Чем управление отличается от менеджмента кратко
Обновлено: 02.07.2024
Есть различия: Управление - руководство, направление чей-либо деятельности, проще - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличении прибыли.
Если буквально переводить, то одно и то же.. .
А если по смыслу, то "менеджмент" - более широкое понятие.. .
Это ещё и наука об управлении.
Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.
Определение
Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Сравнение
Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.
(11 оценок, среднее: 4,18 из 5)
Логический анализ сходства и различий менеджмента и управления
Сходства и различия управления и менеджмента – это общие и специфические черты наук и видов практической деятельности, определяющие их особенности.
- логический анализ,
- методология науки,
- реальность и потребности практики.
Прежде, чем проводить логический анализ, уместно дать определение обоим понятиям:
- Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом.
- Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях.
Связь между ними схематически может быть представлена следующим образом: не всякое управление может быть признано менеджментом. Так, например, управление техническим устройством, химической реакцией или армейской операцией нельзя называть менеджментом. Однако менеджмент – это всегда управление. Таким образом, понятие менеджмента уже, чем понятие управления, представляя собой специфический тип управления.
Специфика менеджмента выражается в следующих категориях:
- объект менеджмента,
- приоритеты, состоящие в экономических интересах и человеческом факторе,
- действие рыночных механизмов (условия экономического риска, конкуренции),
- технологии менеджмента (разработка решений, участие персонала),
- профессионализм,
- лидерство,
- корпоративность,
- стиль.
Таким образом, с позиций логического анализа можно заключить, что управление – процесс общий, а менеджмент – частный.
Профессиональные управленцы и организаторы используют инструменты, оптимальные в конкретных ситуациях. При этом менеджмент в первую очередь опирается на теоретические исследования, а управление – на практику.
Готовые работы на аналогичную тему
Сходства и различия менеджмента и управления как научных дисциплин
Наиболее ярко специфика любой науки проявляется в наборе изучаемых проблем. Если рассматривать менеджмент как науку, то ведущее место в проблематике занимают:
- личностный фактор,
- неформальное управление,
- взаимодействие организационно-технических и социально-экономических аспектов,
- диверсификация менеджмента,
- другие вопросы, возникшие в практике менеджмента и отражающие ее потребности в научной сфере.
Анализируя с научных позиций все проблемы управления, можно построить типологическую матрицу, отражающую особенное и общее в менеджменте и управлении. Типология является самым продуктивным методом исследования и анализа. Так, к примеру, периодическая таблица элементом Менделеева – это иллюстрация одного из универсальных и весьма эффективных методологических подходов, применимых к исследованиям в любой сфере человеческих знаний.
Типологический анализ вопросов управления также убедительно демонстрирует специфику менеджмента.
Сходства и различия менеджмента и управления как практической деятельности
В практическом менеджменте ключевую роль играют приоритеты. Практика менеджмента стала источником идеи человеческого капитала как ключевого приоритета менеджмента. Также из практики происходят и такие понятия менеджмента, как полномочия, корпоративность, стиль и т.д. Именно эти запросы к науке менеджмента со стороны практики определяют структуру знаний менеджеров.
Принципы управления (общего):
- выделение управляющей и управляемой систем,
- управляемость как реакция на сигнал или воздействие,
- мера необходимой централизации для достижения эффективного функционирования системы управления и объекта управления в целом,
- наличие обратной связи,
- гомеостат – способность системы поддерживать стабильными определенные величины,
- функциональная стабильность,
- эмерджентность - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями.
Принципы, присущие менеджменту:
- главное – это человеческий фактор,
- менеджмент знаний, определяемый через интеллектуальный потенциал,
- качество и эффективность менеджмента как специфической деятельности,
- экономика менеджмента, выражающаяся через ресурсы и затраты,
- корпоративность и сотрудничество,
- партнерство и власть,
- целеполагание,
- конкурентоспособность,
- развитие – основной способ существования системы.
При этом принципы управления и принципы менеджмента не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Причем это взаимодействие тем эффективнее, чем глубже осознаются особенности менеджмента в рамках общего управления, а также в рамках осознания менеджмента как социально-экономической дисциплины.
- контролинга,
- аксиологии менеджмента,
- социокультурных проблем менеджмента,
- экологического менеджмента,
- антикризисного менеджмента,
- креативного менеджмента и т.д.
Концепция менеджмента определяет, какие знания – фундаментальные, специальные и конкретно-практические – должен иметь специалист в сфере менеджмента, как они должны сочетаться и взаимодействовать на практике.
Спор о том использовать иностранные термины или применять в науке только слова родного языка не утихнет, наверное, никогда. Сторонники чистоты национальной речи требуют использовать в науке и практике слова родного языка, считая, что иностранные заимствования пагубно сказываются на национальной идее.
Одним из примеров такого спора классическая управленческая пара менеджмент и управление. Принято в нашей стране использовать два этих понятия как синонимы, но разница все же в них есть, и существенная.
Что такое управление?
Начнем с русского слова управление (хотя это спорный вопрос русское ли оно, считается, что термин восходит к древнерусскому слову правление, которое в свою очередь имеет уже греческие корни)!
Управление — это процесс какого-либо действия.
Чем мы можем управлять? Вариантов масса:
— а есть еще понятие управление в живой и неживой природе.
Получается что слово управление, как это часто бывает, в русском языке используется в разных ситуациях в разных значениях. Это особенность этого термина.
Что такое менеджмент?
Менеджмент это термин чисто американский. Ряд теоретиков считают, что американское слово менеджмент сложно перевести даже на английский язык, что уж говорить о русском! Получается что термин менеджмент, очень специфичен!
Менеджмент по-американски – это управление коммерческой организацией, а само понятие тесно связано с личностью менеджера.
Часто под этим термином подразумевают именно человека управляющего организацией, добивающегося ее целей.
Кроме того некоторые лингвисты считают, что термин менеджмент восходит к французскому manege (управление лошадью, бег по кругу)!
Таким образом, менеджмент это:
— процесс достижения цели коммерческой организации (получение прибыли):
— деятельность менеджера по организации эффективных процессов организации.
Подведем итог! Главное отличие управления от менеджмента в широте понятия. Управление шире и применимо к разным процессам, менеджмент уже и характерен только для коммерческих организаций.
Так для понятия управление государством в английском языке используется термин администрирование (public administration), управление автомобилем – driving.
Подробнее посмотреть о том, что собой представляет менеджмент можно в этой статье, а познакомиться с его историей здесь.
Читайте также: