Современные педагогические технологии в вузе кратко

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время одной из актуальных проблем в системе образования, является обеспечение доступности для всех слоев населения высшего образования. Решение данной проблемы было достигнуто посредством внедрения образовательных технологий в вузы страны.

Внедрение образовательных технологий предоставляет возможность создания качественно новой образовательной среды. Одним из приоритетных направлений в данной области является внедрение в образовательный процесс современных электронных технологий, а именно дистанционного обучения.

С точки зрения педагогики, технология дистанционного обучения интересна как система, позволяющая использовать по максимуму все современные технологии и при этом соблюсти необходимые требования к обучению. Дистанционное форма обучения характерна гибкостью организационных форм, возможностью индивидуализировать содержание образования, при необходимости интенсифицировать процесс обучения и обмена информацией.

Технологии электронного обучения применяются при следующих формах:

  1. Очная и очно-заочная форма. Данные формы обучения способствуют организации самостоятельной работы учащихся и проведение постоянного мониторинга образовательного процесса.
  2. Заочная форма. При организации образовательного процесса использование информационных технологий является одной из основных форм подачи учебного материала, способствуют выработке навыков практической работы.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс вуза позволяет сочетать аудиторные и электронные формы обучения. Сочетание двух форм обучения называется смешанным обучением, обеспечивающим применять в учебном процессе лучшие черты и качества электронной и аудиторной форм.

Преимуществами аудиторной формы обучения является:

  • обеспечение социального взаимодействия, которое необходимо учащимся не только с целью удовлетворения потребности в общении, но и с целью всестороннего развития личности;
  • методы обучения знакомы и понятны учащимся;
  • создается такое образовательное пространство, в рамках которого каждый учащийся имеет возможность не просто получить свои знания, но и опыт общения, установления связей, знакомств и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные преимущества электронного обучения:

  • позволяет самостоятельно выбирать и определять темп, время и место обучения;
  • предоставляет гибкие графики и программы обучения, возможность сформировать индивидуальный план обучения;
  • дает возможность своевременно актуализировать содержание образовательного контента.

Внедрение современных компьютерных образовательных технологий в ВУЗ способствует формированию и развитию уровня самостоятельности и учащихся. Применение компьютера позволяет разрешить существующих кризис в образовании, который связан с нехваткой педагогических кадров. Учебный материал, может быть представлен в виде аудио- и видео-лекций, которые учащиеся могут просматривать и прослушивать в удобное время и при необходимости несколько раз. При традиционном обучении это невозможно.

Еще одним новшеством, которое вносит использование компьютера в образовании, является интерактивность, которая позволяет развивать активно-деятельностный процесс обучения. Активно-деятельностный процесс положительно сказывается на самостоятельной работе учащихся по поиску и усвоению новой информации.

Таким образом, основным видом образовательных технологий, внедряемых в образовательный процесс ВУЗов, являются информационные и компьютерные технологии обучения.

Требования по внедрению образовательных технологий в вуз

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс вуза, требует соблюдения ряда требований:

  • наличие хорошей аппаратно-программной основы;
  • наличие необходимой подготовки у педагогов;
  • наличие разработанных электронных учебных и методических материалов.

Наличие электронных ресурсов и изданий способствует обеспечению учебного процесса необходимыми материалами. Помимо этого электронные ресурсы значительно облегчают систематизацию и поиск необходимой информации. Их использование достаточно широко – получение учебной информации, использование во время практических заданий, проведение аттестаций и т.д.

Следует отметить особое достоинство информационных технологий, благодаря которым можно проводить актуализацию, дополнение и расширение курса.

Инновационные технологии мониторинга академической успеваемости в вузе

Современные образовательные технологии, помимо оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе, способствую так же организации непрерывного мониторинга усвоения учащимися знаний и умений.

Мониторинг уровня знаний и умений, реализуемый посредством современных технологий позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации, как было при использовании традиционных схем образования.

В настоящее время современные технологии предлагают следующие элементы мониторинга:

  • академическая активность
  • рубежный контроль;
  • результаты практических заданий (курсовые, лабораторные работы, индивидуальные задания);
  • итоговый контроль.

В современных вузах успешно реализуется программа по развитию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных технологий. Библиотека электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в систему дистанционного обучения ВУЗов, неотъемлемо связана с заложенной в них системой контроля качества образования за счет обеспечения объективной оценки результатов, поскольку все виды деятельности фиксируются, и преподаватель оценивает лишь отчуждаемые результаты, анализ которых может быть доступен преподавателю, декану, куратору, заказчику обучения.

Современные тенденции в образовании, реформы, переход на двухуровневую систему образования предполагают новые цели образования в вузе, что в свою очередь определяет выбор педагогической технологии обучения.

Современной целью образования в вузе является получение конкурентоспособного специалиста, обладающего набором знаний и навыков, способствующих решению профессиональных задач.

Понятие педагогической технологии в науке относительно новое и определено недостаточно четко.

Анализ различных подходов позволяет определить педагогическую технологию как систему действий преподавателя для решения образовательных и воспитательных задач.

Структура педагогической технологии:

  • концепция,
  • содержание,
  • процесс (формы и методы деятельности педагога и обучающихся).

Классификации педагогических технологий

Некоторые авторы выделяют три технологии формирования компетенций: модульная, кейсовая (метод заданий), социальная (метод взаимодействия).

Существует классификация технологий по конечному результату: иллюстративная, проблемная, развивающая, модульная.

Новейшие технологии можно классифицировать, как: интерактивные, дистанционные, инновационные.

Приведем еще 4 типа классификаций педагогических технологий:

  • на основе психологических особенностей личности: информационные, эмоциональные, нравственные, саморазвития, эвристические;
  • на основе особенностей содержания: обучающие, воспитывающие, гуманитарные, технические, светские, религиозные;
  • на основе типа управления обучающимися: неконтролируемая, контролируемая, автоматизированная, фронтальная, индивидуальная;
  • на основе стиля управления: авторитарная дидактическая, личностно-ориентированная (сотрудничества, свободного воспитания).

Примеры технологий, применяемых в вузе

Основными формами ведения занятий в вузе являются лекции и семинары. В соответствии с личностно-ориентированным подходом данные формы преобразуются новейшими педагогическими технологиями.

Так, в основе традиционной лекции были активная деятельность преподавателя и отражающая деятельность студента.

В современных условиях преподаватель организует лекционное занятие иначе, когда познавательная деятельность обучающихся становится активной.

Этому способствуют следующие формы лекций:

  • Коуч-лекция: студенты заранее готовят вопросы по новому материалу, на которые преподаватель отвечает, предлагая дополнительную информацию или задания по ее поиску.
  • Проблемная лекция: преподаватель с опорой на усвоенные знания ставит задачу-проблему, которую в ходе лекции студенты решают. Это возможно сделать по группам, решая одновременно несколько проблем, раскрывая их решение в конце лекции, содействуя тем самым социализации обучающихся.
  • Лекции-провокации: преподаватель в начале занятия сообщает о необходимости обнаружения ошибок, возникающих в ходе занятия. Студенты в конце лекции обсуждают их с педагогом, а затем соотносят найденные с электронным эталоном. Отмечается студент, нашедший все ошибки.
  • Лекция-диспут или конференция: два или несколько преподавателей (интеллектуально и эмоционально подходящих друг другу) организуют диспут на глазах студентов, обучая их правилам ведения научной дискуссии, вводя новый проблемный материал (если преподаватели – специалисты в одной области) Если же они специализируются в разных областях, то лекция проходит в формате конференции, и тогда педагоги дополняют сведения друг друга.

Так, обсуждая проблемы перевода с английского языка на русский язык произведения какого-либо конкретного автора, один преподаватель передаёт эстафету второму для рассказа о самом писателе и особенностях его творчества.

Семинары в традиционной форме проводятся в виде подготовленных докладов студентов, когда остальная группа пассивно слушает или задаёт вопросы.

Новейшие формы проведения семинаров:

  • круглый стол, когда проблема выносится на обсуждение всей группы с соответствующей расстановкой стульев,
  • диспут, когда студенты отстаивают, аргументируя одну или несколько точек зрения,
  • ащита проектов, которые выполняются в течение определённого периода времени с исследовательской проблематикой и представляются в виде созданного продукта,
  • в форме дидактической игры,
  • в форме кластера,
  • в форме мозгового штурма на основе изученного материала и готовностью его критики,
  • ролевые игры с целью обсуждения и осмысления изученного материала.

Дистанционное обучение как педагогическая технология в вузе

Развитие ИКТ привело к активному использованию их в обучении.

Постепенное их внедрение в вузе показывает успешный опыт в различных формах обучения: очной, заочной, очно-заочной.

Основным преимуществом данной технологии является соответствие индивидуальному темпу усвоения материала студентом.

Раз в неделю преподаватель выкладывает лекции, некоторые с эффектом опережения. Такая форма работы позволяет студенту возвращаться к лекциям и дополнительно их прорабатывать.

В тетради студент делает краткие конспекты лекций, выполняет задания, отвечает на вопросы, дает рефлексирующие ответы по усвоению лекционного материала.

Выполнение теста после каждой лекции фиксируется в системе: время, количество попыток, количество ошибок.

Все это позволяет преподавателю очно или в режиме чата акцентировать внимание на непонятых темах. Достоинством данной системы является ее прозрачность.

Чат может использоваться для онлайн-консультаций.

Таким образом, современные педагогические технологии в вузе ориентированы на современные требования к подходу в обучении, согласно Болонскому процессу, подразумевающему личностно-значимое обучение, деятельностный подход с формированием активной позиции,приверженность принципами непрерывного образования.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".


В данной статье раскрывается важность основной задачи современной дидактики, которая заключается на познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента.

Ключевые слова: дидактика, технологии, диалог, познание, вальдорфскаяпедагогика, взаимопонимание и партнерство.

Современная дидактика требует от преподавателя вуза менеджерских качеств, наличия навыков управления и развития личности студента.

Преподаватель сегодня должен владеть всем имеющимся инструментарием методов обучения. Особое внимание уделяется целостной личности студента, который желает получить знания и стремиться к максимальной реализации своих возможностей на практике. В отличие от формализованной передачи определенных знаний и навязывания социально-этических норм поведения, современные технологии направлены на достижение личностью перечисленных выше качеств через самоактуализацию и самовоспитание. В этой связи традиционные дидактические методы основаны на технологии объяснения, а современные дидактические методы основаны на понимании и взаимопонимании.

Основное отличие традиционной и современной методик состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога педагога к диалогу педагога со студентом, как равноправной личности, которого надо поднять на уровень знания педагога и зажечь в нем желание познать больше, чем ему преподнесли в вузе.

Основная задача педагога в современной дидактике заключается не на познании дисциплины, а на общении, основанной на взаимопонимании педагога и студента. Творчество, исследовательский поиск – вот те базовые понятия, которые должны лежать в основе каждого лекционного, лабораторного или практического занятия.

На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования. В конечном итоге студента необходимо научить самостоятельно справляться с профессиональными задачами и жизненными проблемами.

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой личности. Разнообразные средства технического обучения помогают разнообразить содержание образования.

В практике обучения в вузе до недавнего времени практически не использовались учебные игры. Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности.

Использование игровой формы обучения, в качестве современной технологии основано для освоения темы и даже раздела учебной дисциплины. Определение места и роли игровой технологии в вузовской практике, сочетания элементов игры и исследовательского учения во многом зависят от осознания педагогом функций дидактических игр.

Специфику использования игровой технологии в аудитории в значительной степени определяет игровая среда. Особенностями игры в студенческой аудитории является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к самореализации, ориентация на развитие речевой деятельности.

Деловая игра на практических занятиях используется для решения комплексных задач. Проведение деловой игры поможет студентам усвоить новый материал, закрепить пройденный материал, развить творческие способности, сформировать прочные умения и навыки.

Для студенческой аудитории можно применять различные модификации деловых игр это: имитационные, операционные, ролевые игры, психологические игры, социодрамы, логические игры, занятия-экскурсии, занятия-головоломки и т.д.

Для имитационных игр характерно построение имитации деятельности какого-либо предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры должен содержать описание и назначение имитируемого процесса.

Операционные игры помогают отработать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа являются практическими и проводятся с реальными данными.

Ролевая игра поможет отработать тактику поведения, и выполнения функциональных обязанностей конкретного должностного лица.

Психологическая игра основана на конкретной психологической ситуации, в которую попадают студенты. Ситуация разыгрывается и анализируется поведение личности в той или иной обстановке.

Социодраммы отрабатывают умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека и, вникнув в суть социальной драмы, развить умение студентов находить выход из сложившейся ситуации.

Логическая игра развивает мышление и творческое начало у студентов, помогает найти неординарные решения сложных на первый взгляд, но очень простых задач.

Занятие-экскурсия может проводиться как виртуально, так и непосредственно на выездом на объект. Такое занятие приближается к поисковой, исследовательской деятельности, где основной задачей лектора является не столько передать информацию, сколько как экскурсовод приобщить обучающихся к объектам культурного наследия, развить в них любовь к прекрасному. В совместном сотрудничестве преподаватель и студенты открывают для себя новые горизонты знания, постигают в игровой форме особенности своей профессии или отдельной дисциплины.

Занятие-головоломка относится к активному методу обучения. Главная особенность такого метода – интрига, которая раскрывается в ходе занятия. Такие занятия хороши для точных дисциплин: физики, математики, инженерной графики.

В имитационных играх могут воспроизводиться как хозяйственные, правовые, социально-психологические, математические, так и другие механизмы, которые определить поведение студентов, их взаимодействие между собой в конкретной имитационной ситуации.

Таким образом, проблемное обучение — это процесс, при котором преподаватель, создает разнообразные проблемные ситуации и организует деятельность студентов по решению ситуативных учебных проблем Это обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поиско­вой деятельности студентов с усвоением готовых научных рекомендаций.

Конечно же, в методике преподавания имеются разнообразные современные педагогические технологии, которые не менее эффективны и прекрасно зарекомендовали себя в дидактике. К таким технологиям можно отнести систему развивающего обучения, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов.

Использование современных технологий обучения развивают аксиологический подход личности к окружающей среде.

Одним из известных новаторов в области педагогических технологий можно назвать Рудольфа Штайнера, который воплотил в своей школе философское учение - антропо­софию.

Антропософия развивает способность к познанию и формирует совершенную личность. Согласно такой вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, которое имеет кроме физического тела божественную душу. Эта педагогика не лишена минусов, в силу своего свободного отношения к обучению, но ее суть воспитание свободного гражданина через гуманистическую педагогику воспринимается в педагогическом мире, как современное восприятие научной школы саморазвития и индивидуального подхода к личности каждого обучающегося.

Основные концептуальные положения вальдорфской педагогики:

• спонтанность свободного развития природ­ных задатков;

• воспитание и обучение без принуждения;

• воспитание и обучение приспосабливаются к личности, а не он
к ним;

• обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности;

• культ здорового образа жизни;

• культ творчества средствами искусства;

• широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.);

• обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка;

• воспитание любви к труду.

В вальдорфской школе нет, обычного в нашем понимании, директора, завуча, других привычных административных должностей массовой школы. Руководит школой выборная коллегия из детей, учителей и родите­лей. Нет в школе и деления на классную и внеклассную работу, так как они равноправно соседствуют. Так после урока математики обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немец­кий языки, рисование сложных узоров, графика, сельскохозяйственный цикл, строительство деревян­ного домика (на уровне большой модели).

В российской дидактической школе по сей день не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические технологии, созданные известными педагогами Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Д.Локком, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским и др. В 1970–1980-е гг. были созданы и внедрялись на практике новые педагогические технологии Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др. Среди ученых-педагогов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Кларина М.В., Матюнина Б.Г., Кукушина B.C., Селевко Г.К., Фоменко В.Т., Кларина М.В., Маврина С.А, Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А.К.

В основе современных педагогических технологий лежат теории психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они планомерно и последовательно воплощают на практике заранее спроектированный педагогический процесс. Но сама по себе ни одна высокоэффективная образовательная технология не может гарантировать успех в обучении студентов. Главным является симбиоз образовательных технологий и личности педагога.

Современный педагог высшей школы сегодня является в большей степени организатором самостоятельной активной познавательной деятельности студента, компетентным консультантом и его помощником. Такая роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от современного педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.

2. Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В.А. Пегов. - Смоленск: СГАФКСТ, 2013. - 192 с.

3. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1. Учебное пособие для студентов пед. ун-та /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. Владимир, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): игра, современная дидактика, студент, взаимопонимание педагога, деловая игра, деятельность студентов, игровая технология, познание дисциплины, современный педагог, студенческая аудитория, традиционное обучение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государстве.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государстве.

Лекция: Технологии обучения в системе высшего образования План лекции Понятие.

Лекция: Технологии обучения в системе высшего образования План лекции Понятие технологии Структура и функции технологий обучения в высшей школе. Классификация технологий Традиционные и инновационные технологии Технологизация образовательного процесса

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В.П. Беспалько

Технология обучения в вузе представляет собой систему психологических, общепе.

Технология обучения в вузе представляет собой систему психологических, общепедагогических, дидактических, частнометодических процедур взаимодействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию подготовки специалистов.

Структура технологии Технология обучения – системная категория, структурными.

Структура технологии Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; преподаватель, студент; результат деятельности.

Структура технологии Схема технологического построения учебного процесса

Структура технологии Схема технологического построения учебного процесса

Функции технологии Условно можно выделить следующие функции технологий обучен.

Классификация технологий Классификация НИИ высшего образования Российской Фед.

Классификация технологий Классификация НИИ высшего образования Российской Федерации, предложенная А. Я. Савельевым: по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т. д.); по целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т. п.); по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины); по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т. д.); по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения

Инновационные технологии проблемное обучение, программированное обучение, обу.

Инновационные технологии проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий), проектное обучение.

Интерактивные технологии Лекции: – проблемная лекция, – лекция с запланирован.

Технологизация образовательного процесса Технологизация образовательного проц.

Технологизация образовательного процесса Технологизация образовательного процесса под воздействием научно-технического прогресса не только неизбежна, но и продуктивна, несмотря на все своеобразие образования как сферы прежде всего духовного производства.

Список использованной литературы Авво Б. В., Заир-Бек Е. С. Гуманитарные техн.

Семинар: Технологии обучения в системе высшего образования Цель: освоение сис.

Семинар: Технологии обучения в системе высшего образования Цель: освоение системы знаний о технологиях обучения в системе высшего образования и овладение умениями и навыками применения технологий в рамках реального педагогического процесса. Задачи: 1) развивать профессиональное творческое мышления; 2) обобщить и закрепить знания о технологиях обучения в системе высшего образования; 4) овладеть умениями и навыками постановки и решения проблемных задач; 5) осуществить контроль знаний.

Дискуссия Оцените последствия технологизации образовательного процесса. Необх.

Дискуссия Оцените последствия технологизации образовательного процесса. Необходимо ли применять инновационные технологии в системе высшем образовании?

Список литературы 1.Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методоло.

Список литературы 1.Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, СВ. Резванов. - РостовнаДону: Издво РО ИПК и ПРО, 2001 год. - 176 с. 2.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980. 3.Буланова М.В. – Топоркова. Педагогика и психология высшей школы//Учебное пособие. Ростов- на- Дону, 2002.- 544 с. 4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003. 6. Загвязинсшй В. И. Дидактика высшей школы: текст лекц.-Челябинск, 1990. 7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 1999. 8. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003. 9.Технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып. 8. - М.: Наука. Физматлит, 1996. - С. 2-13. 10.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003. 11.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. 12.Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.


2. Демидова О.М. Создание учебника по профессиональному английскому языку на основе аутентичных материалов профессиональной дисциплины. Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – №5(47): в 2-х ч. Ч.I. – С. 86-90.

6. Панькова Н.М. Методы организации творческого процесса и активизации творческого мышления в университете // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – №6. – Т. 313. – С. 136-140.

8. Тюкульмина О.И. Инновации как фактор рискогенности образования / О.И. Тюкульмина // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. – №6. – С. 146-149.

10. Чернета С.Г., Коровкин М.В. Управление качеством в процессе коммерциализации инноваций / С.Г. Чернета, М.В. Коровкин // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: Сб. научных трудов XI Международной науч.-практ. конф.: в 4-х томах, под ред. А.А. Горохова – Курск. – 2014. – С. 303-306.

В XXI веке в современном образовательном пространстве формируется новая модель вуза - исследовательский университет инновационного типа, в котором создаются условия для подготовки специалистов, компетентных в решении широкого круга вопросов. Современные специалисты должны быть подготовлены и к решению проблем, поставленных ранее, и к постановке новых задач и вариантов их решения. Само формирование исследовательского университета инновационного типа является процессом инновационным, ориентированным на получение новых знаний и новых технологий.

Поскольку, инновационная модель университета является обновленной версией классического университета, то и методы новой модели должны быть обновлены. В качестве такого обновления допустимо обсуждать использование в образовательном процессе методов обучения, которые были бы ориентированы на стимулирование творческих способностей обучающегося.

Нельзя ограничивать понимание человека в процессе познания только ролью познающего субъекта. Основываясь на уже построенных концепциях познания можно утверждать, что схемы социального бытия, рассматривающие человека не как индивидуальность, а как абстрактного субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям, т.к. из познавательного процесса исчезает человек и его стремление к преобразованию [5].

Поворот к индивидуальности может оказать решающее влияние в процессе образования, так как проблема понимания захватывает не только текст, но и оказывается способом постижения автора (ученого), читателя (как самопознание через призму нового знания) и всей человеческой реальности.

С целью создания успешной образовательной деятельности появляется необходимость личной заинтересованности как преподавателя, в том, чтобы учащиеся как можно лучше поняли материал, так и осмысленное желание учащихся понять новое [5].

Как известно, человеческий интеллект стремится по своей природе к самосохранению. Когда в коммуникацию с нами вступает другой интеллект с уже сложившейся системой ценностных ориентаций и убеждений, на начальном этапе мы пытаемся сопротивляться оказываемому на нас влиянию извне. Это естественный процесс - сопротивляться чужой идее. Сформированная на основе собственного жизненного опыта система взглядов уже прошла апробацию и составляет нашу мировоззренческую позицию, от которой совсем нелегко отказаться. Интеллект сопротивляется, но изменив отношение к новому знанию, можно говорить о том, что собеседник готов к восприятию чужих мыслей. Он еще не убежден нами, но уже на пути к этому.

В образовательном процессе мы часто сталкиваемся с подобными проблемами. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе может помочь нам усилить мотивацию обучающихся, что позволит воспринимать новое знание не как чуждое и насаждаемое извне, и, потому, неприемлемое, а как самостоятельно полученное и пережитое, а потому понятное, и как следствие используемое [6].

В современном вузе используется значительное количество образовательных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе в рамках модели исследовательского университета инновационного типа следует использовать образовательные технологии нового поколения, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и обеспечивать образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями - карты памяти (интеллекта), метод кейсов (кейс-стади), метод портфолио и др.

Студентам раздаются 6 цветных шляп, сделанных из бумаги. За каждой шляпой закреплена определенная роль:

Метод кейс-стади - это технология обучения, использующая реальную экономическую, социальную или бизнес-ситуацию, содержащую в себе проблему. Обучающиеся должны исследовать предоставленную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения проблемы и выбрать из них лучшее. Особенностью данной технологии является коллективный анализ проблемы на основе предложенных материалов (кейса). В процессе анализа актуализируются знания студентов посредством самостоятельной работы с текстами и вовлечением их в совместную деятельность. В России данный метод широко используется с конца 90-х годов, однако чаще для решения бизнес-кейсов.

В учебном процессе принято использовать следующие типы кейсов:

  • практические, которые отражают ситуации из реальной жизни;
  • обучающие, основной целью которых является обучение;
  • научно-исследовательские, которые ориентированы на проведение исследовательской работы.

В технологии кейс-стади работа над проблемной ситуацией осуществляется в 3 этапа:

1. Погружение в совместную деятельность.

2. Организация совместной деятельности.

Постановка цели работы: Сформировать общее мнение по проведению испытаний над животными.

Для достижения поставленной цели преподаватель предоставляет каждой группе индивидуальный пакет с материалами по теме занятия для формирования своего мнения. В данном случае это статьи из газет и научных журналов, информация о предприятиях-производителях, скаченная из интернет-ресурсов и т.д.

Работа в группах. Групповая беседа

3. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Основная задача данного этапа - принятие решений по проблеме в процессе дискуссии на занятии.

На основании таблицы и выступления студентов делается обобщающий вывод о (не) проведении испытании над животными.

Организация рефлексии студентов по поводу своей деятельности на занятии на основе вопросов:

  • В каких видах работы Вы принимали участие?
  • Насколько интересен был представленный материал для Вас лично?
  • Что нового Вы узнали?
  • Достигнуты ли цели и задачи занятия?

Для успешного выполнения кейса и достижения поставленных целей преподавателю необходимо заблаговременно подготовить пакет материалов, индивидуальный для каждой группы участников.

Использование метода кейс-стади обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данный метод может использоваться в различных образовательных программах.

Важной особенностью современного образования является его непрерывное совершенствование. В условиях перехода на стандарты нового поколения в учебном процессе вуза существует острая необходимость в использовании современных образовательных технологий. Научно-технический прогресс, информатизация общества требуют от обучающихся овладеть особыми качествами в современном образовательном процессе. На рынке труда необходимы такие специалисты, которые способны анализировать проблемы и ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, которые способны предлагать пути решения этих проблем. Личность должна быть многогранной, способной к самоанализу, самооценке и саморазвитию. Следовательно, необходимо использовать такие методы обучения, которые бы способствовали развитию творческих, коммуникативных и аналитических навыков, а также активизировали образовательный процесс, делая его более продуктивным и интересным для самих обучающихся.

Использование современных методов обучения обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данные методы могут использоваться в различных образовательных программах.

Рецензенты:

Корниенко А.А., д.филос.н., профессор кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

[1] Э. де Боно (Edward de Bono) - руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета, специалист в области творческого мышления

Читайте также: