Проект болото в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель – формировать познавательный интерес к миру живой природы.

Воспитательные: воспитывать культуру общения с природой, бережное отношение к растениям и животным, ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методические приёмы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы; рассматривание картинок, художественное слово: чтение стихов, загадывание загадок; объяснение, физкультминутка, этюд, подвижная игра, просмотр видеосюжетов, экспериментальная деятельность, педагогическая оценка.

Педагог (звенит в колокольчик). Колокольчик поёт, всех ребят ко мне зовёт!

(Дети собираются, усаживаются на стульях полукругом на ковре.)

2.Эвристическая беседа о водоёмах.

-Что такое водоём? Какие бывают водоёмы?

-Какие водоёмы называются искусственными? Примеры таких водоёмов. Какие водоёмы называются естественными?

-Что относится к естественным водоёмам?

-Когда мы рассматривали карту Нижегородской области, нашего города, какие искусственные и естественные водоёмы вы видели? Назовите.

-Как на карте обозначаются озёра, реки, болота? Есть ли в нашей области болота?

-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.

Педагог: Послушайте, ребята, о чём эти загадки:

Не вода, не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.


Не пройдёшь, не проедешь –

И водицы не попьёшь

С синеватой пеленой.


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Педагог. Догадались? Верно, речь идёт о болоте, полу суше – полу воде. Болото – это суша с очень высоким содержанием воды, это сильно увлажнённый участок почвы. Это топкое, зыбкое, очень сырое и опасное для людей место. Его лучше обходить стороной.

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь - куда ни поглядишь –

Кочки, ряска да камыш.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку с изображением болота.

(Дети рассматривают. Делятся своими впечатлениями от увиденного.)

t1571034280aa.jpg

Педагог. Вы уже ознакомлены с некоторыми видеозаписями о болоте. Предлагаю вам посмотреть ещё один короткий видеосюжет.

Педагог. Вы увидели в видеосюжете болотные растения. Только на болоте растут сфагновые мхи. Они обладают способностью впитывать в себя воды в десятки раз больше собственного веса и объёма, образуя мощные, сплошные упругие покрытия на болотах. Посмотрите: у меня в руках губка (показывает, нажимает на неё - губка сухая), я опускаю её в воду. Что происходит?

Педагог. Губка впитывает в себя воду (показывает, что губка сырая, нажимает на неё- с губки течёт вода).

Толстый влажный моховой ковёр болот, как гигантская губка впитывает атмосферную пыль, копоть, вредные вещества, попадающие в воздух из заводских труб и с выхлопными газами автомобилей. Поглощая всё это, болота очищают воздух и воду, создавая огромные запасы чистой воды.

Обратите внимание на следующие интересные растения болота (вывешивает поочерёдно картинки на магнитной доске):

Самое замечательное у него то, что белый цветок на самом деле вовсе не цветок. Это всего лишь прикрывающий лист – белый внутри, зелёный снаружи. Настоящие цветки мелкие и плотно сидят в виде початка на толстой вертикальной оси. Именно снежно-белый лист - покрывало, словно парус вокруг початка - мачты, делает растение белокрыльника столь красивым и неповторимым.

t1571034280ab.jpg

t1571034280ac.jpg

Его легко узнать по листьям: уж очень необычная у них форма: напоминает наконечник треугольной стрелы.

t1571034280ad.jpg

Рогоз и камыш люди часто путают между собой и прежде всего рогоз неправильно называют камышом. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке. Когда созревают семена, этот плотный початок разрыхляется и в виде пуха разлетается по окрестностям. Так семена рогоза расселяются. Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды.

На картинке: рогоз.

t1571034280ae.jpg

Растут на болоте и ягоды: голубика (гонобобель – старинное название голубики), морошка, брусника и клюква.

Ягоды голубики немного похожи на ягоды черники, однако сок голубики бесцветный, не красит одежду и губы собирающего её. И гонобобель более крупный кустарничек – некоторые его экземпляры достигают в высоту целого метра! Морошка - северная ягода. Красные ягоды морошки твёрдые и невкусные. Нужно дождаться, когда из красных они превратятся в оранжево-жёлтые. Внешне морошка напоминает крупную малину.

Осеннее болото наряжает кто-то.

Снова платье новое ажурное, зелёное.

А на нём горошины

Точно бусы брошены.

Алые, блестящие, клюковки хрустящие.

Ты с поклоном собирай,

Дарит их родимый край!

(На ковре лежат крышки (бросовый материал) красного и синего цвета. Красные - это клюква, синие – это голубика. По сигналу дети собирают в ведёрки ягоды одного вида (или клюкву, или голубику, на выбор). По сигналу дети заканчивают сбор ягод. Затем идёт подсчёт результатов. Выигрывает тот, кто собрал больше ягод.)

Педагог. Ребята, только на болотах образуется очень полезное для людей горючее ископаемое - торф. Растения, живущие на болоте, со временем отмирают, и погибшие растения, перегнивая в воде, образуют торф. Торф люди используют в основном как топливо. Очень жаль, что, добывая торф, люди осушают болота, и после этого всё живое, обитающее на них, погибает, пересыхают небольшие речки. Кроме того, сухие торфяники становятся пожароопасными. А пожар в лесу – это очень страшно…

Педагог. Мы поговорили о растениях. А кто же ещё живёт на болоте?

Педагог. Посмотрите видеосюжет о животных болота.

Педагог. Вы увидели лишь некоторых животных болота. На болоте, кроме них, обитают: кулики, утки, журавли, серые цапли, совы болотные, комары, слепни, жуки – плавунцы, а также лягушки, жабы, ужи, гадюки, болотные черепахи и другие.

Интересно наблюдать, как охотится цапля. Она долго стоит, втянет голову в плечи и словно дремлет. Но это обман! Стоит цапле увидеть лягушку, как она быстро выбрасывает клюв вперёд и хватает добычу. Сейчас вы попробуете изобразить охоту цапли: как можно дольше стойте на одной ноге, затем меняйте позу, ищите лягушку. Цапли ходят по болоту важно, и вы идите, высоко поднимая колени.

На одной ноге стоит (стоят на одной ноге, подняв руки вверх)

В воду пристально глядит. (опускают ногу, наклоняются вперёд,

отводят руки назад)

Тычет клювом наугад, (делают наклоны туловища вправо и влево)

Ищет в болоте лягушат.

На носу повисла капля: (дети с важным видом продвигаются

вперёд, высоко поднимая колени)

На охоту вышла цапля.

Педагог. Молодцы! Отличные цапли у вас получились! А сейчас я вам загадаю загадку об одном удивительном животном:

Кто это? (лягушка)

Верно, молодцы! Чем же интересна лягушка? Кто как думает?

Щука может обитать в пруду,

А козу пасут на берегу.

Лишь лягушке хорошо везде:

На земле, в болоте, и в воде! (Т. Ткаченко)

Лягушек в мире великое множество, они самые разные: кроме обычных зелёных лягушек на земле есть ещё много их разноцветных сестёр. Живут лягушки не только в воде, но и на суше. Именно от места жительства зависит их окраска.

Здесь сидеть мне неохота, (движения головой к левому-правому плечу,

Лучше прыгну я в болото. (прыжки на месте)

Я – зелёная толстушка, (хлопок в ладоши)

Все зовут меня … лягушка. (прыжки на месте)

Педагог. Интересна лягушка своим появлением на свет, развитием. Вы увидели головастиков, они совсем не похожи на лягушек. Посмотрите на картинку, где нарисован этот процесс (прикрепляет к доске картинку). (Дети рассматривают.)

Педагог. Из икры, отложенной весной лягушкой, появляются маленькие головастики. Мамы рядом нет, поэтому он сам начинает искать себе еду. Питается он в воде мельчайшими растениями. Если присмотреться, то по бокам его тела можно увидеть крохотные отростки, похожие на пёрышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит в воде. Со временем у головастика вырастают задние лапки, а жабры исчезают. Он всё больше становится похож на лягушонка. Головастик растёт, у него появляются лёгкие, и он начинает дышать воздухом, высовываясь из воды. Хвост у него становится всё меньше, зато начинают расти передние лапки. Наконец головастик становится настоящим лягушонком и может выбираться на берег. Он уже умеет отталкиваться от земли задними лапами и прыгает, как мама. Молодая лягушка любит есть насекомых, червячков, улиток.

t1571034280af.jpg

4. Закрепление пройденного материала. Педагог. Сегодня мы с вами вспомнили, какие бывают водоёмы, узнали новое об уникальном месте - болоте – полу суше, полу воде, познакомились с удивительными интересными растениями и животными болота, с повадками цапли и развитием лягушки. Скажите, было бы вам жаль, если бы вдруг болото исчезло, засохло?

Предполагаемые ответы детей:

Польза - на болоте растут и живут многие растения и животные, в том числе и занесённые в Красную книгу; там растут ягоды, которые собирают люди, и лекарственные растения; сфагновые мхи, растущие только на болотах, очищают воздух и воду; в болотах рождаются мелкие реки, там большой запас чистой воды, и только на болотах образуется торф.

Вывод: Не следует людям осушать все болота, добывая торф, так как болото - это уникальное место, это природные запасы воды и торфа, это среда обитания многих животных и растений, в том числе редких, это начало рек и озёр, это лёгкие Земли, очищающие воздух и воду, и, кроме того, на болотах растут полезные ягоды и лекарственные растения.

Азбука физкультминуток для дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группа. М.: ВАКО, 2005. -176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Растения и обитатели пресноводных водоёмов. Демонстрационный материал по природоведению для детей 4-7 лет.

Как растёт живое. Рост и развитие людей и живых организмов. Демонстрационный материал.

В презентации представлены материалы для всех возрастных групп.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_ekologicheskie_stranitsy_boloto.docx 23.02 КБ

Предварительный просмотр:

(Средние, старшие и подготовительные группы)

Цель: Закрепить знания детей о болоте, как об одном из водоемов нашей планеты.

2. Развивать познавательные способности у детей, включая их в творческо-поисковую деятельность.

3. Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки.

4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера, умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений.

5. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада.

7. Воспитывать экологическую культуру, показать красоту и многообразие окружающего мира.

1.Введение в тему.

Ребята приходят и садятся на скамейки.

Ведущий: Ребята, сегодня мы пригласили вас на встречу, которая посвящена интересной теме. О чем мы будем говорить, вы отгадаете сами, как только справитесь с кроссвордом.

1.Ягодки растут на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника.

Что мы ищём? … ГОЛУБИКУ

2.Росли, росли растения

И стали топливом и удобрением… ТОРФ

3.Длинным клювом тонким,
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? . ЦАПЛЯ

4.Живут в болотах тучей

Жара и холод им не страшны.

Кто же это? КОМАРЫ

5.Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

В дом на крышу летит. АИСТ

6.Он зелёный и мохнатый

На деревьях вырос, смог.

Он лежит, трясиной объятый,

Шелковистый, мягкий… МОХ

Ведущий: Прочитайте тему нашей встречи.

3. Стихи детей средней группы о болоте.

- Сделаем среди болота

Распустилась здесь кувшинка.

- Скачет по болоту

Зовут её лягушка.

Ведущий: Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились на болоте.

Ведущий: Ребята, что такое болото?

Болото – это водный запас Земли.

Это среда обитания многих растений и животных.

Это начало рек и озёр.

Это кладовая ягод и лекарственных растений.

Это богатые запасы полезных ископаемых нефти и торфа.

А ещё это очень опасное место. Здесь нужно быть очень осторожным.

Не вода и не суша – на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь.

Верхний слой – это растения болота, поэтому он зелёного цвета.

Второй слой – торф – это природное богатство. Торф – это топливо для печей, удобрение для растений, из него делают лекарства.

Под торфом залегает песок, под ним – подземная вода – это третий слой. И глубоко-глубоко под толстым слоем глины залегает нефть – это и есть четвертый слой.

6. Экспериментальная деятельность.

1 эксперимент: Рассматриваем губку. Наливаем на нее несколько ложек воды. Губка впитывает воду и удерживает ее в себе.

Вывод: Так же и в болоте, торф является накопителем влаги. Торф постоянно накапливает воду, его называют копилкой воды. Поэтому здесь растут такие влаголюбивые растения как мох, морошка, клюква.

Мох напоминает губку. Он поглощает и удерживает в себе воду. Давайте посмотрим, как губка впитывает воду.

2 эксперимент: Наливаем в тарелочку немного воды, кладем губку – вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Она осталась сухой.

Жарким летом мох сверху высыхает, но в глубине всегда есть влага, наступишь и сразу почувствуешь сырость. (Надавить пальцем на салфетку)

Вывод: мох удерживает в себе влагу.

Ведущий: Сейчас вы услышите звуки, которые издают обитатели болот. Отгадайте, кто так кричит.

9. Рассматривание выставки.

10. Мастер – класс по изготовлению лягушки из бумаги. (подготовительные группы)

Ведущий: Понравилась ли вам наша встреча? Что нового и интересного узнали для себя?

Цель: Закрепить знания детей о болоте, как об одном из водоемов нашей планеты.

2. Развивать познавательные способности у детей, включая их в творческо-поисковую деятельность.

3. Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки.

4. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера, умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений.

5. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях детского сада.

7. Воспитывать экологическую культуру, показать красоту и многообразие окружающего мира.

1.Введение в тему.

Ребята приходят и садятся на скамейки.

Ведущий: Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами очутились на болоте. Кто живет на болоте?

Ведущий: Сейчас вы услышите звуки, которые издают обитатели болот. Отгадайте, кто так кричит.

Ведущий: Ребята, что такое болото?

Болото – это водоем, где обитают растения и животные, где находятся полезные ископаемые.

А ещё это очень опасное место. Здесь нужно быть очень осторожным.

Верхний слой – это растения болота, поэтому он зелёного цвета.

Второй слой – торф – это природное богатство. Торф – это топливо для печей, удобрение для растений, из него делают лекарства.

Третий слой - подземная вода. И глубоко-глубоко под толстым слоем глины залегает нефть – это и есть четвертый слой.

Идет, идет охота, заквакало болото.

Лягушки удирают со всех зеленых лап.

Им вовсе неохота, им страшно неохота,

Чтоб цапли их зацапали

6. Рассматривание выставки.

Ведущий: Понравилась ли вам наша встреча? Что нового и интересного узнали для себя?

Автор: Азовская Ольга Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ № 64, Невского района Санкт-Петербурга.

Тема: болото и его обитатели

Цель: Обобщить и систематизировать представления о болоте и его обитателях.

образовательные: Формировать знания о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;

развивающие: развивать речь, познавательные способности; активизировать и обогащать словарный запас детей

воспитательные: развивать умение работать в группе и самостоятельно; высказывать и отстаивать свое мнение

Ход н. о. д.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. постановка цели:

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой. (Поезд)

-Верно, это поезд. Итак, в путь!

-куда же мы попали? Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (болото)

-что же такое болото? Посмотрите внимательно на картинку, что вы можете сказать про это место? (ответы детей)

-Там, где почва сильно увлажнена, образуются болота. Это происходит от того, что растения у берегов постепенно разрастаются и продвигаются в глубь водоема. Мелкие водоемы быстрее превращаются в болота.

На самом деле это особый мир растений и животных. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями - здесь растёт очень высокая трава под названием тростник. В ней легко спрятаться и даже заблудиться. А земля на болоте - это вязкий ил и грязь. (слайд с изображением растений)

Весной и осенью отдыхают на болотах перелётные птицы. Утки и гуси - это самые шумные обитатели болот. Когда они собираются в стаи, на воде разыгрывается целый спектакль. Но за ними интересно наблюдать и тогда, когда они спокойно плавают. Вот утка, секунду назад, казалось, дремала, и вдруг - нырнула головой вниз, только хвостик смешно торчит над водой. Зачем? Она поймала рыбу или лягушку. А спать она пойдёт в своё гнездо, в зарослях тростника на берегу. (слайды с изображением птиц)

Каждый вечер на болоте можно услышать концерт. Лягушки-папы квакают без умолку, глядя на луну, а лягушки-мамы в это время мечут икру среди водорослей. (слайд-лягушки с икрой)

Две зеленые подружки, поворот с приседанием

Прискакали на пригорок

И заквакали спросонок:

Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква, прыжки с поворотом вокруг себя

Всем вам доброго утра.

Поскакали, порезвились медленная остановка

И водичкою умылись. имитация умывания

После дружно развернулись поворот в сторону изображения

И к своей икре вернулись.

- а кто знает, почему лягушки к икре вернулись и зачем она им нужна?

- правильно, вскоре из икринок появятся маленькие головастики, точно такие же, как те, что уже резвятся в болоте. Все они скоро подрастут, у них появятся лапки, исчезнет хвост, и они станут похожи на своих родителей. (слайд – стадии развития лягушки)

Ребята, маленький водяной прислал нам картинки с изображением своего болота, но по дороге они рассыпались на мелкие части и перепутались – помогите мне их собрать.

7. Заключительный этап.

- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о болотах.

- вам понравилось? Что было интереснее всего?

-Ребята, как вы думаете, нужны ли болота на Земле? (Ответы детей)

-осенью и весной (когда тает снег или идут частые дожди) - болота накапливают воду, а в сухое время года отдают её ручьям, рекам и не дают им обмелеть. Люди осознали пользу болот и перестали их осушать. Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах, люди должны беречь и охранять.

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, что вы можете сказать о болоте? Оно какое?

Дети: вязкое, заросшее, топкое.

Воспитатель: Оно всегда было таким? Что было раньше?

Дети: Его не было, было озеро или прудик.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: возможно была ямка.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: просто земля, поле, лес и т. д.

Воспитатель: А что будет с болотом потом?

Дети: Оно может стать еще шире или наоборот пересохнет.

Вы молодцы, справились с заданием,но Маленький водяной просил,чтобы вы как-нибудь изобразили его болото (если оно вам понравилось)

На столе вы найдете краски и листы бумаги, пластилин и многое другое-пофантазируйте! Изобразите болото или обитателей как вам нравится.

Свободная изо. деятельность и выставка работ.

Конспект игротренинга с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4–5 лет Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Цель: Развивать.

Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Цель: развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность. Ход и приемы руководства: 1 часть – Ребята,.

1. Обоснование актуальности.

Болота всегда считались у нас землями бросовыми, их осушали под разные надобности – и чтобы торф добывать, и застраивать, и засеивать… и вообще, чтобы не вредили. Но в природе нет ничего лишнего и случайного. Роль родных трясин в глобальном цикле углерода, сохранении биологического разнообразия, поддержании водного баланса имеет общемировое значение. Кроме того, занимая примерно одну пятую часть территории страны, они являются важной частью природного ландшафта России. Волга начинается в валдайском болотце. Так если бы она одна! Достаточно взглянуть на физическую карту родной страны, чтобы стала очевидной связь между существованием болот и полноводностью рек. Разве этого мало, чтобы понять: беречь их мы обязаны?

Стоит поближе познакомиться с болотами – и они удивят разнообразием своих красок и запахов. В летние жаркие дни болота наполняются запахами трав и кустарничков, источающих неповторимый, насыщенный эфирными маслами аромат.

2. Цели, задачи исследования болот.

Цели:

1. узнать о значении болот;

2. познакомиться с видовым разнообразием растений и животных болотных экосистем;

3. формирование положительного отношения к этому природному объекту;

Задачи:

Изучение различных источников информации о происхождении болот.

Изучить роль и значение болот.

Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Теоретическая часть

3.1. Из истории.

Болото — всегда загадка, тайна не только для нас, но и для ученых. Это поистине еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем узнать не только о прошлых ландшафтах, но и нашу историю. Помимо остатков растений болота хранят в своей толще орудия труда и войны прошлого, и даже останки хозяев этих орудий. Общая площадь болот около 350 млн. га.

Первые болота появились на стыке двух геологических периодов - силура и девона - примерно 350 млн лет назад. Болота были тем самым переходным мостом, по которому растения и животные выбрались из воды на землю. Это летопись природы. Болота чаще встречаются в Северном полушарии, в лесах. В России распространены на севере Европейской части, в Западной Сибири, на Камчатке.Болото — участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, сточными или проточными водами, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли.

Исследования природы болот начал ещё М.В.Ломоносов, большой вклад внёс советский ботаник В.С. Доктуровский, создатель руководства по болотоведению

3.2. Образование болот.

Слово “болото” имеет древнее балто-славянское происхождение. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для ставков и водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров.

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов.

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа — наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока тоже ведет к застою воды и образованию болота; кроме того к образованию болота приводит зарастание водоёма.

Причиной застоя воды близ поверхности могут быть свойства самой почвы и подстилающих её пород: плотные, непроницаемые для воды субстраты (глины), водоупорные слои известняков и т.д. Наконец, большую роль в образовании болот играет климат: в странах где выпадает большое количество осадков, воздух влажен, а испарение идёт медленно, заболоченность развита сильнее.

Постоянное избыточное увлажнение обуславливает многие особенности среды, в которой растут растения. Это недостаточность кислорода, более низкая, чем на окружающей территории температура, сниженная активность микроорганизмов — все эти условия приводят к образованию торфа. Лишь в четвертичном периоде, в плейстоцене – в то время когда наступал ледник, - впервые возникли болота, на которых преобладающими растениями и торфообразователями стали мхи и травы. Соответственно резко изменились условия водно-минерального режима: если формирование угля шло в щелочной среде. Богатой натрием, алюминием, кремнием, то торф потребовал для своего образования кислой среды. Современные болотные биогеоценозы – результат длительной эволюции, продолжавшийся миллионы лет. Те из них, что находятся в тундре и таёжной зоне, появились относительно недавно. Их возраст не превышает 10-12 тысяч лет. Последний отрезок четвертичного периода кайнозойской эры – голоцен (его возраст около 12 тысяч лет) - время, когда ледник начал отступать. Растительность голоценовых болот связана с растительностью пород третичного периода, образовавших залежи бурого угля

Болота возникали и возникают в результате взаимодействия многих объективных физико-географических факторов-климатических, геологических, гидрологических, почвенных. Процесс их возникновения широко распространён, особенно в умеренных широтах, где он представляет особый тип почвообразования-формирования торфянистых или торфяных почв, а в дальнейшем мощных торфяных отложений.

3.3. Классификация болот.

В зависимости от условий водно-минерального питания болота подразделяют на:

Низинные (эвтрофные) — тип болот с богатым водно-минеральным питанием, в основном за счёт грунтовых вод. Расположены в поймах рек, по берегам озёр, в местах выхода ключей, в низких местах. Характерная растительность — ольха, берёза, осока, тростник, рогоз, зелёные мхи. В районах с умеренным климатом — это часто лесные (с берёзой и ольхой) или травяные (с осоками, тростником, рогозом) болота. Травяные болота в дельтах Волги, Кубани, Дона, Дуная, Днепра называют плавнями, сочетаясь с протоками, озёрами, лиманами, ериками и др. микроводоёмами первичной и вторичной дельты. В низовьях рек пустынных и полупустынных регионов (Или, Сырдарья, Амударья, Тарим и др.) заболоченные участки и их растительность называется тугаи.

Переходные (мезотрофные) — по характеру растительности и умеренному минеральному питанию находятся между низинными и верховыми болотами. Из деревьев обычны берёза, сосна, лиственница. Травы те же, что и на низинных болотах, но не так обильны; характерны кустарнички; мхи встречаются как сфагновые, так и зелёные.

Верховые (олиготрофные) — расположены обычно на плоских водоразделах, питаются только за счёт атмосферных осадков, где очень мало минеральных веществ, вода в них резко кислая, растительность — господствуют сфагновые мхи, много кустарничков: вереск, багульник, кассандра, голубика, клюква; растёт пушица, шейхцерия; встречаются болотные формы лиственницы и сосным, карликовые берёзки. Из-за накопления торфа поверхность болота со временем может стать выпуклой.

  • Лесные — покрыты низкой сосной, вересковыми кустарниками, сфагнумом.
  • Грядово-мочажинные — похожи на лесные, но покрыты торфяными кочками, и деревья на них практически не встречаются.
  • По типу микрорельефа: бугристые, плоские, выпуклые и т. д.
  • По типу макрорельефа: долинные, пойменные, склоновые, водораздельные и т. п.
  • По типу климата: субарктические (в областях вечной мерзлоты), умеренные (большинство болот РФ, Прибалтики, СНГ и ЕС); тропические и субтропические. К тропическим болотам относятся, например, болота Окаванго в Южной Африке и болота Параны в Южной Америке. Климат определяет флору и фауну болот

3.4. Флора и фауна болот.

За унылым и невыразительным болотным пейзажем скрывается одна из наиболее ценных экосистем нашей планеты. Плодородные и хорошо увлажненные почвы дают высокие урожаи. Особое значение имеют болота тропиков и субтропиков, где происходят ранние стадии развития съедобных моллюсков и раков. Мангровые деревья служат важным источником древесины. Не менее важным природным ресурсом являются представители болотной фауны, снабжающие человека большим разнообразием продуктов - от мяса и шкур до меда и птичьих или черепашьих яиц. Разнообразный животный мир болот привлекает все большее число любителей природы, благодаря чему многие бедные страны получают значительные доходы от туризма. Недоступность многих болот для человека делает их безопасным убежищем для редких и исчезающих видов, например, для ягуара и сибирского журавля. Болотная растительность и мангровые леса укрепляют береговую линию и ослабляют ударную мощь штормовых волн, не допуская размывания берегов.

3.4.1. Растительность болот.

Растений на болоте не так много, но они очень своеобразны. Эти растения не способны произрастать на других территориях, так как не выдерживают конкуренцию с другими видами.

Трудно растениям на болоте: большая влажность, воздух и тепло плохо проникают в глубь торфяной толщи, вода бедна азотом, отличается кислой реакцией. В таких условиях могут жить немногие растения, ведь им приходится постоянно бороться против погребения живых частей под слоем нарастающего торфа. Пожалуй, наиболее ярким и известным приспособлением является плотоядность некоторых болотных растений (растения-хищники!). Они способны “ловить” и переваривать насекомых! У нас на болотах есть такое растение, только очень маленькое — росянка круглолистная. Так и хочется назвать это растение хищницей! А ведь росянка — растение полезное, из нее изготавливают лекарство от кашля.

Какое растение на болоте приятно пахнет, но если побыть возле него более получаса, начинает болеть голова? Это багульник. Его стебли и листья выделяют летучее ароматное масло. Их объединяет то, что все они кустарнички или полукустарнички с деревянистыми стволиками и с кожистыми листьями. Они могут быть вечнозелеными (как брусника) или листопадными (как голубика). Их цветки напоминают по форме бокальчик. Растут вересковые в самых неблагоприятных условиях: на песках, болотах, т.е. там, где не могут жить другие растения.

Одну из болотных осок называют пушицей. При созревании у нее на концах стеблей образуются пушинки. Они помогают мелким, легким семенам улететь с ветром. “Ватой” из пушицы в деревнях, стоящих вблизи болот, набивали подушки и матрацы и даже делали из нее ткани. У рогоза есть два замечательных приспособления, чтобы пережить зиму. Первое — семена. Те самые бархатные головки, которыми вы часто любуетесь летом. Они состоят из множества семян, снабженных, как у одуванчика, летательными волосками. Второе приспособление — толстые корневища, разросшиеся в илистой, топкой почве. В них на зиму откладываются питательные вещества.

Больше всего на болоте мхов. Пушистым зелено-бурым, коричневатым ковром они покрывают все кочки и углубления.

И самый распространенный среди них — сфагновый. Этот мох обладает замечательным свойством — он поглощает и удерживает в себе много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого “сфагнос” означает “губка. Сфагновый мох обладает сильным бактерицидным (т.е. убивающим бактерии) действием. Во время войны его использовали для повязок. Применяют сфагнум и для утепления стен (его закладывают между бревен).

3.4.2. Животный мир.

Болота - место обитания многих животных. Здесь они находят пищу и укрытия. Самым привычным и узнаваемым животным болот является лягушка. Один из главных элементов болот — водоплавающие птицы. Они обеспечивают мировое единство системы водно-болотных угодий, мигрируя из одной части света в другую. Если посмотрите на карту, какие расстояния преодолевают кулики, чтобы перезимовать в теплых краях! Многие водоплавающие птицы связаны непосредственно с болотом. Вот почему сохранение болот в первую очередь сохраняет разнообразие птиц, живущих возле воды. Различные кулики, гуси, утки, журавли, цапли. На болотах кормятся и хищные птицы: лунь болотный, беркут, сова болотная, канюки, осоеды; обитают глухари, белые куропатки. Из пресмыкающихся болота населяют гадюка обыкновенная и живородящие ящерицы. На сфагновые болота приходят кормиться и млекопитающие: лиса, волк, росомаха, медведи, северные олени. А без комаров, мошек, стрекоз вообще трудно представить болото.

3.5. Образование торфа.

В вытекающей из болота воде нет и намека на то, что было слито в него со свинофермы! А торф такого “свиного болота” становится прекрасным удобрением. Главная ценность болот — способность накапливать воду и улучшать ее качество. Как и в озере, в болоте круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нём накапливается торф. Торф — хорошее топливо. Им издавна топят печи. Торф является еще и отличным удобрением. Если его добавить в почву, то обязательно получим хороший урожай. Остатки мхов, трав, стебельков и листочков отмирают и ложатся слоями друг на друга. Проходят десятки или даже сотни лет, и на болоте возникает - торфяная залежь. С виду торф — черная или темно-коричневая масса. Образуется торф только на болотах.

3.6. Интересные факты.

Самое большое болото в мире — российское Большое Васюганское болото. Его площадь составляет 53-55 тыс. кв.км.

Согласно легенде, Иван Осипович Сусанин, один из русских национальных героев, был нанят отрядом польских интервентов зимой 1612—13 гг. в качестве проводника. Спасая царя Михаила Фёдоровича, Сусанин завёл поляков в болотистый лес, где был ими зверски замучен за отказ указать верный путь.

Русская поговорка: Всяк кулик своё болото хвалит.

Самоназвание Финляндии — Суоми/Suomi — обозначает “страна болот”.

По одной из версий, название столицы России, Москвы произошло от старорусского слова “Мокша”, что означает болото.

В славянской мифологии в болотах обитают кикиморы болотные. Они заманивают путников в трясину, громко призывая о помощи. Иногда людей заводят в болото лесавки — дети кикиморы и лешего. В тёплые тёмные ночи на болотах наблюдается свечение бледно-голубоватых, слабо мерцающих огоньков, выписывающих сложную траекторию. Их возникновение объясняют спонтанным возгоранием выделяющегося из болота метана (болотного газа), светом гнилушек (гниющих растений), фосфоресцирующих организмов, радиоактивных минеральных осадков, и другими причинами. Непонятные звуки и хохот люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот.

3.7. Роль болот.

Болота играют важную роль в образовании рек. Они препятствуют развитию парникового эффекта. Их, в не меньшей степени, чем леса, можно назвать “лёгкими планеты”.Дело в том, что реакция образования органических веществ из углекислого газа и воды при фотосинтезе по своему суммарному уравнению противоположна реакции окисления органических веществ при дыхании, и поэтому при разложении органики углекислый газ, связанный до этого растениями, выделяется назад в атмосферу (в основном за счёт дыхания бактерий).

Один из главных процессов, способных уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере — это захоронение неразложившейся органики, что и происходит в болотах, образующих залежи торфа, трансформирующегося затем в каменный уголь. (Другие подобные процессы — отложение карбонатов (CaCO3) на дне водоёмов и химические реакции, протекающие в земной коре и мантии). Поэтому практика осушения болот, осуществлявшаяся в XIX—XX веках, с точки зрения экологии разрушительна.

С другой стороны болота являются одним из источников бактериального метана (одного из парниковых газов) в атмосфере. В ближайшем будущем ожидается увеличение объёмов болотного метана в атмосфере из-за таяния болот в районе вечной мерзлоты.

Болота являются естественными фильтрами воды и санитарами агроэкосистем.

На болотах произрастают ценные растения (голубика, клюква, морошка).

Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, с.-х. удобрение, корм для с.-х. животных сырьё для химической промышленности.

Торфяные болота служат источником находок для палеобиологии и археологии — в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.

Для древних людей болотная руда была источником для изготовления железных изделий.

Раньше болото считалось гибельным местом для человека. В болотах погибал отбившийся от стада скот. Из-за укусов малярийных комаров вымирали целые посёлки. Растительность на болотах скудная: светло-зелёный мох, небольшие кустарнички багульника, осока, вереск. Деревья на болотах низкорослые. Корявые одинокие сосны, берёзы да заросли ольхи. Люди стремились осушать “гиблые места” и использовать землю под поля и пастбища.

3.8. Охрана болот

Охранять болото совершенно необходимо, и это особенно стало ясно в последние годы.

Учёными установлено, что численность водоплавающих птиц находится в прямой зависимости от площади водной поверхности. Болота – своеобразный эталон, дающий возможность изучать природные болотные комплексы и протекающие в них процессы.

От болот зависит природный баланс местности, они играют водозащитную и водоохранную роль. Особенности взаимодействия болот и окружающей среды имеют как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения хозяйственной деятельности человека.

Осушение болот большая ошибка хозяйственников прошлых лет, она ведет к нарушению экологии, усиливает пожароопасность, изменяет климат.

Болота со своим неповторимым растительным и животным миром нуждаются в защите и охране. Природные фильтры для очистки воды. Особый мир растений и животных.

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Проект подготовила: Лощинская Ирина Владимировна

4 Разработка проекта: донести до участников проекта данную проблему; подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме; подобрать игрушки, материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; подобрать материалы для продуктивной деятельности; составить перспективный план мероприятий.

5 Интеграция образовательных областей в контексте ФГОС Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

24 Взаимодействие с родителями

Читайте также: