Как расставаться с ребенком в детском саду советы психолога

Обновлено: 01.07.2024

8 причин, почему убегать, не прощаясь, плохо

Для малыша:

Он видит, как родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставание — это что-то неприятное и даже страшное. Именно поэтому ребенок насильно старается удерживать около себя все привычное и любимое (родителей в том числе). При этом он тратит много сил на контроль того, что у него уже есть, и энергии на новые знания и знакомства уже не хватает — в результате малыш может даже замкнуться в себе.

Он ревнует родителей к их делам (к работе, друзьям, магазинам, парикмахерским и т. д.). Ему кажется, что, если родители тайно убегают от него, значит, они любят что-то там больше, чем его здесь. В итоге малышу будет трудно научиться уважать работу и досуг родителей.

Он чувствует себя неполноценным членом семьи: его обманывают, а значит, с его чувствами не считаются.

Для родителей:

Ребенок, который с опаской относится к новым контактам, будет все сильнее и сильнее привязывать к себе маму, не позволяя ей отходить от себя ни на шаг.

Ребенок, который своим агрессивным поведением доказывает, что он достаточно большой и сильный, чтобы с ним говорили серьезно, причиняет много хлопот, ссоря мам и пап с бабушками, нянями и воспитателями.

Ребенок, который заметит, что его обманывают, может начать манипулировать и всегда найдет способ заставить родителей переживать, нервничать и опаздывать на свои важные встречи: слезами, жалобами, плохим сном, аппетитом и поведением.

Момент разлуки

Ребенок хочет:

знать, куда уходит мама;

знать, когда она вернется;

быть уверенным, что с ним ничего не случится;

быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

Взрослый желает:

обеспечить безопасность малыша;

не опоздать туда, куда идет;

оставить ребенка в хорошем настроении;

вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.

Как облегчить расставание с ребенком

Вот что вам нужно делать, для того чтобы облегчить предстоящее расставание, как продолжительное, так и не очень, для себя и для своего чада:

Чтобы не опаздывать и в то же время иметь возможность нормально попрощаться с ребенком, соберитесь на 5–10 минут раньше (больше не нужно, если вы не хотите превращать церемонию прощания в отдельное событие дня).

Поэтому даже о детей, кто уже относительно давно посещает детский сад, по утрам можно слышать разы типа "не хочу-у-у в садик!", сопровождаемые плачем, а иногда даже настоящей истерикой.

❗ Что делать, если продолжать водить ребенка в сад необходимо?

Главное, сначала понять, что слезы - это еще не катастрофа. Они дают выход эмоциям, что само по себе уже неплохо. При этом важно самим воздержаться от проявления тревожности или раздражения, сохранять спокойствие - нужно вспомнить, кто тут взрослый, и не "подливать масла в огонь": ну ругать, не "шипеть" на ребенка, чтобы успокоился и уж тем более не плакать вместе с ним ;-)

✨ Как правильно действовать, чтобы облегчить расставание с ребенком

★ 1. По дороге в детский сад отвлекайте ребенка разговорами или играми.

Можно просто посчитать голубей, машины, столбы. Можно спеть песню, рассказать стихотворение. Можно поиграть в игру "кто больше назовет имен / животных и т.д."

★ 2. Нельзя убегать или исчезать из поля зрения ребенка незаметно!

Многие стремятся таким образом облегчить расставание СЕБЕ, а не ребенку (чтобы не видеть слез). Но они будут! Ребенок все равно заметит отсутствие мамы или папы.

Как надо: несмотря на плач, нужно продолжать разговаривать с ребенком доброжелательным тоном, рассказывать ему о том, чем он будет заниматься в садике, когда вы за ним придете, что будет после ("пойдем домой", "поиграем на площадке", "зайдем в магазин" и .д.), а также о своих планах на день и вечер. Все это должно дать ребенку почву для других более радостных или занимательных мыслей и ожиданий, отвлекающих его от тяжести разлуки.

★ 3. Всегда четко объясняйте ребенку, когда вернетесь.

Например, "я заберу тебя, когда вы пойдете вечером гулять с группой, после сна". И обязательно постарайтесь исполнить обещанное, не опаздывая. Если все же вы опоздали, извинитесь перед ребенком и объясните, почему это случилось.

★ 4. Придумайте ритуал для прощания.

Кто-то убирает маме в сумку любимую игрушку, чтобы забрать ее, когда мама придет вечером. Кто-то "прячет" в кармашек мамин поцелуй. Кто-то просто крепко-крепко обнимается или дает "пять". Главное, чтобы этот ритуал всегда соблюдался.

★ 5. Обеспечьте доброжелательного посредника.

Наверняка, вы уже успели понять, к какому воспитателю или няне ребенок доверяет больше всего (или кто из них больше расположен в вашему ребенку). Старайтесь передавать ребенка одному и тому же человеку.

Если малышу очень трудно расставаться именно с мамой, возможно, решит проблему, если в сад ребенку будет отводить кто-то другой (бабушка, папа и т.д.), с кем ему будет легче расставаться. Но в этом случае нужно обязательно сообщить этому взрослому обо всех обязательных ритуалах.

детский сад,адаптация к детскому саду

Насколько легко пройдет у ребенка адаптация в детском саду прежде всего зависит от родителей. Дайте малышу время привыкнуть к новым для него обстоятельствам и настройтесь положительно сами, тогда и ребенку будет гораздо легче.

Чтобы адаптация ребенка прошла легко

Адаптация в саду у каждого малыша проходит по-своему, важно заранее подготовить ребенка к детскому саду. Прекрасно, если есть возможность приучать малыша к садику постепенно. Для ребенка будет сильным стрессом, если после сугубо домашнего окружения он сразу на целый день останется в новой, чужой для него обстановке.

Дети играютдетский сад,адаптация к детскому саду

Как расставаться с ребенком

Наверное, самым сложным моментом и для малыша, и для его родителей является момент утреннего расставания. Ведь мама, отводя впервые в сад свое сокровище, часто очень нервничает и переживает. Ребенок это чувствует – и тоже переживает. Поэтому очень важно, чтобы, отводя малыша в садик, мама была спокойной и уверенной.

Более комфортному расставанию с ребенком поможет небольшой ритуал: поцелуй, объятие, ласковое слово на ушко. После этого – уходите сразу. Чем дольше вы будете топтаться в нерешительности – тем больше вероятность того, что ребенок начнет капризничать. И не следует переживать и возвращаться, услышав плач ребенка!

В большинстве случаев уже через пару минут малыш перестает плакать, отвлекается и идет играть. Помните об этом, мамочки! Пока ребенок в саду, не терзайтесь переживаниями, не тоскуйте, не плачьте. Малыш на расстоянии чувствует настроение мамы, если будете страдать вы, тревожно будет и малышу.

Важно: если с кем-то из родителей (чаще с мамой) ребенок расстается особенно тяжело, пускай первое время его водит в детский сад тот, с кем он готов расстаться более спокойно (папа, бабушка).

Важно, чтобы к тому моменту, как малыш пойдет в сад, он умел самостоятельно ходить на горшок. Какой выбрать горшок и как приучить ребенка к нему — расскажет врач-педиатр в этом выпуске.

Как предостеречь ребёнка от стресса, когда он приходит первый раз в детский сад.

ВложениеРазмер
kons.razluka_s_rebyonkom.docx 18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разлука с ребёнком

Расставание с матерью – один из самых критических моментов и для ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, если вы планируете выйти на работу, потихоньку практикуйте кратковременные расставания с малышом, естественно, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то еще или отводите в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.

В зарубежной психологии очень популярна "теория привязанности" ребенка к взрослому. Привязанность , как правило, формируется на первом году жизни (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.

То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать , отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности.

Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему.

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя).

Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе.

Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости садовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Не забывайте , что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку.

Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки . Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее.
Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые родители, внимание ! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

В сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.

Настоящая трудность заключается не в том, что мать работает, а в том, чтобы не утратить при этом взаимопонимания с ребенком. Выход - разумно сочетать работу с уходом за ребенком.

В зачет идет достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком. А для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония".

Читайте также: