Проект школа территория здоровья в коррекционной школе
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Конинина Елена Сергеевна
Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя
Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.
Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.
Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.
Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.
Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).
Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.
Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.
Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.
Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
- Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
- Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
- Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
- Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
- Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
- Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.
3. Партнёры проекта
4. Целевая группа проекта
Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.
В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.
Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.
Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.
5. Механизм реализации проекта
Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.
В школе необходима организация следующих мероприятий:
- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;
- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.
Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:
1. Информационный блок:
- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);
- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).
2. Интерактивный блок:
- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);
- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);
- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).
3. Спортивно - массовая работа:
- спортивные праздники, соревнования;
- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.
6. Ресурсное обеспечение
1. Материально - техническая база:
Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:
- Кадровое обеспечение:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- фельдшер;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- учитель физической культуры;
- классные руководители;
- библиотекарь.
Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.
I этап - подготовительный. Август 2021 г.
Разработка организационных мероприятий
II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
Практическое осуществление проекта.
III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.
Анализ и систематизация полученных результатов.
8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям
№ п/п
Наименование мероприятия
Дата проведения
Краткое описание мероприятия
Участники
Ответственные
Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Тематические классные часы по программам:
В течение учебного года
Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Обучающиеся 1 - 4 кл.
Обучающиеся 5 - 9 кл.
Классные руководители 1 - 4 кл.
Классные руководители 5 - 9 кл.
Обучающиеся 7 - 9 кл.
В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.
Обучающиеся 7 - 9 кл.
Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с
размещением на информационных стендах микрорайона.
Обучающиеся 8 - 9 кл.
Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.
Обучающиеся 5 - 7 кл.
Старшая вожатая, классные руководители
Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.
Обучающиеся 1 - 4 кл.
Старшая вожатая, классные руководители
- Писатели о здоровье;
- Азбука здорового питания;
- Береги здоровье смолоду.
Обучающиеся 3 - 9 кл.
В течение учебного года
- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;
- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;
- пропуски уроков по болезни;
- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;
- организация походов, экскурсий, прогулок;
- занятость обучающихся в спортивных секциях;
- организация в классе утренней зарядки;
обучающихся вредных привычек.
Обучающиеся 1 - 9 кл.
Заместитель директора по ВР
Обучающиеся 1 - 4 кл.
Классные руководители, старшая вожатая
Малые олимпийские игры
2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.
Обучающиеся 5 - 9 кл.
Учителя физической культуры
Поход выходного дня
Совместные походы обучающихся класса и родителей.
Обучающиеся 1 - 9 кл., родители
Массовый забег на разные дистанции.
Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы
Февраль, март 2022
Совместные лыжные походы в сосновый бор
Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы
Учителя физической культуры, комитет по спорту
Спортивные походы памяти
Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.
Обучающиеся 8 - 9 кл.
Учителя физической культуры, ЦДТ
Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.
Обучающиеся 7 - 9 кл.
Учителя физической культуры
Парад героев спорта школы
В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.
Заместитель директора по ВР
Два направления работы клуба:
- занятия физической культурой;
Родители, педагоги школы
Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР
Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.
Родители, педагоги школы
Фельдшер, заместитель директора по ВР
Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.
Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.
Учителя физической культуры, старшая вожатая
Родители, педагоги школы
Заместитель директора по ВР
Проходит в рамках международной недели отказа от курения.
Заместитель директора по ВР
В течение проекта
Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.
Обучающиеся, педагоги школы
9. Ожидаемые результаты
- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.
- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.
- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.
- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.
- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.
- Повышение уровня физической активности обучающихся.
- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).
10. Дальнейшее развитие проекта
Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.
Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством использования ИКТ создать новые условия для обучения и воспитания здоровой личности при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса (родителей, воспитаников и педагогов). Программа "Школа - территория здоровья" направлена на формирование у школьного возраста потребности к здоровому образу жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии.
Программа "Школа- территория здорвья" может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парционально на разных уровнях образовательной системы.
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola-territoriya_zdorovya.doc | 870.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района Тамбовской области
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района Тамбовской области
на 2015 – 2018 годы
Срок реализации – 3 года
План подготовки к созданию
Все имеет смысл, пока мы здоровы.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.
Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
К сожалению, статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 6-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.
Концептуальное обоснование программы:
Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В работе с обучающимися :
1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам;
- развивать двигательные качества;
- обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
- формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий обучающихся, детально проработать программы для:
- детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
- освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
- обучающихся специальной медицинской группы;
- обучающихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом:
1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
- эффективности уроков физической культуры ;
- приросту физической подготовленности обучающихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
- охват обучающихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
- педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
- организации туристической работы с обучающимися.
2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме “Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры”.
3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива
- совместные соревнования учителей и учеников школы
- участие учителей школы в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.
4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.
В работе с родителями:
1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:
1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.
5. Использование научных исследований в практике оздоровительной работы школы;
6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
7. Отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.
8. Организация полноценного сбалансированного питания.
9. Нормирование учебной нагрузки, дозированный объем домашнего задания, использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
10. Внедрение кружковой, внеклассной, внешкольной работы формирование здорового образа жизни учащихся.
- улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым;
- формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
- повышение мотивации обучающихся к здоровому образу жизни;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
- эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.
Система управления и контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
- Витаминизация.
- Диспансеризация.
- Профилактические прививки.
- Дни и недели здоровья.
- Спортивные школьные праздники.
- Беседы о здоровье с учащимися и родителями.
- Оформление классных и школьных уголков здоровья.
Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:
Формы организации занятий:
• интеграция в базовые образовательные дисциплины;
• проведение часов здоровья;
• проведение классных часов;
• занятия в кружках;
• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.
Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.
Каково же состояние здоровья детей нашей школы?
Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.
Таблица №1
Болезни глаза и его придаточного аппарата
(Н00-Н59)
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
(M00-M99)
Болезни мочеполовой системы
(N00-N99)
Болезни нервной системы
(G00-G99)
Болезни органов дыхания
(J00-J99)
Болезни органов пищеварения
(K00-K93)
Болезни системы кровообращения
(I00-I99)
Болезни уха и сосцевидного отростка
(H60-H95)
Болезни эндокринной системы
(E00-E99)
Всего детей, состоящих на диспансерном учете
В % от всех детей
Распределение детей по группам здоровья обучающихся.
Таблица №2
Таблица №3
Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:
- преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
- имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.
Причины ухудшения здоровья школьников следующие:
- социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
- увеличение учебной нагрузки;
- недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.
II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:
- знать, как это делать;
- хотеть это делать;
- уметь это делать.
Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.
Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.
Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.
Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.
Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.
Задачи:
- сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
- проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
- совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.
IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
- проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
- изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.
Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Функции школьного психолога:
Работа с младшими школьниками
- организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
- организация профилактической работы;
- развивающая деятельность;
- психокоррекционная работа;
- диагностическая работа.
Работа с подростками
- контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
- психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.
Работа со старшеклассниками
- профориентация учащихся 9-11 классов;
- работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
- проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.
Работа с родителями.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители
- социальные партнеры:
- школьная столовая
- ВМУП комбинат школьного питания
- ГБУЗ "Поликлиника №7"
- МЧС
- ГИБДД
- СЭС
- ОВД
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
- опросы учащихся, родителей, педагогов;
- общественная оценка качества работы школы;
- анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.
- Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
- Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
- Снижение показателей по заболеваемости;
- Стабильность показателей по здоровью;
- Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
- Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
- Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
- Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
- Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
- Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
- Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
- Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;
- Создание условий для жизнедеятельности учреждения образования, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
- Паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.
- Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни.
- Введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья.
- Формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
- Методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся.
- повышение уровня знаний обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни;
- увеличение процента учащихся со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни;
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
- поддержка законными представителями деятельности учреждения образования по воспитанию здорового образа жизни обучающихся.
- проведение диспансеризации учащихся учреждения образования;
- медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
- выявление учащихся специальной медицинской группы.
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией питания обучающихся;
- организация и контроль уроков физической культуры и здоровья;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы педагогических работников по здоровьесбережению;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы службы СППС в учреждении образования по пропаганде здорового образа жизни.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике заболеваний учащихся;
- организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, здравоохранения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, здорового образа жизни.
- создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
- позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
- обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
- формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
- взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях.
- участие в проводимых мероприятиях по здоровьсебрежению в учреждении образования.
- обеспечение педагогического персонала учебной и научной литературой по здоровьесбережению и пропаганде здоровья;
- подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в учреждении образования и в домашних условиях;
- рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических объединениях;
- повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения;
- обобщение имеющегося в учреждении образования положительного опыта здоровьесьережения.
- информирование на родительских собраниях и в индивидуальных беседах о состоянии здоровья обучающихся и факторах, его формирующих;
- подготовка информации на сайт учреждения образования о факторах формирования здорового образа жизни;
- подготовка памяток по здоровьесбережению;
- активное вовлечение законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в учреждении образования.
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения обучающихся и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания занятий, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения образования;
- планомерная организация питания учащихся;
- обязательное медицинское обследование.
- организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганда здорового образа жизни;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через учебные занятия.
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни;
- совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
- организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения образования к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
- проведение физкультминуток, динамических перемен;
- привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
- организация взаимодействия со спортивными учреждениями города.
- проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляется общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- анализ текущей заболеваемости;
- анализ состояния здоровья учащихся по данным самооценки;
- оценка индекса здоровья;
- анализ информированности учащихся по факторам риска, формирующих здоровье;
- анализ сформированности у учащихся установки на сохранение здоровья;
- составление карты оценки эффективности реализации проекта.
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ
VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).
IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
Учреждение образования является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и педагогических работников, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывают многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Актуальность проекта
Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.
Основной замысел программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения в учреждении образования, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению учащихся.
Значительную роль в укреплении здоровья обучающихся занимает семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте с учреждением образования. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Важно, чтобы рядом с ними были родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Достижение результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений развития образования не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психолого-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов. Необходима взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.
Основная концептуальная идея проекта заключается в том, чтобы, вести пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения, научить их сохранить здоровье на протяжении всей жизни. Практика показывает, что в наше время значимость такого воздействия актуальна и действенна. На сегодняшний день очевидно, что регулярные занятия спортом – это реальное противодействие алкоголизму, наркомании, табакокурению, а также гиподинамии. Регулярные занятия физической культурой и спортом в урочное, внеурочное и каникулярное время способствуют привитию полезных навыков, сплочению детей. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью, убежденности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения полезного здоровья стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи:
Объект: воспитанники дошкольной группы, учащиеся I-XII классов учреждения образования.
Ресурсное обеспечение:
Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6
Ожидаемые результаты проекта:
Основные функции участников проекта
Функции медицинской службы учреждения образования:
Функции воспитателя, классного руководителя:
Функции законных представителей обучающихся:
Сроки реализации проекта: с 01.09.2018 года по 30.06.2022 года
2 этап – апробационный (3 года):
Внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;
Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.
3 этап - контрольно-обобщающий (июнь 2022):
Оценивание результатов работы над проектом;
Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций.
Основные направления организации работы:
Основные направления организации работы с педагогами:
Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся:
Основные направления организации работы с обучающимися:
Основные направления деятельности проекта:
Медицинское направление предполагает:
Просветительское направление предполагает:
Психолого-педагогическое направление предполагает:
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
Диагностическое направление предполагает:
Критерии и показатели эффективности здоровьесберегающей работы:
Заключение
В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, интенсификации процесса обучения и дефицита времени для усвоения информации в сочетании с нерациональным питанием, гипокинезией, уменьшением продолжительности сна и прогулок, распространением рисковых (протестных) форм поведения (курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность) необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс внутри- и внешкольных факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения.
Ее формирование осуществляется объединением усилий педагогов, психологов, медицинских работников, родителей, учащихся. Решение совместных задач в сферах образовательной, профилактической, консультативной, аналитической деятельности должно осуществляться путем минимизации действия негативных факторов среды обитания и формирования устойчивых навыков здорового образа жизни.
Название этапа
Сроки
Задачи
Основные направления деятельности. Мероприятия.
Ответственные
Ожидаемый результат
Форма предоставления отчета
Подготовительный этап
2018/2019 учебный год
1. Постановка целей и задач проекта.
Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС
2. Оценка условий, при которых возможно
достижение цели.
2. Прогнозирование ожидаемых результатов.
3. Выявление проблемы и обоснование.
3. Изучение и анализ
нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и
передового опыта по
организации и применению
здоровьесберегающих
технологий.
4.Осуществление инструктивно-
методической
работы с участниками
проекта
4. Изучение учебно-
материальной базы учреждения и определение её готовности к началу реализации проекта.
5. Подбор и расстановка
педагогических работников,
определение функциональных
обязанностей.
6. Проведение родительского
собрания.
7.Диагностика и анализ
состояния здоровья
обучающихся, гигиенических
условий обучения и
воспитания, состояния питания обучающихся.
8. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в учреждении образования,
режима дня для обучающихся.
Апробационный этап
сентябрь 2019 года – август 2022 года
Осуществление
программы
основного этапа
работы
Реализация проекта по
выбранным направлениям:
1. Медицинское направление
Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС
Устранение перегрузки учащихся учебным трудом, каждый
ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал.
Сформировать ценностные и нравственные ориентиры, повысить
деятельную мотивацию, снизить уровень заболеваемости и пропуски уроков по болезни.
Осуществление корректировки испытываемых технологий.
по окончанию каждого учебного
года на педагогических советах.
2. Просветительское направление
3. Психолого-педагогическое направление
4. Спортивно-оздоровительное направление
5. Диагностическое направление
Контрольно- обобщающий этап
Июнь 2022 года
Оценивание результатов
работы над проектом.
Обработка полученных данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией;
оформление и описание хода
работы над проектом.
Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС
Подготовка
методических
рекомендации по
формам и методам
здоровьесберегающих технологий для педагогов.
Подготовка описания опыта работы по здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности учреждения образования.
1. Отчет на
общешкольной
педагогическом совете.
Подготовка и формулирование выводов и
рекомендаций.
2. Описание
и представление опыта работы
общественности.
Реализация проекта
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Планируемый результат и выполнение
Медицинское направление
экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в учреждении образования;
Читайте также: