К какому виду образования в системе образования рф относится посещение художественной школы

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Традиционно сложилось, что основная цель детской школы искусств — выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы детской школы искусств, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении XX в., были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения (музыкальные, художественные, хореографические училища). Поэтому традиционно система детских школ искусств относилась к отрасли культуры, отвечающей за государственную политику в этой сфере.

К сожалению, в настоящее время ведомственная принадлежность в ряде регионов признается не столь важной, что приводит к утрате методической и кадровой преемственности в цепи детская школа искусств — среднее профессиональное образование в области культуры и искусства.

Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. — 6591, 2001 г. — 5837, 2005 г. — 5555, 2007 г. — 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.

Количество детских школ искусств

(музыкальных, художественных, хореографических)

в 1985 — 2007 гг.

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Например, в детских школах искусств в 2001 г. было 145368 выпускников, в 2002 г. — 148405, а в 2007 г. — 143563 выпускника. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в детскую школу искусств.

Причины могут быть разными — это и потеря интереса в получаемом образовании, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, отсутствие у детей необходимых творческих способностей и, к сожалению, основные две причины, появившиеся в последние годы, — крайне низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства в силу низкого уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот, а также зачастую отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника детской школы искусств, в том числе и будущего абитуриента среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, отвечающего необходимым для этого критериям.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т. д.

Но не только проблема ведомственной разобщенности детской школы искусств разрушает ее традиции. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования нивелирует раннюю профессиональную составляющую сущности реализуемого образования, при этом у преподавателя школы утрачивается нацеленность на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. Таким образом, с переводом детской школы искусств в разряд дополнительного образования детей, основной задачей которого является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии, детские школы искусств перестают выполнять главную и важнейшую функцию — профессионального самоопределения детей и молодежи.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

— к формальному характеру государственной аккредитации детских школ искусств, не ставящей своей целью оценку качества реализуемых в детских школах искусств образовательных программ;

— утрате традиционных методических связей среднего звена (музыкального или художественного училищ) с детской школой искусств;

— резкому снижению на протяжении последних 10 лет качества подготовки абитуриентов, поступающих из детской школы искусств в среднее специальное образовательное учреждение;

— отсутствию конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей.

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

— нерешенность вопроса о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) в детских школах искусств: при одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах детской школы искусств предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших классах — 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей системы Министерства образования и науки Российской Федерации норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов;

— вопрос о трудовых пенсиях в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детской школы искусств;

— рост родительской платы за обучение, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, но становящейся нормированной и обязательной частью бюджетного финансирования в ряде регионов страны (Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Тюменская область и др.);

— материально-техническое состояние детских школ искусств и методическое обеспечение (учебниками, хрестоматиями, учебными пособиями). Согласно статистике из общего количества детских школ искусств (5477) требуют капитального ремонта 2602 школы, при этом из 1939 детских школ искусств, расположенных в сельской местности, крайне необходим капитальный ремонт 903 школам.

С целью поддержки материально-технического обеспечения детских школ искусств в 2006 — 2007 гг. из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены средства на приобретение музыкальных инструментов. Безусловно, данный шаг способствовал обновлению парка музыкальных инструментов в детских школах искусств, но полностью проблему не решил.

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

Законопроект направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в сфере искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

во-вторых, ввести новый образовательный уровень — предпрофессиональное образование и новый вид образовательных программ — дополнительные внеуровневые общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие образовательные программы и предпрофессиональные образовательные программы;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного пространства отрасли — одна из первоочередных задач и федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведет к невосполнимой утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всем мире.


Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

- программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.


Задание 9 № 19

В 3 года родители отдали Василису в детский сад №45. К какому уровню образования относится организация, в которой она обучается?

1) обучение в детском саду/ яслях — дошкольное образование;

2) обучение в 1—4 классах — начальное общее образование;

3) обучение в 5—9 классах — основное общее образование;

4) обучение в колледже, техникуме — среднее профессиональное образование;

5) обучение в 10—11 классах — среднее общее образование;

6) Университет, институт, академия:

— высшее образование — бакалавриат (4 года);

— высшее образование — специалитет (всего 5 лет), магистратура (2 года после бакалавриата);

— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура);

9) посещение кружков, секций, музыкальных или художественных школ — дополнительное образование.

Так как Василиса посещает детский сад, следовательно, это дошкольное образование.

Художественное образование – это процесс овладения человеком художественной культурой своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Важным приоритетом современного художественного образования является процесс развития и формирования интеллектуальной и эстетической личности, вне зависимости от того будет ли профессиональная деятельность человека связана с художественной областью или нет.

Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений.

· сохранение многоуровневого образования в области отдельных искусств,

· усиление практической направленности профессиональной подготовки специалистов,

· выявление художественно одаренных детей и молодежи.

Цели художественного образования в Российской Федерации:

· содействие праву человека на образование и на участие в культурной жизни,

· развитие индивидуальных способностей,

· улучшение качества образования,

· поддержка культурного разнообразия,

· повышение значимости культуры и искусства для общего уровня образования,

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений образования в области культуры и искусств.

Задачи художественного образования на современном этапе:

· выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

· сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

· эстетическое воспитание подрастающего поколения;

· воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

· подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства.

Система художественного образования в РФ

Система художественного образования в РФ включают общее и дополнительное художественное образование, предпрофессиональное, профессиональное и послевузовское образование, а также различные формы повышения квалификации. Непрерывность художественного образования сегодня утверждается в качестве одного из базовых принципов его организации.

Важным принципом освоения искусства является деятельностный подход в обучении. Он реализуется в процессе изучения искусства на принципах развивающего образования, сформулированных академиками Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. При таком подходе основой развития детей выступает живое искусство (живое звучание, живые краски, движение, живая речь детей, звучащий инструмент и т.п.) и непосредственное творчество (собственными глазами, руками, движениями и т.п.), а техника и тиражная продукция (аудио- и видеозаписи, экранные средства, моделирование и т.п.) только интенсифицируют образовательный процесс. На занятиях акцент переносится на развитие художественно-творческой деятельности детей, на осуществление разных её видов.

Художественное образование неразрывно связано с эстетическим воспитанием детей.

Общее художественное образование.

Предметы художественно-эстетического цикла изучаются на всех уровнях системы образования. Художественное образование на каждом этапе взросления человека имеет свои особенности.




Дошкольный возраст - это период раннего эстетического развития, когда становится возможным рассмотрение мира искусства во всем его разнообразии, возникают первые художественные проявления (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса) и начинается формирование эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Для старшеклассников необходимо многообразие форм художественного образования, независимо от того, станут ли молодые люди профессионалами в этой области или нет. Это даст возможность старшеклассникам проявить свои творческие стремления, найти сферы применения художественных интересов.

Дополнительное художественное образование

Художественно-эстетическое направление является одним из наиболее массовых в системе дополнительного образования детей и молодежи.

В России внешкольные учреждения создают и развивают систему индивидуальных и групповых форм деятельности в следующих областях искусства:

· фольклор (хоровые, танцевальные и другие коллективы)

Получает все большее распространение создание произведений семейного творчества; включение детских работ в экспозиции профессиональных художественных выставок; культурно-образовательная работа с детьми в музеях.

Профессиональное художественное образование

Профессиональное образование ориентировано на формирование специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в различных областях культуры и искусства.

Система образования в сфере культуры и искусства включает сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

· организации дополнительного образования (детские школы искусств (по видам искусств) и др.);

· образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрировано реализующие программы основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования;

· профессиональные образовательные организации - художественные, музыкальные, хореографические, театральные и др. училища (техникумы, колледжи).

· образовательные организации высшего образования: университеты, институты

1. Прочитать теоретический материал по теме и кратко законспектировать.

и выполнить задание:

1) Зайти в раздел Родителям и ученикам, познакомиться с информацией о школе и историей школы, кратко записать.

2) Зайти в раздел Родителям и ученикам


Маршрут: Родителям и ученикам Отделения и классы

Определить основные направления деятельности ДХШ; отделения и группы, работающие в ДХШ; предметы, которые изучаются в ДХШ.

3) Зайти в раздел Сведения об ОО

Маршрут: Сведения об ОО Структура и органы управления образовательной организацией смотреть

Познакомиться со структурой ДХШ, перейдя в документ по ссылке в разделе.

4) Зайти в раздел Сведения об ОО


Маршрут: Сведения об ОО Образование

Определить уровень образования, форму обучения и нормативные сроки обучения в ДХШ,записать.

Тема: Художественное образование в РФ

План.

1. Цели и задачи художественного образования в РФ.

2. Система художественного образования в РФ.

Цели и задачи художественного образования в РФ.

Художественное образование – это процесс овладения человеком художественной культурой своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Важным приоритетом современного художественного образования является процесс развития и формирования интеллектуальной и эстетической личности, вне зависимости от того будет ли профессиональная деятельность человека связана с художественной областью или нет.

Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений.

· сохранение многоуровневого образования в области отдельных искусств,

· усиление практической направленности профессиональной подготовки специалистов,

· выявление художественно одаренных детей и молодежи.

Цели художественного образования в Российской Федерации:

· содействие праву человека на образование и на участие в культурной жизни,

· развитие индивидуальных способностей,

· улучшение качества образования,

· поддержка культурного разнообразия,

· повышение значимости культуры и искусства для общего уровня образования,

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений образования в области культуры и искусств.

Задачи художественного образования на современном этапе:

· выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

· сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

· эстетическое воспитание подрастающего поколения;

· воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

· подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства.

Система художественного образования в РФ

Система художественного образования в РФ включают общее и дополнительное художественное образование, предпрофессиональное, профессиональное и послевузовское образование, а также различные формы повышения квалификации. Непрерывность художественного образования сегодня утверждается в качестве одного из базовых принципов его организации.

Важным принципом освоения искусства является деятельностный подход в обучении. Он реализуется в процессе изучения искусства на принципах развивающего образования, сформулированных академиками Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. При таком подходе основой развития детей выступает живое искусство (живое звучание, живые краски, движение, живая речь детей, звучащий инструмент и т.п.) и непосредственное творчество (собственными глазами, руками, движениями и т.п.), а техника и тиражная продукция (аудио- и видеозаписи, экранные средства, моделирование и т.п.) только интенсифицируют образовательный процесс. На занятиях акцент переносится на развитие художественно-творческой деятельности детей, на осуществление разных её видов.

Художественное образование неразрывно связано с эстетическим воспитанием детей.

Общее художественное образование.

Предметы художественно-эстетического цикла изучаются на всех уровнях системы образования. Художественное образование на каждом этапе взросления человека имеет свои особенности.

Дошкольный возраст - это период раннего эстетического развития, когда становится возможным рассмотрение мира искусства во всем его разнообразии, возникают первые художественные проявления (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса) и начинается формирование эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Для старшеклассников необходимо многообразие форм художественного образования, независимо от того, станут ли молодые люди профессионалами в этой области или нет. Это даст возможность старшеклассникам проявить свои творческие стремления, найти сферы применения художественных интересов.

Дополнительное художественное образование

Художественно-эстетическое направление является одним из наиболее массовых в системе дополнительного образования детей и молодежи.

В России внешкольные учреждения создают и развивают систему индивидуальных и групповых форм деятельности в следующих областях искусства:

· фольклор (хоровые, танцевальные и другие коллективы)

Получает все большее распространение создание произведений семейного творчества; включение детских работ в экспозиции профессиональных художественных выставок; культурно-образовательная работа с детьми в музеях.

Профессиональное художественное образование

Профессиональное образование ориентировано на формирование специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в различных областях культуры и искусства.

Система образования в сфере культуры и искусства включает сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

· организации дополнительного образования (детские школы искусств (по видам искусств) и др.);

· образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрировано реализующие программы основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования;

· профессиональные образовательные организации - художественные, музыкальные, хореографические, театральные и др. училища (техникумы, колледжи).

· образовательные организации высшего образования: университеты, институты

1. Прочитать теоретический материал по теме и кратко законспектировать.

и выполнить задание:

1) Зайти в раздел Родителям и ученикам, познакомиться с информацией о школе и историей школы, кратко записать.

2) Зайти в раздел Родителям и ученикам


Маршрут: Родителям и ученикам Отделения и классы

Определить основные направления деятельности ДХШ; отделения и группы, работающие в ДХШ; предметы, которые изучаются в ДХШ.

3) Зайти в раздел Сведения об ОО

Маршрут: Сведения об ОО Структура и органы управления образовательной организацией смотреть

Познакомиться со структурой ДХШ, перейдя в документ по ссылке в разделе.

4) Зайти в раздел Сведения об ОО


Маршрут: Сведения об ОО Образование

Определить уровень образования, форму обучения и нормативные сроки обучения в ДХШ,записать.

Читайте также: