Совместная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Соловьева Елена Петровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

Схема развития деятельности:

- совместная деятельность с взрослым

- совместная деятельность с сверстниками

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития

7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.

9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

- в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;

- все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

- совместное обсуждение отсутствует;

- выводы по результатам опытов делает взрослый;

- воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;

- на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.д.

Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.

Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности - сотрудничества:

1. Общая цель. Совместное выполнение задания.

2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:

  • Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
  • Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
  • Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
  • Педагог - партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.

Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:

1) Проведение круглого стола.

Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:

  • Новогодние самоделкины
  • Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
  • “Мальчики и девочки. Какие они?”
  • “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
  • “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
  • круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители

2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)

3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить. ”

  • “В поисках угощения” (приурочена дню города)
  • “Осеннее путешествие”
  • “Пасхальные игры”
  • “Я знаю правила дорожного движения”
  • “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
  • “Сбережем природу вместе”

Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:

Старикова Евгения Викторовна, заместитель заведующего.

Особенности современных детей

1. Гиперактивный (обладает повышенной возбудимостью, значит нужна частая смена деятельности, соответственно – разные формы работы

2. Повышенная потребность в восприятии информации (интерес к рекламе, повышенная интуиция, недовольство и агрессия от недостатка информации) В связи с этим подача информации как рекламный блок, то есть одна цель через разные формы.

3. Повышенная тревожность и агрессия так как не хватает общения с родителями и сверстниками

4. Дети настойчивы и требовательны, не желают слепо подчиняться указаниям взрослых.

5. Сейчас ребенок не может быть просто объектом воздействия, а только взаимодействия

Совместная деятельность взрослого и детей на данный момент – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

• Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

Схема развития любого вида деятельности такова : деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л. И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности :

• Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)

• Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)

• Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми :

– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);

– свободное общение и перемещение детей;

Основные принципы взаимодействия с детьми :

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности :

• Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.

• Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.

• Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.

• Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).

• Чаще называйте имя собеседника.

Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т. п.

• Приемы включения детей в совместную деятельность

• Если все же есть ребенок, который не хочет ни помогать, ни играть, ни спасать кого-либо, ему предлагается выбрать ту деятельность, которой он хочет заняться. Но по той же самой теме, что и занимаются остальные дети. Для этого необходимо создать предметно - развивающую среду. Например, если мы со всеми детьми отправились в морское путешествие, чтобы познакомить Ежика с морскими обитателями, то в разных центрах группы тоже будет все на морскую тематику: в центре творчества раскраски рыб, трафареты и шаблоны рыб, в центре литературы книги про рыб, в центре познания энциклопедии про морских обитателей и т. д. Таким образом, дети не принуждаются к совместной деятельности, они сами выбирают то, что им по душе. Но в то же время образовательные задачи будут решены.

• Подводя итог, можно сказать, что такой подход к организации совместной деятельности детей и воспитателя позволяет решить одну из главных задач Стандарта: создание благоприятных условий для развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

• Процесс совместной деятельности включает в себя игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию или задачу.

Совместная деятельность планируется и прослеживается в следующих формах:

• Творческая деятельность.

• Проектная деятельность

• Продуктивная деятельность – детский дизайн

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Преимуществами метода проектов являются: высокая активность воспитанников, самостоятельная познавательная деятельность дошкольников, личностная ценность реализованных проектов, глубина и объем полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт и легко переносятся на другие виды деятельности.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – умение самостоятельно приобретать новые умения и добывать новые знания в процессе решения проблем.

Особенности проектной деятельности :

• Проблема должна быть актуальна для участников проекта.

• Участники проекта должны быть мотивированы.

• Проектная деятельность имеет адресный характер. Каждый участник должен быть заинтересован в получении результата, для этого деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

доминирующей в проекте деятельностью :

Творческий проект – проект, целью которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (газета, книжка – самоделка, видеофильм, спектакль, праздник и т. д.)

1. Неэффективно изготавливать изделия, которые никому не нужны.

2. Право выбора объекта от идеи до ее воплощения принадлежит воспитаннику.

3. Необходимо приучать детей делать эскизы будущего изделия и выбирать оптимальный способ изготовления.

4. Привлекайте к участию родителей.

Цель Создание творческого продукта

Результат Творческий продукт

Структура проекта Создание проблемной ситуации

Определение предполагаемого творческого продукта

Распределение на группы

Практическая деятельность

Представление результатов, презентация

Рефлексия (Осознание трудностей)

Форма продукта проектной деятельности Концерт, кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка

Возможная форма презентации Концерт, кукольный спектакль, выставка

Оценка Оценивается как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт

Этапы работы над проектом.

Проблематизация- первый этап работы. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально – техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки педагогов.

Планирование – важнейший этап работы, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планируют дети, а воспитатель лишь координирует эту деятельность. Сложность данного этапа – научить детей планировать, не забывая, что мы работаем с дошкольниками.

Реализация имеющегося плана – следующий этап работы над проектом. В результате появляется продукт. Это могут быть.

• Материальными – поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации.

• Действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, проекты)

• Письменными – книжки – самоделки, брошюры.

• Презентация – это возможность для детей поделиться радостью, эмоциями.

Рекомендации педагогу для организации наиболее успешной презентации.

• Спланируйте время для проведения презентации.

• Продумайте форму организации общей презентации, подготовьте сценарий.

• Проведите предварительную работу, консультирование участников. Помогите им определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, сем бы хотели поделиться с другими.

• Помогите участникам определиться с формой, чтобы каждый почувствовал успех, радость совместной работы.

• Предусмотрите финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Познавательно – исследовательская деятельность в нашем ДОУ организуется в еженедельно в следующих формах:

• непрерывная образовательная деятельность;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

• действие показывает педагог;

• действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

• действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

• действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Доклад. Организация образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (модель с детьми младшего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соот-ветствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (с 2–3 лет) В данной статье я делюсь опытом создания оптимальных условий для создания разнообразной деятельности детей во время прогулок (игр, труда,.

Примерная циклограмма образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДО Пояснительная записка Содержание циклограммы разработано для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и с учетом нахождения в группе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Статья посвящена организации совместной деятельности воспитателя и ребенка-дошкольника как системы взаимоотношений и взаимодействия взрослых и детей. Автор данной статьи рассматривает психолого-педагогические условия, виды и характеристикисовместной деятельности воспитателя и детей, структуру и методам организации совместной деятельности как формы взаимодействия в ДОУ.

Совместная деятельность воспитателя и ребенка-дошкольника как система взаимоотношений и взаимодействия взрослых и детей

Мордовина Ольга Николаевна

Сегодня в обществе формируется новая система дошкольного образования, где основными принципами является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации этих основных принципов должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, такие как:

1) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

2) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

4) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этапе развития детей до семи лет (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.).

Совместная деятельность взрослых и детей - это новая модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач в едином образовательном пространстве детского сада и семьи.Совместная деятельность взрослого и детей в аспекте ФГОС ДОотличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Совместная деятельность осуществляется не только в процессе детских видов деятельности, проектно-исследовательской или творческой работы, организованных взрослым, но и в самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность в ДОУ включает в себя:

организованную образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра или ухода.

Существуют три формы организации совместной деятельности с воспитанниками: индивидуальная;подгрупповая; фронтальная.

В процессе организации совместной деятельности с детьми педагоги используют:

пространственное или временное взаимодействие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией;

индивидуальное личностное общение на основе интереса ребенка-дошкольника и выполнение совместных заданий разного типа сложности.

наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников. Эта подразумевает проектирование деятельности, постановку цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников;

наличие различных персонажей для организации и руководства совместной деятельности (гном или жираф), которые воплощены в лице одного из участников деятельности.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности (персонаж или педагог). Например, полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через постановку какой-либо проблемной ситуации и т.д.

Эти характеристики направляет педагогов на создание условий для самостоятельной детской деятельности как мотивированной и естественной совместной деятельности педагога, и ребенка. Главное условие – это добровольное участие и желание детей. Поможет педагогу привлечь детей ряд факторов: подбор интересного и увлекательного материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, правильно выбранная методика общения с дошкольником.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

Совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными. Например,коллективный труд, коллективные работы по рисованию.

Ещё одна из характеристик организации совместной деятельности воспитателя с детьми - это возникновение межличностных отношений, которая помогает педагогу установить правила диалога и взаимодействия между участниками совместной деятельности.

Структурасовместной деятельности содержит в себе обязательные компоненты:

Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.

Совместная деятельность взрослого и ребенка - это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия, в основе которой лежит наличие и дальнейшее развитие партнерской позиции и партнерской формы организации.

К методам организации совместной деятельности относятся:

в младшем дошкольном возрасте

организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

организация моментов радости;

простейшие поисковые ситуации;

организация сюжетных игр;

в среднем дошкольный возрасте

вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

в старшем дошкольном возрасте

проблемные педагогические ситуации.

использование метода проектов.

использование литературно-игровых форм.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания, и созревают навыки сотрудничества. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями со- развития и со-реализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада и семьи.

Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО

Совместная деятельность – это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры
(Психологический словарь).

Что требует ФГОС дошкольного образования

Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.

Ребенок – это полноценный участник (субъект) образовательных отношений, поэтому образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми. Кроме того, задача воспитателя поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом (ФГОС ДО, подп. 3 , 4 п. 3.2.1).

Четыре компонента совместной деятельности

1. Общая цель
Совместное выполнение задания, игра или проект.

2. Общий мотив
Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия
Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат
Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата

Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом), уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).

В зависимости от образовательной ситуации воспитатели могут принимать разные позиции. Это может быть педагог-тьютор, который помогает ребенку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить задание. При этом помощь воспитатель оказывает только в том случае, если ребенок ее попросит сам.

При необходимости педагог моделирует и изменяет предметно-пространственную среду, привносит в нее мотивирующие элементы. В этом случае он может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми.

Совместная деятельность предполагает общение в форме конструктивного диалога, которым дети еще не владеют. Он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. Поэтому важно показывать детям, как вести диалог, и учить их общению. Таким образом, основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграции. Педагог выбирает формы и методы работы в зависимости от контингента детей, их уровня освоения программы и образовательных задач, которые он хочет решить.

При организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий (по Н.А. Коротковой): воспитатель включен в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются; ООД имеет открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребенок чувствует и осознает свою успешность.

Читайте также: