Как работать с детьми с умственной отсталостью в доу

Обновлено: 02.07.2024

Дети с ограниченными возможностями — дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к нетипичным детям, людям-инвалидам в целом.

Для таких детей создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых ведется работа по исправлению, ослаблению или замещению недостатков психофизического развития.

Дефектолог, работающий с ребенком-дошкольником, ставит перед собой следующие задачи:

  • В процессе систематических занятий уточнить первичный диагноз ребенка;
  • Обеспечить ему разносторонний и максимально возможный уровень физического, умственного и нравственного развития путем создания адекватных для нетипичных детей педагогических условий.
  • Проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития.
  • Подготовка детей к последующему обучению в школе, то есть формирование у детей необходимых для обучения в специальной образовательной коррекционной школе знаний, умений и навыков.

Рассмотрим психофизические особенности развития детей-дошкольников с умственной отсталостью. Период от рождения до поступления в школу является, как это признано, возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка.

Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности.

Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие ее органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте.

У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.

Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.

У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. Многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi — половина, plegio — поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища).

В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.

Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.

Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста.

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.

В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.

Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.

У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.

Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.

Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.

Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.

Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.

Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. — отсутствие речи) — это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. — расстройство сочленения) — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).

В целом, большинство дошкольников — олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.

Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Система дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью.

В РФ создана дифференцированная система специальных дошкольных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в учреждениях системы специального образования: существует сеть специальных детских садов (или ДОУ) с круглосуточным пребыванием детей, а также специальных детских домов. В ряде случаев разрешается открытие специальных групп при коррекционных школах и школах-интернатах.

Дети с задержкой психического развития находятся в ДОУ общего типа. В специальные ДОУ и группы при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет.

Отбор детей в коррекционное ДОУ (детский сад)

Одним из важных условий, определяющих адекватную организацию коррекционной учебно-воспитательной работы и подготовки умственно отсталых дошкольников к школе, является правильное комплектование специального детского сада.

Требования к принимаемым детям:

  1. дети должны быть дошкольного возраста (от 3 до 6-6,5 лет) с умственной отсталостью,
  2. дети должны быть относительно легко приспособляемыми в детском коллективе как в бытовом, так и в социальном плане.

Поступая в специальное ДОУ ребенок, во-первых, должен иметь сохранную моторику или такое состояние опорно-двигательного аппарата, при котором основные моторные функции могли бы выполняться сравнительно легко (взять и удержать предмет, манипулировать им, свободно передвигаться, сидеть, ложиться, вставать, жевать, глотать), во-вторых, детям должна быть доступна бытовая деятельность, осуществляемая совместно со взрослым и с его помощью.

Уровень сформированности данной деятельности, санитарно-гигиенические и бытовые навыки, важен оценке интеллектуальных возможностей детей. Все это необходимо, так как ребенок попадает в коллектив, где от него требуется определенная самостоятельность.

Основными чертами коллектива детей с умственной отсталостью, определяющими его своеобразие, являются — беспомощность, пассивность с одной стороны, и определенная импульсивность поведения, вследствие зависимости поступков детей от их желаний, настроений, а также неустойчивость элементарных форм словесной регуляции этого поведения — с другой.

Кроме того, такой коллектив крайне эмоционально реактивен, поэтому прием детей истеричных, психопатов ограничен.

Система коррекционной учебно-воспитательной работы.

  • Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;
  • Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;
  • Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);
  • Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;
  • Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;
  • Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
  • Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
  • Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта и его проявлений.

Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения.

Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведении нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Автор: Лере-Планд Альбина Николаевна, заведующая, учитель-дефектолог ЦРР-детский сад N 12, город Александров, Владимирская область.

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи:

  • обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи;
  • защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
  • сохранение единого образовательного пространства в ДОУ;
  • обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
  • обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
  • обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка.

Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.

Основная задача групп для умственно отсталых детей – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно отсталых детей. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития.
ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.
Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей.

Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК:

  • медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;
  • с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада).

Основная роль при проведении диагностики отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:

  1. – от 6мес. до 1 года;
  2. – от 1 года до 1,5 лет;
  3. – 1,5 года.

Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей.

Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа.

Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

  • базисные компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.

Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, – воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

  • привитие КГН и навыков самообслуживания;
  • на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
  • на формирование всех психических процессов;
  • на развитие сенсо-моторных навыков;
  • на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.

Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

  • щадящий охранительный режим;
  • увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
  • увеличение длительности дневного сна;
  • разработка для каждой группы содержания режима дня;
  • пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия по физическому воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.

Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое включает в себя:

  • сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений;
  • координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:

  • создание психологического климата;
  • уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
  • материально-техническая база;
  • систематическая оценка результатов развития ребенка.

Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели:

  1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей.
  2. Создать систему работы воспитателя и специалистов.

Задача заключалась в том, чтобы в режиме дня определить место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического процесса. Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ:

  • работать творчески;
  • видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.

Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.

Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.

В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения.

В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы:

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем.

У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер:

В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.

Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности.

Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей.

Система работы с умственно отсталыми детьми

Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной адаптации в условиях ДОУ.

1. Диагностический блок.

Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

2. Коррекционно-развивающий блок.

Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений.

Цели, задачи и содержание:

  • развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
  • коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
  • формирование ведущих видов деятельности;
  • формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности.

3. Здоровьесберегающий блок.

Совершенствование функций формирующего организма ребенка.

Цели, задачи и содержание:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
  • медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
  • включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
  • специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей.

4. Воспитательно-образовательный блок.

Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности.

Цели, задачи и содержание:

  1. социально-нравственное развитие;
  2. познавательное развитие;
  3. эстетическое развитие;
  4. формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода.

5. Социально-педагогический блок.

Цели, задачи и содержание:

  • коллективные формы взаимодействия с семьей;
  • индивидуальные формы работы с семьей;
  • формы наглядного информационного обеспечения;
  • решение организационных вопросов;
  • информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами.

Принципы:

  • Системный подход:
  • Единство диагностики и коррекции развития ребенка;
  • Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка;
  • Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка;
  • интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;
  • расширение пространства детства.

Аналитическая деятельность.

  1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы;
  2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК;
  3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению.

Программно-методическое обеспечение

Автор: Нигаматуллина Венера Шаукетовна

Организация: ГБОУ Учалинская КШИ

Населенный пункт: г.Учалы, Башкортостан

В чём заключается моя работа? Я думаю, что многие педагоги задумываются над этим вопросом. И вот, отработав 26 лет в школе, из них 15 лет в коррекционной школе, я тоже задумалась. С каждым годом в коррекционную школу приходят обучающиеся с более тяжелыми и сложными диагнозами, ведь у нас нет необучаемых детей. Если. раньше обучающиеся были с более легкими диагнозами, их можно было научить читать, писать, считать, решать в объеме программы. То в данное время о том, чтобы научить всему этому, остается только мечтать, где-то в далёком будущем.

В этом году у меня 1 класс со сложными сочетанными диагнозами и к тому же не говорящие. Я ночами сидела за компьютером, чтобы подобрать нужную методику в работе с ними. Я опиралась на то, что мои первоклассники понимали обращенную речь, но некоторые из них даже звуки не произносили. А ведь родители приводят своих детей в школу в надежде, что они чему-нибудь научатся. И мне в свою очередь хочется не подвести их ожидания, и хоть как-то развивать обучающихся. Конечно с первоклассниками ведётся огромная работами всеми специалистами школы, но и на мне лежит большая ответственность за их развитие.

В результате долгих поисков, я пришла к такому выводу, что работать по обычной методике с ними трудно, и подобрала комплекс коррекционной работы по следующим направлениям:

- развитие психических функций;

- развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации;

На уроках использую много дидактических игр на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, форме предметов, величине, работаю над формированием умения удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Помочь воспитателям расширить знания об особенностях детей с интеллектуальными нарушениями. Дать рекомендации по работе с данной категорией детей.

Рекомендации по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы.

Воспитатель, имеющий умственно-отсталого ребенка в своей группе, должен применять особый подход в обучении и воспитании. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.

Необходимо повышать самооценку детей, поощрять развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет и многое знает.

Темп подачи образовательного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Обязательно создавать максимально спокойную обстановку на занятиях и других видах деятельности, поддерживать атмосферу доброжелательности. Необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Желательно выслушать каждого желающего.Трудность заданий должна возрастать постепенно, по принципу от простого к сложному.

Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, схем, мнемотаблиц). Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Воспитатель должен побуждать умственно отсталых воспитанников высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в воспитанниках робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу воспитанников в постановке и решении проблемы. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого.

Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория дошкольников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

Воспитатель должен давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления.

Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

Читайте также: