3 какова цель взаимодействия доу с семьей на основе проекта
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ФИО педагога : Борисова Екатерина Николаевна
Специальност ь: воспитатель
Дата начала работы над темой : 01.09.2015 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2016 год
Цель: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
1. Изучить семьи детей по средствам анкетирования.
2. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
3. Привлечь родителей к активному участию в деятельности группы.
4. Организовывать просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
5. Способствовать развитию инициативы и творчества детей и родителей.
6. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
7. Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
8. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
- дружеские неформальные, доверительные отношения между педагогами и родителями, между родителями и детьми;
- сплочение детского и родительского коллектива;
- укрепление семейных отношений;
- готовность родителей оказать помощь детскому саду всегда;
- активное участие родителей в образовательном процессе;
- больше времени родители проводят с детьми;
- родители активные участники встреч и помощники педагогов.
Актуальность: данная тема выбрана не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Перспективный план самообразования педагога:
Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.
Работа с родителями
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Работа с детьми
Проведение осеннего праздника.
Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.
Работа с родителями
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Работа с детьми
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Работа с детьми
Проведение новогоднего утренника.
Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность
Работа с родителями
Консультация для родителей
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме
Работа с детьми
Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lisina.docx | 107.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
РАССМОТРЕН И ПРИНЯТ
«Большеелховский детский сад №1
________________ В.А. Лукьянова
Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Разработала: Лисина Татьяна Ильинична,
воспитатель МБДОУ «Большеелховский
с.Большая Елховка, 2018
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала , изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия .
Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи , при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания , привлекая их к планированию и организации совместной деятельности , в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность .
Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:
- Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
- Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
- Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
- Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.
- Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
- На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
- Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.
- Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.
- Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
- Разработать методические рекомендации для воспитателей.
В работе были применены следующие методы:
- Изучение психолого-педагогической литературы;
- Наблюдение за родителями и детьми;
- Анкетирование педагогов и родителей;
- Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность .
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность ; определение эффективности использования метода проектов при взаимодействии с семьями воспитанников; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.
Теоретическая значимость . Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы взаимодействию с семьями воспитанников.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Используя метод проектов при взаимодействии с семьями воспитанников я планировала добиться следующих результатов:
- активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы , родителями и педагогом;
- проявляют инициативу в поисковой деятельности ;
- положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах.
- повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;
- разработает серию проектов ;
- пополнит развивающую среду.
- повысят активность своего взаимодействия с педагогами в воспитательно - образовательном процессе.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 4 года, осуществляется в четыре этапа.
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2014г.)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятия (цель)
Выявление уровня сформированности представлений о проектной деятельности у родителей
Изучение передового опыты педагогов и психологов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность
Информация с интернета
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме
Изучение и подбор литературы
Разработка методических материалов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность
Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами
2 этап – практический (декабрь 2014г. – ноябрь 2018г.)
1 блок – работа с детьми
Цель: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития.
Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта ДО.
Это принципы, которые важно понимать и реализовать каждому педагогу.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Хочу поделиться опытом работы по сотрудничеству детского сада c семьей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как помочь родителям наиболее полно осознать роль общественного воспитания, сделать их участниками воспитательного процесса для блага ребёнка?
Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Именно через организацию проектной деятельности в ДОУ можно привлечь внимание родителей к участию в образовательном процессе.
По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что родителей заинтересовала такая форма работы как проектная деятельность. Изучив литературу по работе с семьей, пользуясь практическими знаниями и обмениваясь знаниями с коллегами, а также изучив литературу по реализации образовательных проектов в детском саду, разработала план работы с родителями на 4 года. В каждой возрастной группе был реализован проект :
Цель проекта :
-создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников
-образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
В результате грамотно выстроенного сотрудничества с семьями дети легче адаптируются к детскому саду, снижается заболеваемость в группах, отмечается активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям. В группе детского сада и в семье поддерживается благоприятный психологический микроклимат.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
-формирование представлений о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
-привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
Результаты реализации проекта :
-расширен кругозор детей о зимующих птицах;
-воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Цель проекта : Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитанники получат больше информации о своей семье, научатся изготавливать макет своего семейного древа, уважительно относиться к своей семье и сверстникам.
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
В подготовительной группе родители и дети самостоятельно подготовили проекты о природе. В связи с этим были поставлены задачи:
-формировать у дошкольников первоначальные навыки экологической грамотности и безопасного поведения в природе
- активизировать педагогический потенциал семьи продолжать внедрять в практику работы ДОУ новые формы сотрудничества с родителями.
Для того чтобы решить поставленные задачи, родителям вместе с детьми было предложено поучаствовать в конкурсе проектов по экологии.
Все детские и детско-родительские проекты очень разнообразны по форме и содержанию. Лишний раз убедились, насколько талантливы наши дети и как творчески родители подходят к оформлению и созданию своих проектов. По результатам наших трудов было проведено открытое мероприятие, где дети вместе с родителями защищали свои проекты.
Работая совместно по данному направлению с родителями, пришла к следующим результатам:
– Были разработаны методические рекомендации по проектной деятельности с дошкольниками;
– Повысился уровень социальной компетенции дошкольников, их познавательной активности, инициативности, самостоятельности;
– Гармонизировались детско-родительские отношения;
– Улучшился досуг семьи.
Родители и дети стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ и города
Раскройте дидактический смысл проектной деятельности.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она:
помогает связать обучение с жизнью,
формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Оптимизация взаимодействия ДОО с семьей в современных условиях ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение, в чем выражается его основная идея?
Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие его личностного потенциала, а детский сад становится посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения, в частности, через организацию единого образовательного пространства для детей в семье и ДОО при помощи совместной деятельности детей и родителей.
Какова цель взаимодействия ДОО с семьей на основе проекта?
Основная цель взаимодействия ДОО с семьей на основе проекта — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Раскройте дифференцированный подход к взаимодействию с родителями в рамках совместных проектов.
Принципы взаимодействия с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно отнего зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Населенный пункт: г. Москва
1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.
2. Направления и формы взаимодействия с родителями.
3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.
1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:
- • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- • обеспечить открытость дошкольного образования;
- • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
- • Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
- • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
- • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
- • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
- • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
- • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
- • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
- • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
- • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующая – специалисты).
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.
2. Направления и формы взаимодействия с родителями.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).
Таблица 1 Направления работы с родителями
направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме
призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица 2).
Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями
групповые родительские собрания, конференции, круглые столы
педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу
записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).
Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями
установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации
совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия
установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми
собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики
ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков
ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения
В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет хорошие результаты:
- • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- • персонификация и учет индивидуальности ребенка;
- • укрепление внутрисемейных связей;
- • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.
Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:
- • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.
Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:
1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;
5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.
Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.
Второе направление – просветительская деятельность.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Третье направление – организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:
Читайте также: