План урока деепричастие как особая форма глагола

Обновлено: 08.07.2024

Что общего у этих текстов? (тема – лебеди)
Чем отличаются, какими предложениями?
Какие предложения выразительнее и почему?
Найдите в последнем предложении второго текста слова, обозначающие основное действие. (опустились и поплыли)
Какая это часть речи? (глагол)
Что обозначает глагол? (глагол – действие)
А какие ещё слова позволяют увидеть картину движения? (распрямив, не шевеля, поглядывая)
Это глаголы? (нет)
Но чем эти слова похожи на глагол? (заключают в себе действие)

Итак, запишем тему урока:

Деепричастие

Цель нашего урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.

  1. Познакомиться с основными грамматическими признаками, которые свойственны деепричастию;
  2. Уметь отличать деепричастие от глагола.

Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?

  1. Грамматическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксические признаки.

Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.

Деепричастие = Дее + причастие > составное слово

Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

2. Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

Когда же появился этот термин?
Что было прообразом?

3. Запишите последнее предложение из второго текста.

Выполните частичный синтаксический разбор (по членам предложения):

Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (как?, каким образом?)
Что есть у деепричастий? (зависимые слова)
Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)
От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)
Ещё раз: что обозначает глагол? (действие)
Глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет.
Какое же действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие.

4. Выпишите из предложения “глагол + деепричастие” и выполните морфемный разбор слов.

опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.

(Спор об окончании: надо поставить глагол в настоящее время и будущее, при этом деепричастие не изменится.)

Чтение учебника на странице 163.

Какой же признак есть у деепричастия? (неизменяемость)

5.

Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?

Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.

Давайте обратимся к тексту:

Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия.
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
В результате этих перемен я утратило многие возможности. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам и падеж, как это было до XYII века. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.

Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.

У деепричастия:

Признаки глагола Признаки наречия
1. Вид 1. Неизменяемость
2. Возвратность 2. Синтаксич. роль
3. Значение 3. Вопросы

Чтение учебника на странице 163.
Что же мы с вами отработали из нашего плана?
Что же такое деепричастие?

Деепричастие – … глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …, показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… .

6. Выполните следующее задание:

Выпишите в тетрадь только деепричастия:

Особенный;
Приказал;
Разъезд;
Нарисованы;
Узнав;
Дополненный;
Исчезая;
Отмерь;
Рассмеявшись;
Трепещущий;
Жажда;
Припеваючи.

Узнав;
Исчезая;
Рассмеявшись;
Припеваючи.

(Если учащиеся выпишут причастия, то вспомнить особые приметы причастия – суффиксы)

У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.

Давайте рассмотрим схему и запомним эти опознавательные морфемы.

Образуется от глагола

Чтение учебника на странице 163.

Выделите эти морфемы в записанных вами деепричастиях.

III. Закрепление.

1. Выполним упражнение № 368.

(Выполняем все вместе – один ученик у доски, комментирует все записи.)

Танцуя;
Подорожав;
Скрепив;
Скрепивши.

2. Обратимся к тексту, по которому вам необходимо выполнить задание.

Выпишите из текста словосочетания “глагол +деепричастие”. Укажите признаки деепричастия и выделите опознавательные морфемы.

Чтобы доехать до Парижа.

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

Написал, насыпав – сов. вид, невозвр.
Стал ждать, оставив – сов. вид, невозвр.
Прочла, убирая – несов. вид, невозвр.
Вызвал, всполошившись – сов. вид, возвр.
Признался, представ – сов. вид, невозвр.

IV. Итог урока.

Что мы сегодня изучали?
Что узнали нового?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется?
При помощи чего?

V. Домашнее задание.

Параграф 30 (повторить), упражнение № 369 (1 задание – письменно, 2,3 задание устно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: всестороннее изучение дее­причастия как особой формы глагола посред­ством установления межпредметной связи русского языка и литературы.

Задачи: учащиеся узнают, что такое дее­причастия и каковы его грамматические признаки; научатся находить деепричастие в тексте, отличать деепричастие от других форм глагола; правильно употреблять дее­причастия в речи; прослеживать изобрази­тельные возможности деепричастий в ху­дожественном тексте; словесно изображать предмет с помощью деепричастий.

Организационно-мотивационный этап.

Прочитайте предложение. О каком пи­сателе идёт речь?

Став писателем, он звал читателей к активной, яркой жизни, рисовал в своих рассказах людей гордых, красивых, свободо­любивых, отстаивающих своё человеческое достоинство.

Пять раз Максима Горького номини­ровали на Нобелевскую премию. Горький — самый издаваемый писатель за всё время су­ществования СССР. Наследие его богато: 30 томов составляют полное собрание сочинений писателя.

Выпишите из предложения о Максиме Горьком глаголы, прилагательные и прича­стия в три колонки (три ученика работают у доски).

Активной, яркой, гордых, красивых, свободолюбивых, человеческое

Затруднение у учащихся вызывает слово став.

Целеполагание.

Став — это деепричастие, особая форма глагола.

Тема записывается на доске и в тетрадях.

Как вы думаете, что мы узнаем сегодня и чему научимся? (Узнаем, что такое дее­причастие, его грамматические признаки; на­учимся находить деепричастие в тексте, от­личать деепричастие от других форм глагола; употреблять деепричастия в соответствии с синтаксической нормой, прослеживать изоб­разительные возможности деепричастий в художественном тексте, словесно изобра­жать предмет с помощью деепричастий.)

Актуализация опорных знаний. Фронтальный устный опрос.

— По грамматическим признакам узнай­те части речи.

Качеств., относит., притяжательные

Полная/ краткая форма

Согласуется с существи­тельным

Род, число, падеж

Слайд 1: (Прилагательное.)

Что делать? Что сделать?

Совершенный/ I несовер­шенный

Спряжение (I и И)

Действие или состояние

Наклонение, время (в изъяви­тельном наклонении), лицо (в настоя­щем, будущем времени), число, род (в прошед­шем времени)

Слайд 2: (Глагол.)

Признак предмета по действию

Что делающий? что сделавший? какой?

Согласуется с существи­тельным

Род, число, падеж

Слайд 3: (Причастие.)

Работая со слайдами, учащиеся называ­ют часть речи, аргументируют свой выбор, приводят примеры данной части речи.

Объясните, почему на слайде 3 колон­ки окрашены в разные цвета.

Все фигуры на слайде 1 розовые (цвет выбран условно), на слайде 2 — голубые; на слайде 3 те грамматические признаки, которые роднят причастие с прилагатель­ным, окрашены в розовый, с глаголом — в голубой, а индивидуальные признаки прича­стия выделены сиреневым.

Объяснение нового материала.

Внимательно рассмотрите слайд 4, рас­скажите о деепричастии по вопросам для обсуждения (записаны на доске).

Совершенный/ несовершенный вид: набрав (что сделав?), набирая (что делая?)

Что делая? что сделав? как?

раскачиваясь, раскачивая

Особая форма глагола (н. ф. — инфи­нитив)

Переходное/ непереходное: убирая (что? ) книги, блестя

Могут иметь зависимые слова (существительное, наречие) крепко держа рукой

Что такое деепричастие? (Дееприча­стие — это особая форма глагола, обозна­чает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?.)

Признаки каких двух частей речи со­четает в себе деепричастие? (Глагола и на­речия.)

Какие признаки от глагола? От на­речия? (Глагольные признаки: имеют вид, могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными, могут подчи­нять зависимые слова. Наречные признаки: обстоятельство, неизменяемость.)

Вернёмся к записанному на доске сло­ву став. Используя информацию на слай­де о грамматических признаках деепри­частия, письменно докажите, что слово став является деепричастием. (Став (что сделав?)деепричастие, обозначает доба­вочное действие по сравнению с основным, выраженным глаголом-сказуемым звал, начальная формастать, совершенный вид, невозвратный, непереходный, став (кем?) писателем, не изменяется, обстоя­тельство.)

Первичное закрепление нового мате­риала.

Теперь, когда вы знаете, что такое дее­причастие и каковы его грамматические при­знаки, научимся находить деепричастия в тексте.

Задание 1 (раздаточный материал).

Заранее подготовленный ученик вырази­тельно читает отрывок:

Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сы­ром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о ка­мень.

А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями.

Весь в белой пене, седой и сильный, он ре­зал гору и падал в море, сердито воя.

Максим Горький — мастер романтиче­ского пейзажа. Пейзаж в романтизме — это бурная природа: волны, бьющиеся о скалы, море, водопады, ущелья, борьба стихий.

Задание 2. Выпишите из отрывка дее­причастия, задайте вопрос, определите их начальную форму, укажите глагольные при­знаки деепричастий. (Свернувшись, глядя, гремя, воя.)

Следующая наша задача — научить­ся отличать деепричастия от других форм глагола и частей речи, способных выражать значение действия.

Задание 3 (по вариантам: I — Уж, II — Сокол).

В предложенных тематических группах слов найдите деепричастия.

Выпишите формы одного и того же слова.

вариант

Летать, летающий, взлетев, летавший, на лету, летая, летучий, летаю.

вариант

Ползать, ползавший, ползком, ползая, ползающий, ползаю, проползая.

Физкультминутка

Задание 4 (раздаточный материал). Пе­рестройте предложения так, чтобы одно из действий было основным (глагол), а другое — добавочным (деепричастие).

Сокол ничего не боится, он храбро сра­жается, истекает кровью.

Человек сам должен выбирать свой путь, свою судьбу, и в этом он должен исхо­дить из потребностей своей натуры.

Я буду бороться за свои идеалы до по­следнего, как Сокол сражался за последние минуты жизни в своей стихии.

В каком предложении это сделать не­возможно? Почему? (Невозможно в 3-м пред­ложении, так как действия выполняют раз­ные лица.)

Исправьте грамматическую ошибку одноклассника (на доске).

Читая песню, во мне рождается чувство гордости за Сокола. (Когда я читаю песню. )

О чём надо помнить, чтобы не нару­шать синтаксическую норму при употребле­нии деепричастий? (Основное и добавочное действия должны совершаться одним лицом или предметомсубъектом действия.)

Молодцы! Вы научились употреблять в речи деепричастия без грамматических ошибок.

Выясним роль деепричастия в художе­ственном тексте.

Задание 5. Вы спросите: а зачем мы за­меняли глагол на деепричастие, ведь и так смысл предложения был понятен? Чтобы осознать, в каком случае можно предпочесть деепричастие глаголу, обратимся к ещё од­ному романтическому пейзажу. Английский поэт Р. Саути, описывая бурные воды Лодор- ского водопада, употребил в своём стихотво­рении 52 деепричастия и всего один глагол!

Заранее подготовленный ученик вырази­тельно читает стихотворение (раздаточ­ный материал).

Как падают воды в Лодоре?

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре —

так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)

Найдите такие деепричастия (резвясь, спеша, шелестя и др.)

Обратите внимание на форму стихо­творения. Какова особенность графического представления этого текста? (Текст напо­минает водопад.)

Чем интересен текст с точки зрения синтаксиса? (Он представляет собой одно восклицательное предложение: непрерывный поток слов как непрерывный поток воды в водопаде.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка в 7 классе

Дата проведения ____________

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать, какими признаками отличается деепричастие как особая форма глагола.

Задачи урока: организовать деятельность по формированию умения разграничивать основное и добавочное действия, по выявлению признаков глагола и наречия у деепричастия, умения находить деепричастия в тексте, образовывать их от глаголов и употреблять в связной речи, в том числе в русских пословицах и фразеологизмах; по развитию логического и творческого мышления учащихся, а также создать условия для воспитания вежливости и взаимоуважения в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организация начала занятия.

Зимние каникулы,
Веселая пора.
На горке веселится,
Резвится детвора.
На лыжах и на санках,
Кто дальше, кто быстрей,
Кто кубарем под горку,
Чтоб было веселей.
Розовые щеки,
Горят огнем глаза.
Ах зимние каникулы -
Веселая пора.

-Да, зимние каникулы – прекрасная пора. И не менее прекрасно то, что вы все здоровые и красивые вернулись в школу, чтобы снова увидеть друг друга, чтобы пополнить свой багаж знаний. Этим мы и займемся на уроке.

Актуализация опорных знаний и усвоение новых знаний.

1. Слово учителя: Наш язык – это большая семья, все члены которой тесно связаны друг с другом, оказывают взаимную помощь. Часто слова и конструкции языка настолько близки, что трудно изучать их изолированно, не учитывая их родственных отношений. Сегодня на уроке мы с вами в очередной раз в этом убедимся: родственники в языке существуют.

Для этого сравним три предложения в карточках, лежащих на ваших столах (наблюдение за изучаемым языковым явлением и актуализация опорных знаний):

Ёжик испугался человеческого голоса и живо надвинул на себя колючую шубу.

Ёжик, испугавшийся человеческого голоса, живо надвинул на себя колючую шубу.

Ёжик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул на себя колючую шубу.

Вопросы для обсуждения:

-Одинаково ли смысловое наполнение предложений?

-Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Испугался, надвинул.) Что обозначают эти слова? (Действие.) Равноправны ли эти действия?

-Наконец, обратимся к третьему предложению. Что тут изменилось? Попытайтесь поставить вопрос к выделенному слову. Как оно образовано? Что обозначает? (Действие.) Как вам кажется, это действие основное или второстепенное? Кто выполняет это действие?

-Можно ли изменить падеж, род, число этого слова? А какая часть речи не изменяет себе никогда?

Сделаем первые выводы (учащиеся пробуют сделать это сами).

Перед нами слово, которое совмещает в себе признаки двух частей речи: глагола (значение действия, грамматические признаки) и наречия (не изменяется). Такие слова называются деепричастиями . Деепричастия обозначают добавочное, или второстепенное действие. При этом основное и добавочное действия всегда совершает одно и то же лицо или предмет!

Работа с учебником. Чтение теоретического материала (стр.147-148).

-Обратили ли вы внимание, на что оканчиваются все деепричастия? (На –а, -я, -учи, -ючи, -в, -вши, -ши.) Это суффиксы, которые образуют формы деепричастий. По ним – своеобразным визитным карточкам - мы и будем узнавать их в предложениях и текстах.

-Итак, перед нами брат причастия, который на него немного похож. Почему же они братья? (У них общий папа, только мамы разные.)

Как уживаются члены этой семьи? Давайте проверим сегодня на практике.

III. Закрепление знаний и способов действий.

1. Найдите деепричастия в тексте и запишите их в тетради.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками.

2. А как же дружит Деепричастие со своим отцом? Сможет ли он доверить свое место сыну?

Замените, где это возможно, один из глаголов деепричастием в данных предложениях. Почему в некоторых случаях такая замена невозможна?

1) Мальчик сидел у окна и мечтал увидеть сани Деда Мороза.

2) Катя доставала ёлочные украшения из старого чемоданчика, а Настя аккуратно их развешивала.

3) Родственники собираются у стола и поздравляют друг друга с Новым годом.

4) Иней сыпался на лицо и щекотал щёки, как холодный пушок.

5) Мама стоит у плиты и готовит праздничный ужин.

Мы можем сделать вывод : деепричастие может заменять глагол в предложении в том случае, если действия выполняются одним и тем же лицом, если образование деепричастия возможно вообще.

Объяснение домашнего задания:

Этот вывод, это знание поможет вам и при выполнении домашнего задания. Запишем его:§ 32, стр. 147-150, упражнение 275 (записать только те предложения, в которых можно один из глаголов заменить деепричастием).

Внимательно слушайте меня, чтобы услышать глаголы и деепричастия, которые укажут вам действия.

Встав из-за парт, вы потягиваетесь. Закрыв глаза, вы оказываетесь в лесу перед елочкой. Стряхнув с нее снег, вы поправляете веточки. Вдыхаете Затем, согнувшись, вы открываете чемоданчик с елочными украшениями. Сдув с них пыль, берете сначала одну и вешаете на ветку. Потом, взяв вторую и другие, украшает елку. И наконец, встав на цыпочки, устанавливаете верхушку. Елка украшена. Готово! Открыв глаза, присаживаемся на места.

3. А теперь проверим, насколько близки мать и сын – Наречие и Деепричастие. Для этого фразеологизмы с деепричастиями замените близкими по значению наречиями.

1) Старший брат и отец работали не покладая рук , чтобы праздник удался. (хорошо, усердно)

2) Стёпа скрепя сердце отдал подарок маленькой девочке, но потом улыбнулся, когда увидел её улыбку.

3) Дети сломя голову бежали к рождественской ёлке, которая сияла и переливалась на свету.

4) Бабушка долго уговаривала нас не ехать на ночь глядя , потому мы остались ночевать у неё.

4. “Найди пару”. Соедините части так, чтобы получились русские пословицы, и объясните их смысл.

*5. Упражнение 274 (если достаточно времени).

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: получить представление о деепричастии как особой форме глагола.

Задачи:

1.Познакомиться с основными грамматическими признаками деепричастия.

2.Уметь отличать деепричастие от глагола и от других частей речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, тестовые задания, оценочные листы.

Ход урока:

- деление на 4 группы (молекулы)

  1. Повторение пройденного (какую тему мы изучали на прошлых уроках?)

- Ребята, у вас у каждого есть стикеры. Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по причастию, напишите их на стикерах, затем положите их в эту корзину (работа в группах: перемешав вопросы, предлагаю выбрать каждому вопрос, на который должны ответить группе).

- Знакомо ли вам это слово?

- Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать нового на уроке? Чему мы должны научиться на уроке?

(уч-ся формулируют цели и задачи урока).

Мы будем изучать деепричастие по нашему привычному плану. Какому?

План изучения деепричастия (на доске).

  1. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль в предложении.

Критерии успешности:

А – Я знаю, что такое деепричастие

В – Я могу перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия

В- Я могу образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида от глагола.

С – Я умею оценить работу другого и себя.

  1. Работа в группах (время – 10 минут).

Группа № 1. История появления деепричастия (работа по доп.источникам). Представить в виде постера.

Группа № 3. Образование деепричастия. Представить в виде схемы. Привести примеры.

  1. Закрепление.
    1. Выполните следующее задание (на интерактивной доске):

    Выпишите в тетрадь только деепричастия:

    Особенный
    Приказал
    Разъезд
    Нарисовал
    Узнав
    Дополнение
    Исчезая
    Отмерь
    Рассмеявшись
    Трепещущий
    Жажда
    Припеваючи

    Проверка:

    Узнав;
    Исчезая;
    Рассмеявшись;
    Припеваючи.

    2. От данных глаголов образуйте деепричастия.

    • Оглядываться (деепричастие несов. в.)
    • Сверкать (деепричастие несов. в.)
    • Оторваться (деепричастие сов. в.)
    • Купить (деепричастие сов. в.)
    • Играть (деепричастие несов. в.)
    • Увидеть (деепричастие сов. в.)

    Физминутка.

    Тихо встаньте, оглянитесь

    И друг другу улыбнитесь,

    Руки вытянув вперед,

    Посмотрите вправо, влево,

    А теперь их поднимите,

    А сейчас наоборот.

    Подбоченясь, вы присядьте,

    Поклонившись, встаньте в ряд,

    Лихо топните ногой

    Да притопните другой

    Мы, играя, отдыхали,

    Сколько их вам назвала,

    Кто ответит мне, друзья?

    3. Записать предложения, заменяя один из глаголов деепричастием.

    4.“Аукцион фразеологических оборотов”. Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий: Установите соответствие.

    Работать хорошо - Засучив рукава.

    Работать плохо - Спустя рукава

    Бежать быстро, (мчаться) - Сломя голову

    Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого - Не солоно хлебавши

    Без особого на то желания - Скрепя сердце.

    ТиО ( рассказ о фраз.ниже)

    - Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

    - Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

    -Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)

    - Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).

    Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется. Когда деепричастие переходит в разряд наречий (а это обычно бывает в конце предложений), то оно и ведет себя в предложении как наречие, т.е. не обособляется.)

    - проведу блиц-опрос, который поможет закрепить наши знания о морфологических признаках деепричастия.

    · Деепричастие отвечает на вопросы….

    · Деепричастия совмещают признаки двух частей речи….

    · Признаки глагола у деепричастия…….

    · Признаки наречия у деепричастия….

    · В предложении деепричастия бывают ……

    · Из морфем у деепричастия отсутствует….

    Примечание: если ответ неполный – 0,5 баллов.

    -Выполняя последнее задание, мы с вами ответим на главный вопрос урока, какие же тайны языка открылись сегодня перед нами?

    Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

    1. сегодня я узнал…

    2 было интересно…

    4. я теперь могу…

    6. у меня получилось…

    7. мне захотелось…

    10.урок дал мне для жизни!

    V. Комментирование оценок.

    Спасибо всем. Мы с вами неплохо поработали.

    VІ. Домашнее задание

    Группа № 1.

    Материал для работы.

    Как вы понимаете слово “деепричастие”? Обратимся к его строению.

    Деепричастие = Дее + причастие > составное слово

    Что нам уже знакомо? (причастие)
    Что такое причастие?
    Что может обозначать частица “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

    2. Обратимся к справочному материалу.

    Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

    Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

    Группа № 2.

    Может быть, деепричастие (как и причастие) заимствует признаки от какой-то другой части речи? Какие?

    Деепричастие, как и причастие, морфологический гибрид.

    Давайте обратимся к тексту:

    Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия.

    Монолог деепричастия.
    Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье Причастий и считалось близким родственником действительных, хотя и в краткой форме. Правда, и Причастиям живется нелегко. Их, как и меня, постоянно ущемляют, подозревают в несамостоятельности
    Потом меня переселили в новую семью, молодую, только становящуюся на ноги, дали другое имя, хотя родственные связи налицо.
    В результате этих перемен я утратило многие возможности. потеряло право изменяться по родам, числам и падеж, как это было до XYII века. Живя под именем Краткого Причастия, я могло занимать высокое положение сказуемого в любом предложении. Я навсегда. Так и живешь, доказывая всем свою независимость.
    Конечно, с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значение действия (хоть и добавочного), и возвратность, и вид. Матери же у нас разные. Своей матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
    Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми, как бы подчёркивая свою главенствующую роль. И всё вопросы задаёт как?, каким образом?, почему?. Или ещё лучше: что делая?, что сделав?.

    Итак, вы прочитали монолог деепричастия. Выполните самостоятельно следующее задание.

    V. Домашнее задание.

    Читайте также: