Как рассказать детям о инвалидах в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

В нашей стране больше 12 миллионов инвалидов, согласно официальной статистике. Из них почти миллион детей. Однако, детей с инвалидностью почти не видно на детских площадках. И даже в школах, называющихся инклюзивными, их не так много, как должно быть с учетом статистики. И все-таки к встречам с ровесниками, выглядящими не как они, дети должны быть подготовлены правильно.

Психологи советуют говорить на эту тему будничнее. Не нужно проявлять преувеличенной жалости к незнакомому человеку или каким-то образом демонстрировать, что вам эта тема неприятна. Избегайте излишней эмоциональности, чтобы не передать искаженные установки детям. Да, к сожалению, не все люди умеют одинаково хорошо ходить или видеть, или слышать, или понимать. Здоровье ограничивает их тело в определенных действиях и способностях, но в остальном люди с инвалидностью такие же отличные ребята, как и мы с тобой. Общаться с ними можно и нужно.

Момент общения очень важен. Если в вашем кругу есть люди с инвалидностью, приветствуйте семейное общение с ними. И, кстати, пусть ребенок задает им вопросы о них самих, напрасно вы думаете, что вопросы детей могут выглядеть бестактными или обидными. Детьми движет обычное любопытство, желание понять, а не обидеть. Вопросы - гораздо лучше, чем избегающие взгляды.

Иногда дети могут думать, будто люди с какими-то физическими ограничениями еще и не умны. Или не могут быть полезны обществу. Что никогда не смогут осуществить свои мечты. Или что инвалидность это болезнь, которой можно заразиться, если будешь общаться с тем, у кого она есть… Существуют разные стереотипы и неверные представления об инвалидности, дети могут услышать их от своих ровесников на улице, в школе, додумать сами. Следите, чтобы дети не верили в такие вещи, развенчивайте мифы, как только слышите их от детей. Детям важно понимать, что с инвалидностью можно родиться, а можно ее приобрести в результате неосторожности и несчастных случаев. Что люди с инвалидностью умные и талантливые (Стивен Хокинг, Стиви Уандер), что они становятся спортсменами (Оскар Писториус), скалолазами (Эрик Вайхенмайер), героями (Алексей Маресьев) и президентами (как Франклин Рузвельт). Все эти имена прекрасный пример, чтобы ребенок и сам мог подбодрить своего плохо видящего или не имеющего руки друга верить в себя.

И конечно же, не позволяйте детям допускать шутки в адрес людей с инвалидностью. Научите ребенка, как правильно вести себя, если он становится свидетелем издевательств других детей над ребенком-инвалидом (заступиться, позвать взрослых). Научите извиняться, если сам нечаянно произнес обидное слово или сделал обидный поступок.

Информация об адаптивных средствах для людей с инвалидностью тоже может быть интересна детям. Как они ездят на машинах, как ходят по улице, если ничего не видят, как ходят по маленькой квартире, в которой нельзя развернуться на коляске, кто им помогает, если они живут совсем одни, как общаются, если не умеют говорить? Вот такими, например, вопросами вас могут засыпать дети. Если вы что-то не знаете, смело спрашивайте у гугла. Заодно объясняйте ребенку, что парковочные места для инвалидов важно оставлять свободными, даже если некуда больше припарковаться, что нужно проявить терпение, если общественный транспорт, оборудованный спецподъемником, медленно загружает человека на коляске, что есть собаки, которые умеют помогать слепым людям. Что каждый человек может помогать людям с инвалидностью, проявлять элементарное внимание и доброжелательность. Не лишним будет выучить несколько слов на языке глухонемых, чтобы понять, какую именно помощь вы можете оказать, когда она им нужна.

Но не нужно думать, будто людям с инвалидностью все время нужна помощь от посторонних (кстати, советы о внимательности и доброжелательности здорово бы относить ко всем людям). Во многих случаях они без помощи справляются со многими вещами. Поэтому в своих разговорах не делайте акценты на том, чем подружка вашей дочки, которая живет со слуховым аппаратом, отличается от подружки, которая хорошо слышит. Фокус внимания, если вы ратуете за сближение детей, должен лежать в поисках общих интересов и заслуг, не зависящих от физических преимуществ: обе хороши в математике, у всех троих прекрасное чувство стиля, Лена хорошо сочиняет стихи, а Катя рисует.

Вообще, дети гораздо естественнее и проще реагируют на детей с инвалидностью, если взрослые не демонстрируют установки страха или неловкости. В общении и игре они настолько привыкают к своим друзьям, что могут забыться и позвать играть в догонялки. В такие моменты они не хотят обидеть своего друга, напротив, это знак того, что дети воспринимают своего друга с инвалидностью как самого обыкновенного, такого же как они.

Вот несколько примеров вопросов, которые вам может задать ребенок, и примерная шпаргалка по ответам (можете добавить свои варианты и разговоры с детьми в комментариях):

Вечерами можно читать с ребенком книги о жизни, чувствах и поступках детей с инвалидностью. Они помогут вам донести до ребенка довольно глубокие мысли, почувствовать сострадание, проникнуться пониманием. Вот список книг, который мы знаем, и рекомендуем. Если вы знаете какие-то еще книги, которые мы не упомянули, сообщите о них в комментариях, мы вам будем искренне благодарны за информацию о них.

Лена, надеюсь, что помог.

- Стас Иванов,

при подготовке материала мы пользовались не только здравым смыслом, но и источниками:

• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

ХОД БЕСЕДЫ:

2. Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно":

(Педагог читает стихотворение и дает детям установку выделить и запомнить добрые дела, о которых говорится в стихотворении.)

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке при езде в автобусе

Или же в трамвае место уступать.

Пожелать здоровья близким всем при встрече

И "Всего хорошего", уходя домой.

Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.

Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,

А свои игрушки, нужные вещички

Вовремя на место с пола убирать.

Не болтать ногами сидя за обедом

И не разговаривать когда суп во рту.

Защищать всех слабых, не кричать, не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо только правила знать и выполнять.

Этих правил много для детей хороших

Мы с тобою вместе будем изучать.

- О каких правилах вежливости и доброты говорится в стихотворении?

- Какие правила вежливости вы знаете еще?

- Почему добрый человек должен знать и выполнять правила вежливости?

Педагог: Что такое добро?

Дети: Все положительное, хорошее, полезное.

Педагог: Что такое доброта?

Дети: Отзывчивость, душевное расположение к людям,

стремление сделать добро другим.

Педагог: О каком человеке можно сказать, что он добрый?

Дети: Делающий людям добро, отзывчивый, хороший.

Педагог: О каком человеке можно сказать, что он добродушный?

Дети: Добрый, мягкий по характеру.

Педагог: О каком человеке можно сказать, что он добросердечный?

Дети: Обладающий добрым сердцем, ласковый.

Педагог: Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте- это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы. Как мы можем помочь этим людям.

- Помочь перейти через дорогу.

-Помогать во всем, быть внимательными.

Воспитатель: Ребята, сегодня день особенный, особая дата.

3 декабря - день сильных духом людей,

3 декабря все страны отмечают международный День особенных людей.

Это напоминание нам, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности.

Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети.

Эти дети не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.

СЛАЙД 6 - Эти дети, также, как и вы любят играть,

СЛАЙД 7 - веселиться,

СЛАЙД 8, 9, 10 - заниматься спортом,

СЛАЙД 11 - хотят учиться в школе,

СЛАЙД 12 - чтобы многому ещё научиться.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни.

Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов.

Людвиг Ван Бетховен

Немногие люди знают, что этот знаменитый немецкий композитор, настоящий гений музыки был… глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Удивительно то, что самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух. Так, в частности, это его легендарная Девятая симфония и Торжественная месса.

Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году – был от рождения лишен рук и ног. (иконописец)

У него не было рук, рисовал кистью, зажав её зубами.

Томас Эдисон – изобретатель

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: 4 — до ранения и 7 — после.

СЛАЙД 23, 24, 25-29

Известные деятели науки и культуры, у которых сахарный диабет. Российские актёры М. Боярский, Ю. Никулин, Элвис Пресли, рок-певец.

Всем помогает внимание и доброта людей.

Уже много лет проводятся различные спортивные соревнования и специальные Олимпийские игры. Часто такие люди показывают высокие результаты.

Роман Петушков – параолимпийский российский спортсмен, единственный 6-кратный паралимпийский чемпион (в рамках одних игр) за всю историю паралимпийских игр (в Сочи в 2014 году, 2-х призёр Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Заслуженный мастер спорта России.

Ирина Полякова – чемпионка IX Паралимпийских игр в Турине.

Любовь Юрьевна Васильева - (четырехкратная паралимпийская чемпионка (2006 Турин - три золота и бронза, 2010 Ванкувер - одно золото, три серебра и одна бронза). Заслуженный мастер спорта России.

И среди вас есть особенные дети. Они вместе с вами ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость. И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о камнях Программное содержание: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. Учить детей классифицировать.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы Задачи: 1. Обобщить представления детей о деревьях, кустарниках, цветах. 2. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

• формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

• развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;

• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно"

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке при езде в автобусе

Или же в трамвае место уступать.

Пожелать здоровья близким всем при встрече

И "Всего хорошего", уходя домой.

Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.

Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,

А свои игрушки, нужные вещички

Вовремя на место с пола убирать.

Не болтать ногами сидя за обедом

И не разговаривать когда суп во рту.

Защищать всех слабых, не кричать, не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо только правила знать и выполнять.

Этих правил много для детей хороших

Мы с тобою вместе будем изучать.

Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

Мы можем этим людям принести продукты, помочь перейти дорогу, одеться, обуться, помогать во всем и быть к ним внимательными.

Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности.Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.

- Эти дети, также как и вы любят играть, веселиться, общаться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных? К детям-инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, в самообслуживании, передвижении, ориентации, обучению трудовой деятельности и т.д. Да, инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Кто-то из них плохо или совсем не видит, кто-то не слышит или не может говорить. У кого-то нет руки или ноги, кто-то совсем не может ходить. Одни уже рождаются с такими ограниченными возможностями, а другие становятся инвалидами после болезней, травм или несчастных случаев. Они живут среди нас. Люди порой их не замечают или не хотят замечать. В школы и детские сады тоже ходят дети-инвалиды. Одни с виду такие же как и все, а у другие отличаются от здоровых детей. И им очень трудно справляться с ежедневными трудностями жизни. Порою для некоторых из них сделать один шаг бывает трудно и требуется много усилий. А мы даже не задумываемся когда идем или бежим, берем что-то в руки, рассматриваем картинки, слушаем музыку…

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это и великие спортсмены, знаменитые актеры, певцы, талантливые художники, прославленные композиторы, писатели. И среди нас есть особенные дети. Они также ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость. И взамен не требует наград.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.

Даша


Ирина Михальченко

– В 2009 году у нас в семье родился ребенок. За полтора месяца до родов на последнем УЗИ нам сказали, что девочка будет с тяжелейшей инвалидностью. Был поставлен диагноз – микроцефалия и лиссэнцефалия. Тогда мы с мужем совсем не понимали, что это значит. И вот родилась Даша.

Сама я родилась в обычной семье, у нас не было никого с тяжелыми заболеваниями, и для меня болезнь Даши была шоком. Для моего супруга тоже. Мы не знали, что с этим делать – в 2009 году еще не был так развит интернет. А врачи нам предлагали только одно: отдать Дашу в детский дом.

Я не осуждаю врачей – они делают, что могут. В роддомах и в детских поликлиниках нет специалиста, психолога, который поддерживал бы родителей в таких ситуациях и информировал бы их о том, какие возможны варианты развития ситуации.

После роддома нас положили в больницу, и там я, предварительно посоветовавшись с мужем, подписала согласие на то, что первые полгода Даша будет находиться в специальном неврологическом доме малютки. Врачи уверили нас, что мы просто не сможем содержать такого ребенка дома.

Потом я ходила в это учреждение каждый день, гуляла с Дашей. И через три месяца мы увидели, что ребенок, мозг которого сформирован только первично, улыбается – особенно, когда папа с ней разговаривал (папа приходил только в выходные).

Мы решили забрать Дашу домой. Нам, конечно, досталось… но мы как-то справились с этой ситуацией. И я была так счастлива, что ребенок с нами!

А через год после появления Даши мы узнали, что я беременна Анечкой. Слава Богу, Анютка родилась нормотипичной. Когда она стала подрастать, то стала спрашивать, как играть с сестрой – Даша или на коляске, или у меня на руках. Я показывала, как это можно делать. Потом в 2012 году родился Саша.

И вот Даша у меня на руках, ее надо кормить, так как сама она не могла есть, она не говорила – могла только либо плакать, либо смеяться. А обычные дети, когда растут в такой семье, впитывают это с младенчества, для них норма: вот такой их сестра родилась. Это была их любимая сестра – она мало что умела, и они себя чувствовали взрослыми, хотя она была старше их. Они все были в деле – помогали мне.

Даша умерла в 2017 году – у нее заболевание было очень тяжелое, и сердце отказало. Прожив все эти годы с ней, Аня и Саша узнали, что есть другой мир, и он не такой страшный, что с особенными детьми можно дружить, с ними можно играть, и так может жить семья. Моя семья научилась чуду – сохранять себя в таких обстоятельствах. Аня и Саша не присутствовали на похоронах, но были на могиле Даши. Они переживали, плакали.

И теперь моим детям вообще намного легче общаться с людьми. Как-то мы с Аней пошли гулять с собакой, и на эту же площадку пришли выгуливать свою собаку мама с девочкой возраста Саши, то есть на два года младше Ани. Я не сразу поняла, что девочка эта ничего не видит. Аня даже бровью не повела по этому поводу – она подошла, поговорила с ней, у нее нет никакого психологического барьера в общении с детьми с ОВЗ.

У кого руки длиннее


Игрушечные фигурки мы заказали в Барнауле, изображают людей с различными нарушениями развития: например, фигурка человека в темных очках и с палочкой, фигурка человека на коляске

Также показываю игрушечные фигурки, которые мы заказали в Барнауле, изображающие в том числе людей с различными нарушениями развития: например, фигурка человека в темных очках и с палочкой, фигурка человека на коляске.

Наши занятия для детей не особо отличаются от других написанных по федеральному государственному образовательному стандарту программ, направленных на развитие речевых и двигательных способностей, на расширение кругозора в том числе.

Что такое дружба


Многие взрослые считают, что дружить – это когда ты меня понимаешь и делаешь все для того, чтобы мне с тобой было комфортно. А я пытаюсь объяснить детям, что дружба – это когда ты проявляешь уважение и к себе, и к своему другу

Это не самый обычный детский сад, в одной из групп есть дети с ОВЗ – колясочники, дети с задержкой речевого развития, с тяжелой пищевой аллергией (и это далеко не весь перечень). В группе, где я провожу занятия, есть два ребенка с синдромом Дауна и один ребенок с синдромом двигательной активности.

Занятие длится 15–20 минут – как раз для возраста 4–5 лет. И на каждом занятии происходит новый этап осмысления этой темы – через познания своего тела и чувств, так, как ребенок воспринимает этот мир. На самом деле, мы и во взрослом возрасте воспринимаем мир через свое тело и чувства и накладываем новые знания на те, которые у нас уже имеются.

Естественно, на первом занятии здесь мы говорим про маму, рисуем ее портрет, говорим о том, какая она. Потом мы говорим и о других членах семьи и подводим к тому, как хорошо жить в своем доме. И на последнем занятии с помощью родителей ребенок делает дерево, где на ветках фотографии его близких.

Чтобы ребенок рассуждал


О смерти можно говорить с детьми любого возраста – если родители вообще разговаривают с детьми по душам. По мере взросления ребенка мы можем больше рассказывать о том, почему кто-то умер

На занятиях мы говорим: один ребенок медлительный, другой – более быстрый, кто-то четко выражает свои мысли, кто-то – путанно, то есть мы разные.

Посмотрите: разве травинки одинаковые? Разные. Цветы ромашки вроде бы одинаковые, а если мы присмотримся, увидим, что они все разные. Красивая галька на морском берегу – вроде бы одинаковые камушки, а если в ладошку возьмем – они все разные. Мы можем научиться у природы, если будем развивать внимательность и уважение.

Как здорово он улыбается!

Через несколько лет он снова задаст подобный вопрос, и мы будем уже в другой форме отвечать. Мой младший сын в 3 классе проходит устройство человеческого организма, если он знает, что такое нервная система, то я могу ему рассказать, что нервная система Даши (его сестры) была сломана.

Читайте также: