Какие существуют модели изучения экологии в школе

Обновлено: 08.07.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Краснова Наталья Александровна

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее —это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен — ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представите­лей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.

Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.

В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.

Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все населе­ние страны.

Целью экологического образования в школе является форми­рование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспе­чивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рам­ках одного самостоятельного учебного предмета.

Многопредметная модель предполагает экологизацию содер­жания традиционных школьных дисциплин как естественно-науч­ного, так и гуманитарного циклов.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.

В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на при­роду и природы на человека, об экологическом значении природ­ных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представ­ления о природных ресурсах и их рациональном использовании.

Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образо­вание, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в до­кументах международного уровня.

С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требо­вания) этого документа.

Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала огово­рим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а ка­кие — как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соот­ветственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором — в рамках экологического.

Что касается требований к метапредметным результатам, то они не включают установок, непосредственно относящихся к эко­логическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установ­ления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология — это наука, занимающаяся исследованием взаимоотноше­ний, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освое­ние способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.

То, что растения и животные являются центральным компонен­том экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей жи­вой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.

Основные рассматриваемые вопросы:

- Кто как приспособлен?

- Чем обеспечивается единство организма и среды?

- Кто чем питается?

- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?

- Как помогают друг другу в период размножения организмы раз­личных видов?

- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?

- Зачем создаются Красные книги?

• Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.

Содержание темы позволяет конкретизировать вопросы адаптации организмов к меняющимся условиям среды в связи с сезонными из­менениями в природе.

- Как приспособились растения и животные к сезонным измене­ниям в неживой природе?

- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?

- Какие животные совершают сезонные миграции?

- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?

- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?

- Каковы сезонные особенности природопользования?

• Экология при изучении природных сообществ.

- Природное сообщество — что это такое?

- Как организмы взаимодействуют друг с другом?

- Что такое пищевые цепи и сети?

- Что такое экологические пирамиды?

- Как устроено сообщество леса?

- Как устроено сообщество луга?

- Как устроено сообщество мелкого водоёма?

Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:

- Почему мы считаем человека частью природы?

- Для чего человеку нужен скелет?

- Зачем человеку мышцы?

- Для чего человеку кожа?

- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных при­вычках).

- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?

- Зачем человеку органы чувств?

- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?

• Экология при изучении вопросов ориентирования в простран­стве и во времени.

В этой и последующих темах экологическая составляющая пред­ставлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.

- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?

- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них — результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены — лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характе­ру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.

- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, опреде­лять время?

• Вопросы экологии при изучении рельефа.

- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?

- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясе­ния, вулканизм?

- Может ли человек стать причиной землетрясений?

- Может ли человек создавать новые формы рельефа?

• Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.

- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?

- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?

- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?

Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охра­ны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, эко­логия в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.

- Каково значение живых организмов в формировании современ­ной атмосферы?

- Каковы экологические следствия состава воздуха?

- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?

- Каковы главные источники загрязнения воздуха?

- Как человек охраняет воздух?

- Свойства воды: каковы экологические следствия?

- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?

- Каково экологическое значение круговорота воды?

- Как человек использует ресурсы, океана?

- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?

- Каковы источники загрязнения водоёмов?

- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?

- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?

Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв являет­ся то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно эколо­гическая составляющая будет здесь представлена, если затрагивают­ся вопросы:

- Можно ли рассматривать почву как экосистему!

- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?

- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!

- Может ли человек выращивать растения без почвы?

- Как сохранить естественное плодородие почв?

Литература

1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.

2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.

3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.

4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.

8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.

9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ecologicheskoe obrazovanie v shkole.

Sidiakina Olga Mikhailovna.

МБОУ СОШ №2 г.Орёл

Один из наиболее актуальных вопросов современности это вопрос взаимодействия человека с окружающей средой. Перед людьми стоит вопрос соответствующего воспитания и образования молодого поколения.

Школьное экологическое образование является составной частью нравственного воспитания. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые дети получают в ходе образовательного процесса.

Экологическое образование рассматривается ФГОС как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

One of the most pressing issues of our time is the question of human interaction with the environment. In front of people is the question of the appropriate education and education of the younger generation.

School environmental education is an integral part of moral education. On the formation of ecological consciousness influenced by environmental knowledge and beliefs that children receive during the educational process.

Environmental education is considered by GEF as one of the areas of the Program spiritually-moral development and education – invariant and variable components of the curriculum and also in extracurricular activities.

экологическое мышление / экологическое воспитание / экологическое образование/ внеурочная экологическая деятельность/экологическая культура

Экологическое образование в школе

Цель современного экологического образования это развитие экологической культуры школьников. Она включает в себя формирование экологических ценностей, мировоззрения и экологически ориентированного поведения. В процессе экологического воспитания должны сформироваться:

1. Потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

2. Установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

3. Убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

4. Потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.

В Концепции ФГОС обозначены три группы результатов школьного экологического образования: личностные, предметные, метапредметные. Рассмотрим их.

Личностные результаты, отражают общекультурную направленность экологического воспитания и образования. Они предполагают способность обучающихся к самоопределению. Формируют у них гражданскую экологическую позицию, ценностное отношение к окружающей среде. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать формирование основ экологической культуры.

Существует три модели экологического образования

- Однопредметная – в образовательный процесс вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности.

- Многопредметная модель, при которой осуществляется экологизация традиционных учебных курсов и дисциплин.

- Смешанная модель включает новый курс экологической направленности и одновременная экологизация традиционных учебных предметов.

Мне кажется, что на современном этапе наиболее оправдана смешанная модель, именно она может обеспечить наилучшие результаты.

При выполнении этих работ у школьников вырабатывается привычка критически оценивать свое поведение в природе, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий и походов свидетельствуют о том, как сформирован их нравственный облик.

Экологическое образование начинается в дошкольных образовательных учреждениях, далее продолжается в начальной школе, средней и старшей.

Программа воспитания и социализации должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных экологических угрозах для жизни и здоровья людей, готовности активно им противостоять. В основной и старшей школе идет формирование готовности детей к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического просвещения. Учащиеся начинают осознавать связь здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

При изучении каких предметов происходит реализация требований ФГОС НОО?

При изучении биологии формируются основы экологической грамотности. Дети учатся оценивать последствия деятельности человека в природе, представлять влияние факторов риска на здоровье человека, осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

На уроках географии предусматривается формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде; осознание значимости устойчивого развития.

На уроках физики формируются представления о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствие несовершенных технологий.

На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем.

На уроках изобразительного искусства и музыки предусматривает развитие у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

На уроках технологии идет формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности предполагают понимание школьниками ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни, а также овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Особое место в экологическом образовании занимает внеклассная и внешкольная работа. Она расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу.

В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят экологические олимпиады различного уровня.

Во внеурочное время возникает необходимость проведения кружков. Ведь кружковая работа использует разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью. Деятельность работы кружка строится по трем основным направлениям: пропаганда экологических знаний, борьба за чистоту окружающей среды, исследовательская деятельность.

Пропаганду экологических знаний обеспечивают театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экологических фильмов и выступления перед разнообразной аудиторией. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как для своего населенного пункта, так и мира в целом.

Исследовательская деятельность школьников на занятиях кружка увеличивает интерес к изучению экологии, способствует воспитанию у школьников ответственности в решении экологических проблем родного края.

Всероссийское общество охраны природы принимает активное участие в реализации программ: “Непрерывное экологическое просвещение и воспитание населения”, “Малые реки”, “Родники”, “Отходы”, “Природное наследие”.

2. Ахатова Т.И., Казакова Н.М. Инновационные педагогические технологии: материалы международной конференции. Казань: Бук, 2014 г.

3. Васильев С.В.. Экологизация географии или географизация экологии? География в школе. – 2000 г.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

5. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011 г.

6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009 г.

7. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. Экологическое образование . 2010 г.

8. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках. Молодой ученый. 2014 г.

9. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в начальной школы. - М.: Новая школа, 1994 г.

10. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 г.

11. Марфенин Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006 г.

​ 12. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование 2010 г.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г.

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

Кто регулирует экологическое просвещение?

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

( Ягодин Г.А.) Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности. 2013 год - Год окружающей среды, объявленный Указом Президента России, все мы должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края.

В нашей школе сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Задачи экологического образования школы:

обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

Вовлечение социума к решению экологических проблем;

Формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

(модель выпускника) Результат экологического образования и воспитания – воплощение модели выпускника МОУ "Кувшиновкая средняя общеобразовательная школа №2", обладающего экологической культурой.

В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

(нач. шк). Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями.

(5 кл.) В 5 классе на уроках природоведения продолжается закладывание основ экологической культуры подрастающего поколения, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности.

(фрагмент фильма). В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению

(учителя). Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

На уроках географии Ельчанина Вера Фёдоровна анализирует природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования.

Учителя химии помогают учащимся узнать о химических составах воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

На уроках физики Кустов Александр Владимирович сосредотачивает внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.

Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

В практике экологического образования наши учителя используют широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Учащиеся нашей школы под руководством учителей выполнили более 30 исследовательских и проектных работ, представляя их на различных конференциях и конкурсах. Приведу тематику работ, которые были отмечены дипломами, положительными отзывами, в региональных сборниках:

Я уверена, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Классные руководители нашей школы проводят с учащимися экскурсии по родному краю: Прямухинский парк, выставка плетение из бересты, на страусиную ферму, в музей природы Селигерского края, на Исток Волги. Интересными и познавательными были экскурсии в музей Дарвина и палеонтологический музей в г.Москве. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

На протяжении нескольких лет для учащихся 5-7 классов на базе школьного оздоровительного лагеря работает летний экологический отряд «Зелёная грядка. Целью, которого является изучение растений, условий произрастания, озеленение территории школы.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

В конце учебного года каждый класс совершает туристический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы учебно-воспитательного процесса, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и знает, как это делать. Конечно, большое значение в экологическом образовании и воспитании учащихся играет семья.

Мы прекрасно понимаем, что без родителей решить задачи экологического образования невозможно. От родителей в первую очередь зависит, каким будет их ребёнок. От того, кто и как будет с ребёнком в детстве, в период формирования нравственного поведения, зависит то, как человек будет себя вести в этом огромном социуме, каково будет его поведение, отношение ко всему, что его окружает, какими будут его решения и переживания, кем он ощутит себя в жизни.

Но, к сожалению, формы работы с семьёй не всегда активно включают родителей в эти проблемы. Родители не проявляют интереса, остаются безучастными, и сами, к сожалению, являются отрицательным примером для подражания. Заинтересовать родителей, просветить их, вовлечь в экологическую работу – вот наша задача.

Перспективные планы воспитательной работы, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями. Всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

Результатами работы по экологическому образованию стали следующие достижения:

В 2009 – 2010 уч.году.

* Наша школа заняла 2 место в областном заочном смотре образовательных учреждений на лучшую постановку работы по дополнительному эколого-биологическому образованию и воспитанию учащихся.

В 2010 -2011 уч.году.

* Победителем регионального заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию для образовательных учреждений Тверской области.

В 2011 – 2012 уч.году

В 2012 - 2013 уч.году

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Спасибо за внимание! Сл.28.

Читайте также: