Что такое родной язык 5 класс определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в современном обществе, постичь взаимодействие и ценность языка и речи. В ходе урока учащиеся пользуются не только учебником, но индивидуальными карточками с разными заданиями, работают как в группах, так и парами.

ВложениеРазмер
pavlova.odt 31.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина

Конспект вводного урока в 5 классе:

Выполнила: Такменина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

г. Таганрог, 2016 г.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая.

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”; формировать ценностное отношение к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, рисунки

Целевые установки урока (задачи):

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
  2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
  3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
  1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
  3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
  4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку. Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь. Наш родной русский язык”).

Да, ребята, человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, значили бы без него? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Он считается главным средством человеческого общения. Но почему главным? Существуют ли другие средства общения? Если да, то какие? - Мимика, жесты, рисунки, сигналы, знаки. Это всё – невербальные средства общения, т.е. бессловесные. Попробуйте привести примеры таких языков.

Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д. Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки, язык танца, язык мимики, язык формул, языки программирования. Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

- Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

- Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях . Послушайте высказывание А.Н.Толстого : “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

- Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

Вот видите, ребята, какое огромное значение имеет язык, поэтому к нему относиться надо очень внимательно. Посмотрите на эпиграф нашего урока. Что вы думаете о высказываниях великих писателей? А поведет нас в мир языка наш учебник. Возьмите его в руки. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова.

II. А ктуализация опорных знаний и мотивац ия учебной деятельности. Работа с раздаточным материалом

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их (на парту выдаются разрезанные листики с пословицами) или они проектируются на экран

1. Без русского языка не сколотишь и сапога.

2. От приветливых слов язык не отсохнет

3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

4. Красную речь красно и слушать. 5. Язык – к знанию ключ. 6. Язык – весы ума. (Узбек.) 7. Язык – ключ к сердцу. (Азерб.) 8. Язык – переводчик сердца. (Араб.) 9. Язык поможет найти правильный путь. (Вьетн.)

- Как вы понимаете данные высказывания? О какой роли языка в жизни человека они говорят?

- Как называются такие изречения, наполненные глубоким смыслом? Почему первые пять пословиц не обозначены кому они принадлежат?

- Как вы думаете, в последней пословице о каком пути идет речь? Вспомните русскую пословицу, похожую по смыслу на вьетнамскую. (Язык до Киева доведет.) Что обозначает эта пословица?

- Запишите в тетрадь одну из пословиц, которая вам понравилась больше всего.

III . Работа с учебником. Проблемное объяснение нового знания .

-Слово “язык” многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

- Оказывается слово “речь” тоже многозначное. (4 слайд)

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

- А можно ли обойтись без языка? (дети предлагают ответы)

V. Вторичное закрепление. Работа с учебником. Выступление членов клуба знатоков.

Упр.6, стр. 5. (продолжение)

- Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?

На самом деле письменность появилась значительно позднее устной речи.

Самый древний и самый простой способ письма — „рассказ в картинках“. То есть „рисую-пишу“ (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Послушайте историю появления письменности, которую подготовил наш клуб знатоков. (Ребята, подготовленные заранее выходят и рассказывают о появлении письменности и раздают карточки с разными рисунками)

В IV-III тысячелетиях до н. э. В Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определённым символом обозначали дом, город, лодку…

Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: „иеро“ — „священный“, „глифы“ — „высеченный на камне“. Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: „пишу понятие“ или „пишу идею“ (отсюда научное название такого письма — „идеографическое“). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э.

Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев.

От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, своё происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

Древнегреческая надпись демонстрирует двустороннее направление строки.

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

Теперь перенесемся немного вперед, в период правления князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.

Что произошло в 988 году?

- 988 год - крещение Руси.

- Что такое алфавит? Кто его создатели?

- В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.

Кирилл и Мефодий создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА .

- Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

1. Посмотрите на эту азбуку.

  • в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?
  • как называется первая буква?
  • а вторая?
  • прочитайте две вместе, что получилось?

аз + буки = азбука.

2. Еще один секрет Кириллицы:

  • аз-я
  • буки - буквы
  • веди - ведать, знать
  • глаголь - говорить
  • добро-хорошо. - что получается?

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства . Это тоже общение.

VI. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке? Какой главный вопрос стоял в центре нашего внимания?

Так зачем же мы изучаем русский язык? (Русский язык – это язык великого русского народа. Он нужен нам, чтобы читать, писать, общаться, делиться своими мыслями с другими людьми. В языке отражается история и культура народа, его мудрость. Русский язык велик, богат и могуч. Знание языка позволяет воздействовать на других людей, использовать слово, как оружие. Поэтому очень важно, кто этим оружием будет владеть. Человек должен любить, ценить и беречь свой язык.)


Родной язык — язык, на котором говорят с раннего детства (обычно язык той национальности, к которой принадлежит говорящий).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1) порядок и тип усвоения (родной язык обычно первый и усвоенный естественным путём, без специального обучения, от родителей-носителей языка),

2) качество усвоения, родной язык тот - на котором индивид осуществляет мыслительную деятельность (родной язык обычно лучший язык индивида),

3) широту употребления (родной язык самый употребляемый),

4) наличие или отсутствие внутренней эмоциональной связи с языком (родной язык определяется как внутренне самый близкий, на нём лучше воспринимается поэзия и прочее),

родной язык

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Родина дает человеку устойчивое ощущение спокойного, любящего дома. И родным люди чаще всего называют тот язык, на котором говорят со своими близкими.

Что входит в понятие

  • Что входит в понятие "родной язык"
  • Как обучать иностранцев русскому языку
  • История происхождения русского языка

Споры между учеными-лингвистами носят скорее теоретический характер, потому что на практике, точнее, в жизни, все как раз предельно ясно. Родным языком большинство людей считают тот, на котором говорят родители.

Затем ребенок идет в школу и начинает получать знания. Преподаватели, как правило, разговаривают и ведут уроки на государственном языке той страны, где живет человек. На нем написаны все учебники и методические пособия.

Такой язык является общим для учеников и окружающих ребенка взрослых. На нем говорят государственные деятели и издаются документы. Этим языком вписывается в паспорт его имя и фамилия по достижении совершеннолетия.

Большую часть времени человек начинает говорить именно на этом языке, даже если дома разговаривают на другом. Ученые называют его вторым родным для человека. Описываются случаи, когда первый родной язык в жизни меняется на тот, который чаще всего употребляется людьми.

Второе мнение сводится к тому, что родным языком для большинства становится язык, на котором они думают. А также пишут и разговаривают без особых усилий. Это основной язык для общения и деятельности в социуме. Его ученые называют функционально первым языком, то есть языком, с помощью которого человек приспосабливается к окружающему его обществу.

Люди могут знать функционально первый язык даже лучше первого родного, но быть при этом привязаны больше именно к тому, на котором учились разговаривать.

Различия между терминами лингвистов весьма условны, тогда как для простого человека родным языком всегда будет тот, который он сам любит больше всего. Привычки людей меняются со временем и обстоятельствами, но предпочтения чаще всего остаются неизменными.

1. исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.

Знание языка — это не только знание звуков, корней, суффиксов, приставок, окончаний, слов, словосочетаний, предложений, но и знание правил их употребления.

Уметь общаться — это значит уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них, высказать просьбу; умение начать, поддержать разговор и закончить разговор.

Читайте также: