Современные педагогические практики в доу

Обновлено: 05.07.2024

Современные подходы к подготовке педагогических кадров в ДОУ .

Рассмотрение актуальности вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров ДОУ на современном этапе , их обучение, модели инновационной подготовки кадров, раскрытие подходов в обучении, Определение педагогических условий, формирование основ педагогического мастерства и ее реализация в условиях педагогической практики в ДОУ, выявление направлений содержания самостоятельной практической деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, подходы обучения, педагогическая практика.

1. Профессиональная подготовка педагогических кадров.

На современном этапе развития общества система образования и воспитания ДОУ направлена на качественные преобразования , ориентирована на обеспечение педагогического процесса, нацеленного на гармоничное развитие личности ребенка, на отношение к ребенку, как главной ценности педагогического творчества , что предполагает готовность педагога к нестандартному решению воспитательных и образовательных ситуаций, самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессиональных качеств. В условиях обеспечения качественного уровня педагогической деятельности, возрастают требования к профессиональной компетентности педагога, его уровню развития педагогического мастерства. Современный педагог , работающий либо на начальной образовательной ступени развития, либо являющийся вузовским преподавателем, одновременно работает по нескольким направлениям, выполняя определенные функции: обучающую, развивающую, воспитательную, методическую, научную, пропагандистскую. Для их успешной реализации педагогу необходимы определенные знания, умения, навыки , которые проявляются в развитии личностных особенностей, уровня саморазвития и профессионального совершенства.

Воспитатель- это первый учитель в жизни малыша, которому доверяют родители и отдают в его руки. Нет, наверно, ни одного взрослого, кого бы не волновало, как будет чувствовать себя ребенок в детском саду, какие взаимоотношения у него сложатся со всеми участниками образовательного процесса- сверстниками, педагогами, социальными работниками, и самое важное, насколько полезным и радостным станет образовательная деятельность для их чада. Именно от воспитателя в настоящее время во много зависит, будут ли найдены точки для соприкосновения в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения Z - центениалов, родившихся " со смартфонами в руках" . На каждого педагога возлагается огромная ответственность- оказание помощи ребенку для построения прочного фундамента для знаний, образовательного роста и развития. Это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности , его индивидуальности и личностного роста.

На сегодняшний момент формирование творчески мыслящего педагога, способного к самореализации и непрерывному саморазвитию зависит от умений и возможностей использования в своей работе современных образовательных технологий , которые передаются не только традиционным способом, но и эффективными средствами мультимедийных компонентов.

2.Модель инновационной подготовки специалиста ДОУ.

Рассматривая модель инновационной подготовки будущего педагога ДОУ, можно выделить ряд требований, обеспечивающих результативность процесса подготовки педагогических кадров:

формирование профессионально- педагогической компетентности,

развитие духовно- нравственного потенциала будущего специалиста ДОУ, основанного на корнях русской и национальной культуры,

развитие трудовых навыков, осмысленного восприятия их как основ практической деятельности,

развитие творческих и организаторских качеств, способствующих объединению и улучшению микроклимата группы ДОУ для решения учебно- воспитательных задач,

становление личности педагога, профессионально владеющего основными знаниями, умениями и навыками для создания качественного образовательного процесса на основе технологических, экономических, практических методов с использование современных инновационных педагогических технологий.

В общем понимании инновационная подготовка педагогических кадров является системным процессом. Студенты выискивают условия в практической деятельности на базе ДОУ закрепить и углубить свои знания, проводя исследовательские работы познавательного и интеллектуального характера, что позволяет им на основе межпредметных связей расширить масштаб своей практической и творческой деятельности в соответствии с требованиями к профессии "воспитатель ".

3.Основные подходы к профессионально- педагогической подготовке

Систематизация основных подходов к профессионально- педагогической инновационной подготовке:

1.Компетентностный, системный, направленный на передачу знаний, умений, навыков через собственное творческое начало, личное мастерство и профессионализм,

2.Креативный(творческий), позволяющий использовать в образовательном процессе инновационные методы(деловые игры, мастер- классы, экскурсии в рамках образовательных проектов, квесты), технические средства обучения, развивающие интерес студентов к учебно- познавательной деятельности и самостоятельной активности.

4. Педагогические условия инновационной модели

Важным фактором предложенной модели выступают условия:

1.Общепедагогические,способствующие взаимосвязи учебных и педагогических практик для формирования у студентов целостного представления о будущей профессии воспитателя ,

2. Развитие креативности при обучении и методики преподавания, социально- ориентированном при профобучении студентов.

Характер инновационной деятельности будущих педагогов дошкольного образования зависит от уровня профессиональной компетенции и направлен на обеспечение высокой эффективности образовательного процесса. Это осуществляется путем освоения педагогами и применения на практике современных педагогических, информационных технологий, методической осведомленности и разработки содержания профессионального обучения на основе изучения , мониторинга, анализа технологических, технических и практических нововведений, включения педагогов в исследовательскую и творческую образовательную деятельность для дальнейшей реализации своих достижений в процессе профессиональной подготовки, благодаря созданию образовательной среды , обеспечивающей мотивационную сторону обучения в информационной области познания, управления личностно- профессиональным развитием дошкольников( начальный этап профориентации) с помощью разработки индивидуальных образовательных маршрутов на основе объединения образовательной теоретической и практической деятельности педагогов для обеспечения социально- профессиональной адаптации будущего специалиста , владеющего новшествами и технологическими новаторскими взглядами.

5.Основы педагогического мастерства.

Вопросы педагогического мастерства на современном этапе затрагивают процесс формирования всесторонне развитого , здорового, подрастающего поколения, требующего от педагога как глубоких знаний, разнообразных способностей, так и творческого подхода, связанного с новыми педагогическими технологиями и способностями управлять всем педагогическим процессом в постоянно меняющихся условиях. Успех в обучении и воспитании детей в значительной степени зависит от образовательного уровня воспитателя, его культурного облика и профессионального мастерства.

Современный воспитатель должен быть асом своего дела, педагогом- мастером и высококвалифицированным специалистом. Чтобы являться таковым на самом деле, творить и созидать, ему надо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, что позволит педагогу самостоятельно анализировать педагогические явления, творчески мыслить и действовать, находить новые идеи, адекватные логике рассматриваемой ситуации, определять основную педагогическую задачу(проблему) и способы ее оптимального решения. А.С Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Ученики могут простить учителю все, кроме "плохого знания дела". Выше всего они ценят уверенное и четкое знание, искусство, золотые руки, не многословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса. Педагог с точки зрения науки- специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе ее осуществления, вносящий свой индивидуальный вклад в развитие педагогической науки и практики. Он стремится заявить о себе общественности, создать свой профессиональный имидж, позволяющий ему стать успешным и продвинутым по службе

6. Педагогическая практика как форма накопления педмастерства.

Особое значение в формировании инновационной деятельности будущих педагогов ДОУ придается одной из эффективных форм накопления педмастерства, которой является педагогическая практика. В ходе прохождения практики студенты осваивают основные задания по образовательной и воспитательной работе, выполняют задания по психологии, занимаются исследовательской деятельностью, связанной с дипломной темой. Здесь будущие педагоги могут опробовать свои знания и умения, проявить свой творческий потенциал в работе с воспитанниками ДОУ, провести педагогический эксперимент, организовать мастер- класс или занятие по познавательной деятельности. В период практики студенты имеют возможность самоутвердиться в правильности выбора свой будущей профессиональной деятельности. В стенах ДОУ создаются благоприятные условия для реализации своих знаний, для формирования методических умений и развития личных качеств молодого специалиста. Совместная исследовательская деятельность с воспитателем способствует созданию условий для приобретения практических знаний и профессионального роста. Доступными работами для самостоятельного выполнения являются: организация и проведение занятий различных типов с использование информационных технологий, изготовление наглядных пособий( папок, лэпбуков, дидактических игр),разработка и изготовление тематических презентаций, проведение тематических утренников, участие в концертных номерах , разработка творческих проектов и выставок совместно с воспитанниками ДОУ, психологическое сопровождение и анализ образовательной деятельности одного взятого воспитанника( с согласия родителя), совместная творческая деятельность по созданию предметно- развивающей среды с родителями воспитанников. В целях совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста необходима совместная работа студента и воспитателя- куратора по передаче опыта от старшего коллеги к подопечному, участие и выступление будущего педагога на педагогических советах , семинарах, проведении мастер- классов. В течение года для молодых специалистов возможна организация выступлений на конференциях, РМО, участии в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсов для воспитателей и педагогов, распространение педагогических идей через сетевые информационные каналы и интернет - сайты образовательного направления.

Современный молодой специалист -это человек с высоким уровнем развития личных качеств, обладающий комплексом приобретенных профессиональных умений, знаний и навыков готовый к работе в инновационной образовательной среде, к педагогическому сотрудничеству, к получению и передаче информации в педагогической деятельности своим воспитанникам благодаря современным педтехнологиям.

7.Педагогические технологии.

2. Проблемное обучение;

4.Исследовательский метод обучения;

5.Проектный метод обучения;

6.Технология блочно- модульного обучения.

Владение всеми педагогическими технологиями, создание благоприятных условия для профессионального развития открывают молодому специалисту путь к вершинам личностного роста и вершинам педагогического мастерства.

"Сердце отдаю детям". Эти мудрые слова сказаны В.Сухомлинским..Именно в самоотдаче себя ребенку должен находить воспитатель истоки своего сопереживания, соучастия. С детьми надо быть кристально честными и искренними, как и перед самим собой.

Ребенок всегда уникален и неповторим. Мы должны помнить, что дошколенок самоценен и он личность со своими взглядами и мировоззрением. И очень важно для него чувствовать , что они не одинок и его понимают и принимают таким, какой он есть, но при этом педагог направляет его на поиск решений тех или иных вопросов, адресованных взрослым. Конечно, воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться , развивать свои творческие личностные качества. Важна сторона развития творческих способностей, так как только собственный опыт творчества позволяет педагогу воспитывать творческую личность ребенка.

Детский сад- это страна детства, вечная молодость в душе. Это постоянное движение вперед во своими подопечными. А значит, педагог не должен стоять на месте. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию- обязательные качества профессионального роста. Воспитатель должен идти в ногу со временем , а иногда и на шаг вперед.

Я убеждена, несправедливый и равнодушный человек не может быть рядом с ребенком .Дети чувствуют нить душевного родства и тянутся к справедливым, порядочным ,добрым и счастливым взрослым, с чистыми и открытыми сердцами.

Современные дети отличаются от тех, кого мы воспитывали десятилетия назад. Они другие, это "новое поколение " Z ", вовлеченные в цифровые технологии, чьи умы заняты всепоглощающей компьютерной сетью, уничтожающей способность межличностного общения. Они родились "со смартфонами в руках". По данным медиакомпании Блумберг представители поколения Z представляют треть мирового населения. Поэтому педагог должен переосмысливать многие привычные жизненные постулаты образования и использовать новые педагогические технологии. Нужно понимать, что их надо воспитывать и обучать по- другому, при этом серьезнее относиться к их здоровью.

Работая по новому закону "Об образовании" с вводом Федерального государственного образовательного стандарта, воспитатель в своей деятельности идет по пути самообразования, становления инициативной, творческой личности , способной находить нестандартные решения, выбирать путь профессионального роста и саморазвития на протяжении всей активной жизни. Самое главное в профессиональном пути развития- не останавливаться на достигнутом и не почивать на лаврах, а продолжать движение вперед и вверх, увлекать детей и вести за собой, научить их разбираться в сложном мире , в котором они окажутся завтра. Доброта, ответственность, самостоятельность, справедливость, человечность- с этим багажом мы вместе должны двигаться , помогая друг другу!

Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компететности педагогов.(Электронный ресурс).

2. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И.

Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения// Известия ТулГУ, Гуманитарные науки, Выпуск 1:в 2 ч.Тула, Издательство ТулГУ, 2012.

3.Хмызова Н.Г., Правдюк В.Н.

Использование компьютерных технологий в активизации работы будущих педагогов профобучения. //Ученые записки Орловского госуниверситета. Научный журнал№2. Орел: ОГУ, 2012.

Проектирование управления педагогическими системами / А.И.Безруков.М., Самара, 2003.

5. Белая К.Ю.Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы М.:ТЦ Сфера, 2007.Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития.

Все дошкольные образовательные организации принимают студентов Института образования на производственную практику. Как организовать успешное взаимодействие между педагогами дошкольных учреждений и практикантами, чтобы помочь будущим педагогам преодолеть профессиональные барьеры и утвердиться в качестве профессионалов, чтобы успешно пройти испытательный срок при приеме на работу?

Важность педагогической практики в детском саду

Профессиональный испытательный срок для студента-воспитателя детского сада является важной частью профессиональной подготовки. Государственные образовательные стандарты в программах педагогических колледжей требуют проведения различных педагогических практик, но практика в центре ECE является ключевым моментом в развитии компетенций будущего специалиста. Мы организуем педагогическую практику для студентов четвертого курса, которая позволяет им уверенно применять полученные знания на практике, организовывать учебный процесс в центре ECE, уверенно подходить к решению профессиональных проблем, реализовывать творческие проекты.

Практический дневник в детском саду: подготовительная работа

Основной целью реализации педагогической практики является развитие у воспитанников профессионально значимых качеств личности воспитателя детского сада. В процессе профессиональной проверочной деятельности обучающиеся закрепляют свои теоретические основы, вырабатывают устойчивый интерес к профессии, понимают необходимость развития приобретенных компетенций, практического оттачивания профессиональных навыков. Для практикантов важно понимать порядок прохождения педагогической практики, знать, что распределение на практику происходит задолго до экзаменационной деятельности, чтобы у каждого была возможность заранее познакомиться с тренером, базовым учреждением и даже с учениками в группах. Университеты чаще всего направляют группы из 6-10 студентов в детские сады для ознакомления; такими мобильными группами легко управлять как руководителю группы, так и менеджеру детского сада. Перед началом стажировки студентов университеты обычно организуют собрания, на которых всегда присутствуют представитель деканата, кураторы, методисты и организаторы педагогических семинаров и мастер-классов. На этом этапе можно дать студентам основы для успешного написания дневника практики, так как именно на этих встречах анкеты, практические упражнения и методические материалы раздаются обучающимся. Следующим этапом подготовки является встреча в детском саду, во время которой ученики закрепляются за членами педагогической команды. Обучающиеся знакомятся с содержанием целей обучения, определяют характер, цели и задачи практической работы, уровень ответственности в учебном плане и учебном плане воспитательной и педагогической работы детского сада. Таким образом, будущие учителя получают положительную мотивацию к деятельности и могут перейти непосредственно к выполнению поставленных задач и заполнению отчетной документации.


Педагогическая практика в детском саду

Педагогическая практика в соответствии с ФГОС ДО

Реализация алгоритма ФГОСТ ДО.

1. Создание программно-методического обеспечения для внедрения ФГОС:

Первые шаги для педагогов дошкольных учреждений:

ФГОС подчеркивает индивидуальный подход к ребенку и игровую деятельность, которая способствует повышению внутренней ценности дошкольного детства.

Образовательная деятельность осуществляется в разных видах и охватывает разные образовательные области:

  • социальное и коммуникативное развитие;
  • когнитивное развитие
  • развитие языка;
  • социальное и языковое развитие, когнитивное развитие, изучение языка;
  • социально-эмоциональное развитие, социальное и языковое развитие

Главной особенностью организации образовательной деятельности в нашем детском саду является уход от классной комнаты, акцент на игре как основной форме деятельности дошкольников; включение эффективных способов работы с детьми: ИКТ, проектная деятельность, игра, проблемные ситуации в рамках интеграции образовательных областей в процесс.

Основные принципы организации партнерской деятельности между учителем и детьми:

  • вовлечение учителя в качестве равноправного партнера с детьми;
  • добровольное участие детей дошкольного возраста в деятельности (без психологических или дисциплинарных ограничений);
  • свободное общение и передвижение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства)
  • свободное время в конце занятия (каждый работает в своем темпе).

Образовательные мероприятия для детей в повседневной жизни.

Помимо вечерних занятий, преподаватели также планируют образовательные мероприятия в течение дня:

  • утром и вечером;
  • утром и во время прогулок;
  • регулярные периоды.

Целями дневной образовательной деятельности являются:

  • Охрана здоровья и развитие основ культуры здоровья;
  • Развитие основ безопасности в собственной жизнедеятельности детей и предпосылок экологического сознания (безопасность в окружающем мире);
  • Развитие у детей позитивного отношения к работе;
  • Приобретение начальных социальных понятий и вовлечение детей в социальные отношения.

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания

Начало практики знаменуется проведением общефакультетской конференции, после которой практиканты расходятся по детским садам, знакомятся с условиями практики. Методистам детских садов на момент начала практики рекомендуется создать методические уголки с информацией для практикантов: педагогическими разработками, вариантами мониторинга, графиками работы студентов. На данном этапе будущим воспитателям нужно сосредоточиться на изучении вспомогательных материалов, приобретении профессионально-педагогических умений, а подготовку дневника педагогической практики в ДОУ студента заполненного отложить на более поздний период практики. Руководитель ДОО должен донести до членов педагогического коллектива, ответственных за прохождение практики, что студенты не являются кадровыми сотрудниками, сначала их нужно обучить, а потом требовать выполнения педагогических заданий.

Самостоятельная деятельность не означает, что ребенка нужно оставить одного, поэтому наши педагоги, несмотря на довольно сложную финансовую и техническую базу (что есть во всех детских садах), справляются с этой проблемой, проявляя свой творческий потенциал.

Для организации самостоятельной деятельности детей мы создаем развивающую и обучающую среду, которая:

  • богатым содержанием,
  • адаптируемый;
  • многофункциональный;
  • разнообразные;
  • доступный;
  • безопасный.

Сотрудничество между детским садом и семьей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребенка в связи с его жизненной ситуацией и здоровьем, но и подчеркивает, что в воспитании ребенка участвуют два социальных института — семья и детский сад, которые являются партнерами в общем деле. Наша работа направлена на индивидуализацию и социализацию детей.

Для обеспечения успешной работы дошкольного учреждения педагоги работают с родителями воспитанников по следующим основным направлениям:

  • организационные мероприятия;
  • педагогическое образование;
  • организаторская деятельность, образовательная деятельность, совместное творчество детей, родителей и педагогов;
  • редакционно-издательская деятельность.

образовательная деятельность, — совместное творчество детей, родителей и педагогов;
редакционно-издательская деятельность.

Для родителей учеников организуются следующие мероприятия:

Работа родительских клубов направлена на гармоничное развитие детей младшего возраста через развитие психомоторных навыков.

Преподаватели выполняют следующие задачи:

  1. развитие двигательной координации детей младшего возраста посредством музыкально-ритмических упражнений.
  2. развитие мелкой моторики детей младшего возраста через музыкальное сопровождение, продуктивные и творческие упражнения.
  3. развитие чувства ритма у детей младшего возраста через музыкальные, ритмические и дидактические игры.
  4. психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью обучения маленьких детей способам развития их психомоторных навыков.

Сотрудничество педагогического коллектива и семьи по вопросам воспитания и развития дошкольников имеет положительный резонанс среди родителей и общественности.

Один день из жизни группы детского сада

Каждый ребенок — индивидуальность. Они талантливые музыканты, любопытные наблюдатели и неутомимые экспериментаторы. Открыты для красоты и добра, чувствительны ко лжи и несправедливости.

Среда, в которой оказываются дети, во многом зависит от их развития. Для того чтобы дети в группе узнавали много нового и интересного, развивали свои познавательные интересы, любознательность, творческие способности и физическое развитие, педагог должен создать развивающую среду. Это пространство, где учитель может использовать все свои навыки и выразить свое творчество.

Теперь мы можем развлекаться с помощью игр. Я предлагаю их детям, а затем иду в спортзал для физического развития.

Пришло время прогуляться. Мы наблюдаем за птицами, которые только что насыпали хлебные крошки в кормушку, дети с удовольствием катаются на горке, которую сделали родители.

Мы вошли в группу и отправились готовиться к обеду. Наши повара готовят очень вкусный обед, и дети нагуливают аппетит. А после вкусного обеда самое время поспать, поэтому мои дети уснули.

Пролетело 2,5 часа, пора вставать и делать крахмальные процедуры: купание босиком, умывание, воздушную ванну и гимнастику.

И снова мы играем с детьми в настольные и развивающие игры, рисуем, строим из блоков, помогаем им собирать пирамидки.

Так закончится мой очередной насыщенный, напряженный день. Родители высаживают своих детей. Вопросы о дне, еде, поведении.

Итоги педагогической практики

На конструктивно-реализационном этапе студенты работают в качестве воспитателей в соответствии со своим педагогическим проектом, выполняя поставленные задачи, осуществляя все профессиональные функции воспитателя детского сада. Одна из задач воспитателя дошкольного учреждения — обеспечить преемственность в воспитательной работе с семьей. Для этого стажеры используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, часы открытых дверей, анкетирование, подготовка выставок и стендов.

В последнюю неделю стажеры будут выполнять кредитную деятельность: организовывать различные учебные и внеклассные мероприятия. Студенты всегда активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственные совещания, профессиональные конкурсы, концерты, выступления для детей и сотрудников. Воспитатели детского сада имеют право привлекать обучающихся к совершенствованию развивающей среды в группах, к созданию пособий и другим мероприятиям, направленным на оснащение образовательного процесса.

В предпоследний день практики в детском саду организуется заключительная встреча, на которой обсуждается деятельность каждого студента, описываются характеристики практикантов, организуется выставка пособий и игрушек, сделанных студентами. На заключительной встрече в питомнике студенты получат предварительную оценку стажировки. Наконец, он утверждается на собрании класса. Критериями оценки практической деятельности студентов являются: уровень развития профессионально-педагогических навыков; профессиональная компетентность; отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств; качество выполнения всех заданий и видов работ, выполняемых на практике; качество и своевременность сдачи отчетной документации.

Отчет по педагогической практике в дошкольном учреждении и другая документация по практике

После сдачи профессионального экзамена по управлению дошкольным образованием студенты должны подготовить: индивидуальный план с указанием результатов своей деятельности; дневник дошкольной практики; план воспитательной работы с дошкольниками; конспект конфессиональной деятельности, материал по работе с родителями; отчет о помощи, оказанной дошкольному учреждению (наглядные пособия, дидактические материалы, игрушки, атрибуты игрушек, оформление комнат, участков и др. ); отчет о педагогической практике в детском саду (самооценка воспитателя детского сада, самооценка профессиональной подготовки, выполнение практических заданий, самооценка различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики, предложения по улучшению организации практики).

На итоговой конференции по учебной практике будут обсуждаться следующие проблемы: особенности педагогической деятельности базового детского сада и материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса; методы работы педагога, уровень развития и особенности детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; эффективность запланированных мероприятий; самоанализ учебной и внеучебной деятельности воспитанников детского сада; проведение работы с родителями; профессиональная самооценка.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Слайд 2. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Слайд 4. Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Характерной особенностью нашего времени является усиление
культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б.
Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой,
современное образование ориентировано на наиболее полное культурное
развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Слайд 6. Существует несколько видов культурных практик:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)—форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Слайд 7. Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с
актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их
взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным
и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое
широкое культурно-образовательное содержание становится основой для
развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.

Слайд 8. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Слайд 9.

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

— студийная, кружковая работа — творческие проекты

Все возрастные группы

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

— группировка произведений по темам — длительное чтение — циклы рассказов — чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Слайд 10. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к
участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять
индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов
и склонностей.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются
воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные
практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми
образовательными задачами. Выбор культурных практик связан
непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования
образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной
социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования
состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания,
активизации познавательного и практического опыта детей, объединения
детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к
содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию
взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они
могут быть реализованы через событийно-творческую направленность
жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем
тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и
проблем его индивидуального развития.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что
наиболее целесообразный путь их организации — проектный.Исходным
пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы
проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают
разные сферы действительности и культурные практики.

Следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей
темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта.
Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных
практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации,
эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется
интегративная сущность культурных практик.

Слайд 11. Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной
направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали,
спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные
студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Участие
дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых
воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно
воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка.

Слайд 13. Ситуации выбора становятся эффективным средством развития
культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
 отвечают интересам дошкольника;
 строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга
проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
 обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе
содержания и средств организации своей деятельности;
 ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора,
которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с
его интересами, завершается определенным лично значимым результатом
(познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает
пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора
ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

Слайд 14. По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
 ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного
опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения
детей;
 ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей.

Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия
для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными
практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.
В целом, ситуации выбора могут быть рассмотрены как специально
создаваемая и включаемая в образовательный процесс совокупность
педагогических условий, требующих свободного выбора со стороны ребенка
(Т.И. Бабаева). По мере накопления личного опыта, ситуации выбора
усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе
решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком
выбора и подсказывать сразу верный вариант, отметая неудачные, на взгляд
взрослого, варианты выбора. Подлинная самостоятельность и инициатива
формируются у ребенка в процессе проб и ошибок, активного поиска
решения и эмоционального переживания полученных результатов.

Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как
он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен,
какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт
новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Слайд 15. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские сададолжна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими
детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к
осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в
соответствии со своими склонностями мог получить возможность для
творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Слайд 16. Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки
воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по
инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование
и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок,
самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов,
фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных
постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и
пр.

Важно внимательно изучать содержание повседневного детского
опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных
практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку.
Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению
самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности,
поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде
успешных индивидуальных культурных практик. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Слайд 17. Учитывая это, современному воспитателюнеобходимо хорошо знатьсодержание и реальный культурный контекст свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции
отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской
жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте
воспроизвести культурные практики. Этому служит открытая позиция
воспитателя,его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни,
проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, сочувствовать и соучаствовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и
самоутверждения.

Слайд 18. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Читайте также: