Специфика педагогической деятельности преподавателя высшей школы в виртуальной образовательной среде

Обновлено: 05.07.2024

Освоение учителями этой новой профессии в основном происходит эмпирическим путем, который определяется сугубо индивидуально и строится на основе субъективных взглядов и подходов к организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.

Специфика деятельности сетевого педагога в системе общего образования определяется прежде всего тем, что он, как и учитель обычной школы, имеет дело с личностью учащегося, которая находится на этапе становления как в социальном, так и в профессиональном смысле. Дело в том, что молодой человек 15–16-ти лет еще не сделал окончательный выбор своего дальнейшего профессионального пути, не освоил средства и способы эффективного функционирования ни в информационном пространстве, ни в информационном обществе, он только учится самостоятельно ставить цели и выстраивать свою образовательную стратегию.

Существенным фактором, определяющим необходимость использования специфических подходов в педагогической деятельности сетевого преподавателя, является и необходимость построения образовательного процесса сообразно индивидуальным психофизиологическим характеристикам учащегося с учетом особенностей дистанционного обучения.


Сетевой преподаватель является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективность дистанционного образовательного процесса, в зоне ответственности которого, в том числе, находится решение педагогической задачи социализации личности учащегося. Однако в условиях дистанционного обучения эта проблема решается с помощью иных, чем в традиционной системе, педагогических средств и способов.

Целью педагогической деятельности сетевого учителя является создание оптимальных условий для развития у учащихся коммуникативной, деловой и социальной компетенций, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.

Основные задачи деятельности сетевого учителя следующие:

создание условий для освоения учащимся новой информационно-образовательной среды;

обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;

формирование и развитие у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационно-образовательной среде;

развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности и потребности самообразования;

формирование и развитие у учащихся навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процесса обучения.

Организация учебной деятельности в системе дистанционного обучения требует от сетевого преподавателя выстраивания учебного процесса в специализированной информационно-образовательной среде, отличной от традиционной системы обучения.

Ключевыми средствами педагогической деятельности сетевого учителя, обеспечивающими эффективность учебного процесса, являются:

индивидуализация педагогических воздействий в соответствии с психологическими, возрастными и личностными особенностями ученика;

систематическое интерактивное коммуникационное взаимодействие со всеми участниками дистанционного учебного процесса (учащимися и их родителями, сетевыми педагогами-кураторами, психологами, методистами, администрацией) в образовательном пространстве Интернет-школы.

К основным квалификационным характеристикам сетевого учителя можно отнести владение знаниями в области:

современных личностно ориентированных форм и методов обучения;

современных методик и дидактических приемов дистанционного обучения;

педагогической психологии, необходимой для реализации индивидуально ориентированного подхода в условиях дистанционного обучения;

разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, использующихся в процессе дистанционного обучения;

управления учебным процессом в условиях дистанционного обучения;

проведения мониторинга учебного процесса учащихся, оценки его эффективности.

Организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения требует от сетевого преподавателя выстраивания учебного процесса в специализированной информационно-образовательной среде, обладающей рядом фундаментальных особенностей и отличий от традиционной системы очного обучения. Наиболее значимыми из них являются:

индивидуально организованный учебный процесс в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями учащихся;

опосредованное интерактивное общение всех участников образовательного процесса;

реализация дифференциации содержания и процесса обучения в зависимости от способностей и познавательных потребностей обучаемых; отсутствие жесткого регламента учебных занятий;

значительная доля самостоятельных занятий учащегося.

Определяющим в организации коммуникационного взаимодействия в Интернет-школе является стиль письма, используемый сетевым преподавателем. Этот стиль должен быть гибким и зависеть от особенностей учащихся, которым адресуются письма.

Такие возможности обеспечены технически и содержат в себе значительный педагогический потенциал, так как подросток постоянно находится в поле реального многовекторного выбора. Это является ключевым механизмом социализации личности и формирования ее деловых компетенций. Сетевой преподаватель сопровождает учебную деятельность учащегося не в качестве руководителя, а как консультант и наставник. А для этого ему приходится использовать иной, чем принято в традиционной системе образования, педагогический инструментарий.

В задачу сетевого преподавателя входит оказание помощи учащимся в освоении способов получения сигналов обратной связи от компьютера и их использования как инструмента, с помощью которого становится возможным самостоятельно управлять своей учебной деятельностью, добиваясь тех результатов, которые они сами перед собой ставят.

Сигналы обратной связи, благодаря принятой в Интернет-школе системе оценивания, в режиме он-лайн поступают учащимся в высшей степени оперативно. Сетевой преподаватель, используя механизм самооценивания школьника и сопоставления этих результатов с объективно полученными в режиме он-лайн баллами, стимулирует ребенка к осознанному осуществлению учебной деятельности, что является существенной предпосылкой для развития навыка самообразования.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения коренным образом меняются роли всех участников образовательного процесса. При этом проявляются ключевые различия по характеру функционирования каждого из них. Так учащиеся становятся активными деятелями, разработчиками стратегии собственного образования, учителя – управляющими, кураторами индивидуально ориентированного образовательного процесса.

Процесс дистанционного обучения, организованный в соответствии с предлагаемой моделью ролевого функционирования его участников, сам по себе стимулирует и развитие навыков самоорганизации у учащегося и его социализацию.

Сетевой преподаватель, помогающий ребятам в освоении нового информационного образовательного пространства в Интернет-школе, строит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе следующих базовых принципов:

доверия и открытости;

доброжелательности и взаимоподдержки;

приоритета индивидуально-ориентированных педагогических технологий;

рефлексивного подхода к учебной и педагогической деятельности;

стремления к созданию ситуации успешности для каждого учащегося.

Для реализации этих принципов в палитру педагогических средств сетевого педагога включается инструментарий, в значительной степени отличающийся от традиционного, который используется каждым педагогом в системе среднего образования.

Так, процесс становления взаимоотношений сетевого учителя и учащихся проходит в несколько этапов (знакомство, определение средств коммуникации, поиск оптимальных приемов коммуникации, установление формата делового сотрудничества и т.д.), в то время как для учителя, работающего в очном режиме, этот процесс настолько быстротечен, что вряд ли кто-нибудь подразделяет его на этапы, и, тем более, технологически выстраивает.

Поэтому в условиях дистанционного обучения важными являются те механизмы, которыми пользуется сетевой преподаватель при организации межличностного общения со своими учениками.

Среди них наиболее значимыми являются:

организация переписки с целью индивидуального и группового общения;

оперативность реакции на потребности и инициативы учащегося;

организация индивидуальной деятельности учащегося;

создание условий для повышения мотивации самостоятельной деятельности учащегося;

организация групповой деятельности в информационно-образовательной среде и создание оптимального делового микроклимата в виртуальной учебной группе;

высокий уровень ИКТ-компетенций, позволяющий сетевому учителю общаться с учащимся на уровне, который задают сами ученики и т.д.

Однако определяющим в организации коммуникационного взаимодействия в информационно-образовательной среде Интернет-школы является стиль письма, используемый сетевым преподавателем. Этот стиль должен быть весьма гибким и зависеть от особенностей тех учащихся, которым адресуются письма. Так, сетевым преподавателям Интернет-школы рекомендуются для использования разные стили письма в зависимости от темперамента, коммуникативных характеристик, уровня тревожности учащихся и т.п.

В зависимости от необходимости решения той или иной педагогической проблемы используются:

Как показывает практика, чаще всего сетевые учителя используют различные комбинации и сочетания этих форм. При этом необходимо учитывать, что для учащихся с разными психологическими особенностями, даже при использовании одной и той же функциональной формы письма, необходимо внимательно относиться к стилю его написания.


В работах одного из ведущих ученых в области дистанционного обучения профессора, доктора педагогических наук, Е.С. Полат отмечается, что «дистанционное обучение – это система. Как любая система, она не может быть полностью автономной, изолированной от других форм обучения в макросистеме непрерывного образования. Если речь идет о базовом образовании, то дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (т.е. по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы подачи и организации учебного материала, формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой здесь иные.

методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;

система открытого планирования всех тем и разделов урока;

последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;

мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;

тренажеры по предметам;

лабораторный практикум удаленного доступа;

комплексные домашние задания и творческие работы;

богатый иллюстративный материал;

архивная и энциклопедическая информация;

система поиска информации.

В задачи сетевого преподавателя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, также как для учителя традиционной системы образования, входит формирование у детей общеучебных навыков, таких как навык запоминания и воспроизведения, навык интерпретации и использования полученных знаний при решении задач различного уровня, навык анализа, навык переноса знаний, навык постановки проблем и др.

Вопросы формирования критического и творческого мышления у учащихся, устойчивой мотивации познавательной деятельности могут быть решены с помощью освоения ребятами новых форм учебной деятельности, обеспеченных возможностями информационно-образовательной среды. Прежде всего в условиях дистанционного обучения школьники учатся работать с информацией: они приобретают навык эффективного поиска необходимых сведений, их структурирования, анализа и оценки. Оценка информации с точки зрения достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности – все эти действия входят в ежедневную практику любого старшеклассника, обучающегося в условиях дистанционного обучения.

Осваивая учебные программы в Интернет-школе учащийся в сопровождении сетевого учителя в значительной степени повышает уровень своей ИКТ-компетентности, что позволяет ему рационализировать свою учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать. Не менее важна при этом роль сетевого преподавателя в формировании у детей навыка самостоятельного управления своей учебной деятельностью, что является необходимым условием эффективного обучения в системе дистанционного обучения. Освоив приемы функционирования в информационно-образовательной среде, учащийся, побуждаемый сетевым преподавателем, начинает эффективно пользоваться возможностями самого информационно-образовательного ресурса.

Основными средствами повышения мотивации всех вышеуказанных видов деятельности является:

организация проблемно-поискового режима занятий, который в условиях дистанционного обучения реализуется через постоянный письменный диалог с учащимися в различных форумах Интернет-школы как в индивидуальном, так и групповом режимах;

проведение тематических внутригрупповых и межгрупповых интернет-конференций с учащимися;

размещение на образовательной платформе лучших работ учащихся с целью их широкого обсуждения;

использование системы самооценивания и обсуждения с учителем его результатов и т.п.

В заключение отметим, что средства педагогической деятельности сетевого преподавателя в значительной степени отличаются от способов деятельности учителя, ведущего преподавание в очном режиме. Поэтому и функциональные обязанности сетевого преподавателя системы среднего образования, представленные в достаточно общем виде, коренным образом отличаются от функциональных обязанностей педагога очного образования.

В условиях, когда в системе дистанционного обучения сетевой педагог реализует учебный процесс в соответствии с функциональными обязанностями, которые в сегодняшней практике сформулированы пока на чисто эмпирической основе, безусловно встает вопрос о подходах к нормативно-правовому регулированию его деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде ВУЗа

Современный этап развития информационного общества характеризуется широким внедрением в образовательную практику информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это обусловлено тем, что использование ИКТ способствует индивидуализации и дифференциации обучения, интеграции знаний, повышению уровня мотивации и познавательной активности, интенсификации самостоятельной работы студентов, проведению диагностики и рефлексии с использованием электронных ресурсов. Это позволяет преподавателю своевременно получать информацию об уровне усвоения изучаемого материала и проводить соответствующую коррекцию знаний. Технология, используемая в образовательном процессе — инструмент педагога, регламентирующий его деятельность [2, 6]. Следует отметить, что эффективность применения ИКТ в обучении прямо пропорциональна качественному методическому обеспечению и достаточно высокому уровню сформированности и развития информационной компетентности как преподавателя, так и студента вуза.

Информационная компетентность преподавателя вуза — это интегративное свойство личности преподавателя, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в информационной среде с использованием цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности, наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения — формирование личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире [1].

Проектирование интерактивной обучающей среды требует от преподавателя высокого уровня сформированности информационной компетентности. Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом между элементами данной системы. Интерактивная образовательная среда предусматривает собой организацию и развитие интерактивного диалога между всеми участниками образовательного процесса. Формирование современной интерактивной образовательной среды вуза должно осуществляться в условиях широкого внедрения и применения ИКТ. Такая среда обучения создается совокупностью традиционных и инновационных средств и предоставляет возможности для обеспечения самостоятельной учебной деятельности студента, непосредственной обратной связи, непрерывное обновление содержания учебных материалов и более быстрый доступ к ним, реализацию индивидуальных траекторий обучения и групповой формы работы, многоуровневую коммуникацию между всеми участниками образовательного процесса [3]. Ведущими компонентами информационно-коммуникативной компетентности современного преподавателя являются конструктивный и организаторский, коммуникативный и рефлексивный блок [4].

·Конструктивная деятельность педагога направлена на обеспечение обучаемого психолого-педагогическим инструментарием для реализации учебно-познавательных задач, создание программы деятельности — проектирование индивидуального образовательного маршрута студента. Кроме того, преподавателю необходимо произвести отбор содержания учебной дисциплины в соответствии с принципами актуальности, научности, доступности и наглядности формируемой системы знаний.

·Организаторский блок включает в себя обоснованный выбор форм, методов и средств моделирования интерактивной среды познания.

·Коммуникативная деятельность — это совместная деятельность преподавателя и студента, построенная на основе межличностного взаимодействия и педагогического общения. В данном случае педагог осуществляет обратную связь при использовании ИКТ.

·Рефлексивный блок— умение преподавателя анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, грамотно использовать методики количественной и качественной оценки эффективности системы обучения, стремление к личностному росту и самовыражению.

Кроме указанных компонентов принято выделять интегра­тивный и гносеологический компонент информационной компетент­ности преподавателя, направленный на систематизацию и обобщение знания об информации при использовании ИКТ в профессиональной деятельности [7].

Информационная компетентность преподавателя существенно влияет на процесс обучения в интерактивной образовательной среде, являющейся основой для реализации форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ. Преподаватель на современном этапе реформирования системы образования должен обладать не только информационной компетентностью, но также активно реали­зовывать компетентностный подход в информационно-обучающей среде вуза при развитии и установлении междисциплинарных связей. Интегративный подход в подготовке будущих специалистов реализуется при организации и проведении интегрированных занятий, приоритетно нацеленных на формирование информационной компетентности. Интегрированные учебно-исследовательские проекты также способствуют развитию междисциплинарных связей. Особое место при интегративном подходе в условиях информатизации образования отводится разработке, созданию и методически грамотному применению междисциплинарных электронных учебных комплексов. Именно поэтому приоритетным вектором развития современной системы образования является подготовка кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма не только в своей предметной области, но и необходимыми знаниями в области ИКТ, в вопросах по их внедрению и эффективному применению в образовательной практике.

В настоящее время существует ряд трудностей при реализации компетентностного подхода. Формированию компетенций в образовательном процессе уделяют значительно меньше внимания, отдавая предпочтения предметным знаниям и формируемым умениям как ведущему результату обучения. Вместе с тем, важно понимать, что формирование компетенций достаточно длительный процесс, требующий систематического и комплексного подхода, изучение конкретного предмета и социальное развитие учащихся — не взаимоисключающие, а взаимодополняющие стороны [5].

Таким образом, высокий уровень информационной компетентности — важная характеристика современного педагога, позволяющая выйти на новый уровень педагогического мастерства и обеспечивающая качественную подготовку будущих специалистов XXIвека.

Список литературы:

1.Бучельников В.В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода // Успехи современного естествознания. 2009. № 10. С. 91‑92.

2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 192 с.

3.Обдалова О.А. Особенности новой педагогической среды при обучении иностранным языкам // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 32. C. 207‑211.

4.Практическая психология для преподавателей [под ред. М.К. Тутушкиной]. М.: Филинъ, 1996. 328 с.

5.Сергеев И.С., В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 132 с.

6.Солдаткин В.И.Создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации // Новые информационно-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. интернет-конф. М.: Логос, 2003. С. 161–179.

7.Темербекова А.А. Информационная компетентность учителя // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр.; [под ред. Е.А. Левановой]. 2009. Вып. 23. С. 110‑114.

Сидакова Людмила Владимировна


Томский индустриальный техникум

Цифровая образовательная среда (ЦОС) занимает особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный образовательный процесс. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт цифровой среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет преподавателям недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя преподавателю интеллектуальные формы труда. Но анализ, подготовка и использование качественных электронных обучающих средств процесс не быстрый, трудозатратный и многочасовой.

Многих преподавателей интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Они понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ЦОС и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения.

Использование ЦОС позволяет создать комплекс разнообразного дидактического материала: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различную подборку задач, электронные учебники и т.д. Использование различной техники, а именно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор заданий для обучающихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время. С помощью компьютера происходит быстрое оценивание, а так же поиск пробелов в знаниях, с их последующей быстрой коррекцией. Новые средства обучения позволяют вывести занятия на новый уровень, повысить учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность обучающихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к учебной дисциплине (профессиональному модулю). Использование ЦОС позволяет расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать. Как показала практика, применение ЦОС возможно на любых занятиях.

А что должен знать и уметь преподаватель в области цифровой образовательной среды:

-уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, других пособий на дисках и в Интернете в соответствии с поставленными образовательными задачами;

-устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методами создания электронного дидактического материала;

-уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

-уметь выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для учебно-воспитательного процесса;

-эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);

-уметь сформировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;

-организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживать учебный процесс.

Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача преподавателя сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своей дисциплине (модулю). Постараться совместить традиционные умения по дисциплине (модулю) и умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Очень хорошо, что преподаватели с помощью ЦОС имеют свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации через интернет и электронную библиотеку. Лаборатории ЦОС отвечает современным требованиям качества образования. Но анализ использования ЦОС в повседневной деятельности показывает, что лишь 25% административного и педагогического состава успешно использует их в своей деятельности. Остальные или совсем не использует, или использует единовременно.

Это вызывает необходимость совершенствования подготовки на основе развития способностей и организации обучения преподавателей к использованию средств ЦОС в профессиональной деятельности.

Использование ЦОС – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В результате использования ЦОС выявили риски при организации и использовании такой среды.

Риск 2. При реализации дисциплины столкнулись с закрытием курсов, невозможностью получить сертификат об освоении курса, несовпадение сроков обучения и т.д. Кроме того, технические неполадки, сбои, происходящие при реализации ЦОС.

Риск 3. Неизученность влияния на здоровье обучающихся цифровых технологий. Невозможно развивать в образовательном учреждении цифровые технологии, не зная, как это будет влиять на обучающихся. Мы сидим у компьютера сутра до ночи, но у нас нет исследований, которые показали бы, как это влияет на подростковую психологию.

В связи с этим, мы считаем, что процесс подготовки педагогов к использованию контента ЦОС в профессиональной деятельности должен быть поэтапным:

- на первом этапе преподаватели должны изучить наполнение ЦОС. Сформировать умение работать с разными источниками информации.

- на втором этапе происходит освоение приемов, алгоритмов использования средств ЦОС в профессиональной деятельности. Преподаватели работают непосредственно в рамках своей дисциплины, профессионального модуля, практики; решают конкретные учебные задачи различного уровня обобщения.

- на третьем этапе осваиваются умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду. Особую трудность вызывает создание электронных учебников, электронных лекций, создание электронной базы данных. Причины: отсутствие времени, отсутствие лицензионных программ для создания электронных учебников.

– включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

– создается и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

Виртуальная образовательная среда – быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1) инновационные и традиционные технологии, специфические
для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;

2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Виртуальная образовательная среда характеризуется:

– наличием обратной связи (уровнем интерактивности);

– множеством возможностей для ответных откликов различного характера;

Виртуальная образовательная среда выполняет следующие функции:

– информационно-обучающую (учебная информация представлена в самых разных формах);

– коммуникационную (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

– контрольно-административную (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Создание виртуальной образовательной среды предполагает появление
у преподавателя, новых функций. Роль педагога изменяется. В контексте виртуальной образовательной среды она может быть представлена как:

– организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде
с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.);

– автора и разработчика электронного учебного курса;

- консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения;

– виртуального психолога, который создает комфортные условия
для обучения;

– проектировщика, который проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.

Новая роль преподавателя наделяет его новыми функциями:

– подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов
в оболочку виртуальной образовательной среды;

– проведение вводного организационного занятия, где разъясняется,
как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

– дистанционное отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

– дистанционная проверка и контроль за выполнением заданий
по самостоятельной работе обучающихся; – участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарахweb-квестах;

– анализ результатов выполнения заданий;

– профессиональная педагогическая поддержка обучающихся и др.

В виртуальной образовательной среде используются особые технологии – технологии информации и коммуникации. Технологии информации
и коммуникации – современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств
и компьютерной техники.




Инновационные технологии, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и
web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (InstantMessenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW
(WorldWideWeb), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии обучения в виртуальной образовательной среде базируется
на использовании возможностей Интернета:

- посредством Web-ресурса (учебной оболочки) обучающиеся обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с педагогом в виртуальной образовательной среде;

- обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса (учебной оболочки);

- основными участниками образовательного процесса являются учитель
в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.

Одной из форм взаимодействия в виртуальной образовательной среде является видеоконференция.

Видеоконференция– форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевыхаудиовидеотехнологий.

Видеоконференция позволяет приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия учителя и обучающихся.

Видеоконференция, особенности организации видеообщения:

Видеоконференция, преимущества:

– универсальность – не требуют специализированного оборудования;

– доступность – реальная стоимость организуемой связи (регистрация
в системе бесплатна, клиентское приложение и входящие звонки бесплатны);

– качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);

– удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;

– многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;

– мобильность – обучающиеся могут устанавливать связь друг с другом
из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.

Видеоконференция, типы конференций:

Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:

– передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной,
не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;

– не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;

– необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;

– в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;

– в письменной речи всё должно быть понятно исключительно
из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться
на домысливание и недосказанность;

– письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности.

Работая в виртуальном пространстве преподавателю необходимо учитывать требования к технологиям. Соответствие педагогических и коммуникационных технологий показано в таблице ниже.

Педагогические технологии Коммуникационные технологии
Дискуссии Блог, видеоконференция, чат, форум
Лекция Аудиолекция, видеолекция, видеоконференция, гипертекст, мультимедиа, презентации, skype
Метод проектов Блог, веб-квест, википедия, интернет-ресурсы, форум, электронная почта, skype
Мозговой штурм Видеоконференция, чат, skype
Обучение в сотрудничестве Блог, чат, форум, электронная почта
Ролевые и деловые игры Видеоконференция, чат, форум, skype
Ситуационный анализ Чат, форум

Виртуальная образовательная среда:

– включает информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемых и используемых для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;

– создается и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса;

Виртуальная образовательная среда – быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

1) инновационные и традиционные технологии, специфические
для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;

2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Виртуальная образовательная среда характеризуется:

– наличием обратной связи (уровнем интерактивности);

– множеством возможностей для ответных откликов различного характера;

Виртуальная образовательная среда выполняет следующие функции:

– информационно-обучающую (учебная информация представлена в самых разных формах);

– коммуникационную (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

– контрольно-административную (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Создание виртуальной образовательной среды предполагает появление
у преподавателя, новых функций. Роль педагога изменяется. В контексте виртуальной образовательной среды она может быть представлена как:

– организатора учебного процесса, познавательной деятельности и творческой активности обучающегося; совместной деятельности обучающихся; учебно-педагогической деятельности в виртуальной образовательной среде
с использованием инновационных технологий (проведение занятий; интернет консультирования; участие в форумах, блогах, web-квестах, чатах; обучение созданию собственной среды обучения и др.);

– автора и разработчика электронного учебного курса;

- консультанта, организующего профессиональную педагогическую поддержку в процессе обучения;

– виртуального психолога, который создает комфортные условия
для обучения;

– проектировщика, который проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса, нередко – свой собственный курс; включает предвидение результатов собственных действий, определение их последовательности в процессе обучения, формирование стратегии и тактики образовательной деятельности, разработку или выбор адекватной технологии и формы обучения.

Новая роль преподавателя наделяет его новыми функциями:

– подготовка учебно-методического комплекса, размещение материалов
в оболочку виртуальной образовательной среды;

– проведение вводного организационного занятия, где разъясняется,
как проходит обучение в виртуальной образовательной среде, каким образом знакомиться с материалами курса, как выполнять задания, участвовать в форумах, общаться и т.д.;

– дистанционное отслеживание эффективности усвоения обучающимися материалов курса;

– дистанционная проверка и контроль за выполнением заданий
по самостоятельной работе обучающихся; – участие в коллективных обсуждениях, форумах и чатах, вебинарахweb-квестах;

– анализ результатов выполнения заданий;

– профессиональная педагогическая поддержка обучающихся и др.

В виртуальной образовательной среде используются особые технологии – технологии информации и коммуникации. Технологии информации
и коммуникации – современные способы использования, преобразования, передачи, обработки, накопления, хранения и контроля информации в образовательной среде, основанные на применении инновационных коммуникационных средств
и компьютерной техники.

Инновационные технологии, используемые в качестве технологических компонентов виртуальной образовательной среды: электронная почта, дискуссионные группы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки,web-форумы, чаты и
web-чаты и пр.); интернет-конференции, электронные журналы, электронные библиотеки, служба мгновенной почты (InstantMessenger, ICQ), многопользовательские миры, или MUD/MOO, web-сайты, WWW
(WorldWideWeb), или Всемирная паутина, web-квесты, виртуальные лекции, дискретные лекции.

Технологии обучения в виртуальной образовательной среде базируется
на использовании возможностей Интернета:

- посредством Web-ресурса (учебной оболочки) обучающиеся обеспечиваются учебно-методическими материалами при постоянном интерактивном взаимодействии с педагогом в виртуальной образовательной среде;

- обучение происходит в соответствующем разделе Web-ресурса (учебной оболочки);

- основными участниками образовательного процесса являются учитель
в виртуальной образовательной среде, обучаемый, тьютор, сетевой администратор.

Одной из форм взаимодействия в виртуальной образовательной среде является видеоконференция.

Видеоконференция– форма сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса посредством сетевыхаудиовидеотехнологий.

Видеоконференция позволяет приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым, повышая продуктивность взаимодействия учителя и обучающихся.

Видеоконференция, особенности организации видеообщения:

Видеоконференция, преимущества:

– универсальность – не требуют специализированного оборудования;

– доступность – реальная стоимость организуемой связи (регистрация
в системе бесплатна, клиентское приложение и входящие звонки бесплатны);

– качество видеоконференций на стандартных линиях связи (от 128кбит/сек);

– удобный интерфейс, не требующий специальных знаний;

– многоточечная связь между абонентами через адреса электронной почты;

– мобильность – обучающиеся могут устанавливать связь друг с другом
из любой точки Земли, необходим лишь доступ в Интернет.

Видеоконференция, типы конференций:

Диалог в виртуальной образовательной среде, правила:

– передаваемая информация должна быть, по возможности, однозначной,
не содержащей противоречий и/или двусмысленной информации;

– не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы;

– необходимо стараться больше узнать о том, как другие понимают наши действия, как реагируют на наши высказывания. При необходимости переспрашивать, задавать уточняющие вопросы;

– в письменной речи все существенные связи и мысли должны быть раскрыты и отражены, поэтому требуется более систематическое, логически связанное изложение;

– в письменной речи всё должно быть понятно исключительно
из её собственного смыслового содержания, из её контекста, нельзя ссылаться
на домысливание и недосказанность;

– письменная речь требует особенной продуманности, плавности, сознательности.

Работая в виртуальном пространстве преподавателю необходимо учитывать требования к технологиям. Соответствие педагогических и коммуникационных технологий показано в таблице ниже.

Читайте также: