Что такое опрос кратко

Обновлено: 06.07.2024

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, - так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Чтобы разобраться, что такое опрос, обратимся к понятию интервью . Это – один из важнейших методов получения информации в журналистике. В тележурналистике оно имеет особое значение: мы видим человека перед собой, он отвечает на вопросы в своей манере и своим голосом. Ни один сюжет не обходится без интервью, поскольку мнения людей – прямое подтверждение правдивости слов журналистов. Небольшие отрывки из интервью в сюжете называются синхронами.

Что же такое тогда опрос?

В тележурналистике – это жанр. Это нарезка синхронов с разными людьми, которые отвечают на вопросы корреспондента.

Для чего нужен опрос?

Одним из первых заданий для нашего курса, когда мы пришли на практику в Учебный центре теле- и радиожурналистики СГУ им. Питирима Сорокина , было снять небольшой опрос. Нас, восьмерых студенток, отправили с условием, что мы будем меняться в процессе съемки: каждая попробует себя и в роли оператора, и в роли корреспондента. Людей в институте было мало, поэтому в итоге мы избрали провальную тактику: мы окружали респондентов и ставили перед ними камеру. До сих пор не могу представить, что чувствовали студенты, когда их брали в кольцо журналисты. Это звучит забавно, но выбранный метод был действительно неудачным. Журналисты должны уважать людей, которые дают им интервью. Когда вы снимаете опрос, не стоит давить на человека. Если он отказался разговаривать с вами на камеру, лучше понять его и не беспокоить. Хороший вариант: корреспондент подходит к человеку и спокойно просит того дать ему небольшое интервью. Перед камерой люди обычно очень нервничают, поэтому старайтесь пообщаться с человеком до начала съемки. Можно кратко описать ему суть вопросов или поговорить на отвлеченные темы.

Опрос – это одновременно и очень легкий, и очень сложный жанр. Съемки потребуют от вас больших эмоциональных усилий, поскольку вам придется вести себя дипломатично и дружелюбно, даже услышав отказ. С другой стороны, это повод получше узнать людей, посмотреть, насколько они разные и насколько интересные.

Опрос – это метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.

Опрос направлен на получение информации о психологических и социальных явлениях с помощью очного или заочного общения. Сами социологи такое широкое применение метода опроса объясняют его универсальностью. С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. В отдельных случаях такая информация выходит дешевле, нежели информация, полученная другими методами, а при обработке данных можно использовать компьютерную технику, что значительно облегчает ход исследования.

В настоящее время есть несколько видов опросов, которые имеют как свои достоинства, так и недостатки.

Виды опроса

Устный опрос используют, когда надо наблюдать за реакцией человека на задаваемые вопросы, с помощью устного опроса более глубоко можно изучить психологию респондента, чтобы провести качественный устный опрос, необходима специальная подготовка и большие временные затраты, которые не всегда можно себе позволить во время исследования.

Ответы, полученные в ходе устного опроса, имеют прямую зависимость от личности человека, который ведет опрос, от личности человека, который отвечает на вопросы, и от поведения обоих участников опроса.

Письменный опрос является наиболее распространенным, самой известной его формой является анкетирование. С помощью письменного опроса можно охватить большое количество респондентов. Есть у письменного вида и свои недостатки, так с помощью анкетирования сложно учесть реакцию респондента на содержащиеся в анкете вопросы.

Интервью. Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, с помощью интервью можно проверить или уточнить данные после анкетирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Интервью часто используют при приеме на работу, соискателю задают стандартные, заранее подготовленные вопросы, при этом многие вопросы задают без уточнений и пояснений, чтобы испытуемый отвечал так, как он понял вопрос.

Характеристика опроса

Опрос является самым распространенным методом для получения информации о субъектах исследования. Сам опрос строится на задавании человеку вопросов, ответы на которые помогут исследователю получить необходимую информацию.

К главным особенностям опроса можно отнести его массовость, так как исследователю всегда необходимо больше сведений, чем об одном человеке, а лучше о группе индивидов.

Во время создания вопросов изначально формулируют программные вопросы, которые соответствуют задачам решения, доступные для понимания самого специалиста, после чего эти вопросы переводятся в стандартные анкетные, которые доступны и понятны респондентам.

Во время опроса необходимо:

  • четко обозначить цель беседы, ответить на вопрос (что изучать?);
  • выбрать оптимальные условия для опроса, чтобы человеку было комфортно;
  • узнать сколько времени собеседник намерен потратить на опрос;
  • заранее продумать возможные вопросы и ответы на них;
  • лучше начинать опрос с интересной для собеседника темы.

Правила составления вопросов для опроса:

  • вопросы должны быть понятными и отдельными, необходимо избегать двойственности;
  • необходимо избегать сложных терминов и определений, которые могут быть непонятны респондентам;
  • вопросы не должны быть длинными, краткими и по возможности простыми;
  • вопросы должны быть конкретными;
  • в вопросах не должно быть подсказок;
  • избегать вопросов, которые могут привести к шаблонным ответам;
  • вопросы, не должны вызывать негативных эмоций и отвращения;
  • недопустимы вопросы внушающего характера.

Ошибки и неточности во время опросов

На результаты исследования могут повлиять ответы, которые не отражают настоящих убеждений респондентов. К тому же респонденты могут намерено давать неверные ответы, пытаясь намеренно манипулировать результатами опроса. Так же респондент может чувствовать себя под социальным давлением, которое не позволит ему дать непопулярный ответ, тогда он будет отвечать шаблонными ответами, что может привести к неэффективным результатам или к результатам, которые являются желаемыми для самого исследователя.

Неправильная выборка также может влиять на результаты исследования, во время исследования необходимо охватить как можно больше людей разного возраста и пола, в таком случае выборка является нерепрезентативной.

Выводы

Таким образом, метод опроса в социологическом исследовании имеет важное значение, при изучении социальных процессов или явлений, которые недоступны непосредственному наблюдению. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами. Данные, полученные с помощью опроса обязательно следует сопоставить с информацией объективного характера, лучший эффект опрос дает в сочетании с контент-анализом и наблюдением.

Любой социологический опрос не стоит проводить, пока исследователь не установил для себя, зачем ему это нужно и что он хочет этим добиться, прежде чем начать проводить опрос следует разработать исследовательскую программу, четко определить цели и задачи, понятийный аппарат, а также выборки и инструментария исследования. При проведении опроса, важно учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спрашивает исследователь.


ОПРО́С, -а, м. Действие по знач. глаг. опросить—опрашивать. Опрос свидетелей.[Редактор] подверг меня тщательному опросу по части биографии. Чаковский, Это было в Ленинграде. || Метод собирания информации, применяемый в социальных исследованиях. Выборочный опрос.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОПРО'С, а, м. (офиц.). Действие по глаг. опросить. О. свидетелей. Инспекторский о. (опрос военнослужащих, производимый инспектирующим воинскую часть начальником; дореволюц.). О. военнопленных (воен.). Конституцией вводится всенародный опрос (референдум) для тех случаев, когда это будет признано необходимым Верховным Советом СССР или одной из союзных республик. Млтв. Президиум Верховного Совета СССР . производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик. Конституция ССР.

опро́с

2. метод сбора первичной информации, основанный на выяснении мнений разных людей (применяется в социологических и психологических исследованиях); результаты этого метода

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: компаньон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «опрос»

Синонимы к слову «опрос»

Предложения со словом «опрос»

  • – Мне нужна свободная комната, где я буду проводить опрос свидетелей. Таковая имеется? – Голос капитана был сухой и властный.
  • Точно так же весьма ловко распорядился защитник и при опросе свидетеля Ракитина.

Сочетаемость слова «опрос»

Социологи́ческий опро́с (соцопрос) — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты).«Метод опроса — самый распространенный из социологических методов, определяющий „образ“ социологии в глазах непосвященных и, к тому.

Дополнительно

Предложения со словом «опрос»

– Мне нужна свободная комната, где я буду проводить опрос свидетелей. Таковая имеется? – Голос капитана был сухой и властный.

Неожиданный и во многом парадоксальный подход получил широкую поддержку со стороны горожан, что подтверждается результатами опросов общественного мнения.

Это ясно и нам, и тем, кто не мысленные – реальные социологические опросы проводил.

Читайте также: