Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне доу

Обновлено: 05.07.2024

Создание стационарной развивающей экологической среды в образовательном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддерживание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приручает систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые делают все сами и не дают возможности детям знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей, уголков природы, комнаты природы, всего того, что живет и растет на участке, развивают в них равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых так и детей. Дети могут стать участниками этой деятельности тремя способами: рассказ учителя о разных делах и событиях в образовательном учреждении; наблюдение деятельности взрослых; практическое участие школьников. Самая распространенная форма совместной деятельности – это создание и поддержание необходимых условий для содержания природных объектов. В совместной деятельности учащиеся могут являться наблюдателями, практическими исполнителями, и, тем не менее, при этом образец взаимодействия взрослого с природой имеет решающее значение: дети вслушиваются в ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия учителя и охотно принимают в них участие.

Все это, во-первых, позволяет воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить.

Вторая составляющая методики традиционна – это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего.

Третья составляющая методики – заключительный осмотр – позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как всем обитателям стало лучше оттого, что они потрудились. Это эмоциональное завершение совместной деятельности педагога и детей. Оно вселяет уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о природных объектах, вызывает желание снова участвовать в этом мероприятии.

Труд детей, какого бы объема он ин был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружении.

Растения и животных можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая тем самым экологические пространства для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическое пространство – это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Главная особенность и преимущество зеленой зоны - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет учителю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности. Растения и животных могут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать интересные моменты. Иногда они смогут увидеть, как дети трудятся, что не маловажно для формирования единого подхода к воспитанию в семье и школе. Должна быть продумана организация обслуживания и методика использования экологического пространства в педагогическом процессе. Экологические пространства могут быть использованы для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых, для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания.

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными. Метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с педагогом трудился и реально заботился о природных объектах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом образовании.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 52612
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Разнообразный труд в природе доставляет много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Труд в природе взрослого и ребенка имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель организует трудовую деятельность детей в природе так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, советских педагогов, В. А. Сухомлинского,

А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Особенности совместной деятельности :

1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.

2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.

3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

4. Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно-взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности детям наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни, как уникальной ценности. Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада

(выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве) могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.

Три способа совместной деятельности.

1. Слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ.

2. Наблюдая за деятельностью взрослых

3. Практически участвуя в ней.

Например: в дошкольном учреждении строится теплица. Крупномасштабные строительные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми. Но старшие дошкольники могут быть участниками этого процесса, если воспитатель расскажет о том, что строится в детском саду, какой будет теплица, что в ней будет расти, зачем сделаны большие окна, почему ламп много и т. д. Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс - они в курсе событий, эмоционально реагируют на них. А на последнем этапе оборудования теплицы взрослые могут найти доступные для 5-7 летних детей дела и тогда они станут действительными участниками этого процесса. Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и детей в природе, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, объяснениях и правильных, с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Основные цели совместной деятельности взрослого и детей

в уголке природы и других «экологических пространствах.

1. Развитие наблюдательности, формирование понимания

причинно-следственых связей в природе.

2. Демонстрация воспитателем образца-(эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

3. Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.

4. Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

5. Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

6. Методика проведения совместной деятельности в природе.

Младший дошкольный возраст.

Дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно, в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение : дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животным и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них посильное участие.

Старший дошкольный возраст.

(старшая группа).

1этап. Осмотр обитателей уголка природы и выявление :

а) их самочувствие и состояние

б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, и др.).

IIэтап. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий.

III этап. Заключительное кратковременное наблюдение за животными и цветами, их поведением в улучшенных детьми условиях жизни.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве с детьми являются главным методом экологического воспитания, формирования первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспита­ния.

Ведущей в этом процессе должна стать совместная дея­тельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубеж­ных. Она отчетливо просматрива­ется в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макарен­ко, Ш. А. Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочув­ствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совмест­ной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смыс­ла деятельности, ее конечного результа­та;
  • наличие руководителя, который орга­низует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отноше­ний, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятель­ности могут оказать решающее воз­действие на становление начал эколо­гической культуры в дошкольном дет­стве?

Основное место в системе экологи­ческого воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (рас­тет, дает потомство, цветет и т. д.).

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагоги­ческий процесс и выполняется со­вместно — взрослыми и детьми.

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольни­кам наблюдать и участвовать в созда­нии нормальных условий для обитате­лей живых уголков, комнаты приро­ды, участка, развивают в детях равно­душие, черствость и невнимание во­обще к жизни как уникальной цен­ности.

Совместная организационно-хозяйст­венная, трудовая деятельность в зеле­ной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать раз­личные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники способны стать участниками этой дея­тельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о раз­ных делах и событиях в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрос­лых;
  • практически участвуя в ней.

Например, в дошкольном учрежде­нии во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномас­штабные строительные и хозяйствен­ные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы про­изводятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастни­ками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени пока­зывает, как продвигаются дела, пояс­няет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.

Дети еще практически в деятельнос­ти не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.

На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое прояв­ляется в его заинтересованном рас­сказе, эмоциональных реакциях, оцен­ках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — дейст­виях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отноше­ния к ней, демонстрирует необходи­мость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Обстоятельные исследования психо­логов показали поистине феноменаль­ное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного пси­хического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: обще­ние — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно вы­слушивают друг друга и высказывают­ся. (Лисина М. И. Общение ребен­ка со взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. научных трудов. М., 1974). Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процес­се содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинте­ресованным соучастником деятель­ности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, кото­рые ребенок получает в общении со взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999).

для нас же наибольшее значение имеет личностно ориентированное об­щение, которое может принимать форму делового взаимодействия, наце­ленного на какую-либо совместную деятельность. В таком общении зна­чимы и содержание, и форма — общий тон, подбор выражений, инто­нации и громкость голоса. Оптималь­ное педагогическое общение воспита­теля с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ре­бенка, его активного творческого участия в деятельности.

Этих целей немало.

  • Демонстраиия воспитателем, образ­ца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется эколо­гический подход ко всему живому, гуман­ное отношение.
  • Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих за­интересованное, эмоционально окрашен­ное, практическое взаимодействие с ними.
  • Ненавязчивое обучение детей при­емам и операциям по уходу за расте­ниями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слы­шать другого человека, реагировать на его слова.
  • "Развитие наблюдательности, форми­рование понимания причинно-следствен­ных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошколь­ников изменяются, но деятельность остается совместной.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их

Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.

3-й этап — заключительное кратко­временное наблюдение за животны­ми — их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспиты­вать в детях истинно гуманное отно­шение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время де­журства.

Второй момент методики традиционен — это реальные трудовые опера­ции по улучшению условий для жи­вотных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педа­гогическую целесообразность: их вы­полнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максималь­ным удобством для ребенка, их испол­няющего. Именно поэтому необходи­мо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело,

небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т. д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, ос­торожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений.

Третий момент методики (заключи­тельный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,— всем стало лучше от того, что потру­дились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совмест­ной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важ­ности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязатель­ного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные

практические навыки.Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершаю­щий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совмест­ная деятельность воспитателя с де­журными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.

На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процес­су. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю — он полностью вклю­чен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и кор­ректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэ­тому воспитатель облегчает процесс — приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий период — это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспита­тель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показом и одобрени­ем. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковы­ми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно при­учать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важны положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за формирующиеся практи­ческие умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пято­му разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет до­школьникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный

Дежурство детей и на этом послед­нем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остает­ся совместной деятельностью: воспи­татель наблюдает за дежурными, под­сказывает и включается, когда надо,— это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2—3 маленькие коробочки. Каждая троица ребят один раз за три дня делает такой посев — это зеленая подкормка для птицы и других обита­телей живого уголка, комнаты приро­ды.

дела, просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо де­лать, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Коллектив­ный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым (эти умения могут пригодиться в экстренных случаях, например при отсутствии взрослых, отвечающих за комнату природы).

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращи­ванию растений на участке дошколь­ного учреждения (в огороде, цветни­ках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, эколо­гически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и живот­ных, создание и поддержание необхо­димых условий для всех живых су­ществ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются глав­ным методом экологического воспи­тания — методом, который обеспечи­вает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи­модействия с природой ближайшего окружения.

С. НИКОЛАЕВА, старший научный сотрудник
Института семьи и воспитания РАО, канд. пед. наук

Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается вдошкольном возрасте. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

  • диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную);
  • наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;
  • целевые прогулки на природе;
  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
  • рассказы воспитателя, чтения детской литературы;
  • беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
  • опыты, поисковую деятельность;
  • труд в уголке природы;
  • просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;
  • работа с моделями;
  • работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  • экологические досуги и праздники;
  • выставка художественной литературы.

Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с различной степенью включенности и участие как взрослых, так и детей. Дошкольники способны встать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событий в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрослых;
  • практически участвуя в ней.


Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы.


Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным: если прослеживается зависимость жизни и состояние растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Основные типы совместной деятельности взрослых и детей

1) Совместная деятельность первично-ознакомительного типа.

На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям в совместной деятельности первично-ознакомительного типа. Чаще всего она посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами игр могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.


Обучение детей в играх осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс.

Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам, можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

2) Совместная деятельность углубленно-познавательного типа.

Содержание игр, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких игр определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это игры, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это игры по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.

Игры углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

3) Игры обобщающего типа.

В играх обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах).

Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Еще один вид совместной деятельности – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Итог

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.
  2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
  3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Читайте также: