На чем строится результативность работы педагога доу

Обновлено: 30.06.2024

5. В № 3 за 2008г. – план лексических тем логопеда д/с.

Предполагаемые результаты на ближайшие три года.

Создание условий для осуществления инновационной деятельности педагогических работников:

  • Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей инновационную деятельность педагогических работников;
  • Подготовка учебно-материальной и материально-технической базы для осуществления инноваций.
  • Разработка методов морального и материального стимулирования участников инновации.
  • Изучение условий труда работников дошкольного учреждения.
  • Приобретение компьютеров, оргтехники, плазменного телевизора, цифрового фотоаппарата, видеокамеры способствуют улучшению условий труда педагогов детского сада.
  • Создание условий для укрепления и сохранения здоровья сотрудников.

Осуществление планирования деятельности учреждения на программно-целевой основе:

  • Соотнесение годового плана с программой развития и образовательной программой.
  • Разработка структуры месячного плана учреждения.
  • Стимулирование разработки педагогическими работниками индивидуальных перспективных планов.
  • Систематизация службы документального обеспечения управления образованием в учреждении.
  • Сбор сведений о семьях воспитанников.
  • Изучение условий обучения и воспитания дошкольников в семье.
  • Изучение затруднений родителей в вопросах воспитания детей.
  • Проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
  • Изучение потребностей родителей в дополнительных услугах.
  • Проведение собраний.
  • Привлечение родителей к организации и проведению различных мероприятий в детском саду.

Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в дошкольном учреждении.

Авторские программы, по которым работает дошкольное образовательное учреждение.

Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.

Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых законов, профессиональных задач, общественных отношений и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Эффективное руководство и управление профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении предусматривает систематическую оценку ее качества, для улучшения результативности педагогической деятельности с учетом потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса в ДОУ (детей, родителей, социума). Проблема оценки результативности профессиональной деятельности является важной в связи с реализацией комплексного проекта модернизации образования, в котором предусмотрена новая система оплаты труда педагогов, вознаграждение за результат, за качество.

Следовательно, для того чтобы выстроить четкую систему оценки результатов деятельности педагогов нужно решать конкретные задачи:

- кто будет оценивать результаты деятельности педагогов?

- на чем будет основана оценка результатов работы педагогов?

- каким диагностическим инструментарием оценить результативность профессиональной деятельности педагогов?

- как фиксировать результаты?

- какие управленческие решения могут быть приняты?

В ДОУ работают педагоги с разным уровнем профессионального мастерства. Перед руководителями зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогической работы?

Введение рейтинговой системы оценки деятельности педагогов позволит решить следующие задачи:

• стимулировать повседневную системную работу воспитателей;

• повысить их мотивацию к успешной деятельности;

• определить объективные критерии для выбора кандидатов на материальное стимулирование и поощрение, что актуально в рамках введения новой системы оплаты труда.

Рейтинговая система оценки деятельности – это числовая персонифицированная характеристика труда воспитателя, отражающая, прежде всего, практический результат его работы и личный вклад в суммарный уровень образовательной подготовки воспитанника.

Для чего нужен рейтинг? Это способ показать специалисту, что ему уже удалось, и над чем еще требуется работать. Администрация ДОУ с помощью этой методики, подсчитывая баллы по каждому критерию, может выявить самые успешные и самые проблемные направления работы воспитателей.

Разделы и основные направления обеспечения рейтинговой оценки качества профессиональной деятельности педагогов разработана в соответствии с законами:

Цель проекта: подготовка педагогов к необходимости систематического самоанализа и ведению портфолио, эффективное руководство образовательным процессом, повышение качества образовательной деятельности в ДОУ.

- разработка и внедрение эффективной системы оценки результатов профессиональной деятельности педагогов ДОУ и анализ достижений (рейтинговая система);

- проведение системной самооценки педагогом собственных результатов профессиональной деятельности;

- разработка и внедрение эффективной системы контроля профессиональной деятельности педагогов;

- обеспечение внешней экспертной оценки результатов педагогического труда;

- стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического труда;

- развитие творческой инициативы;

- усиление материальной заинтересованности педагогов в повышении качества образовательной деятельности;

- принятие обоснованных управленческих решений, прогнозирование развития ДОУ;

- обеспечение социальной защищенности педагогов в новых экономических условиях.

Гипотеза: использование в работе ДОУ рейтинговой системы оценки профессиональной деятельности педагогов ДОУ позволит усовершенствовать систему стимулирования деятельности педагога как фактора роста его профессионального мастерства и эффективное руководство образовательным процессом.

Анализ рейтинговой оценки проводится по кварталам и итоговый анализ в конце учебного года, чтобы оценить вклад каждого педагога в работу за учебный год.

Срок реализации проекта: долгосрочный (3 года)

Оценка результата деятельности педагогов :

Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо (т. е. общее количество: часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и. т. д.).

Качественный. Использование данной системы оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов.

а) не соответствует ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

б) не в полной мере соответствует ФГОС;

в) соответствует ФГОС в полной мере.

Уровневость. Подобный критерий отражает уровень (в рамках учреждения, где работает педагог; на уровне района, региона, всероссийский уровень, публикаций (статьи для сайта ДОУ, периодических изданий или сборников передового педагогического опыта, выходящих в районе, регионе, всероссийское издание, поощрений (благодарности и грамоты ДОУ, муниципального отдела образования, районного и республиканского, всероссийского уровня; премии и награды).

Основные направления системы оценки результативности профессиональной деятельности педагогов :

• справка-анализ старшего воспитателя (об итогах мероприятий, контроле и др.);

• диагностики уровня усвоения детьми программного материала по завершению учебного года;

• портфолио педагога как инструмент отслеживания его профессионального роста, определения направления развития педагога, объективной оценки его компетентности.

Разделы рейтинговой таблицы :

1. Проведение открытых мероприятий на различных уровнях.

2. Представление опыта работы (выступления на конференциях, методических семинарах и другое).

3. Инновационная деятельность.

4. Участие в региональных и федеральных образовательных проектах и конкурсах.

5. Методические публикации.

6. Самообразование (степень ценности работ).

7. Оценка профессиональной деятельности педагога родительской общественностью.

8. Умение педагога создать и поддержать благоприятный микроклимат в детском коллективе.

9. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

Оценка результативности деятельности педагога осуществляется на основе системы показателей, характеризующих основные аспекты профессиональной деятельности педагогов. Для этого можно создать экспертную группу, которая будет проводить процедуру внешней экспертизы результативности профессиональной деятельности педагога и будет осуществляться на основе регламента и полномочий деятельности экспертной группы. В состав экспертной группы войдут представители от Совета ДОУ, администрации учреждения, методического совета, профсоюзного комитета.

Результаты экспертной оценки оформляются экспертной группой в рейтинговую таблицу и готовится заключение о результативности профессиональной деятельности педагога. Материальное стимулирование и награждения получают педагоги, занявшие в рейтинговой таблице 1-3 место.

Ожидаемый результат :

1. Поможет администрации ДОУ составить объективное представление о профессиональной компетенции педагогических работников.

2. Вусловиях введения стимулирующей оплаты за эффективность педагогической деятельности, администрации облегчает оценивать систему работы педагога.

3. Учит педагога в систематическом анализе собственной деятельности и ведении портфолио, самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные затруднения, наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности.

4. Удовлетворенность родителей результатами деятельности педагогов;

5. Повышение показателя рейтинга педагогов;

6. Повышение качества образования.

План реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственный Ожидаемый результат

I этап (подготовительный)

1. Создание нормативно-правовой базы:

- разработка положения о рейтинговой системе оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;

- положение о премировании, надбавках, доплатах и других видах стимулирования и награждения педагогов;

- разработка разделов и критериев оценки результатов деятельности педагогов;

- разработка оценочных листов, рейтинговых таблиц.

2. Создание экспертной группы и разработка регламента работы экспертной группы.

3. Отработка модели внутрисадовского контроля

старший воспитатель - принято Положение о рейтинговой системе оценке результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ

- разработаны рейтинговые таблицы, оценочные листы.

II этап (основной)

в течение года Старший воспитатель, члены экспертной группы Введение рейтинговой системы оценки результатов работы педагогов

1. Апробация рейтинговой системы оценки результатов профессиональной деятельности педагогов

2. Внутрисадовский контроль

III этап (заключительный)

Оценивание результатов профессиональной деятельности педагогов каждый квартал :

в конце ноября, февраля, мая месяцев

Вывод: итог года Члены экспертной группы Материальное стимулирование педагогов.

Награждения по результатам рейтинга дипломами и грамотами каждый квартал.

1. Профессионализм современного педагога : методика оценки уровня квалификации педагогических работников /Под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М. : Логос, 2011.

3. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998. Авторы — Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. Дошкольная педагогика, номер за август 2012 года.

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС В связи с переходом на новые ФГОС образование и воспитание в детском саду рассматривается не как предварительный этап перед обучением в.

Инновационные средства оценки успехов воспитанников и педагогов Систематический контроль знаний и умений воспитанников – одно из основных условий повышения качества обучения. Педагог дополнительного образования.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности при аттестации ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ для оценки профессиональной деятельности при аттестации в целях установления квалификационной категории.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Презентация на тему: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогов Специалисты осуществляют анализ профессиональной деятельности педагогических работников, участвуют в составлении заключения по результатам.

оценка качества воспитателя

Правительство поставило перед образованием сложные задачи по повышению качества воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях. Это напрямую зависит от роста профессиональных возможностей педагогического и воспитательного состава ДОУ. Требования к работникам детских садов не заканчиваются на наличии у них диплома об окончании соответствующих учебных заведений, стажа и опыта работы, прохождения курсов повышения квалификации. От воспитателей сейчас требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и умений, нахождение, апробация и применение на практике различных инновационных методик преподавания и воспитания. Для того, чтобы определить, насколько хорошо педагог ДОУ выполняет свои обязанности, используется оценка качества воспитателя.

Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки

Качество профессиональной деятельности воспитателя представляет собой уровень удовлетворения ожиданий и потребностей всех участников воспитательного и образовательного процесса. Профессиональная работа воспитателя оценивается сразу с нескольких сторон – не только коллегами по профессии, но и самими воспитанниками и их родителями, опекунами, членами семей.

В свете вышесказанного оценка профессиональной деятельности воспитателя может быть следующих видов:

  • Внутренней. Она проводится руководством ДОУ (заведующей и старшим воспитателем, методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения.
  • Внешней. Она осуществляется членами родительского комитета, общественностью и представителями департамента образования.

В развитии каждого ребенка огромное значение имеет личность педагога и воспитателя. Поэтому ему необходимо соответствовать активно развивающейся педагогической науке, отвечать следующим качествам:

  • Понимание современных воспитательных и педагогических задач, стоящих перед ДОУ.
  • Трепетное отношение к личности каждого ребенка.
  • Гуманное отношение к детям и взрослым, эмпатия.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  • Забота о развитии индивидуальности каждого воспитанника.
  • Создание и непрерывное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей среды в группе своего ДОУ.
  • Умение использовать и переосмыслять, совершенствовать и внедрять в практику передовые педагогические технологии и методики.
  • Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению в практическое применение новых способов воспитания и обучения.
  • Самообразование и самовоспитание личности педагога в свете требований современной педагогики.

Для проведения внутренней оценки качества работы воспитателей детского образовательного учреждения чаще всего выполняются следующие функции:

  • Отслеживание постоянного совершенствования уровня самообразования педагогов и воспитателей ДОУ.
  • Портфолио воспитателя может рассматриваться как способ определения результативности его профессиональной активности.
  • Составление рейтингов воспитателей на основании оценки экранов активности.
  • Проведение психолого-педагогической оценки путем прохождения тестирования и анкетирования.
  • Аттестация воспитательного и педагогического состава. Она является мощным стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации, компетентности и педагогического совершенствования воспитателей ДОУ.

Критерии оценки качества работы воспитателя

критерии оценки качества работы воспитателя

Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:

  • Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
  1. Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
  4. Развитие творческих возможностей воспитанников.
  • Самообразование воспитателя:
  1. Участие в методической деятельности ДОУ.
  2. Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
  3. Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
  4. Участие в конкурсах различных уровней.
  5. Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
  • Инновационная деятельность:
  1. Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
  2. Освоение и внедрение новаторских программ.
  3. Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.

Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:

  • Результативность деятельности методиста:
  1. Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
  2. Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
  3. Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
  • Самоорганизация и самообразование:
  1. Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
  2. Обобщение и презентация опыта.
  3. Публикации.
  4. Участие в конкурсах.
  5. Своевременность и качество оформления документации:
  • Инновационная деятельность педагога.
  1. Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
  2. Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
  3. Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
  • Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.

Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:

• 4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
• 3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
• 2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
• 1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
• повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
• знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
• знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
• участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
• результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
• результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
• уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
• обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
• качество организации развивающей среды группы;
• результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
• рейтинг педагога среди родителей;
• наличие обобщенного педагогического опыта;
• наличие научно-методических материалов;
• участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
• педсоветов;
• проведение открытых занятий, мастер-классов;
• профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
• участие в профессиональных конкурсах;
• поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
• четкое видение современных задач дошкольного образования;
• ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
• гуманная педагогическая позиция;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
• способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
• внутренняя;
• внешняя

Компоненты комплексной оценки:
• нормативно-ориентированный;
• содержательно-целевой;
• организационно-технологический;
• мотивационно-личностный;
• контрольно-диагностический;
• коррекционно-аналитический
Критерии:
• реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
• соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
• создание предметно-развивающей среды;
• деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
• результативность образовательного процесса;
• коррекция педагогической деятельности
Методы:
• изучение документов;

• анализ;
• самооценка, самоанализ;
• мониторинг;
• тестирование;
• анкетирование;
• беседа;
• наблюдение;
• контроль;
• экспертиза;
• аттестация

Уровни профессионализма:
• репродуктивный (технологический);
• конструктивный (эвристический);
• исследовательский (креативный)
Результаты:
• Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
• Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.

Читайте также: