Анализ стихотворения некрасова возвращение кратко

Обновлено: 07.07.2024

И здесь душа унынием объята.
Не ласков был мне родины привет;
Так смотрит друг, любивший нас когда-то,
Но в ком давно уж прежней веры нет.

Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!

Волнуемый тоскою и боязнью,
Напрасно гнал я грозные мечты,
Меж тем как лес с какой-то неприязнью
В меня бросал холодные листы,

И ветер мне гудел неумолимо:
Зачем ты здесь, изнеженный поэт?
Чего от нас ты хочешь? Мимо! мимо!
Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!

И песню я услышал в отдаленье.
Знакомая, она была горька,
Звучало в ней бессильное томленье,
Бессильная и вялая тоска.

С той песней вновь в душе зашевелилось,
О чем давно я позабыл мечтать,
И проклял я то сердце, что смутилось
Перед борьбой – и отступило вспять.

Анализ стихотворения — Возвращение. Русский язык и литература

Он старается понять, что такое предназначение поэта и поэзии, о которой задумывается каждый стихотворец и крупный поэт. Постоянные переезды заставляют его задумать о том, что его предназначение писать о происходящем в России.

В его лирике данный вопрос является ключевым, оно занимает основное место. Герою придется вернуться на родину в сентябре, когда часто идут сильные дожди. Неумолимо воет ветер, а с деревьев облетают листья. Безрадостный пейзаж вызывает в его сердце тоску и уныние, она способствует тому, что даже природа настроена против того, что он возвращается домой.

Сентябрь, который представляется Некрасовым, не является золотым временем года, как у Пушкина, он становится мрачной и дождливой порой, которая навевает депрессию и мысли о том, что автор никому не нужен. Он очень дождлив и ветрен, не позволяя автору задумать о том, что его высшее предназначение еще впереди.

Он чувствует, что фактически не нужен никому, так и природа показывает ему фактически отторжение, она не готова принимать его домой, как бы показывая ему, уезжай.

Он вспоминает о том, что его задача освящать происходящее на территории Российской Империи. Ему достаточно трудно оставаться на выбранном пути и писать стихотворения о том, как тяжела жизнь русского человека.

Тема творчества остается ключевым вопросом в произведениях Некрасова, он старается показать народу, что его великое предназначение освящать происходящее в России.

Он уверен, что никто больше не способен освящать события подобным образом. Его волнует подобный вопрос, он искренне переживает за то, что происходит с его родиной, он настоящий патриот страны, способный переживать вместе с ней. Он искренне волнуется за ее будущее и судьбу. Этот вопрос волнует его на протяжении всего его творчества, поэтому он подчеркивает необходимость волноваться и переживать за происходящее на территории огромной державы, которая является его родным домом.

Анализ 2

Николай Алексеевич Некрасов является одним из самых великих русских поэтов. С конца весны 1864 года Николай Алексеевич на протяжении трёх месяцев не был на Родине. Все это время он посвятил путешествию, особенно полюбился ему Париж, где он провел большую часть поездки. Данное произведение посвящено периоду возвращения поэта в родные места. Темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Также в произведении четко прослеживаются размышления о своем предназначении. В жизни каждого крупного писателя наступает момент, когда он обращается к данной теме. Для Некрасова это всегда была одна из самых важных и актуальных тем.

В качестве лирического героя Некрасов выбрал самого себя, все описываемые чувства знакомы ему не понаслышке. Идея произведения в том, чтобы донести до людей свои переживания, которые испытывал Николай Алексеевич после того, как воротился на родную землю. Он хотел показать все свои мысли, размышления о творчестве и собственной надобности. Так как Некрасов описывает свои переживания, то жанром стихотворения является элегия. Состоит произведение из шести куплетов, каждый из них является четверостишием. В написании произведения поэт использует пятистопный ямб и перекрестные рифмовку. Все стихотворение можно поделить на три части.

В первой части описываются чувства героя, который возвращается на Родину в начале осени. В это время льют бесконечные дожди, дуют порывистые ветра и начинает опадать засохшая листва. Такой пейзаж наводит на душу уныние и печаль. Герой не сомневается, что таким образом, Родина показывает, что его возвращение никто не ждал, что в нем больше не нуждаются родные края. Сентябрь в данном стихотворении выступает печальным, мрачным и дождливым. Такая пора навивает негативные мысли.

Вторая часть начинается с четвертой строфы, в которой появляется монолог ветра, он называет поэта ненужным, изнеженным и чужим. В слова ветра Николай Алексеевич вкладывает мысли героя произведения, который считает, что он зря вернулся в родные края. Третью часть можно наблюдать в предпоследнем четверостишье, в нем трудно не заметить сменившиеся настроение. Герой слышит печальную песню, которая трогает его сердце и заставляет вспомнить истинное предназначение. Он считает, что должен описывать все тягости жизнь, которой живут простые люди. В последнем куплете он ругает себя, за то, что чуть не отрекся от борьбы.

В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил в Париже. Стихотворение “Возвращение” связано с приездом Николая Алексеевича в родную страну. Произведение посвящено теме предназначения поэта и поэзии, к которой рано или поздно обращается каждый крупный стихотворец.

Что касается Некрасова, то в его лирике она всегда занимала важнейшее место. Герой анализируемого текста возвращается на родину в сентябре, когда земля под дождем рыдает без конца,

когда гудит неумолимо ветер, когда облетают с деревьев холодные листы. Безрадостный пейзаж не в последнюю очередь способствует возникновению уныния в душе, о чем сообщается в первой же строке стихотворения. Лирический герой абсолютно уверен в том, что родина не рада его возвращению, что она больше в нем не нуждается.

Кажется, даже природа настроена против него. Сентябрь в “Возвращении” – это не красивая и поэтичная золотая осень, которой восхищался Пушкин. Нет, это мрачная и дождливая пора, навевающая депрессивные мысли.

Четвертая строфа – монолог ветра, состоящий из вопросов и восклицаний.

Вернувшийся на родину поэт назван изнеженным, чужим. Через реплики ветра Некрасов передает мысли самого лирического героя.

Он действительно не понимает, зачем приехал назад, чувствует себя не нужным.

В пятом четверостишии настроение “Возвращения” несколько меняется. Герой произведения в отдалении слышит горькую песню, которая помогает ему вспомнить собственное предназначение – описывать в художественных произведениях нелегкую жизнь простого народа Российской империи. Он проклинает себя за малодушие, за то, что едва не забросил столь важную и нужную для современного ему общества борьбу.

Некрасов нередко в стихотворениях, посвященных теме предназначения поэта и поэзии, выступает в роли строгого критика собственных поступков и мыслей. Зачастую Николай Алексеевич прекрасно осознавал свои ошибки и не боялся говорить о них публично. Поэт не прощал себе проявлений слабости.

На протяжении всей жизни он старался следовать выбранной цели, не отступать и не сдаваться. Характер творчества Некрасова отлично передан в строчке из его знаменитого стихотворения “Элегия” (1874): “Я лиру посвятил народу своему”. В том или ином виде мысль эта встречается и в других произведениях Николая Алексеевича.

В стихотворении автор размышляет на тему своей жизни и творчестве. Приезд на родину в очередной раз заставляет его задуматься, а нужны ли вообще кому-то

Герой стихотворения, как и автор, возвращается домой из долгого путешествия. Что же он видит, ступая на родную землю? Неприветливый, не принимающий путешественника мир. Поэта постоянно преследовало ощущение, что на родине ему не рады — что у него нет ни единомышленников, ни друзей, ни тех, кому можно довериться. Ближе к середине произведения краски окончательно сгущаются.

Оно уже никак не навевает позитива читателю. Даже родная природа, по мнению героя, не рада его возвращению. Она встречает его проливным дождем,

похожим на слезы, кружащими черными птицами, деревьями в лесу недружелюбно осыпающими его листьями, а ветром, изгоняющим, гудя, его обратно. "Ты нам чужой, тебе здесь дела нет!" – даже природа хочет выгнать поэта из родной страны.

Когда Некрасов будет покидать Россию, изгоняющие его недруги будут бросать вслед поэту его работы и книги – труды, в которые он вложил столько сил и эмоций.

Что же мы видим дальше? Во второй части стихотворения настроение автора заметно улучшается. Услышав грустную песню, герой собирается с мыслями и вспоминает свое предназначение – рассказывать читателям о трудной жизни живущих в России людей.

Словно вернувшись забытья, поэт ругает себя за то, что, чуть было, не сдался и не отступился от своего истинного предназначения. Это в очередной раз подтверждает ту незримую связь поэта со своим героем — Некрасов никогда не отступал перед трудностями, всегда двигаясь к цели и не позволяя себе слабостей.

Лирическим героем стихотворения является сам Некрасов.

Тема произведения — размышление героя о своём предназначении.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы передать чувства, мысли и переживания поэта в период возвращения из поездки, когда он задумался о роли своего творчества в жизни народа.

Жанр произведения – элегия, потому что поэт описывает свои тревожные и безрадостные размышления.

Стихотворение состоит из шести строф. Каждая строфа – четверостишие. Произведение написано пятистопным ямбом. Рифмовка – перекрёстная.

Стихотворение можно мысленно разделить на три части.

В стихотворении Некрасов передал свои чувства, мысли и переживания в период возвращения из поездки. Он очень выразительно описал свою неуверенность в том, что его творчество нужно русскому народу, а также сомнения о своём предназначении.

История написания

Именно это стихотворение стало переходом Некрасова на новую поэтическую ступень. В его произведениях всё реже можно было увидеть романтизм. Творец начал писать в реализме и старался затрагивать в произведениях социальные темы, которые были актуальными в то время.


Умру я скоро анализ стихотворения Некрасова

Умру я скоро анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания. В 1866 г. Некрасов получил анонимное письмо, в котором неизвестный обвинял поэта в неискренности и отказе от демократических идеалов.

2. Жанр произведения — элегия.

Творчество никак не повлияло на ситуацию в стране. Единственное, что смог сделать поэт — выразить свою безграничную любовь к России. За сохранение этой великой любви Некрасов просит Родину простить все его невольные прегрешения.

5. Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

7. Главная мысль произведения заключается в оправдании Некрасова перед страной. Поэт излишне строг к себе. Его творчество оказало огромное влияние на русскую общественную мысль и побудило многих людей к деятельности по улучшению положения крестьянства.

Образы и символы


Лирический герой произведения устал от езды по дороге и попросил у ямщика, чтобы тот рассказал ему какую-нибудь интересную историю. Этот барин был не из тех, кто чурался разговора с простыми крестьянами. Он хотел узнать побольше о жизни разных людей, ему был интересен весь мир. Этого барина отличало его понимание и умение анализировать.

Однако ямщик не смог рассказать барину весёлую историю, так как его мучили мысли о жене. Сам он был обычным крестьянином, у которого на первом месте в жизни всегда стояли семья и дом. К сожалению, ему досталась женщина из семьи барина. Всю свою жизнь ямщик мучался от того, что его жена несчастна рядом с ним из-за другого воспитания и нравов.

Жена ямщика Груша с самого детства воспитывалась в барской семье. Господа могли дать ей хорошее образование и даже научили читать. Однако после смерти барина ей пришлось вернуться к обычной крестьянской жизни в деревне. Там её насильно выдали замуж за неотёсанного мужика, которого она совершенно не любила.

Девушка страдал не столько от работы, к которой она не привыкла, а от гнёта и насилия. Ей пришлось совершенно переиначить свою жизнь после смерти барина.

Возможно, девушка смогла бы воспитываться в обычной крестьянской семье, но прихоти господ всегда стояли на первом месте. Воспитанная и умная натура была в мгновенье растоптана жизненными обстоятельствами.

Ямщик на протяжении всей жизни с женой не понимал, почему она не может быть такой же, как и остальные крестьянки. Он поведал лирическому герою, что бил свою суженную только на трезвую голову, а это не считается. Мужик этот был неотёсанный, не любил над чем-то задумываться и жил только настоящим моментом. Он винил господ за то, что те испортили девушку. Хотя если и рассматривать то, в чём они виноваты, то это только в том, что не смогли её устроить нужным образом.

Некрасов представил подробную характеристику героев своего произведения. Благодаря подробному описанию жизни каждого, он заставил читателей сопереживать и прочувствовать те эмоции, которые испытывал каждый персонаж.

Николай Некрасов — В Европе удобно, но родины ласки ( Дома — лучше! )

Doma — luchshe!

V Yevrope udobno, no rodiny laski Ni s chem nesravnimy. Vernuvshis domoy, V telegu speshu peresest iz kolyaski I marsh na okhotu! Denek ne durnoy,

Pod solntsem osennim rodnaya kartina Otvykshemu glazu nova. O matushka Rus! ty privetstvuyesh syna Tak nezhno, chto krugom idet golova!

Tvoi muzhiki na menya vygonyali Zverey iz lesov tsely den, A nochyu vozvratny moy put osveshchali Pozhary tvoikh dereven.

Ljvf — kexit!

D Tdhjgt elj,yj, yj hjlbys kfcrb Yb c xtv ytchfdybvs/ Dthyedibcm ljvjq, D ntktue cgtie gthtctcnm bp rjkzcrb B vfhi yf j[jne! Ltytr yt lehyjq,

Gjl cjkywtv jctyybv hjlyfz rfhnbyf Jndsritve ukfpe yjdf/// J vfneirf Hecm! ns ghbdtncndetim csyf Nfr yt;yj, xnj rheujv bltn ujkjdf!

Ndjb ve;brb yf vtyz dsujyzkb Pdthtq bp ktcjd wtksq ltym, F yjxm/ djpdhfnysq vjq genm jcdtofkb Gj;fhs ndjb[ lthtdtym/

Проблематика стихотворения

  1. Проблема непонимания. Когда лирический герой слушает историю ямщика, то он понимает, насколько нелёгкая жизнь началась у девушки, которую резко бросили из барского дома к обычным крестьянам. Однако ямщик считал, что его жену погубило воспитание, которое она получила в господском доме. В какой-то мере мужчина прав, но страна, в которой образованность и начитанность мешают обычной жизни, не имеет будущего. Некрасов считал Россию отсталой, так как в ней могли прожить только крестьяне.
  2. Проблема вседозволенности и безответственности. Бояре никогда не задумываются о судьбах других людей. Для них крестьяне являются низшим слоем общества, с которым стыдно даже дышать одним воздухом. Вся образованность и гуманность бояр улетучивается тогда, когда они начинают распоряжаться своими слугами. Однако никто не может наказать их за такое поведение.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Темы и настроение

Также стоит обратить внимание на тематику произведения. При помощи тем поднимается основная мысль, которую хотел донести автор до читателя:

  1. Трагизм судьбы человека. Главной темой произведения становятся те люди, которые не могут самостоятельно вершить над своей судьбой. Героиня стихотворения с самого детства привыкла к высшему обществу и красивой жизни. После смерти барина её вышвырнули из дома и совершенно не подумали о том, как она сможет адаптироваться к другим условиям. Вдобавок к этому девушку насильно выдали замуж. Никто не мог представить, что творилось на душе у героини, когда ей пришлось привыкать к тяготам крестьянской жизни.
  2. Тема любви. Ямщик любит свою жену, но из-за его воспитания это чувство не имеет возвышенных манер. Мужчина считает, что женщина должна работать наравне с ним, следить за хозяйством и во всём соглашаться с мужем. Он не видел смысла в чтении или прослушивании музыкальных композиций. Ему было не понять того, что чувствовала девушка, вышедшая из барской семьи. Для неё любовь была чем-то возвышенным и красивым. То, что считал любовью ямщик, для неё казалось отвратным и непотребным.

Произведение имеет печальное настроение, так как Груше уже никто и никогда не смог бы помочь. Стоит только задуматься, сколько таких женщин, брошенных на произвол судьбы, было в то время. Некрасов считал, что этот этап существования России является позорным и мерзким.

Основная идея

Тема барского произвола была особенно актуальна в те времена. Обычную крестьянскую девушку по велению господ приучили к богатой жизни и хорошему образованию. Однако от этого она не перестала быть рабыней. Некрасов пытается показать читателям, что никто не может распоряжаться человеческой жизнью как вещью. Все имеют право на самоопределение. В настоящее время такие мысли не кажутся чем-то необычным, но для той эпохи они возникали только у истинных мыслителей.

Девушку выкидывают из высшего общества и возвращают обратно к крестьянской жизни, к которой она совершенно неприспособленна. Она обладала тем набором навыков, который сулил ей гибель. Поэт сравнивает две противоположные жизни: господскую и крестьянскую. Ямщик понимает всю ситуацию своей жены и сожалеет ей, так как её в своё время погубили дворяне. Гуманизм необразованных крестьян является полным противопоставлением псевдогуманности господ. Основной мыслью произведения становится то, что доброта́ должна подтверждать делом, а не быть только на словах.

Композиционные особенности

Стихотворение не отличается какой-то необычной композицией. В его содержании присутствует зачин и концовка. В первой части перед читателем предстаёт барин, который просит, чтобы ямщик рассказал ему интересную историю. Однако мужчина настолько погружен в мысли о своей жене, что может только рассказать о жизни с ней.

Ямщик повествует о Груше, которая была выброшена на произвол судьбы господами. Девушка совершенно не привыкла к крестьянской жизни. Она с детства читала и размышляла о чём-то возвышенном, и крестьянская жизнь с тем набором навыков, которые имела девушка, казалась ей невыносимой.

Композиция

Жанр, направление и размер

Стихотворный размер — трёхстопный анапест. В произведении используется разная рифмовка, а также присутствует как мужская, так и женская рифма. При помощи такого приёма Некрасов смог в полной мере передать оживлённость разговора ямщика и барина.

Средства художественной выразительности

Произведение отличается малым количеством троп. Это объясняется тем, что в разговоре ямщика, из-за его необразованность, не могло взяться большого количества красивых слов. В стихотворении используются такие средства художественной выразительности, как:

Читайте также: