Современная педагогическая наука о проблемах изучения природы в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызван­ное происходящими в нашем обществе изменениями.

Она относится к системе педагогических наук, так как базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки.

Предметом исследования являются

закономерности содержания, методы, формы и средства преподавания. Зачем же младшим школьникам изучать природу?

Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания и обществознания. Однако само по себе содержание не может ответить на поставленный вопрос.

Тесно связана с системой естествоведческих наук – биологией, географией, астрономией, экологией и др. Это система наук о природе.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Проектные задачи в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа- важнейший этап в становлении отношения детей к окружающе среде.

Проблемы и перспективы развития экологического образования в начальной школе

учитель начальных классов

Проблемы и перспективы развития экологического образования

в начальной школе

Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и в особенности младший школьный возраст. На наш взгляд, четкое понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.

Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально- нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ

обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных и школьных компонентов как отражение социально-экономических преобразований в России порождают множество проблем и вопросов. И важнейшая из них: чему учить в начальной школе I ступени? Каков объем и состав знаний по экологии доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить? Ответить на эти вопросы не просто, поэтому посмотрим на них глазами учителя начальной школы, на которого обрушился поток программ, учебников предлагаемых моделей образования, разнообразие рекомендуемых педагогических технологий.

Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке программы, в формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся. Это четко выраженная экологическая направленность нового курса, который в наши дни именуется традиционным, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредмстиой модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной.

У учителей возникают вопросы. Нужно ли вводить в начальную школу специальные уроки (и предмет) экологии, поскольку экологическое образование становится обязательным компонентом современной школы? И как быть с традиционными курсами экологической направленности по валеологии. Очевидно, что учителя начальной школы испытывают сегодня большие трудности в решении этих вопросов, в становлении собственной модели образования детей в духе экологической ответственности. Очевидно и то, что решение этих вопросов связано с пониманием сущности экономического образования как интегральной области обучения, воспитания и развития учащихся, понимания его содержания как интегральной категории и комплексных форм его реализации. Если принять во внимание, что экологические знания имеют системный характер, что они раскрывают ребенку связи живых организмов со средой обитания, то надобность в параллельном изучении одного или двух предметов - традиционного и учебных предметов нового поколения, создающих базу для экологической подготовки младших школьников в духе современных требований, - попросту отпадает. Естественно это станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванных обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника. Пока же содержательная и процессуальная сущность экологического образования как интегрально и целостности задает немало проблем, решение которых в перспективе позволит значительно усилить экологическую подготовку младших школьников. Перспективным направлением в этом плане может стать интеграция естественнонаучных знаний и нормативно-ценностных ориентаций младших школьников, наиболее полно отвечающим их природным наклонностям и потребностям. Тенденция развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии - биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально- экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплексной экологии в новых, альтернативных программах составляют экосистемы разного уровня: организм - среда; природное сообщество - среда; человек - окружающая среда; общество окружающая среда. В основу их выделения положено научное понятие в живом и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примерах связей живых организмов с условиями существования. На основе подобного ядра (минимума) содержания экологической направленности у младшего школьника может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.

Перечень направлений развития современных педагогических технологий - комплексные экскурсии на уроках природоведения, этические беседы, экологические сказки, проекты и модели, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся - свидетельствует о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы

В комплексе содержательных и организационных мер особое место могут занять этические беседы по экологии, облегчающие формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром. Неоценима их роль в формировании нормативного аспекта содержания экологического образования, привычки экологически грамотною, культурного поведения в природном и социальном окружении

Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании младших школьников перед работниками начальной школы пока остается немало нерешенных проблем. Среди них - одна из первостепенных - проблема здоровья, здорового образа жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере их обучения, Важнейшая учебно-методическая проблема - создание взаимосвязанных авторских комплектов, программ, учебников, пособии, без которых учителю трудно организовать процесс экологического образования, как и без соответствующей материальной базы школы, необходимых средств обучения. Все эти проблемы ждут своего разрешения в ближайшее врем, что позволит существенно улучшить подготовку юных граждан нашей страны, культуру взаимоотношений с ее природой.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России все более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно- воспитательной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний в окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формирования экологической культуры.

Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного стандарта пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы.

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Методика преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

– правильно выделить цели начального естественно-научного образования;

– определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

– разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

– выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.


  1. Характеристика дисциплины как отрасли педагогической науки и учебный предмет. .

Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).

Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе.

Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.

Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движении и изменении.

Для оптимального взаимодействия с окружающей средой человеку необходимо обладать развитым сознанием, что предполагает формирование у него соответствующих знаний и отношений. Отсюда:

2 задача - формирование экологически целесообразных эмоционально-ценностных отношений с объектами и явлениями окружающего мира.

Чтобы оптимально взаимодействовать с окружающей средой, одних знаний и положительных эмоционально-ценностных отношений мало. Необходимы соответствующие умения. Способы деятельности (в структуре личности - умения), технологии, так же как и знания, передаются подрастающему поколению как элемент ранее накопленного социального опыта. Отсюда:

3 задача - формирование умений и навыков оптимального взаимодействия с окружающим миром.

Образование предполагает и развитие личности. Сложная, многокомпонентная структура окружающего мира представляет неограниченные возможности в плане разностороннего развития школьника. При этом имеется в виду развитие целесообразного экологического потенциала и других характеристик, делающих личность физически и духовно богаче. Отсюда:

4 задача - всестороннее физическое и духовное развитие личности.

Образование в области окружающего мира начальными классами не ограничивается. Оно продолжается в средних и старших классах, но уже в рамках двух образовательных областей: естествознания и обществознания, реализуемых чаще всего в рамках отдельных систематических курсов. К этому младшего школьника также необходимо готовить. Отсюда:

5 задача - подготовка школьников к последующему (в средних и старших классах) образованию в области окружающей среды в рамках специальных естествоведческих и обществоведческих дисциплин.

Образование в области окружающей среды не ограничивается только школьными уроками и теми знаниями, которые приобретаются. Окружающий мир - это огромное количество информации, которую школьник усваивает самостоятельно. Помочь ему в этом опять же должны школьные курсы окружающего мира, следовательно:

6 задача - научить младшего школьника учиться самостоятельно, т.е. научить самообразованию.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Нельзя строить теорию методики в отрыве от общих теорий обучения и воспитания. Современные педагогические концепции оказывают огромное влияние на развитие методической науки. В настоящее время в методике естествознания появилось несколько альтернативных направлений развития, в основе которых лежат педагогические технологии развивающего обучения.


  1. Методическая основа предмета – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооружения учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ставит Перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу природоведения, в содержании школьных учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека и зависимости рационального использования природных богатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.

Связь с биологией и географией видна и в методах изучения природы. В биологических науках основными методами исследования являются наблюдение и эксперимент. В процессе обучения природоведению учитель формирует у учащихся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, ставить простейшие опыты. Ведущими методами при обучении географии являются картографический метод и наблюдение.

Методика преподавания природоведения является педагогической наукой, поэтому она неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией воспитания, — и развивается в соответствии с их законами и закономерностями.

Дидактика исследует общее в процессе обучения любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Методика преподавания природоведения, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психологические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией.

Психологическая наука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения младших школьников природоведению, нельзя не учитывать преобладание конкретного мышления у учащихся данной возрастной группы над абстрактным, неустойчивость внимания и другие психологические особенности.

При обучении учащихся природоведению необходимо учитывать также биологические особенности их развития, поэтому методика преподавания природоведения тесно связана с возрастной физиологией и школьной гигиеной. Выявляя оптимальные условия, способы и средства обучения природоведению, методика должна учитывать данные этих наук для сохранения здоровья детей.

Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей.

Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнаучных связей.


  1. Методы исследования (исторический, изучение массового опыта учителей, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, его проведение).

Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет познакомиться с методическим наследием предшествующих лет, изучить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пути изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологической, методической литературой.

Большое значение для решения многих методических проблем имеет состояние реального учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальных классах, т. е. изучение массового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в преподавании. Собранный материал обобщается, теоретически осмысливается и делается достоянием науки.

Для изучения массового опыта школы используются и такие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседования, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются в сочетании и в зависимости от поставленных задач исследования. При этом необходимо четко выделить цели изучения опыта, составить план изучения, разработать анкету для учителей и т. д.

Центральное место среди всех методов исследования занимает педагогический эксперимент - специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. Как правило, эксперимент направлен на создание нового педагогического опыта, в котором существенную роль играет сам исследователь.

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы устанавливает главную проблему исследования и выдвигает гипотезу. Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного экспериментально проверяемого нововведения. Как правило, эксперимент предназначается для доказательства гипотезы.

Существование человечества историческое, т.е. эволюционировало от простых состояний к более сложным и усовершенствованных, то и наука прошла такой же путь эволюции.

Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное мировоззрение человека привело к отчуждению человека от природы. На смену потребительской психологии, природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.

Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.

В реализации программы экологического воспитания учителю необходимо разрешить следующие педагогические противоречия:

Противоречия

Задачи

Между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом

Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом

Между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания

Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально-технического уровня учебно-воспитательного процесса

Между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине, бережного отношения к родной природе и отсутствием эколого-краеведческих знаний

Изучение истории своего края, его природы, культуры, народных промыслов и этнографических особенностей

Между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Разработка материала для работы с родителями

Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.

В качестве основных структурных компонентов экологического образования называются:

- экологическая образованность, или система экологических знаний;

- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

- культура экологически оправданного поведения.

Сообразуясь с данными структурными компонентами, определяются следующие цели:

- расширение экологических знаний;

- развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- воспитание эстетического отношения к природе;

- воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;

- воспитание потребности поддерживать экологическое здоровье личности.

Добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей помогает включение в систему работы четырех взаимосвязанных компонентов (познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного), являющихся ядром экологического образования, а также следующие дидактические принципы:

- системности и целостности;

Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счет системы ведущих идей.

Система ведущих идей экологического обучения и воспитания


На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания начальной школы.

Существует много вариантов факультативных курсов по экологии. Новизна этого подхода заключается в том, что возникла необходимость в ведении курса со 2-го по 4-й класс в связи:

- с актуальностью экологического образования и воспитания в начальной школе;

- с проявлением большого интереса к данным проблемам учащимися начальных классов;

- с необходимостью систематизации, углубления экологических знаний.

Содержание программы факультатива основано на краеведческом материале, более близком учащимся; это помогает понять детям, что экологические проблемы существуют не там, далеко от нас, а здесь - рядом. И уже сейчас мы можем охранять природу, экономя воду, энергию и т. д.

Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:

- разработка и реализация экологических проектов;

- организация внеклассной работы по экологии;

- вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;

- организация экологической работы в школьном летнем лагере;

- организация пропедевтических экологических мероприятий для дошкольников;

- организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.

Краеведческий и экологический материал включается в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Русский язык:

- использование текстов из произведений местных авторов для списывания, изложений, диктантов;

Литературное чтение, внеклассное чтение:

- чтение и обсуждение книг о родном крае;

- чтение рассказов и стихов местных писателей;

- знакомство с русскими поэтами.

Математика:

- решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

Изобразительное искусство:

- знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина и др.;

- знакомство с произведениями художников, родиной которых является область (край);

- знакомство с произведениями современных художников проживающих на территории области (края).

Технология:

- работа с природным материалом;

- использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.

Ведущая тенденция программного изложения - интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра и т. д.).

Работа лектория предполагает:

- включение в уроки здоровьесберегающих материалов;

- лекции на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы с родителями.

Темы лектория охватывают взаимосвязанные компоненты здоровья:

Лекторий в основном предполагает информационные формы проведения занятий, но в работу включаются и оздоровительные мероприятия:

а) оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, танцевальные);

б) когнитивные (дидактические игры с движениями, развивающие игры);

в) креативные (оригинальные движения, пантомимическая гимнастика).

Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медработников. Главная цель этой работы — формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся.

Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.

В процессе этой работы проводятся:

- экскурсии в музей, центр ИЗО, на станцию юннатов;

- экскурсии по городу, поездки в другие города и по историческим местам области (края);

- экскурсии по охраняемым территориям области (края);

- декады по природоведению;

- конкурсы стихов о природе;

- выставки рисунков и творческих работ;

- праздники (День птиц, День Земли и др.).

Практическая деятельность учащихся.

Это озеленение класса, школьных коридоров, школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры.

В процесс воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Проводятся классные часы и беседы на темы:

Мониторинг отслеживания результатов.

Отслеживание результатов проводится в 4 направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.

Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ и тестов, позволяющих определить глубину знаний о родном крае.

Учащимся предлагается заполнить анкету следующего содержания:

1. Загрязняется ли почва в нашей области (крае)?

2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?

3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки. Каковы ваши действия?

4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.

6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на ее страницах?

7. Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных?

Это самый сложный компонент экологического образования для диагностирования, поэтому используется собственно-эмпирический метод исследования - наблюдение.

Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направляет учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественнополезной практической деятельности экологического характера.

Читайте также: