Совокупность каких процессов обеспечивает формирование графических навыков при подготовке к школе

Обновлено: 07.07.2024

2 Цели. Социальная цель: Социальная цель: Обеспечить единые стартовые возможности детей шестилетнего возраста при подготовке к школе. Обеспечить единые стартовые возможности детей шестилетнего возраста при подготовке к школе. Педагогическая цель: Педагогическая цель: Развитие личности детей старшего возраста, формирование готовности к систематическому обучению. Развитие личности детей старшего возраста, формирование готовности к систематическому обучению.

3 Задачи. Организационные: Организационные: 1.Изучить нормативные документы, регламентирующие осуществление подготовки детей к обучению в школе. 2.Создать условия в групповой комнате для реализации программы. 3. Составить перспективный план работы с детьми и родителями. 4. Разработать конспекты занятий и включить работу по развитию графических навыков во все разделы программы.

4 Педагогические: Педагогические: 1.Повысить педагогическую компетентность родителей, используя наглядную информацию, мастер – класс, консультации. мастер – класс, консультации. 2. Использовать здоровьесберегающие технологии. 3. Научить детей правильно сидеть при письме и правильно держать карандаш. 4. Развивать у детей мелкую моторику, согласовывать движение руки с зрительным контролем.

6 Пути реализации педагогических задач. I этап. I этап. Для выявления у детей готовности руки к письму, овладению графическим навыком провела 1 этап мониторинга. Для выявления у детей готовности руки к письму, овладению графическим навыком провела 1 этап мониторинга. Он показал, что у детей: Он показал, что у детей: низкий уровень развития мелкой моторики, недостаточная согласованность движения руки со зрительным контролем, наличие тремора. низкий уровень развития мелкой моторики, недостаточная согласованность движения руки со зрительным контролем, наличие тремора. недостаточно развито умение передавать форму предмета (дорисуй). недостаточно развито умение передавать форму предмета (дорисуй). дети не умеют выполнять пошаговую инструкцию. дети не умеют выполнять пошаговую инструкцию. Недостаточный уровень развития пространственных представлений, ориентировка на листе бумаги. Недостаточный уровень развития пространственных представлений, ориентировка на листе бумаги.

8 Формы работы: Индивидуальная

11 Для развития графических навыков ребёнка, мелкой моторики руки и координации движения пальцев создала соответствующую предметно – развивающую среду в групповой комнате. В ней предусмотрены: ИГРОВАЯ ЗОНА: конструкторы, пазлы, мозаика, и другое.

12 ЗОНА ТВОРЧЕСТВА: магнитная доска, маркеры, пластилин, цветная бумага, книги – раскраски, цветные карандаши и другое

14 ЭКСПЕРМЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА: игры с песком, камешками. ракушками, рисование пальчиками на песке.

15 Использовала здоровьесберегающую технологию: пальчиковую гимнастику, физминутки, дыхательную гимнастику. В результате их проведения у детей улучшилась двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность.

16 При разработке конспектов занятий я включала работу по развитию графических навыков во все разделы программы.

17 Использовали технику обрыва, скатывания, пластилинового рельефа

18 Дети научились ориентироваться в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильно располагать изображение на нём,проводить разные линии с заданными характеристиками, не меняя положения листа, соблюдая последовательность в выполнении работы по образцу.

20 Затем родители сами выполняли задания в тетрадях, заштриховывали фигуры по трафаретам. Они очень старались.

21 Объяснила и показала, как надо правильно держать карандаш (2- 2,5 см от кончика карандаша), правильное положение листа при письме. Провела с родителями пальчиковую гимнастику, физминутку. Родители были очень заинтересованы и активны.

22 На родительские собрания приглашали учителей со школы. При выступлении просила их заострить внимание родителей на подготовку руки ребёнка к письму, т.е. овладению графическим навыком и развитию мелкой моторики.

23 Вывод: Я считаю, что в результате ежедневной работы компетентность по подготовке к обучению в школе у детей моей группы сформирована на достаточно высоком уровне по всем разделам программы, в том числе по развитию графических навыков. Я считаю, что в результате ежедневной работы компетентность по подготовке к обучению в школе у детей моей группы сформирована на достаточно высоком уровне по всем разделам программы, в том числе по развитию графических навыков.

Формирование графических навыков у дошкольников.

(на основе статьи нейропсихолога Циновской Светланы Павловны

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе.

Как часто бывает, ребенок подрастает, переходит в подготовительную группу, и вдруг! обнаруживается, что он не умеет писать, и даже держать ручку в руках. Но письмо – это сложный процесс перекодирования устной речи в письменную, поэтому сначала необходимо подготовить базу, чтобы ребенок овладел этим навыком.

Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. Вовремя выявленные трудности помогут разработать специальную систему методов и приемов по их устранению.

Рассмотрим основные компоненты письма.

Чтобы овладеть навыком письма, у ребенка должны быть сформированы внимание, память, пространственные представления; речевое развитие должно соответствовать возрасту; для детей процесс письма – это дело, скажем, не очень интересное, поэтому, чтобы им овладеть, ребенок должен иметь сильную мотивацию. Также ребенок должен владеть слуховым и зрительным анализом.

И особое внимание обратите, зеленым цветом выделены моторные навыки. Это общие двигательные навыки, движения руки или мелкая моторика, движения глаз и артикуляционная моторика. Как мы видим, моторные навыки имеют большое значениедля овладения навыком письма.

Очень важно, психологам при тестировании детей, своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Итак, желательно, чтобы психолог обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту.

Опытный психолог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке.

Основными критериями наблюдения являются следующие:

• легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;

• испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);

• часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы!;

• умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);

• насколько у воспитанника развито чувство ритма;

• как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);

• правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

• обратить внимание на выбор ведущей руки (леворукие дети и

дети-амбидекстры, которые действуют двумя руками с одинаковым успехом и после 5 лет не определились с выбором руки, находятся в зоне риска)

Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:

• неровные, дрожащие линии;

• слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;

• рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;

• возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;

• рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);

• рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Фотомузыкальные и физкультурные занятия

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании?

Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, игры на координацию речи с движением являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму.

На физкультурных и музыкальных занятиях формируются основные двигательные навыки, пространственные представления (перестроения в шеренгу, колонну и т. д., ориентировка в собственном теле (ноги на ширине плеч и т. д., чувство ритма и т. д.

Игры и упражнения на координацию речи с движением включаются в различные виды деятельности: занятия, прогулки, режимные моменты и т. д.

При использовании этих игр решаются следующие задачи:

• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук

• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле

• воспитание чувства ритма и темпа

• формирование слухового внимания, восприятия и памяти

• активизация речевых процессов

• развитие физиологического и речевого дыхания ( это важно: часто встречается, что во время письма дети задерживают дыхание – нет координации движений: надо помнить, что писать, следить глазами за тем, что пишешь, не упасть со стула (если равновесие недостаточно развито, да ещё и дышать)

Также необходимо развивать мелкую моторику. Существует много игр, с помощью которых мы можем развивать мелкую моторику и, как следствие, высшие психические функции ребенка. Вот некоторые из них:

• Лепка из пластилина, теста, глины и т. д.

• Рисование пальчиковыми красками

• Игры с прищепками

• Игры с горошинами, бусинами, ракушками и т. д.

• Игры с карандашами

• Игры с массажными мячами и Су-Джок

• Пазлы и мозаика

• Конструкторы и лабиринты

Психологи и нейропсихологии выделяютпримерные возрастные критерии овладения графическими навыками. Если ребенок не владеет необходимыми графическими навыками в данном возрасте (может быть некоторыми из них, значит, именно над этим и надо работать.

Критерии по всем возрастам представлены в бумажном варианте. У нас недостаточно времени, чтобы рассмотреть их по всем возрастам. Желающие могут ознакомиться в конце мероприятия. Сейчас рассмотрим для наглядного сравнения два возраста: младший возраст, в котором рекомендуется начинать работу по развитию графических навыков и подготовительный.

Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками

Ранний возраст (третий год жизни)

1. Ребенок рисует относительно прямые линии по показу и по образцу – горизонтальные, вертикальные, сплошные и прерывистые, а также подобие волнистой линии

3. Ставит точки или рисует черточки в определенном месте, например, внутри контура

4. Пытается закрашивать изображение в пределах контура

5. Рисует подобие круга по образцу и по устной инструкции взрослого

1. Знает названия основных частей тела и лица, правильно показывает их

2. Строит из кубиков (кирпичиков) ворота, простой домик по образцу

3. Понимает и употребляет в речи основные предлоги (в, над, под)

4. Понимает слова вверху, внизу (ориентация верх-низ)

5. Собирает разрезную картинку из 4х частей

Примерные возрастные критерии овладенияграфическими навыками

Подготовительный дошкольный возраст (седьмой год жизни)

1. Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал

(с образцом или без образца, а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5–7 фигур)

2. Может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур. Размеры изображения не менее 2–3 см

4. Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см

5. Выполняет мелкую штриховку в среднем (4–5 см) и мелком (2–3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная)

6. Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10)

8. Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам

9. Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты)

10. Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти). Рисует сложные изображения и предметы с детализацией (индивидуально, зависит от интереса ребенка к рисованию и художественных способностей)

11. Рисует цифры в крупных клетках (11 см и 0,70,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя

1. Ребенок знает все части тела и лица, включая пятки, локти, колени, бока, брови и ресницы

2. Отличает правую и левую руку

3. Конструирует по схеме

4. Понимает и правильно использует все основные предлоги

5. Ориентируется в направлениях: вперед, назад, в сторону (влево, вправо)

6. Располагает рисунок на листе гармонично

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

• следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;

• начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);

• осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);

• рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

• использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Дошкольный возраст — период игры, фантазии и творчества

Очень важно не лишить ребенка этих удивительных возможностей играть, фантазировать и творить. Именно поэтому специальные занятия по формированию графических навыков не могут заменить традиционное рисование или иные виды творческой, продуктивной деятельности.

(первый лист)Пчелы – очень полезные насекомые, они много трудятся, чтобы угостить нас мёдом.

Как называется домик пчелы?

Нарисуй, как пчела летит с цветка на цветок.

(последний лист) рассмотри свиток с рисунками,помоги индейцу найти с помощью этого свитка путь к вигваму вождя

В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на форму и содержание занятий.

Очень важно во время занятий следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3–4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка. Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть недолгими:

5–10 мин — для младшей и средней групп,

10–15 мин — для старшей группы и

15–20 мин — для подготовительной группы.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Проявляются такие навыки в следующем:

  • в умении без особого напряжения рисовать плавными или отрывистыми ритмичными движениями графические объекты разного содержания (простые предметные изображения, сплошные линии разной конфигурации - спиральные, узкие и широкие, нитевидные, прямые и ломаные и др.);
  • легко держать пишущий инструмент, при этом соблюдая правильный наклон;
  • в устойчивости правильной позы;
  • в выполнении разных графических движений с увлеченностью и с особенным интересом, без приложенной напряженности.

Овладение такими графическими умениями возможно при выполнении многократных, обязательно усложняющихся постепенно упражнений.

Если уделять больше внимания на развивающие игры, упражнения и разные задания на обучение четким движениям, а также на тренировку мелкой моторики, то решаются следующие задачи:

  • косвенное воздействие на развитие малыша интеллектуально;
  • подготовка каждого ребенка-дошкольника к развитию умения писать, способствующим решению задач школьного обучения;

Работа по постепенному развитию графических умений и навыков, которая включает упражнения, задания и тесты на развитие мелкой моторики, начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Дети 4-5 лет

В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.

У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов;
  • штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
  • рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур - правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Дети 5-6 лет

Этот возраст - финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.

Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы - ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа - налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;
  • проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).

Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:

  • правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
  • ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
  • усовершенствованию координации движений детских пальцев;
  • развитию мыслительных процессов; и др.

Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, - дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование графических навыков – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. Вовремя выявленные трудности помогут разработать специальную систему методов и приемов по их устранению.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.

Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Желательно, чтобы воспитатель обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту. С ее помощью примерных возрастных критериев овладения графическими навыками можно определить, справляется ли дошкольник с доступными для его возраста заданиями. Если наблюдается отставание, важно задуматься о его причинах.

Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.

Из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляется в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего — в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде.

Опытный педагог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке.

Основными критериями наблюдения являются следующие:

легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;

испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);

часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;

умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);

насколько у воспитанника развито чувство ритма;

как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);

правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

В дошкольном возрасте процесс определения ведущей руки у разных детей протекает по-разному. В целом согласно представлениям современной детской нейропсихологии, до пяти лет ребенок может использовать то одну, то другую руку, колебаться в выборе ведущей руки — это входит в вариант нормативного возрастного развития. Если колебания в выборе руки происходят после пяти лет — это тревожный сигнал для родителей и педагогов, требующий дополнительного внимания. Скорее всего, такой ребенок без специальной помощи будет испытывать трудности в автоматизации графических навыков и при обучении письму.

Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:

неровные, дрожащие линии;

слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;

рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;

возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;

рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);

рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок), — являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;

начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);

осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);

рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Другой часто встречающееся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника.

Наблюдая за таким ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т. д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

В той или иной мере похожее поведение свойственно всем детям дошкольного возраста. Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенной Д. Б. Элькониным, постепенно формируется лишь к семи годам, когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрасте внимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой.

Примерные игры, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий

выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий);

конструирование по образцу.

В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:

на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);

работе с лабиринтами;

создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);

обучении поэтапному копированию изображений.

Читайте также: