Современные виды обработки древесины 9 класс план урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: обобщить знания учащихся, совершенствовать умения и навыки учащихся по видам художественной обработки древесины: резьбе, гравировке, инкрустации, мозаике, выжиганию, художественному выпиливанию. Выяснить знания учащихся по видам художественной обработки древесины.

Образовательные задачи: углубить знания учащихся по видам художественной обработки древесины, по породам деревьев, древесина которых больше всего подходит к определенным видам художественной обработки древесины. Совершенствовать умения учащихся по владению инструментами, применяемые для данной работы.

Развивающие задачи: развивать творческие способности учащихся при выполнении видов художественной обработки древесины. Выяснить как усвоили учащиеся виды художественной обработки древесины.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, бережливость.

Оборудование урока: заготовки древесины, изделия, сверла, ножи-косяки, резцы, лобзики, стамески, ножовки, рашпили, долото, фанера, киянки, электровыжигатели, фанера, копировальная бумага, карандаши.

Ход урока:

I. Организация класса

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя: Древесина — это красивый, доступный, универсальный, прекрасный поделочный материал в природе, обладающий достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легкой обрабатываемостью самым несложным инструментом. Дерево прочно, упруго, легко склеивается, хорошо поддается отделке. Это — любимый и широко применяемый человеком материал на протяжении многих веков. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины — красивая естественная текстура, теплоизоляционность, водонепроницаемость и другие ценные свойства способствовали созданию из дерева изделий разнообразных по назначению, формам, цвету и фактуре,
привлекали изобретательных мастеров, в искусных руках которых древесина превращалась в изящные изделия. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, радует человека, доставляет ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы. Качество дерева как материала нагляднее всего проявляется в процессе его обработки и декоративной отделки, в готовых изделиях из древесины

К способам отделочных работ по дереву относятся: резьба и гравировка, инкрустация, мозаика, выжигание и художественное выпиливание.

Первая группа учащихся рассказывают о резьбе по дереву и показывают презентацию по теме.

Резьба по дереву

Еще в XVII в. дома и другие деревянные постройки обильно украшали резьбой. Популярен народный промысел абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы (пр.3).

Известна всему миру семеновская матрешка (пр.4), которая неоднократно завоевывала золотые медали на выставках Парижа и стала символом России. Резьбой украшали фронтоны, крыльцо изб и наличники. (пр.5).

В XVIII в. мастера Казахстана украшали резьбой оружие дубины (соил), луки со стрелами булавы (шактар). (пр.6).

Мастера, изготовляющие юрты высоко ценятся у казахского народа, при изготовлении деревянных деталей юрты использовали резьбу. (пр 7.)

Резьба была обязательным украшением посуды из дерева: миски для кумыса, поварешки, пиалы, блюда, деревянные ящики для хранения продуктов — кебеже. (пр.8.)

Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба Предпочтение отдается липе, ее древесина одинаково хорошо режется вдоль и поперек волокон. В нашей местности традиционным материалом для выполнения резьбы является береза.

Различают следующие основные виды резьбы: плоская, глухая, плосковыемчатая (рис. 54, учебник), ажурная, рельефная и скульптурная. При плоской (глухой) резьбе на поверхности изделия образуются небольшие углубления, составляющие геометрический рисунок из различных треугольников, квадратов, многогранников, линий. Это так называемая геометрическая резьба (рис 55, учебник). (пр.9.)

Ажурная (сквозная) резьба (рис.56, учебник) — это разновидность плоской резьбы, но делается она не глухой: фон вырезается насквозь. (пр.10.) Ажурная резьба выполняется с помощью узких ножовок, лобзиков, сверл. (демонстрация инструментов).

Стамеска является подсобным инструментом для зачистки и скалывания излишней древесины.

Более сложными по исполнению видами являются рельефная и скульптурная резьба. Рельефная подразделяется на барельеф и горельеф. Этими способами чаще всего изображаются фигуры животных, птиц. Скульптурной резьбой, отличающейся от рельефной еще большей выпуклостью, вырезают головы оленей, львов, коней, птиц. В этом случае фигуры почти полностью отделяются от фона и становятся скульптурой (пр.11). Для этих видов резьбы применяют полукруглые и круглые стамески, изогнутые рашпили, обыкновенные стамески с прямым или скошенным лезвием, долота, ножи. (демонстрация инструментов).

Для различных видов резьбы применяются разные способы резания и соответствующий инструмент. Но все сводится к тому, чтобы снять с поверхности заготовки лишнюю древесину, образовать путем ее срезания рисунок и фон.

Трехгранно-выемчатую резьбу выполняют стамеской или ножом в следующей последовательности: (карточки по последовательности выполнения резьбы на столах у учащихся).

1. Накалывание: в точке пересечения лучей треугольника острый кончик ножа углубляют в древесину на 2-4 мм. При этом на вершине фигуры остается легкий, едва заметный поверхностный надрез глубиной в десятую долю миллиметра. Накалывание повторяют трижды для каждой фигуры, начиная всегда с центра. (демонстрация накалывания).

2. Подрезание. Задача подрезания состоит в том, чтобы вырезать и удалить из фигуры трехгранные кусочки древесины. Поворачивая заготовку и наклоняя инструмент в ту или иную другую сторону, направляя лезвие от верхних граней треугольника к центру, постепенно усиливая нажим, срезают треугольники, образуя такой же формы выемку. (демонстрация подрезания).

Не сложной является выполнение ажурной прорезной резьбы. Материалом могут быть тонкие дощечки, а из инструментов потребуются коловорот или дрель, мелкозубая ножовка, лобзик и стамеска. (показать инструменты). Начинают с разметки и нанесения рисунка на деревянную поверхность. Затем высверливают круглые отверстия, делают пропилы, излишки древесины вырубают стамеской.

У вас на столах карточки по технике безопасности при выполнении резьбы, при работе необходимо соблюдать технику безопасности.

Учитель: у вас на столах карточки по технике безопасности при выполнении резьбы, повторите.

Техника безопасности при выполнении резьбы:

1. нож или стамеску держат крепко зажатыми в кулаке;
2. ладонью левой руки заготовку плотно прижимают к столу, а правая рука опирается на стол или на обрабатываемую доску;
3. резак попеременно наклоняют то в одну, то в другую сторону, а заготовку поворачивают в зависимости от направления волокон древесины;
4. при трехгранно-выемчатой резьбе резание все время ведут или вдоль волокон древесины, или под углом, но не навстречу им.

Вторая группа учащихся сообщают о художественной обработке древесины гравированием, инкрустацией, маркетри, интарсией (презентация по теме).

Гравировка

(на столах у уч-ся карточки по технике безопасности, техники выполнения гравировки и сведения о гравировке).

Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенного покрытия снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок. (демонстрация изделия), (пр.12).

Техника выполнения гравировки:

1. рисунок сначала наносят на лист бумаги, бумагу наклеивают на поверхность изделия;
2. контур рисунка накалывают тонкой иглой, по наколотому контуру резцом соскабливают слой лака, но только самый верхний, чтобы не обнажать светлую древесину.

Техника безопасности:

1. инструмент удерживают указательным и большим пальцами, рука опирается на средний палец.
2. соскабливание производит движениями от себя.

Инкрустация — украшение изделий, зданий узорами и изображениями из металла, дерева, мрамора, керамики, перламутра. (пр.13.) Вырезанные пластинки этих материалов в разной конфигурации врезаются в деревянную поверхность по заранее нанесенному на нее рисунку и могут образовывать орнаменты и даже целые картинки (рис.59, учебник).

Маркетри — вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по свету и текстуре), которые наклеивают на основу (деревянную мебель, панно). (пр.14). Наборным рисунком закрывают всю поверхность изделия, а заготовки выпиливают лобзиком или вырезают ножом одновременно с фоном. Остается вставить полученные куски один в другой и наклеить их на основание. Таким способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей, любые рисунки. (рис.60, учебник).

Разновидностью инкрустации являются интарсия, прессование, тиснение, лепка.

Интарсия — фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянных изделий (рис. 61, учебник). (пр15.)

Прессование и тиснение относятся к машинным способам отделки и стоят ближе к резьбе и гравированию по дереву. Этими способами отделывают спинки и сиденья так называемой венской гнутой мебели, стульев, кресел, детской мебели.

Третья группа учащихся сообщает о виде художественной обработки древесины пирографией (презентация по теме).

Выжигание по дереву, названное пирографией, широко распространено для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, шкатулок, рамок для картин, сувенирных изделий. (рис.64, стр 93, учебник). (пр.18.) Выжигание основано на естественном свойстве любой древесины изменять цвет под действием высокой температуры- от светло-желтого до коричневого и почти черного. Со временем окраска не меняется, а сохраняется очень долго, веками. Легкими прикосновениями к древесине раскаленной иглой или проволокой выжигают рисунок, сделанный карандашом. Для выжигания пригодна несмолистая древесина любых пород дерева, но более насыщенный рисунок получается на светлых поверхностях.

С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и доступных способов художественной обработки древесины. Во всех случаях при выжигании нужно идти от более крупных элементов рисунка к более мелким. При выполнении сложного контурного рисунка штифт следует передвигать по поверхности древесины, слегка касаясь ее. Скорость передвижения во многом зависит от силы накала штифта и твердости древесины. Контурные рисунки лучше выжигать с помощью штампика. Штампик прикладывается к древесине на каком-либо участке контура. Получив выжженную черточку, нужно приподнять штампик и, передвинув его, выжигать следующую черточку, черточки должны сливаться в единую линию.

Пирографическая работа, выполненная на отдельной дощечке и помещенная на стене, вряд ли выглядит как самостоятельное художественное произведение. Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева. (демонстрация изделий) Сначала нужно сделать изделие, а затем выжечь на нем рисунок. Рисунок должен быть лаконичным и сдержанным. Украшая изделие, не следует перегружать его выжиганием. Рисунок должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева.

Изобретение электровыжигателя сделало пирографию одним из самых простых и доступных способов художественной обработки деревянных изделий.

3. Устройство электровыжигателя (демонстрация).

Рабочий орган электровыжигателя — перо — согнутая проволока, разогреваемая электрическим током. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают нужную степень накала. На заранее нанесенном рисунке вначале ставят маленькие точки, затем проводят линии. В конце линии перо следует резко отрывать от рисунка, чтобы не испортить его. Вести перо надо без нажима.

4. Приемы выжигания: а) хватка выжигателя; б) регулирование степени накала нагревательной иглы; в)нанесение точек разного размера, тонких и толстых прямых и кривых линий различной степени насыщенности; г) перемещение нагревательной иглы( медленно, равномерно, без нажима); д) разновидности нагревательных игл, применяемых при выжигании, способ их замены. (демонстрация).

(На столах у вас карточки по приемам выжигания и по технике безопасности)

Четвертая группа учащихся рассказывают о художественной обработке древесины выпиливанием лобзиком (презентация по теме).

Выпиливание лобзиком, как и резьба по дереву — один из прикладных видов искусства (рис.65, стр.95). (пр 17).

В качестве материала для выпиливания используется чистая, без сучков клееная фанера толщиной не более 6 мм.

Перед нанесением рисунка поверхность фанеры шлифуют с двух сторон мелкозернистой шкуркой или можно пропитать верхние слои фанеры олифой. Для выпиливания применяется лобзики с пилками, деревянный станочек с винтовой струбциной, прямое шило, небольшой молоточек, напильник. Для сборки отдельных фанерок таких предметов, как полочки, настольные лампы, шкатулки потребуются коловорот со сверлами, плоскогубцы, стамеска, нож и некоторые другие инструменты.

Полотно лобзиковой пилки по дереву имеет ширину от 0,3 до 1,5 мм. Для тонкой ажурной работы, когда направление пропила приходится менять через каждые 2-3 мм, лучше выбирать пилки с узкими полотнами. При пилении твердой древесины, а также от длительной работы пилка сильно нагревается, поэтому следует периодически делать перерывы.

Качество выпиливания лобзиком зависит от умения правильно и надежно удерживать режущий инструмент в правой руке. Следует прекратить пиление в том случае, если полотно пилки хотя бы на долю миллиметра уклонилось от линии рисунка.

Важную роль играет степень натяжения пилки. Обычно пилка имеет такую длину, что один ее конец при нормальном натяжении выступает из верхнего зажимного винта на 10-15мм. При работе такая пилка будет издавать слабый звенящий звук. Слабо натянутая пилка при первом же незначительном препятствии согнется и может лопнуть. Если пилка правильно натянута, она обеспечит правильный распил. В среднем в секунду делается 5-6 движений, длина пропила составит при этом от 5 до 12 мм. При плавных поворотах линии рисунка движение надо немного замедлить, а при резких поворотах движение пилки прекратить вовсе, но продолжать движение лобзика сверху вниз и обратно до тех пор пока полотно пилки не развернется в нужном направлении. При этом плавно поворачивают заготовку на станочке левой рукой. Поворачивать по линии рисунка надо не лобзик, а фанеру.

Технология выпиливания. Начинают выпиливание с небольших внутренних замкнутых пропилов. В этих местах сверлом или шилом делают отверстия для продевания пилки. Когда все замкнутые пропилы сделаны, приступают к открытому прорезному пилению.

Заготовку все время потно прижимают ладонью левой руки к станочку, а точка пропила приходится на среднюю часть треугольного выреза в доске.
Когда на заготовке сделано уже много вырезов и фанера стала вибрировать, точку пропила перемещают в более узкую часть треугольника, а двумя пальцами, расположенными близко к пилке, прижимают детали рисунка к станочку. Когда выпиливание закончено, обратную сторону изделия зачищают шкуркой, чтобы снять образовавшиеся заусенцы.

Единственно правильное положение лобзика — перпендикулярно к плоскости заготовки. (на столах у вас карточки по приемам выпиливания и карточки по технике безопасности).

Вводный инструктаж:

Сейчас каждый ученик выбирайте определенную заготовку и выполняйте то украшение, которое желаете (резьбу, гравировку, выжигание, выпиливание лобзиком), приготовьте инструменты, приспособления. Выберите соответствующую карточку по технике безопасности и карточку по последовательности выполнения определенного вида художественной обработки древесины. и приступайте к работе.

Текущий инструктаж: индивидуальная помощь уч-ся, контроль учителя за выполнением работы, за соблюдением учащимися техники безопасности.

Заключительный инструктаж: анализ успехов и ошибок учащихся, оценка работ.

Основные методы механической обработки древесины резанием.

Рахметкалиев Дамир Ерболатович,

СОШ им. Маншук Маметовой,

Бокейординский район,п. Сайхин

Западно- Казахстанская область ,

Цель урока: научить учащихся основным методам механической обработки древесины резанием.

Образовательная: формирование у учащихся знаний механической обработки древесины резанием.

Развивающая: развитие позновательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы на станке, научить учащихся правилам техники безопасности при работе на станках.

Воспитательная: воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Вид урока: информационно - сообщающий, объяснительно – демонстрационный, развивающий.

Форма урока: практическая.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснение.

Средства урока: оборудование и материалы, наглядные пособия.

Межпредметная связь: черчение, ИЗО, физика.

1. Организационный момент:

- Проверка готовности к уроку.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Изучение нового материала.

Обработка древесины резанием на производстве механизирована. Различают механическую обработку древесины со снятием стружки и без снятия стружки. К первому виду относятся пиление, точение, строгание, фрезерование, сверление, долбление и шлифование. Без снятия стружки древесину режут ножницами и высекают в штампах.

Механическое пиление - наиболее распространенный метод резания древесины. Осуществляют пиление с помощью лесопильных рам, ленточных, круглопильных и цилиндропильных станков. Лесопильные рамы (пилорамы) и ленточно-пильные станки применяют для распиливания бревен на доски и бруски. С помощью круглопильных станков проводят поперечный и продольный раскрой пиломатериалов. Цилиндрическими пилами на цилиндропильных станках выпиливают клепку для производства бочек.

Механическое точение – также распространенный метод обработки древесины. Детали обрабатывают на токарных станках.

Строгание и фрезерование древесины – это механическое резание и ее вращающимися многорезцовыми инструментами – фрезами, ножевыми валами, горизонтально движущимися ножами. Они снимают слой древесины в виде стружки.

Строгание и фрезерование бывает продольным (вдоль древесных волокон) и поперечным (поперек волокон). Осуществляют фрезерование на фрезерных, шипорезных и копировальных станках, получают пазы, шипы, гнезда, проушины, а также детали со сложными криволинейными поверхностями. Строгают древесины на строгальных станках, получают ровную гладкую поверхность на заготовках, а также строганный шпон.

Механическое сверление- выполняют на сверлильных и комбинированных (сверлильно-фрезерных ) станках.

Механическое долбление – проводят на цепнодолбежных станках для получения прямых пазов, продолговатых отверстий и гнезд.

Механическое шлифование - проводят на шлифовальных станках. С помощью шлифовальных станков деталям и изделиям очень быстро придают гладкую поверхность.

Все рассмотренные методы механической обработки резанием, несмотря на значительные различия в конструкции режущих инструментов, в характере их движения, в устройстве станков, имеют и существенное сходство. Оно заключается в том, что обработка заготовки осуществляется за счет снятия стружки режущими инструментами , рабочие части которых имеют форму клина. Кроме того, все станки представляют собой технологические машины.

Механическую обработку древесины без снятия стружки проводят с помощью ножниц, с плоскими или дисковыми ножами, а также в штампах, состоящих из подвижного пуансона и неподвижной матрицы. Ножницами разрезают листы шпона и фанеры, а в штампах высекают на них бракованные места.

В школьных мастерских механическая обработка древесины производятся на токарных,сверлильных и комбинированных (фрезерно- круглопильных) станках. На комбинированных станках ввиду их повышенной опасности разрешается работать только учителям.

В деревообрабатывающей промышленности, как и в машиностроении, все более широкое применение находят станки-автоматы. Они более производительны, освобождают человека от тяжелого физического труда, с их внедрением улучшаются условия работы, повышается качество продукции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: Ознакомление с породами, свойствами, применением древесины

- дать понятия признаков, свойств древесины, технологических процессов;

- формировать познавательный интерес к предмету;

- развивать нравственные, экологические, экономические качества.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактические средства: объемные макеты, ключевые слова, учебники.

Этапы урока

Задача этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развить познавательный интерес

Рассказывает о породах дерева, о его применении, обработке. Экологические качества дерева.

Слушают и записывают в бортовой журнал и рабочую тетрадь.

Повторить предыдущую тему. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Задает вопросы: виды темперамента, что такое профессиограмма, классификация профессий.

Отвечают на вопросы.

Изложение новой темы

Изучить породы дерева их свойства и применение, инструменты для обработки История русского дизайна.

Показ объемного макета, карточек с образцами пород дерева, инструмента.

Рассказ об истории русского дизайна.

Называет породы дерева, их характеристики: сосна, ель, береза, ольха, осина, липа, тополь, дуб, бук, ясень, груша, клен. Приводит примеры применения их на производстве и в быту

Слушают и записывают в бортовой журнал и рабочую тетрадь

Научить определять породы дерева.

Дает задание на выполнение эскиза одного из инструментов для обработки древесины -топора.

Выполняют эскиз и обозначают элементы топора

Подведение итогов урока

Проверяет эскизы выставляет оценки и дает дом. задание: описать предметы быта изготовленные из дерева и дать характеристику. Сделать анализ стоимости предметов.

Высказывают мнения об уроке, что узнали нового на основании бортового журнала

Учитель: Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы. В средние века постройки на Руси были первоначально деревянными. Когда осматриваешь памятники деревянного зодчества, то удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности. Древний плотник обладал богатейшим арсеналом строительных приемов. Он мог построить коломенский дворец и ладью смастерить с помощью топора.

Вопрос учащимся: Какие породы древесины используются мастерами деревообработки?

Учитель рассказывает и показывает образцы древесины:

Наиболее часто использовали следующие виды древесины:

Древесина сосны — плотная, твердая и прочная, среднеусыхающая. Она легко обрабатывается относительно хорошо склеивается, плохо отделывается и окрашивается. В реставрационных работах служит для ремонта элементов из массива.

Древесина ели — имеет легкую, мягкую, малоусыхающую, но легко загнивающую древесину. Ель хорошо склеивается, но плохо отделывается и обрабатывается. Предназначается главным образом для ремонта ящичных емкостей мебели и других неответственных деталей конструкции.

Древесина березы — средней плотности и твердости, она однородна по строению, прочна, достаточно вязкая. Недостаток этой породы — подверженность растрескиванию и короблению, к тому же береза сильно усыхает, легко поражается червоточиной и загнивает. Древесина березы хорошо обрабатывается, склеивается, полируется и окрашивается. В реставрационных работах используется в виде массива (для укрепления и замены каркасов в мебели, выполнения резных накладных элементов), а также в виде строганного шпона для ремонта облицовки.

Древесина ольхи — легкая, мягкая, среднеусыхающая, дает незначительное коробление при сушке хорошо склеивается, режется, полируется и окрашивается. Ольха используется в виде брусковых эле­ментов и в виде строганного шпона в основном для имитации черного и красного дерева, а также грец­кого ореха.

Древесина осины — близка по своим качествам к ольхе, также хорошо обрабатывается инстру­ментом, надежно склеивается. Служит в виде массива для резьбы, под облицовывание более доро­гими породами, для ремонта элементов каркаса мебели. Недостаток — склонность к загниванию.

Древесина липы — мягче и легче, чем у предыдущих пород, но сильно подвержена усушке, загни­ванию, легко повреждается насекомыми. Отлично режется, хорошо держит форму, поэтому обычно используется для восполнения утрат в рельефной, ажурной и скульптурной резьбе. Липа не растрес­кивается, без труда склеивается и окрашивается, удовлетворительно полируется.

Древесина тополя — в заболони похожа на липу, такая же легкая, мягкая и формоустойчивая, усыхает меньше, чем липа, склонна к загниванию. Обрабатывается, склеивается и отделывается дре­весина тополя хорошо.

Древесина дуба — имеет выразительную текстуру, усыхает средне, прочен, мало растрески­вается и коробится. Она практически не подвержена гниению. Древесина его хорошо обрабатывается и полируется, удовлетворительно склеивается. Применяется для резьбы, выполнения точеных изделий, облицовывания, мозаичных работ, изготовления утрат, столярного ремонта.

Древесина бука — по механическим свойствам приближается к дубу, хотя его древесина под­вержена загниванию, короблению и растрескиванию при сушке, склонна к повреждению червото­чиной. Бук хорошо обрабатывается и окрашивается. Древесина подходит для различных реставрацион­ных работ (в виде массива, для облицовочных и наборных мозаичных работ).

Древесина ясеня — иногда по текстуре ее путают с древесиной дуба. Отсутствие в древесине дубильных веществ резко снижает ее способность быть стойкой во влажной среде, она мягче дуба, при эксплуатации подвержена быстрому истиранию. В реставрации ее используют там же, где и дуб.

Древесина груши — имея плотную, прочную и твердую древесину, является одной из пород (на­равне с липой, дубом, буком), которые наиболее часто применяются в реставрации мебели. Она прак­тически не коробится, не растрескивается, хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отде­лывается. Особенно удачно груша имитирует (после тонировки) черное дерево. Груша в нормальных условиях долго сохраняется, но подвержена поражению червоточиной. Применяют грушу в основном для мелкой и средней резьбы со сложным рельефом, для накладной и ажурной (прорезной) резьбы, мозаичных наборов, а также для различных вставок.

Древесина клена — плотная, прочная и слабоусыхающая. Коробится она незначительно, но под­вержена поражению червоточиной. Кроме того, она легко загнивает. Обрабатывается, склеивается и окрашивается древесина неплохо. В основном служит для резных работ (особенно накладной резьбы) и для ремонта элементов из массива.

Разные породы древесины имеют разную структуру. Рассмотрим образцы текстуры:

Текстура древесины разных пород

Дуб (тангентальный разрез)

Дуб (радиальный разрез )

Инструменты и приспособления для обработки дерева.

1 — топор и его части;

2 — различные плотницкие инструменты:

и — двуручная пила,

3 — инструменты для макетирования:

шило, черта, пилка, стамеска и ножи.

Учитель: Для обработки древесины используются различные инструменты и приспособления.

Вопрос учащимся: Какие инструменты знаете и использовали вы?

А теперь рассмотрим их (демонстрация учителем инструментов и приспособлений).

Древесину обрабатывают специалисты разных профессий деревообработки.

Вопрос учащимся: С какими профессиями и специальностями деревообработки вы знакомы?

Самыми распространенными являются:

Профессии и специальности.

Плотник - вычерчивает линии разметки, отесывает бревна монтирует оконные и дверные блоки настилает деревянные полы, рубит срубы домов, колодцев.

Столяр - работает на деревообрабатывающих предприятиях по изготовлению столярных узлов, изделий, мебели различной сложности по чертежам и эскизам.

Столяр-краснодеревщик – занимается изготовлением разнообразной домашней и офисной мебели, часто по индивидуальному заказу.

Учитель: А теперь для закрепления темы вам предлагается задание:

Определить породу древесины по образцу

Нарисовать эскиз какого – либо инструмента для обработки древесины. Например, топора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Технология обработки древесины.

Цели урока:

обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности;

воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности;

развивающая – развитие умений применять имеющиеся знания на практике и устанавливать причинно-следственные связи между профессиями в деревообрабатывающей промышленности

Тема урока: Технология обработки древесины.

Цели урока:

обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности;

воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности;

развивающая – развитие умений применять имеющиеся знания на практике и устанавливать причинно-следственные связи между профессиями в деревообрабатывающей промышленности

Материально-техническое оснащение:

Плакаты с изображением работ выполняемых рабочими деревообрабатывающей промышленности;

Время проведения: 45 минут.

1. Организационный момент (3 мин)

1.1 Проверка явки учащихся по журналу.

1.2 Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

1.3 Проверка внешнего вида (спецодежды).

2. Вводный инструктаж (20 мин)

2.2 Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

2.3 Объяснение нового материла.

Лес является источником получения древесины — ценного кон­струкционного и строительного материала, сырья для изготовле­ния многих полезных продуктов, а также местом заготовки грибов, ягод, лекарственных трав. Но если бы люди только выру­бали деревья и не заботились об их выращивании, леса на Земле давно бы исчезли.

Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимается лесная промышленность (лесное хозяй­ство). Она подразделяется на отдельные предприятия — лес­хозы. Каждый лесхоз состоит из лесничеств.

Лесхозы проводят рубки ухода за лесом и отпускают лесома­териалы заготовителям. Они организуют сбор семян и выращи­вание посадочного материала; создание искусственных лесных насаждений в местах вырубок, на песках, у оврагов; сбор и заго­товку грибов, ягод, лекарственных трав; охрану леса от пожаров и вредителей; осушение лесных земель.

Лесхозы занимаются переработкой низкосортной древесины, ветвей с листьями, корней для получения различных продуктов (дегтя, скипидара), подсочкой хвойных пород для добычи смоли­стых веществ (живицы).

В лесхозах трудятся работники различных профессий, но ос­новной является профессия лесовода. Она разделяется на ряд спе­циальностей — лесничий, лесник и др.

Работают здесь также машинисты лесопосадочных машин, вздымщики (сборщики живицы), аппаратчики лесотехнических установок и др.

Обработкой древесины занимается деревообрабатывающая промышленность, которая включает в себя следующие произ­водства: пиломатериалов; клеевых слоистых материалов; древе­сностружечных и древесноволокнистых плит; изделий из древе­сины; специальные производства.

Сырьем в производстве пиломатериалов являются хлысты и бревна. На окорочных станках с них снимают кору, а затем на лесопильных рамах, ленточнопильных и круглопильных станках получают различные пиломатериалы.

Здесь заняты люди таких профессий, как вальщики леса, машинисты трелевочных машин, раскряжевщики, штабелевщики древесины, рамщики, станочни­ки-распиловщики и др.

Клееные слоистые материалы и древесные плиты изготавли­вают операторы и прессовщики.

Производство изделий из древесины и специальные произ­водства основаны на получении готовой продукции в зависимости от способа обработки.

Ведущие профессии деревообрабатывающего производства — столяр и плотник. Они должны в совершенстве владеть как руч­ным, так и механизированным режущим инструментом, приемами разметки заготовок, контроля готовых изделий и т.п.

3. Практическая работа и текущий инструктаж (15мин)

3.1 Расстановка учащихся по рабочим местам.

3.2 Выдача задания и контроль работы.

3.3 Проведение целевых обходов рабочих мест

Вопросы-задания

По каким признакам различают древесину?

По цвету, запаху, текстуре и твердости

По цвету ядра, форме короны и текстуре

По запаху, годичным кольцам, форме заболони

Как называются механические повреждения древесины?

Древесина каких деревьев относится к твердым породам?

Ель, осина, сосна, липа

Дуб, сосна, бук, граб

Дуб, береза, бук, граб

Каким должен быть ритм движений в минуту при пилении?

Как называют часть материала, которую надо снять при обработке?

Какими бывают столярные соединения?

Неподвижными и подвижными

Разъемными и неразъемными

Неподвижными и неразъемными

Кто на предприятии разрабатывает технологический процесс?

Какой инструмент применяется для обработки древесины строганием?

Какие инструменты применяют на токарном станке по обработке древесины?

Какие приспособления применяют при сверлении древесины?

Назвать основные технологические операции о ручной обработке древесины

Назвать очередность нанесения разметочных линий на заготовку при разметке

Все дуги и окружности

Все вертикальные и наклонные

Все горизонтальные, вертикальные и наклонные

Все вертикальные, наклонные, горизонтальные

Назвать инструмент, применяемый при разметке на древесине

Что является опорой режущего инструмента в токарном станке по обработке древесины?

Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Для лекции: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Предполагаемый результат:

  1. Разметку, проведение линий.
  2. Разметку центров отверстий.
  3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
  4. Сверление отверстий.
  5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
  6. Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане. Тема “Изготовление разделочной доски ” рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

  • что называется древесиной;
  • на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
  • как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
  • что такое текстура дерева;
  • какие пороки бывают у древесины;
  • разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.

Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

Читайте также: