Специфика научно педагогического исследования в доу эссе

Обновлено: 04.07.2024

Для понимания специфики научно-педагогического исследования, важно помнить, что она обусловлена принадлежностью к педагогике как к научной дисциплине. Педагогика является единственной в своём роде наукой, способной охватить весь спектр образовательной деятельности, только она изучает образование как единое целое.
Проведение научно-педагогического исследования необходимо исходя из практики, ведь оно способствует её усовершенствованию.
Благодаря исследованиям научно-педагогического характера можно выявить закономерности образовательных систем, разработать реформы и методы для улучшения моделей воспитания и обучения, также возможно разработать новые педагогические технологии.

Фрагмент для ознакомления 3

Список использованных источников

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: уч. пос. // Г.М. Коджаспирова – М.: Юрайт, 2019, 720 с.
2. Суртаева Н.Н. Педагогика, педагогические технологии: уч. пос. // Н.Н. Суртаева – М.: Юрайт, 2019, 250с.
3. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста: уч. пос. // Ю.М. Хохрякова – М.: Юрайт, 2019, 262 с.

· наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

· наука как результат (научные знания);

· наука как процесс (научная деятельность).

Таким образом, наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом научное знание, приемы и методы исследования. А.А. Орлов рассматривает научное знание как форму бытия и систематизации познавательной деятельности человечества, выраженную в понятиях и категориях различных наук и содержащуюся в сознании человечества в виде концепций, теорий и законов. Одним из главных для любой науки является вопрос о критериях научности знания, то есть выделение тех признаков, на основании которых научные знания отличаются от его ненаучных форм. В.В. Ильин и А.Т. Калинкин критериями научности знаний считают:

· методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);

· методология практической педагогической (образовательной) деятельности.

И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и другие исследователи выделяют следующие уровни методологии:

· высший уровень – философская методология;

· второй уровень – общенаучная методология;

· третий уровень – конкретно-научная методология;

· четвертый уровень – методика и техника исследования.

Проблема раскрытия сущности исследования в области образования получила освещение в работах Н.В. Бордовской, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского, В.М. Полонского, М.Н. Скаткина и других.

Одной из проблем педагогики является классификация исследований в области образования. В научной литературе представлены разные подходы к выделению типов исследований.

В зависимости от применения в них эксперимента они разделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные, прикладные, исследования-разработки.

Исследовательский поиск невозможен без использования источников, из которых можно почерпнуть сведения для творческой переработки. Выделяют следующие источники:

· общечеловеческие гуманистические идеалы;

· достижения психологических и педагогических наук;

· передовой опыт прошлого и настоящего.

Эффективность исследовательской деятельности напрямую зависит от хорошо продуманных действий, их последовательности. Работа по конструированию логики педагогического исследования осуществляется с опорой на ожидаемый результат.




Проведение исследования включает несколько этапов, которые тесно связаны друг с другом.

Первый этап – ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, оценку успехов, достижений и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления.

Второй этап – диагностический (если диагностика уже проведена, то на этом этапе упорядочиваются, актуализируются ее результаты). Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных проблем.

Третий этап – постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса. Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений.

Четвертый этап – преобразующий. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т.д.).

Пятый этап – заключительный. Он включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.).

Методологический аппарат исследования образуют:

· значение для практики и для науки.

Исходным моментом научного исследования является формулирование проблемы. И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова определяют проблему исследования как нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности.

Научного исследования в области дошкольного образования состоит из трех этапов.

1-й этап – подготовка к исследованию:

· определение методологических основ проблемы;

· подготовка к проведению исследования.

2-й этап – подготовка и проведение опытной работы:

3-й этап – оформление научной работы:

· составление списка литературы.

Прежде, чем выбрать тему научной работы, необходимо определить объект и предмет изучения. Их выделение способствует определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема. После уточнения темы приступают к формулированию гипотезы, из которой выводятся цель и задачи исследования. Параллельно этой работе следует изучить источники научной информации в соответствии с выбранным объектом исследования. По мере ее изучения конкретизируется тема научной квалификационной работы, определяется логика и этапы его проведения. После определения логической структуры исследователем подбираются методы.

В педагогических исследованиях широко используются методы теоретического поиска. В противоположность эмпирическому, теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска состоит не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, а в объяснении, почему они существуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразования. Применение теоретических методов не оказывает непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяет обнаруживать в фактах скрытые закономерности, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов.

При проведении исследования важной проблемой является выбор объективных показателей – критериев для измерения результатов исследования.

Опыт – первое звено на пути познания. Во-первых, он дает эмпирический материал для теоретических обобщений. Во-вторых, педагогический опыт является средством проверки правильности обобщений и рекомендаций, выведенных дедуктивным путем.

Н.М. Таланчук называет следующие критериальные признаки комплексной оценки передового опыта: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность, актуальность, преемственность, перспективность.

Поскольку процесс изучения и обобщения педагогического опыта включает в себя три этапа: распознавание его специфики, интерпретация и описание, то выбор критерия зависит от этапа обобщения опыта.

В период восприятия и предварительного знакомства применяются эмпирические методы сбора информации (опрос, наблюдение, работа с документацией и др.). В ходе распознавания особенностей педагогического опыта, его интерпретации, происходит преобразование и моделирование педагогической деятельности, учебных действий детей, выявляется специфика в учебно-воспитательной работе педагога. При этом основной упор делается на теоретические методы исследования.

На этапе описания весь собранный материал обобщается, систематизируется и излагается в литературно обработанной форме с целью пропаганды и распространения.

Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода. Описание включает в себя характеристику содержания деятельности педагога, ее структуры, способов деятельности педагога и воспитанников, достигнутых результатов. Важным моментом является выделение идеи педагогического опыта, выявление связей между условиями, факторами, определившими успех, характером деятельности и отношений воспитанников и полученными результатами. Полезно обратить внимание на роль личностных качеств, его увлеченность, работоспособность, выделить то оригинальное, что присуще именно этому педагогу и его опыту. Итогом работы по обобщению педагогического опыта является оценка его общественной значимости, определение его адресной направленности.

· наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

· наука как результат (научные знания);

· наука как процесс (научная деятельность).

Таким образом, наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом научное знание, приемы и методы исследования. А.А. Орлов рассматривает научное знание как форму бытия и систематизации познавательной деятельности человечества, выраженную в понятиях и категориях различных наук и содержащуюся в сознании человечества в виде концепций, теорий и законов. Одним из главных для любой науки является вопрос о критериях научности знания, то есть выделение тех признаков, на основании которых научные знания отличаются от его ненаучных форм. В.В. Ильин и А.Т. Калинкин критериями научности знаний считают:

· методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики);

· методология практической педагогической (образовательной) деятельности.

И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и другие исследователи выделяют следующие уровни методологии:

· высший уровень – философская методология;

· второй уровень – общенаучная методология;

· третий уровень – конкретно-научная методология;

· четвертый уровень – методика и техника исследования.

Проблема раскрытия сущности исследования в области образования получила освещение в работах Н.В. Бордовской, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского, В.М. Полонского, М.Н. Скаткина и других.

Одной из проблем педагогики является классификация исследований в области образования. В научной литературе представлены разные подходы к выделению типов исследований.

В зависимости от применения в них эксперимента они разделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные, прикладные, исследования-разработки.

Исследовательский поиск невозможен без использования источников, из которых можно почерпнуть сведения для творческой переработки. Выделяют следующие источники:

· общечеловеческие гуманистические идеалы;

· достижения психологических и педагогических наук;

· передовой опыт прошлого и настоящего.

Эффективность исследовательской деятельности напрямую зависит от хорошо продуманных действий, их последовательности. Работа по конструированию логики педагогического исследования осуществляется с опорой на ожидаемый результат.

Проведение исследования включает несколько этапов, которые тесно связаны друг с другом.

Первый этап – ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, оценку успехов, достижений и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления.

Второй этап – диагностический (если диагностика уже проведена, то на этом этапе упорядочиваются, актуализируются ее результаты). Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных проблем.

Третий этап – постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса. Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений.

Четвертый этап – преобразующий. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т.д.).

Пятый этап – заключительный. Он включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.).

Методологический аппарат исследования образуют:

· значение для практики и для науки.

Исходным моментом научного исследования является формулирование проблемы. И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова определяют проблему исследования как нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности.

Научного исследования в области дошкольного образования состоит из трех этапов.

1-й этап – подготовка к исследованию:

· определение методологических основ проблемы;

· подготовка к проведению исследования.

2-й этап – подготовка и проведение опытной работы:

3-й этап – оформление научной работы:

· составление списка литературы.

Прежде, чем выбрать тему научной работы, необходимо определить объект и предмет изучения. Их выделение способствует определению проблемы научного поиска, а после этого формулируется тема. После уточнения темы приступают к формулированию гипотезы, из которой выводятся цель и задачи исследования. Параллельно этой работе следует изучить источники научной информации в соответствии с выбранным объектом исследования. По мере ее изучения конкретизируется тема научной квалификационной работы, определяется логика и этапы его проведения. После определения логической структуры исследователем подбираются методы.

В педагогических исследованиях широко используются методы теоретического поиска. В противоположность эмпирическому, теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска состоит не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, а в объяснении, почему они существуют, что их вызвало, в выявлении возможностей их преобразования. Применение теоретических методов не оказывает непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяет обнаруживать в фактах скрытые закономерности, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов.

При проведении исследования важной проблемой является выбор объективных показателей – критериев для измерения результатов исследования.

Опыт – первое звено на пути познания. Во-первых, он дает эмпирический материал для теоретических обобщений. Во-вторых, педагогический опыт является средством проверки правильности обобщений и рекомендаций, выведенных дедуктивным путем.

Н.М. Таланчук называет следующие критериальные признаки комплексной оценки передового опыта: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность, актуальность, преемственность, перспективность.

Поскольку процесс изучения и обобщения педагогического опыта включает в себя три этапа: распознавание его специфики, интерпретация и описание, то выбор критерия зависит от этапа обобщения опыта.

В период восприятия и предварительного знакомства применяются эмпирические методы сбора информации (опрос, наблюдение, работа с документацией и др.). В ходе распознавания особенностей педагогического опыта, его интерпретации, происходит преобразование и моделирование педагогической деятельности, учебных действий детей, выявляется специфика в учебно-воспитательной работе педагога. При этом основной упор делается на теоретические методы исследования.

На этапе описания весь собранный материал обобщается, систематизируется и излагается в литературно обработанной форме с целью пропаганды и распространения.

Описание выявленного, изученного передового педагогического опыта является заключительным этапом. Оно должно соответствовать требованиям системного, целостного подхода. Описание включает в себя характеристику содержания деятельности педагога, ее структуры, способов деятельности педагога и воспитанников, достигнутых результатов. Важным моментом является выделение идеи педагогического опыта, выявление связей между условиями, факторами, определившими успех, характером деятельности и отношений воспитанников и полученными результатами. Полезно обратить внимание на роль личностных качеств, его увлеченность, работоспособность, выделить то оригинальное, что присуще именно этому педагогу и его опыту. Итогом работы по обобщению педагогического опыта является оценка его общественной значимости, определение его адресной направленности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности педагогического исследования.

Проверка педагогической гипотезы………………………………………8

Работа в области педагогики, участие в педагогической деятельности является работой не только педагогов-новаторов и педагогов-исследователей. Сама природа воспитательной деятельности и учебной работы, её содержание определяют необходимость участия в педагогических исследованиях каждого, кто по своей деятельности занимается обучением и воспитанием.

У учительского труда есть, по крайней мере, две особенности, которые делают неизбежным участие учителя в научном поиске. Первая особенность – это отсутствие в педагогической практике повторяющихся и стандартных ситуаций. Неповторимость учеников и исключительное разнообразие ставят учителя перед необходимостью поиска самостоятельного верного пути. Вторая особенность – повторяемость педагогического труда. Учитель каждый год занимается одним и тем же делом, он учит детей одному предмету. На эту особенность педагогического труда указывал в своё время К.Д. Ушинский, который отмечал, что хорошим средством от утомительного однообразия учительского труда является изучение своего и чужого педагогического опыта.

Для полноценного и правильного проведения педагогических исследований необходимы знания из области методологии таких исследований. Человеку, который принимается за такое исследование, необходимо знать виды и методы педагогических исследований, ему необходимо разбираться в методике педагогических исследований, знать основные группы методов и конкретные виды. Среди методов педагогических исследований одно из главных мест занимает педагогический эксперимент, одной из составных частей которого является формулирование, выдвижение и проверка гипотез.

Общее представление

Научно-педагогическое знание представляет собой воспроизведение в языковой или символической форме обобщённых представлений о закономерных связях в отношениях, существующих между педагогическими фактами и явлениями. Педагогическое знание существует в виде научных представлений и понятий, идей и гипотез, законов и педагогических теорий.

В настоящее время учёные выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:

Фундаментальные педагогические исследования. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.

Прикладные педагогические исследования. Такие исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой. [4]

Методические разработки. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.

Важное значение в процессе разработки педагогических проблем и в области проведения педагогических исследований имеет методология. Методология представляет собой философское учение о построении человеческое деятельность, о методах познания и преобразования окружающей действительности. В области педагогической теории и практики принято говорить о методологии педагогики, как о системе знаний и отправных положений педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования [1].

Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики [5].

В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы:

Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.

Теоретические методы. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.

Методы количественной и качественной обработки педагогической информации. Среди методов этой группы – методы математической статистики, ранжирование, шкалирование и т.д.

Научная гипотеза

Гипотеза, с точки зрения философии, – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даёт отрицательный результат [5].

Необходимым является обращение ещё к одной науке за объяснением других граней понятия гипотезы, к науке психологии. В психологии гипотеза понимается как компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Чем более противоречивый характер и творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нём занимает гипотеза. По мнению Е.П. Рапацевича, для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и проверка на истинность гипотезы являются единственной формой решения [4].

Общенаучные, общефилософские и психологические основания находят своё преломление в педагогической науке и в методологии педагогических исследований. Гипотеза в педагогике понимается, как основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных педагогических процессов и явлений [1].

Гипотеза выдвигается после исследования особенных черт некоторых явлений, изучения определённых обстоятельств и условий их протекания. Научная мысль облекается в форму своеобразного умозаключения. В процессе построения и применении педагогических гипотез необходимо учитывать определённые условия. В настоящее время учёные выделяют следующие условия для правильного построения и правильного применения педагогической гипотезы:

Гипотеза должна иметь достаточное обоснование, а также быть внутренне непротиворечивой.

Исследователь не должен допускать противоречия между гипотетическими и уже установленными положениями.

Процесс научно-педагогического познания необходимо строить так, чтобы гипотезы использовались наряду с иными формами научного познания.

Приведём небольшой практический пример о выявлении проблемы и построении на этой основе педагогической гипотезы. Например, в педагогике является общепризнанным, что в процессе обучения ребёнок развивается. Однако на практике довольно часто приходится наблюдать, что дети от класса к классу становятся всё менее активными в учении, проявляют к знаниям всё меньший интерес. Почему это происходит? В этом и будет заключаться проблема педагогического исследования. На следующем этапе необходимо сформулировать гипотезу исследования. В данном конкретном примере в качестве гипотезы можно выдвинуть следующую: творческие способности детей тормозятся большим объёмом знаний, который зачастую неоправданно увеличен, и который учащиеся должны усвоить. Однако гипотеза может быть и другой: творческие способности учащихся развиваются слабо и учебная активность падает потому, что в процессе обучения не используются методы, которые могут способствовать творческому развитию учащихся.

Проверка педагогической гипотезы

Следующим этапом педагогического исследования является этап проверки научной педагогической гипотезы. Правильность или ложность гипотезы можно выяснить в ходе опытно-экспериментальной работы. Такая работа начинается с составления плана, или методики, проведения педагогического эксперимента.

Суть любого такого эксперимента заключается в сознательном и целенаправленном моделировании реального процесса в изменённых исследователем условиях и в сравнении результатов изучаемого процесса. В процессе определения способов проверки гипотезы, исследователь сталкивается с целым рядом вопросов, таких, например, как: сколько должно быть контрольных и экспериментальных классов, как отбирать такие классы и сколько лет должен продолжаться эксперимент и т.д. Отвечая на такие и подобные вопросы, можно отметить, что исследователю приходится брать такое количество классов, которое сможет устранить влияние случайных факторов.

В предлагаемом выше примере для проверки истинности или ложности гипотезы о решающем влиянии объёма знаний на развитие творческих способностей необходимо будет осуществить обучение детей по обычной программе и по экспериментальной, которая будет предусматривать усвоение учащимися меньшего объёма учебного материала. Разработка такой опытно-экспериментальной работы и будет представлять собой процесс проверки данной педагогической гипотезы.

В заключении своей работы мы можем сделать следующие выводы. В деятельности и педагогической практике современных учителей необходимым являются умения самостоятельного проведения теоретических и практических исследований. Благодаря таким умениям они смогут самостоятельно решать наиболее насущные и актуальные вопросы современного педагогического процесса.

Одним из основных методов педагогических исследований является педагогический эксперимент, который является научно поставленным опытом в области учебной или воспитательной работы, с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы.

Одним из наиболее важных этапов проведения эксперимента является формулирование и выдвижение научной гипотезы и её проверка. В процессе выдвижения гипотезы очень важным является учёт принципов её правильного построения, таких как обоснованность, непротиворечивость и т.д.

Педагогическое исследование – это процесс экспериментальной и аналитической работы, ориентированный на получение новых сведений об особенностях образования и воспитания, их аспектах, разработку новых методов и форм учебно-воспитательной работы, получение знаний о содержании, механизмах, структуре и принципах реализации педагогического процесса.

Сущность педагогического исследования сводится к его обусловленности и необходимости. Чтобы педагогическая наука развивалась, появлялись новые теории и концепции педагогики, требуется проведение исследовательской работы. Она приводит к развитию и совершенствованию педагогического научного знания.

Рисунок 1. Компоненты педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Любое педагогическое исследование носит либо теоретический, либо прикладной характер.

Теоретический характер исключает экспериментальную работу. Новые теории формируются на основании анализа информации из разных источников, работы с педагогическими данными по конкретному вопросу.

Прикладной характер педагогического исследования предполагает проведение экспериментальной работы, т.е. осуществляется проведение экспериментов для более полного и глубокого изучения отдельных аспектов педагогической деятельности.

Кроме того, педагогические исследования могут носить фундаментальный характер, т.е. ориентироваться на формирование основ педагогической науки: формирование методологии педагогики, открытие новых законов. Эти данные не предназначены для практического использования в педагогическом процессе, но на их основе строится педагогическая практика.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Особенности педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм проведения педагогического исследования

Любое исследование в педагогике имеет определенную логику проведения. Она сводится к выстраиванию исследовательской работы по следующему алгоритму:

Определение темы исследования и постановка его целевого назначения. Для начала необходимо определить, что именно нужно исследовать, т.е. какую сторону педагогической действительности, как процесс, педагогическое явление, структурный компонент и т.д. Затем определяется цель исследования, т.е. поиск ответа на вопрос: для чего исследовать? Например, чтобы найти закономерности функционирования дефектологии, как научного знания.

Проектирование плана исследования. В нем определяется последовательность совершаемых операций, ориентированных на достижение цели исследования. План должен отображать и возможные пути выполнения основной исследовательской работы.

Список источников информации по исследуемой теме. Тема исследования требует наличие материала, который будет анализироваться, подвергаться проверке и т.д. Необходимо собрать все источники литературы по данной теме.

Формирование базы исследования. Ее составляют методы, приемы и средства, используемые в ходе проведения педагогического исследования.

Рисунок 3. Методы педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Знакомство с теоретическими данными по теме исследования, историческими аспектами данного вопроса. Здесь осуществляется анализ категорий, на которых базируется исследование.

Ознакомление с имеющимся опытом решения данной проблемы в реальной практике. Проводится анализ педагогического опыта деятельности, существующие практические рекомендации.

Подготовка удостоверяющего материала исследования. Здесь собираются все данные, которые касаются исследуемой проблемы.

Проведение анализа данных и постановка гипотезы исследования. Гипотеза ставится, исходя из выявленных сведений и фактов. Она предполагает предложение одного или нескольких вариантов решения, имеющейся проблемы, выбор, предполагаемого, оптимального пути достижения, поставленной цели исследования.

Определение методов проверки гипотезы. Гипотезу следуют проверить на ее актуальность, действенность, верность. Для этого выбираются конкретные методы исследования.

Проведение экспериментальной работы. Здесь производится один из разновидностей экспериментов: пробный, формирующий, констатирующий, лабораторная работа. В зависимости от конкретной темы и целей исследования может быть проведен ни один эксперимент.

Проведение контрольных проверок. Исследование завершается контрольными проверками, полученных данных.

Мониторинг результатов экспериментальной работы. Осуществляется анализ данных, полученных в ходе исследования, и составляется теоретическое обоснование его итогов.

Составление практических рекомендаций. Теоретические данные необходимо использовать в практической педагогической работе. Поэтому, итогам исследования нужно составить инструкцию по их применению.

Завершающее оформление итогов исследования в текстовой форме. Исследование необходимо верно оформить, отредактировать его текст.

Требования к проведению педагогического исследования

Успех педагогического исследования и применимость его результатов зависит от соблюдения ряда требований. К ним относятся:

Читайте также: