители, педагоги школы

Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

Фельдшер, заместитель директора по ВР

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

Учителя физической культуры, старшая вожатая

Родители, педагоги школы

Заместитель директора по ВР

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Заместитель директора по ВР

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

9. Ожидаемые результаты

- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством использования ИКТ создать новые условия для обучения и воспитания здоровой личности при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса (родителей, воспитаников и педагогов). Программа "Школа - территория здоровья" направлена на формирование у школьного возраста потребности к здоровому образу жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии.

Программа "Школа- территория здорвья" может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парционально на разных уровнях образовательной системы.

ВложениеРазмер
programma_shkola-territoriya_zdorovya.doc 870.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

на 2015 – 2018 годы

Срок реализации – 3 года

План подготовки к созданию

Все имеет смысл, пока мы здоровы.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

К сожалению, статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 6-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.

Концептуальное обоснование программы:

Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В работе с обучающимися :

1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

  • обучать жизненно важным умениям и навыкам;
  • развивать двигательные качества;
  • обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
  • формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий обучающихся, детально проработать программы для:

  • детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
  • освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
  • обучающихся специальной медицинской группы;
  • обучающихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом:

1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:

  • эффективности уроков физической культуры ;
  • приросту физической подготовленности обучающихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
  • охват обучающихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
  • педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
  • организации туристической работы с обучающимися.

2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме “Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры”.

3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива

  • совместные соревнования учителей и учеников школы
  • участие учителей школы в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.

4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.

В работе с родителями:

1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.

5. Использование научных исследований в практике оздоровительной работы школы;

6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

7. Отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.

8. Организация полноценного сбалансированного питания.

9. Нормирование учебной нагрузки, дозированный объем домашнего задания, использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.

10. Внедрение кружковой, внеклассной, внешкольной работы формирование здорового образа жизни учащихся.

  • улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым;
  • формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
  • повышение мотивации обучающихся к здоровому образу жизни;
  • здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
  • эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

Система управления и контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

  1. Витаминизация.
  2. Диспансеризация.
  3. Профилактические прививки.
  4. Дни и недели здоровья.
  5. Спортивные школьные праздники.
  6. Беседы о здоровье с учащимися и родителями.
  7. Оформление классных и школьных уголков здоровья.

Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:

Формы организации занятий:

• интеграция в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Каково же состояние здоровья детей нашей школы?

Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.

Таблица №1

Болезни глаза и его придаточного аппарата
(Н00-Н59)

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
(M00-M99)

Болезни мочеполовой системы
(N00-N99)

Болезни нервной системы
(G00-G99)

Болезни органов дыхания
(J00-J99)

Болезни органов пищеварения
(K00-K93)

Болезни системы кровообращения
(I00-I99)

Болезни уха и сосцевидного отростка
(H60-H95)

Болезни эндокринной системы
(E00-E99)

Всего детей, состоящих на диспансерном учете

В % от всех детей

Распределение детей по группам здоровья обучающихся.

Таблица №2

Таблица №3

Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:

  • преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
  • имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.

Причины ухудшения здоровья школьников следующие:

  • социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.

II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:

  • знать, как это делать;
  • хотеть это делать;
  • уметь это делать.

Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.

Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.

Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.

Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.

Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
  • проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
  • совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.

IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
  • проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
  • изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.

Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Функции школьного психолога:

Работа с младшими школьниками

  • организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
  • организация профилактической работы;
  • развивающая деятельность;
  • психокоррекционная работа;
  • диагностическая работа.

Работа с подростками

  • контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
  • психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.

Работа со старшеклассниками

  • профориентация учащихся 9-11 классов;
  • работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
  • проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.

Работа с родителями.

V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители
  • социальные партнеры:
    • школьная столовая
    • ВМУП комбинат школьного питания
    • ГБУЗ "Поликлиника №7"
    • МЧС
    • ГИБДД
    • СЭС
    • ОВД

    VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ

    VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

    Инструментарий проведения контроля

    • мониторинг результативности выполнения программы;
    • степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
    • анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
    • опросы учащихся, родителей, педагогов;
    • общественная оценка качества работы школы;
    • анкетирование всех участников образовательного процесса;
    • общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

    Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:

    Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).

    IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

    • Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
    • Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
    • Снижение показателей по заболеваемости;
    • Стабильность показателей по здоровью;
    • Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
    • Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
    • Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
    • Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
    • Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
    • Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
    • Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
    • Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
    • Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;

    Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

    Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

    Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

    Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

    Учреждение образования является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо.

    Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

    Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и педагогических работников, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывают многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.

    Актуальность проекта

    Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.

    Основной замысел программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения в учреждении образования, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению учащихся.

    Значительную роль в укреплении здоровья обучающихся занимает семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте с учреждением образования. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Важно, чтобы рядом с ними были родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

    Достижение результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений развития образования не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психолого-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов. Необходима взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.

    Основная концептуальная идея проекта заключается в том, чтобы, вести пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения, научить их сохранить здоровье на протяжении всей жизни. Практика показывает, что в наше время значимость такого воздействия актуальна и действенна. На сегодняшний день очевидно, что регулярные занятия спортом – это реальное противодействие алкоголизму, наркомании, табакокурению, а также гиподинамии. Регулярные занятия физической культурой и спортом в урочное, внеурочное и каникулярное время способствуют привитию полезных навыков, сплочению детей. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

    Цель: формирование ценностного отношения к здоровью, убежденности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения полезного здоровья стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

    Задачи:

    1. Создание условий для жизнедеятельности учреждения образования, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
    2. Паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.
    3. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни.
    4. Введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья.
    5. Формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
    6. Просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
    7. Методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся.

    Объект: воспитанники дошкольной группы, учащиеся I-XII классов учреждения образования.

    Ресурсное обеспечение:

    Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6

    Ожидаемые результаты проекта:

    • повышение уровня знаний обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни;
    • увеличение процента учащихся со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни;
    • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
    • поддержка законными представителями деятельности учреждения образования по воспитанию здорового образа жизни обучающихся.

    Основные функции участников проекта

    Функции медицинской службы учреждения образования:

    • проведение диспансеризации учащихся учреждения образования;
    • медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
    • выявление учащихся специальной медицинской группы.
    • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
    • общее руководство и контроль за организацией питания обучающихся;
    • организация и контроль уроков физической культуры и здоровья;
    • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
    • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся и ее контроль;
    • организация работы педагогических работников по здоровьесбережению;
    • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
    • организация работы службы СППС в учреждении образования по пропаганде здорового образа жизни.

    Функции воспитателя, классного руководителя:

    • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся;
    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике заболеваний учащихся;
    • организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
    • организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
    • организация и проведение профилактических работы с родителями;
    • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, здравоохранения;
    • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, здорового образа жизни.

    Функции законных представителей обучающихся:

    • создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
    • позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
    • обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
    • формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
    • взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;
    • поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях.
    • участие в проводимых мероприятиях по здоровьсебрежению в учреждении образования.

    Сроки реализации проекта: с 01.09.2018 года по 30.06.2022 года

    2 этап – апробационный (3 года):

    Внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;

    Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.

    3 этап - контрольно-обобщающий (июнь 2022):
    Оценивание результатов работы над проектом;
    Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций.

    Основные направления организации работы:

    Основные направления организации работы с педагогами:

    • обеспечение педагогического персонала учебной и научной литературой по здоровьесбережению и пропаганде здоровья;
    • подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в учреждении образования и в домашних условиях;
    • рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических объединениях;
    • повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения;
    • обобщение имеющегося в учреждении образования положительного опыта здоровьесьережения.

    Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся:

    • информирование на родительских собраниях и в индивидуальных беседах о состоянии здоровья обучающихся и факторах, его формирующих;
    • подготовка информации на сайт учреждения образования о факторах формирования здорового образа жизни;
    • подготовка памяток по здоровьесбережению;
    • активное вовлечение законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в учреждении образования.

    Основные направления организации работы с обучающимися:

    Основные направления деятельности проекта:

    Медицинское направление предполагает:

    • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения обучающихся и формирование их здоровья:
    • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
    • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания занятий, режима дня;
    • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения образования;
    • планомерная организация питания учащихся;
    • обязательное медицинское обследование.

    Просветительское направление предполагает:

    • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
    • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
    • пропаганда здорового образа жизни;
    • совместная работа с учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
    • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через учебные занятия.

    Психолого-педагогическое направление предполагает:

    • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
    • предупреждение проблем развития ребенка;
    • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
    • развитие познавательной и учебной мотивации;
    • формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни;
    • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
    • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

    Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

    • организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;
    • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения образования к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
    • проведение физкультминуток, динамических перемен;
    • привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
    • организация взаимодействия со спортивными учреждениями города.

    Диагностическое направление предполагает:

    • проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляется общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
    • анализ текущей заболеваемости;
    • анализ состояния здоровья учащихся по данным самооценки;
    • оценка индекса здоровья;
    • анализ информированности учащихся по факторам риска, формирующих здоровье;
    • анализ сформированности у учащихся установки на сохранение здоровья;
    • составление карты оценки эффективности реализации проекта.

    Критерии и показатели эффективности здоровьесберегающей работы:

    Заключение

    В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, интенсификации процесса обучения и дефицита времени для усвоения информации в сочетании с нерациональным питанием, гипокинезией, уменьшением продолжительности сна и прогулок, распространением рисковых (протестных) форм поведения (курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность) необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса.

    Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс внутри- и внешкольных факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения.

    Ее формирование осуществляется объединением усилий педагогов, психологов, медицинских работников, родителей, учащихся. Решение совместных задач в сферах образовательной, профилактической, консультативной, аналитической деятельности должно осуществляться путем минимизации действия негативных факторов среды обитания и формирования устойчивых навыков здорового образа жизни.

    Название этапа

    Сроки

    Задачи

    Основные направления деятельности. Мероприятия.

    Ответственные

    Ожидаемый результат

    Форма предоставления отчета

    Подготовительный этап

    2018/2019 учебный год

    1. Постановка целей и задач проекта.

    Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

    2. Оценка условий, при которых возможно
    достижение цели.

    2. Прогнозирование ожидаемых результатов.

    3. Выявление проблемы и обоснование.

    3. Изучение и анализ
    нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и
    передового опыта по
    организации и применению
    здоровьесберегающих
    технологий.

    4.Осуществление инструктивно-
    методической
    работы с участниками
    проекта

    4. Изучение учебно-
    материальной базы учреждения и определение её готовности к началу реализации проекта.

    5. Подбор и расстановка
    педагогических работников,
    определение функциональных
    обязанностей.

    6. Проведение родительского
    собрания.

    7.Диагностика и анализ
    состояния здоровья
    обучающихся, гигиенических
    условий обучения и
    воспитания, состояния питания обучающихся.

    8. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в учреждении образования,
    режима дня для обучающихся.

    Апробационный этап

    сентябрь 2019 года – август 2022 года

    Осуществление
    программы
    основного этапа
    работы

    Реализация проекта по
    выбранным направлениям:
    1. Медицинское направление

    Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

    Устранение перегрузки учащихся учебным трудом, каждый
    ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал.
    Сформировать ценностные и нравственные ориентиры, повысить
    деятельную мотивацию, снизить уровень заболеваемости и пропуски уроков по болезни.

    Осуществление корректировки испытываемых технологий.

    по окончанию каждого учебного

    года на педагогических советах.

    2. Просветительское направление

    3. Психолого-педагогическое направление

    4. Спортивно-оздоровительное направление

    5. Диагностическое направление

    Контрольно- обобщающий этап

    Июнь 2022 года

    Оценивание результатов
    работы над проектом.

    Обработка полученных данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией;
    оформление и описание хода
    работы над проектом.

    Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

    Подготовка
    методических
    рекомендации по
    формам и методам
    здоровьесберегающих технологий для педагогов.
    Подготовка описания опыта работы по здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности учреждения образования.

    1. Отчет на
    общешкольной
    педагогическом совете.

    Подготовка и формулирование выводов и
    рекомендаций.

    2. Описание
    и представление опыта работы
    общественности.

    Реализация проекта

    Мероприятия

    Ответственные

    Сроки

    Планируемый результат и выполнение

    Медицинское направление

    экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в учреждении образования;

    Читайте также: