Суггестопедия как принципиально новое направление в педагогической психологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Суггестопедический метод Подготовили студентки 31ДО группы Елецкая К. Плотникова Н .

Георгий Кириллов Лозанов ( болг . Георги Кириллов Лозанов ; 22 июля 1926 , София — 6 мая 2012 , Сливен , Болгария ) — болгарский педагог и психолог , разработавший в 1960-е гг. метод суггестопедии , используемый для ускоренного обучения иностранным языкам, ученый cуггестологии .

Суггестопедический метод Г . Лозанова Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.

Массовые эксперименты по обучению иностранному языку были начаты в 1964 году в Болгарии в Институте специализации и усовершенствования врачей в Софии . С 1965 года для исследований в этой области была создана научная группа в НИИ педагогики имени Тодора Самодумова в Софии, которая переросла в 1966 году в самостоятельный НИИ суггестологии . В СССР проблемой суггестопедии занимался Московский госпединститут иностранных языков имени Мориса Тореза совместно с МГПИ имени В.И.Ленина. Исследования в этом направлении проводили ученые из ГДР в институте интенсивного обучения иностранным языкам в Берлине и в университете имени Карла Маркса в Лейпциге. В 1971 году в Варне состоялся Первый международный симпозиум по проблемам суггестологии . Это дало толчок для создания суггестологических центров в Канаде, США, Венгрии, Австрии. Последователями Г. Лозанова в СССР, а затем в России стали Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В. Смирнова, И.Ю. Шехтер, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский и другие, а сам метод, получивший первоначально название лозановский , затем был переименован в экспресс-метод, а позже в интенсивный метод.

На начальном этапе для обучения иностранным языкам воспроизводилась методика Г. Лозанова , в дальнейшем на ее основе был разработан ряд отечественных методик. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты отечественными педагогом Г.А. Китайгородской и психологом А.А. Леонтьевым, которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России. Система Лозанова опирается на некоторые психологические закономерности. В частности, она позволяет обойти свойственный традиционному обучению психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться. В атмосфере непринужденного общения и творчества этот барьер исчезает. Когда человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играючи. Живой интерес и свободное общение, присущие суггестопедии Лозанова , могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не все тренеры даже знают об этой системе. И совсем немногим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры.

Описание и эффективность метода Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.

В современных вариантах описываемого метода обучения, опирающихся на свойство нелинейности психической деятельности человека, также важная роль принадлежит формированию состояния радости и удовольствия от выполняемой учебной работы. Это создает впечатление ухода от внимания к собственно содержанию изучаемого материала. Однако, именно в отвлечении сознания и переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности заключается один из "движущих" механизмов эффективности обучения. Экспериментальные данные, показывают рост эффективности усвоения учебного материала в 29 раз за счет срабатывания описанного механизма. Положительные результаты работы курсов ускоренного обучения были получены не только самим Г. Лозановым , но и его последователями в других странах - Венгрии, Австрии, Канаде, США и СССР. (Особенно сильными были грузинская и московская научные школы).

По мнению педагогов и психологов эффективность суггестопедического метода заключается в следующем: · усвоение очень большого количества информационных единиц; · умение активно использовать информационный запас в профессиональном общении; · умение гибко варьировать свое общение; · умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации; · создание чрезвычайно мошной мотивации обучения; · снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).

Нередко суггестопедическое обучение понимают узко, в его частном проявлении - как ускоренный, месячный курс обучения иностранным языкам. Это не соответствует реальности, т.к. сам Г. Лозанов не ставил своей задачей разработку методики преподавания иностранных языков. Применение идеи и метода Г. Лозанова как общепедагогической и психотерапевтической основы обучения позволяет интенсифицировать обучение любому предмету любого контингента обучаемых. Обучаемый сегодня должен рассматриваться как человек, которого мы учим самостоятельно мыслить и творчески применять полученные знания, свободно ориентироваться в потоке информации, вырабатывать активную жизненную позицию. Это и будет современная развитая личность. В дальнейшем на основе системы обучения Г. Лозанова , используя (частично) ее принципы и приемы, научно развивая их и обосновывая, советскими специалистами было разработано новое психолого-дидактическое обоснование интенсивного обучения.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. — М.: Филома­тис , 2008. — 188 с.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "СУГГЕСТОПЕДИЯ" в других словарях:

СУГГЕСТОПЕДИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio – внушение + греч. paideia – обучение). Система научения, приобретения знаний, умений и навыков, основанная на усвоении человеком информации путем внушения; раздел суггестологии, посвященный вопросам использования внушения в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СУГГЕСТОПЕДИЯ — (от лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) система приемов и методов обучения, при которых создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала; суггестопедия предполагает веру учащегося в свои… … Профессиональное образование. Словарь

суггестопедия — суггестоп едия, и … Русский орфографический словарь

суггестопедия — (1 ж), Р., Д., Пр. суггестопе/ди/и … Орфографический словарь русского языка

суггестопедия — суггестопе/дия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

суггестопедия — и; ж. [лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение] Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза. ◁ Суггестопедический, ая, ое. С. эффект. С ое направление в методике … Энциклопедический словарь

суггестопедия — и; ж. (лат. suggestio внушение и греч. paideia обучение) см. тж. суггестопедический Система ускоренного обучения, основанная на применении гипноза … Словарь многих выражений

Метод Шехтера — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым … Википедия

Шехтер, Игорь Юрьевич — Метод Шехтера эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым… … Википедия

Характеристика основных принципов суггестопедии в педагогике. Особенность снижения критичности восприятия и реализации внушаемого содержания. Анализ применения суггестопедической системы в совокупности с традиционными методами по отношению к учащимся.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.09.2018
Размер файла 22,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Альманах современной науки и образования

ПРИНЦИПЫ СУГГЕСТОПЕДИИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Результаты образовательной деятельности колледжа оцениваются по следующим критериям:

- качество подготовки специалистов различных уровней квалификации;

- востребованность выпускников колледжа на рынке труда;

- рейтинг колледжа на рынке образовательных услуг;

- научный, творческий и профессионально-педагогический потенциал преподавательского состава колледжа;

- качество учебно-методического сопровождения образовательного процесса;

- качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности;

- экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность колледжа.

Таким образом, открытое образовательное пространство колледжа обеспечивает необходимый баланс запросов человека и сферы труда.

В настоящее время продолжается настоящая революция в методах преподавания иностранного языка. Классический или фундаментальный подход, долгое время практиковавшийся в наших школах и вузах, был основан на глубоком изучении грамматики, но у подавляющего большинства учащихся плохо формировал словарный запас и не развивал разговорные навыки. На преодоление этого недостатка и направлены более поздние методы. Одним из них является эмоционально-смысловой метод, основанный на принципах суггестопедии.

Суггестопедия - это раздел науки о внушении, посвящённый вопросам практической, теоретической и экспериментальной разработке проблем суггестопедии в педагогике. Под суггестией в современной психологии понимается такой процесс воздействия на психическую сферу человека, при котором достигается снижение критичности восприятия и реализации внушаемого содержания. В этом случае отсутствует целенаправленное понимание воздействующего содержания, не происходит его логического анализа. Суггестия способна обеспечить возникновение таких качественных особенностей усвоения материала, как его эффективное восприятие, автоматизация и быстрота запоминания, точность воспроизведения, экономичность трудозатрат учащегося. Особенно ярко эти особенности проявляются в процессе суггестивного восприятия иноязычной лексики.

Основным положением суггестопедии является использование скрытых резервов сознания. Основных принципов суггестопедии три: 1) принцип радости и ненапряженности; 2) принцип единства “осознаваемое - неосознаваемое”; 3) принцип суггестивной взаимосвязи “преподаватель - учащийся”. Рассмотрим подробнее реализацию этих принципов на практике.

Принцип радости и ненапряженности. Суггестопедия избегает поведенческой псевдоактивности, которая, с одной стороны, утомляет, а с другой - не ускоряет усвоения нового материала. Она рассчитана на внутреннюю активность - на активность, которая проистекает от хорошо мотивированного положительного отношения к конкретному учебному процессу”. На занятиях активно используется музыка, театрализованное действие, большое значение придается позитивному психологическому и эмоциональному настрою учащихся. Суггестивное воздействие достигается за счёт использования как вербальных (слова, интонация) так и невербальных (мимика, жесты, окружающая обстановка) средств. Введение нового материала происходит в виде определённого ритуала - всегда в конце занятий при сохранении одних и тех же приёмов воздействия (использование специальных интонаций, подключение музыкального фона). Необходимо учитывать и использовать при изучении иностранных языков тот факт, что сосредоточенность усиливается под действием небольших побочных раздражителей (как раз таких является тихая классическая музыка). Качество восприятия материала при этом улучшается. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полной тишине сосредоточенная работа и усвоение прочитанного невозможны!

Таким образом, приобретение и хранение знаний происходит на разных уровнях психики, но сознание в любом случае необходимо. Оно само получает информацию, связывает информацию, полученную неосознанно, руководит использованием знаний.

Принцип взаимосвязи “преподаватель-учащийся”. На занятиях должна быть создана благоприятная психологическая атмосфера и достигнут контакт преподавателя и учащихся. Войдя в аудиторию, надо на всех посмотреть (по сути - провести экспресс-диагностику). Каждый ребёнок, подросток, молодой человек стремится себя как-то проявить, хотя возможно, не знает, как это правильно сделать. Задача преподавателя - не только привить необходимые знания и умения по предмету, но и научить правильно вести себя в обществе. Не нужно слишком эмоционально и долго реагировать на диструктивные моменты, следует обеспечить стабильность, показать границы недопустимого и свободного поведения. Надо сформировать эти границы поведения. На уроках иностранного языка необходимо отходить от авторитаризма. Одним из самых главных инструментов управления является личность преподавателя. От преподавателя также требуется: учитывать эмоциональное состояние учащихся; учитывать их собственные морально-этические и нравственные ценности; учитывать социокультурные особенности учащихся и их образ жизни; создавать доброжелательную атмосферу, способствующую укреплению уверенности в себе и повышению самооценки; опираться на активное участие учащихся, для чего использовать разные средства активизации; относиться к ученикам с чувством уважения, сочувствия, сопереживания, ценить в них личность, стараться понять их видение мира, а не навязывать им своё мнение или пути решения проблем.

Когда учащиеся заходят в аудиторию, нужно поинтересоваться их проблемами и говорить об этом на иностранном языке. Дети и подростки склонны делиться с преподавателем тем, что их интересует, решать свои проблемы вместе. После это можно повторить фразы на иностранном языке и плавно перейти к теме занятия. При семантизации нового лексического материала, когда надо запомнить наизусть много слов, методы суггестопедии эффективны, так как учащиеся не желают тратить дома много времени на заучивание наизусть лексики. На фоне тихой классической музыки записываем слова на доске и поясняем значение слов с паузами. Учащиеся повторяют слова за преподавателем. При этом работают все учащиеся. На следующий день мы повторяем слова, составляем фразы с новыми словами, находим их в тексте, выполняем различные тренировочные упражнения для прочного усвоения новых лексических единиц. Постепенно, путём многократных тренировок, материал закрепляется в сознании. При практической работе выявляются и постепенно устраняются пробелы в знаниях.

Бум суггестопедии (термин означает обучение через внушение) пришелся на 1970-е годы. В настоящее время дискуссии по поводу суггестопедического подхода стали редкими и потеряли прежнюю напряженность, хотя дальнейшая разработка методических основ педагогической суггестологии и применение последней в учебных заведениях и исследовательских лабораториях Болгарии, нашей и других стран продолжается.

В настоящее время наработки Лозанова используется в двух языковых школах: "Системе-3" Шехтера и "Школе Китайгородской" Естественно, методы Игоря Шехтера и Галины Китайгородской так же отличаются от системы Лозанова, как их студенты - от пациентов болгарского врача. Школа Китайгородской уже 25 лет работает по одноименной методике, построенной на сочетании лозановских наработок с фундаментальным курсом иностранного языка. Методика Шехтера предполагает свободное языковое общение преподавателя со студентами. Учащиеся выбирают себе второе имя, привычное для носителя изучаемого языка, и соответствующую "легенду" (архитектор из Глазго, скрипачка из Палермо и т.д.), общаются от имени своего персонажа. Суть метода в том, что слова, фразы и конструкции запоминаются естественно.

Вариантом суггестивного метода является метод погружения, когда учащиеся, уже имеющие некоторые базовые знания языка, проводят несколько дней или недель в полном отрыве от родного языка, обычно с выездом группы за пределы города, их учебный день театрализован и длится 10-12 часов. Можно пойти дальше и предложить группе заграничную поездку стандартной для европейского образовательного туризма продолжительности 21 день. Учащиеся занимаются языком с преподавателями принимающей стороны, а также - с преподавателями, сопровождающими группу, посещают музеи, выставки, спектакли, выезжают на экскурсии, бывают в гостях. При этом происходит естественное, иногда неосознаваемое как обучение знакомство с языком. Понятно, что обучение в такой группе стоит довольно дорого, но эффективность его необычайно высока.

Суггестопедия, к сожалению, порой принимает карикатурные формы из-за несоответствующей квалификации преподавателей, так как их роль здесь чрезвычайна трудна и важна. Существует и ряд объективных трудностей, ограничивающих возможности чисто суггестивной педагогики.

Первая трудность чисто суггестивного подхода к обучению связана с проблемой соотношения осознаваемого и неосознаваемого в гипнозе. Хотя ведущая роль неосознаваемых моментов в поведении кажется бесспорной, появляются данные, ставящие такую точку зрения под сомнение. Уже давно было доказано, что сомнамбулы не выполняют инструкций гипнотизера, противоречащих их нравственным убеждениям. Еще в 1975 г. в работе О. К. Тихомирова, В. Л. Райкова, Н. А. Березанской по исследованию “творческого мышления” и “обучению творческой деятельности в гипнозе” констатировалось: “Воспроизведение конкретных знаний лимитируется как характером внушенного образа, так и прошлым опытом самого испытуемого. Условием изменения личности (системы ценностей, мотивов) является наличие известной системы знаний испытуемого о внушаемом образе. Если этих знаний недостаточно, его поведение становится пассивным, настороженным, растерянным. Если же знаний достаточно, то испытуемый находится в состоянии подъема, действует активно, эмоционально”.

Гипнотическое внушение усиливает возможность реализации не просто “резервов психической активности”, а уже имеющегося у человека запаса знаний и умений, присущих внушаемому образу. Гипноз выступает как вторичный стимулятор “активного творческого процесса и обучения”, оказывающий как положительное, так и отрицательное влияние на личность в силу того, что он не только раскрывает ее возможности, но и подавляет их, компенсируя, правда, достаточно богатыми возможностями внушенной (другой) личности. Последнее таит в себе опасность “конформистского” понимания обучения, против чего выступает и суггестопедия и теория поэтапного формирования новых действий и понятий, придающая решающее значение сознательности учения.

Вторая трудность чисто суггестивного подхода связана с ролью “темных, инстинктивных тенденций” в обучении. Даже согласившись с наличием у индивида таких тенденций, невозможно отводить им скольконибудь значительного места в психической жизни культурного человека, поскольку появление сознания и изготовление орудий на определенном этапе биологической эволюции привели к тому, что инстинкты “потеряли свои приспособительные функции”; появилась “социальная форма наследования”, и именно она “стала формировать биологию человека”.

Третья трудность обусловлена ролью суггестивного начала во вторично автоматизированных действиях. Во-первых, такие действия до автоматизации проходят стадию сознательных. Во-вторых, даже будучи автоматизированными, они сознательно управляются вышележащим уровнем (“этот уровень определяется как ведущий для данного движения . и независимо от высоты осознается только . ведущий уровень”, -- писал в отношении “уровневого построения движений” Н. А. Бернштейн). Эти положения тем более справедливы для собственно психических действий.

Четвертая трудность суггестопедии сопряжена с проблемой интуиции как “неосознаваемого канала связи между личностью и окружающим миром”. Интуиция определяется как “вторично автоматизированное действие”, как “случайный перенос решения”, как “инсайт”, “озарение”, т.е. высшее проявление человеческого духа, его творческого начала. Но во всех этих представлениях существенно одно общее: человеческая интуиция - это некоторое вторичное образование по отношению к той сознательной деятельности, которая ее формирует, воспитывает, подготавливает.

И, наконец, пятая трудность чисто суггестивного подхода к обучению связана с эмоциональномотивационными воздействиями на личность. Во-первых, само по себе повышение мотивации не должно быть самоцелью, речь может идти только о необходимой силе мотивации для той или иной деятельности. Во-вторых, возможно различное понимание мотива: либо как некоторого состояния (само по себе оно осознается) либо как человеческого чувства, “опредмеченной потребности”, т.е. не просто “приятное (или неприятное) переживание”, а “переживание по поводу чего-то”. Именно в этом заключается решение проблемы единства интеллектуальной и аффективной сфер личности - в нахождении “личностного смысла”, который обеспечивает истинную сознательность выполняемой деятельности.

Таким образом, суггестопедическая система должна применяться не изолированно, а в совокупности с традиционными (сознательными) методами и только по отношению к учащимся, уже имеющим некий запас знаний по языку и - главное - уже испытывающим интерес к нему, желание овладеть им, ставящие цель добиться чего-либо, понимающим, ради чего они учатся.

1. Бархаев Б. П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007.

2. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1979.

3. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 1974.

4. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. - М., 2007.

5. Симерницкая Е. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976.

Суггестопедия, также известна как десуггестопедия, — это метод, разработанный болгарским педагогом-психиатром Георгием Лозановым. Суггестопедия представляет собой особый набор рекомендаций по обучению, основанный на суггестологии . Наиболее заметными характеристиками суггестопедии являются декор, мебель и размещение в классе, использование музыки и авторитарное поведение учителя.

Лозанов признает связь метода с йогой и советской психологией. Из раджа-йоги Лозанов позаимствовал и модифицировал техники изменения состояния сознания и концентрации и ритмическое дыхание. Из советской психологии заимствовано представление о том, что всем учащимся можно преподавать определенный предмет, где по итогу они все выйдут на одинаковый уровень навыков. Лозанов обещает успех как академически одаренным, так и бездарным учащимся.

Самая заметная особенность суггестопедии — это центральная роль музыки и музыкального ритма в обучении. Таким образом, суггестопедия имеет сходство с другими функциональными способами использования музыки, особенно с терапией.

Подход: Теория языка

В основе суггестопедии лежит внушение. Но Лозанов отделяет свою теорию внушения от клинической концепции гипноза. Опишу кратко основные теоретические компоненты, через которые действуют десуггестирование и внушение и которые открывают доступ к резервам.

Авторитет

Люди лучше всего запоминают и больше всего подвержены влиянию информации, поступающей из авторитетных источников. Лозанов считает, что научно звучащий язык, положительные экспериментальные данные и искренне верующие учителя составляют ритуальную систему плацебо, авторитетно привлекающую большинство учащихся. Приверженность методу, уверенность в себе, личная дистанция, актерские способности и позитивное отношение придают учителю авторитетный вид.

Инфантилизация

Двусторонность

Учащийся учится не только в результате прямого обучения, но и в среде. Яркий декор классной комнаты, музыкальный фон, форма стульев и личность учителя считаются такими же важными в обучении, как и форма самого учебного материала.

Интонация, ритм и концертная псевдопассивность

Изменение тона и ритма излагаемого материала помогает избежать скуки и эмоционально оформить материал. При первом изложении материала вместе читаются три фразы, каждая с разным уровнем голоса и ритмом. Во второй презентации материалу дается правильное драматическое прочтение, которое помогает учащимся визуализировать контекст материала и помогает в запоминании. И интонация, и ритм согласованы с музыкальным фоном. Музыкальный фон способствует расслаблению, которое Лозанов называл концертной псевдопассивностью. Это состояние считается оптимальным для обучения, так как снимаются беспокойство и напряжение и повышается способность к концентрации на новом материале.

Цели метода и организация

Цель суггестопедии — быстро развить навыки разговорной речи. Метод требует от учащихся овладения огромными списками словарных пар.

Курс суггестопедии длится 30 дней и состоит из десяти учебных модулей. Занятия проходят 4 часа в день 6 дней в неделю. В центре внимания каждого модуля находится диалог, состоящий из примерно 1200 слов, с сопроводительным списком лексики и грамматическими комментариями. Диалоги оцениваются по лексике и грамматике.

В ходе курса есть две возможности для обобщения материала. В середине курса студентам предлагается практиковать изучаемый язык в различных условиях, например, в отеле или ресторане. Последний день курса посвящен представлению, в котором участвует каждый учащийся. Учащиеся режиссируют представление на основе материала курса. Правила и части планируются, но ожидается, что учащиеся будут говорить импровизированно, а не зазубривать свои слова. Письменные тесты также проводятся на протяжении всего курса, и они, а проверяются в последний день курса.

Учебные задания

Роли учащихся и группы

Роли учащихся тщательно прописаны. Психическое состояние учащихся имеет решающее значение для успеха, поэтому учащиеся должны отказаться от веществ, изменяющих сознание, и других отвлекающих факторов и погрузиться в процедуры метода. Учащиеся не должны пытаться понять, манипулировать или изучать представленный материал, но должны поддерживать псевдопассивное состояние, в котором материал проходит сквозь них. Ожидается, что учащиеся будут поощрять собственную инфантилизацию. Частично это достигается за счет признания абсолютного авторитета учителя, а частично за счет отдачи себя занятиям и методам, призванным помочь вернуть уверенность в себе, спонтанность и восприимчивость ребенка. К таким занятиям относятся ролевые игры, игры, песни и гимнастические упражнения.

В идеале группы учащихся являются однородными в социальном плане, по 12 человек в группе, 6 мужчин и 6 женщин. Учащиеся сидят в кругу, что способствует непосредственному обмену мнениями и активному участию. Основная роль учителя — создавать ситуации, в которых учащийся наиболее поддается внушению, а затем преподносить лингвистический материал таким образом, чтобы это способствовало положительному восприятию учащимся.

Положительные моменты суггестопедии

  • Многие аспекты суггестопедии можно адаптировать к обычному уроку без широкого акцента на методе. Расслабленное состояние без стресса помогает учащимся обрести уверенность. Многие техники, описанные в суггестопедии, способствуют содержательному взаимодействию в классе. (Brown, 2000).
  • Лозанов разработал и проверил свою теорию в реальных языковых классах, а не только в экспериментах с ограниченным объемом (Stevick, 1996).
  • Суггестопедия дала множество ценных сведений о неиспользованных возможностях мозга, преимуществах методов индуцированной релаксации в классе, таких как использование музыки как подсказки и стимула к обучению (Brown, 2001).
  • Основная ценность суггестопедии заключается в том, что она помогает учащимся преодолеть важные личные психологические барьеры при изучении иностранного или второго языка (Larsen-Freeman, 2000).

Отрицательные моменты суггестопедии

Вывод

Суггестопедия — очень ресурсоемкий метод, во многом основанный на поведенческой психологии. Как и TPR , он предполагает, что учащиеся изменят свое поведение, но это мотивируется подсознательным усилием, вызванным положительным мысленным внушением. Метод концентрирует большую часть усилий учителя на создании подходящей среды для достижения поставленных целей обучения.

Читайте также: