Что такое детская литература краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок. Это тоже является особенностью детской литературы.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Специфика работы по рисованию с детьми с ОВЗ

Специфика работы по рисованию с детьми с ОВЗ В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит развитию мелкой моторики рук, что в свою.

Детская литература и дети Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей.

Специфика питания у незрячих детей Одна из самых важных и трудных задач для воспитателей компенсирующей группы для незрячих детей – формирование у них навыков самообслуживания.

Специфика семейного воспитания дошкольников Среди различных факторов, влияющих на становление личности, одним из главнейших является семья. Семейное воспитание воздействует на человека.

Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети.

Заключение. Литература. Заключение Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников посвящены работы Е. Т. Смирновой,.

Что такое детская художественная литература и как она развивалась

Детская художественная литература - это литература, которая написана специально для детей и выполняет цель воспитания и образования. Детская художественная литература воплощается в детских книгах.

Характерными чертами именно детской художественной литературы являются:

  • в главной роли выступают дети
  • темы интересны детям
  • небольшой объем
  • привлекающие внимание рисунки
  • упрощенный язык
  • диалоги
  • динамика, приключения
  • счастливый конец
  • воспитательный элемент

Первоначально произведения для детей были устными, они были представлены в виде сказок, стихотворений, песен, которые несли в своем содержание некое поучение. Так же были и развлекательные произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Особый вклад в развитие детской художественной литературы внес известный датский писатель Г. Х. Андерсен. Путешествую по Европе, он коллекционировал народные сказки, затем он опубликовал их. Он в свою очередь действовал по аналогии с писателями Якобом и Вильгельмом Гриммом, которые собирали немецкие народные сказки – весьма популярные в Германии. Ученые других стран так же занимались подобным коллекционированием, что весьма благотворно отразилось на развитии детской художественной литературе.

Развитие детской художественной литературы в России

Но все же в это время детская литература в основном состояла из религиозной литературы. В начале 18 века начинает преобладать литература образовательная и воспитательная. Так же в 18 веке становятся популярны так называемые лубочные картинки – изображения с подписями, образа и надписи были простыми и понятными. Были популярны и такие жанры как басни, легенды, повести, сказки.

Новый значимый этап развития русской художественной литературы начинается с середины 18 века. На развитие детской литературы в этом периоде оказали большое влияние такие писатели как М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин. Они работали в таких популярных на тот момент жанрах как басня, сказка, поучительный рассказ, ода.

Начиная с 1917 года детская, литература берется под особый контроль государства. В это время особую роль в развитии литературы оказали М. Горький, С. Я. Маршак. В детской литературе обязательно освящались принципы коммунизма. Массово публикуются художественные биографии известных личностей, таких как В. И. Ленин, Павлик Морозов.

Классификация детской художественной литературы

Все произведения детской художественной литературы можно классифицировать по двум направлениям:

Жанр произведения определяется техникой исполнения, содержанием и размером. Выделяют следующие жанры детской художественной литературы:

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);

б) посвящение ребенку;

в) наличие в тексте произведения обращений к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Но отпечаток на развитие детской литературы накладывают, с одной стороны, педагогические идеи того или иного периода (и, шире, отношение к детям), а с другой – запросы самих маленьких и юных читателей, которые также исторически меняются.




Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такое ее важной части (уже не литературной, но в данном случае практически неотделимой от нее), как иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство картинки и текста, причем в иллюстрировании детских книг тоже были и есть свои тенденции, связанные как с развитием изобразительного искусства, так и литературы.

Тема 1. Специфика детской литературы. Жанры детской литературы

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);

б) посвящение ребенку;

в) наличие в тексте произведения обращений к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Но отпечаток на развитие детской литературы накладывают, с одной стороны, педагогические идеи того или иного периода (и, шире, отношение к детям), а с другой – запросы самих маленьких и юных читателей, которые также исторически меняются.

Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такое ее важной части (уже не литературной, но в данном случае практически неотделимой от нее), как иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство картинки и текста, причем в иллюстрировании детских книг тоже были и есть свои тенденции, связанные как с развитием изобразительного искусства, так и литературы.

Значение детской литературы

Сочинение

Нам часто напоминают о важности чтения для детей, о том какое значение детской литературы для ребенка. Какое значение имеет детская литература для детей рассмотрим ниже.

Значение детской литературы

Какой ребенок не любит слушать сказки? А задумывались Вы над тем, какую роль играет детская литература в формировании будущей личности? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Детская литература зародилась в недрах народной литературы. Сказать точно, когда это случилось невозможно. Уже в X-XI веках существовали басни, сказки, песни, легенды, сказания и былины. Ученые считают, что детская и народная литература существовали еще ранее, вот только такие материалы до наших дней не дошли. Увы. В более позднее время в домах даже держали старух сказительниц для детей. Песни и сказки рассказывали малышам их родители.

В конце XII века сказки стали записывать в рукописные сборники. Специально для детей впервые стали писать в начале XVII века. До XIX века особое место в детском чтении принадлежало книгам духовного чтения, которые включали в себя буквари и азбуки. По ним детей учили читать. Постепенно детская литература стала носить образовательный и воспитательный характер. Появилась детская учебная литература. Чтобы детям было легко и интересно читать, распространилось много ее жанров и видов — повести, сказки, басни, легенды, романы, баллады. Они предназначены для детей до 15-16 лет. Роль детской книги в жизни ребенка — воспитать и дать образование с помощью художественных образов.

Особенности детской литературы:

  • главная роль отводится детям
  • тематика произведения соответствует детскому возрасту
  • объем небольшой и много рисунков
  • простой язык изложения
  • мало описаний и много диалогов
  • много приключений
  • цель книги – воспитание
  • всегда счастливый конец

Значение детской литературы в воспитании детей и их развитии

Книги расширяют представление ребенка о мире, знакомят его с природой, вещами, всем тем, что его окружает. Читая книгу ребенку, родители формируют предпочтения и читательские вкусы. Читать с ребенком не только важно, но и нужно! Не поленитесь взять книгу, сесть рядом и почитать. Если читать вслух систематически, то ребенок со временем начинает понимать структуру произведения. Он разбирается, где начало, а где конец, реагирует на развитие сюжета. Так Вы развиваете у малыша логическое мышление. Чтение способствует правильному составлению предложений у ребенка, расширяет словарный запас, развивает воображение, формирует умение слушать, развивает фантазию. Это очень важно. Никогда не отказывайте ребенку в прочтении детской литературы вслух.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение детской литературы в жизни человека и почему детям так важно прививать любовь к чтению.

Читайте также: