Как работать с трудными детьми в детском саду проблемы в поведении

Обновлено: 02.07.2024

Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей

Прежде всего понимание

Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.

Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии — неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени — это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.

Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.

Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.

Цели и проблемы

Проект был призван решить следующие проблемы:

• непонимание между родителями и детьми, отсутствие общего языка между ними, конфликтные ситуации в семье;

• отсутствие комплексного подхода к воспитанию у родителей, воспитателей и учителей, отсутствие у них знаний о том, как можно взаимодействовать друг с другом;

• неумение современных детей освободиться от отрицательных эмоций путем творческого самовыражения.

Данный проект рассчитан на период с октября 2008 г. по май 2009 г. и стартовал в октябре 2008 г. в детском саду № 11 города Сумгаита.

Основной концепцией проекта является достижение комплексного подхода к воспитанию в единой команде: родители — воспитатель — психолог — врач.

Предполагалось проводить регулярные встречи с воспитателями и родителями с частотой один раз в две недели.

Запросы воспитателей

Зная основные причины, ведущие к стрессу, а также способы саморегуляции, релаксации и другие методы борьбы с ним, воспитатели смогли бы управлять своими негативными эмоциями, что создаст благоприятный климат в их группах и семьях.

На втором месте среди запросов воспитателей на тренинг были игры с дошкольниками разных возрастов. По нашему мнению, перед встречей на эту тему уместно провести разговор, посвященный возрастным особенностям дошкольников, чтобы рассказать, в каком возрасте какому типу игр следует отдавать предпочтение.

Имея представление об особенностях поведения агрессивных, гиперактивных и тревожных детей и зная основные методы взаимодействия с ними и их родителями, воспитатель сможет грамотно скорректировать работу с ними, выработать нужную тактику поведения в группе.

Познакомившись с методами арт-терапии, ранее не применявшимися в Азербайджане, воспитатели открывают для себя возможности всестороннего творческого развития детей, благотворного влияния искусства на их психику, начинают применять элементы арт-терапии на своих занятиях, наконец, снимают собственный стресс.

Исходя из запросов на тренинг и нашего видения программы, мы проводим встречи с воспитателями в такой последовательности рассматриваемых тем:

Но после нескольких занятий я удостоверилась, что наши воспитатели — люди, любящие свое дело, работающие над собой, с большим интересом воспринимающие новую информацию.

Встречи проходят в интерактивной форме: воспитатели сами демонстрируют новые формы работы, предлагают новые игры, делятся опытом, впитывают в себя все новое и на следующий же день реализуют новшества в своей работе. Особенно меня поразило, когда я пришла на встречу с несколькими играми для агрессивных детей, а они поразили меня своими! Я даже не поняла, я дала им что-то новое или они — мне.

На первых двух встречах мне активно помогала заведующая детсадом № 11 Надежда Павловна Пономарева, которая фактически вела занятия вместе со мной и своим присутствием доказывала важность и необходимость моей работы.

Была организована обратная связь с родителями по опыту санкт-петербургских детских садов: на детских шкафчиках цветными стикерами отмечалось, что положительного ребенок сделал за день. А родители писали, что хорошего было в поведении их чада за выходные. Дети стали соревноваться между собой, у кого больше звездочек на шкафчике, у них появился стимул.

Одна воспитательница похвасталась, что приемы саморегуляции, продемонстрированные на встрече, посвященной стрессу, она теперь постоянно применяет и научила этому своих домочадцев — помогает. О встречах наши воспитатели стали рассказывать своим коллегам из других садиков и приглашать их поучаствовать.

Запросы родителей

Для этого были намечены следующие темы:

Ожидаемое и неожиданное

С какими проблемами я ожидала столкнуться при проведении встреч с родителями:

• убедятся ли родители в необходимости проведения таких встреч;

• задумаются ли о своих стилях и методах воспитания, о том, какие они родители;

• изменят ли свое отношение к детям;

• поймут ли свою ответственность за воспитание собственных детей и необходимость работы с воспитателями в одной команде;

• будут ли выполнять рекомендации психолога;

• наконец, будут ли активно посещать встречи?

После проведения нескольких встреч сомнения мои полностью развеялись. Взаимопонимание было полное: участники делились своими проблемами, наболевшим, вместе старались найти выход из различных ситуаций, с удовольствием участвовали в играх и упражнениях, жадно впитывали в себя полезную информацию.

Большинство участниц (папы к нам пока не приходят) не работают. Для них эти встречи — еще и повод выйти из дому, пообщаться, рассказать о своих проблемах, убедиться в том, что они не одиноки, узнать что-то новое о методах и стилях воспитания. Ведь у нас в Азербайджане девушек очень рано выдают замуж, они не имеют понятия, как воспитывать детей, делают все так, как велят им старшие (мама или, чаще всего, свекровь), а те далеко не всегда лучшие воспитатели. Поэтому для многих наши встречи — просто открытие. Они обнаружили, сколько ошибок допустили в свое время, но пока дети — дошкольники, многое поправимо.

Все участники родительских встреч полностью поддерживают программу и не сомневаются в необходимости ее реализации.

Работа с детьми

Одновременно с октября мы начали заниматься с дошкольниками 4—6 лет с периодичностью 2 раза в неделю.

Перед началом занятий было проведено тестирование на выявление агрессивности и тревожности и медицинское обследование на предмет гиперактивности.

Трудности, с которыми мы столкнулись при проведении занятий с детьми: незнание азербайджанскими детьми многих русских народных сказок. В результате все упражнения, построенные на отрывках из этих сказок, у нас не проходят.

Кроме того, наши дети плохо знают русский язык, соответственно потешки, стишки и текстовые задания тоже не проходят. Мы по возможности заменили русские сказки азербайджанскими, отказались от стихотворной формы, тексты стараемся переводить. В силу всего вышесказанного на занятиях преобладают двигательные игры и упражнения, а также широко используются арт-техники: рисование, музыка, танцы.

ВСТРЕЧИ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Цель: познакомить воспитателей с психологическими особенностями дошкольников разного возраста и спецификой взаимодействия с ними.

Непросто было придумать жест или движение, отличное от других, но большинство воспитателей справились, получив при этом удовольствие.

Беседа

Разговаривали о том, с какими трудностями воспитатели сталкиваются в своей работе. В основном трудности заключаются в том, что группы переполнены (30 и более в каждой), а воспитательница на каждую смену только одна, поэтому очень трудно написать что-то о каждом ребенке. Было решено писать только об отличившихся (например, сам оделся, первый собрал игрушки, первый поел и др.). Выяснилось, что это здорово подстегивает детей, каждый из них старается, чтобы у него было больше стикеров.

Вторая трудность — пассивность родителей, далеко не все принесли в понедельник стикеры со своими записями (что положительного сделал их ребенок за выходные). Тогда тренер рекомендовала повесить в каждой группе красочное объявление такого содержания:

Дорогие мамы и папы!

Не правда ли, вам приятно каждый день узнавать о новых достижениях вашего ребенка из маленьких записочек на его шкафчике?

С каждым днем количество звездочек у вашего малыша увеличивается!

(Это подействовало: мало кто из родителей смог пройти мимо и не прочитать. Обратная связь заработала!)

Затем ведущая познакомила всех с психологическими особенностями детей разного возраста — младшей, средней и старшей групп — и разъяснила, что при этом необходимо учитывать воспитателям.

Работа в группах

Участники разделились на три группы: в одной воспитатели младшей группы, в другой — средней, в третьей — подготовительной (условно). Каждой группе называлась ситуация, часто происходящая в садике, и слушатели должны были поделиться, как они выходят из нее, учитывая возрастные особенности поведения ребенка. Потом состоялось общее обсуждение, в ходе которого были перечислены психологические особенности детей младшей, средней и старшей групп. Все было запечатлено на ватмане.

Игра на снятие напряжения

Участники рассчитались на первый-второй, и первые номера стали перебрасывать подушечки только первым, а вторые, соответственно, вторым. Всё на высокой скорости. Игра заканчивается тогда, когда подушечка упадет.

Каждый делился впечатлениями, что дала ему эта встреча. Воспитатели говорили, что узнали много нового о приемах взаимодействия с дошкольниками разных возрастов. Может, теоретически они и знали об этом, но не представляли, как общаться с такими детьми на практике, теперь же опыт работы российских воспитателей обогатил их собственную деятельность новыми методами.

Цель: познакомить воспитателей с формами активного слушания, типами восприятия информации и принципами бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Приветствие

Участники рассчитались на первый-второй-третий. Первые номера — руки за голову, вторые — руки на пояс, третьи — наклон туловища вперед. Каждый расхаживал в указанном положении по аудитории и старался поздороваться с как можно большим количеством людей. Потом было обсуждение, во время которого участники высказывались, было ли им удобно находиться в данном положении, хотели бы они изменить свою позу или позу партнеров.

Этот текст знали все, получились очень оригинальные интерпретации с позиции аудиалов, визуалов и кинестетиков. В заключение каждый участник высказался по кругу, к какому типу, по его мнению, принадлежит он сам.

ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ

После проведения нескольких встреч с родителями в садике было вывешено объявление следующего содержания:

Двери его широко распахнуты для всех, у кого есть проблемы с воспитанием ребенка, кто имеет желание поделиться своим опытом, кто хочет узнать что-то новое и интересное о взаимодействии родителей и детей, а также научиться снимать собственный стресс, повысить уверенность в себе и просто пообщаться.

Встречи в клубе проходят два раза в месяц, по четвергам в 14.00.

Встречи проводятся по российским методикам.

За дополнительной информацией обращаться к методисту садика.

Цель: познакомить участников с функциями семьи, распределением обязанностей между ее членами, чтобы родители задумались о своей роли в семье, о своих правах и обязанностях и правах и обязанностях ребенка.

Разбор домашнего задания

Домашнее задание было такое: взять тетрадь, с начала тетради записывать, что хорошего сделал ребенок в течение двух недель, и помечать записи звездочками или улыбающимися рожицами; а с конца тетради отмечать весь негатив за это же время и помечать его грустными рожицами. Показать тетрадь ребенку и объяснить, для чего она. Половинки тетради будут соревноваться друг с другом — какая быстрее дойдет до середины. Надо обратить внимание, будет ли это стимулировать ребенка вести себя хорошо.

Одна мама еще до начала встречи остановила меня во дворе садика и, захлебываясь, стала рассказывать, каким стимулом оказались эти записи для ребенка.

На встрече выяснилось, что домашнее задание выполнили далеко не все, но, услышав от других и увидев, какую пользу приносит такая тетрадь, посетовали на собственную лень и решили обязательно завести точно такую же.

Далее ведущая рассказала о функциях семьи, роли женщины в современной азербайджанской семье, об особенностях семейного уклада нашей страны (традиционное уважение к старшим), о беспрекословном подчинении младших детей — старшим (даже в зрелом возрасте), сестер — братьям и невесток — свекрови (в основном все проживают с семьей мужа); о распределении обязанностей в азербаджанской семье.

Большинство участниц поставили на лидирующую позицию мужа, так как привыкли беспрекословно подчиняться всем его решениям. Некоторые поставили во главе семьи свекровь, а себя и детей изобразили кружочками одного размера, и лишь немногие отметили себя с супругом одинаковыми кружочками, стоящими на одном уровне. Детей же почти все отметили меньшими кружками, чем они сами. В ходе обсуждения ведущая задавала вопросы, устраивает ли участниц такая расстановка в семье, комфортно ли им, хотелось бы что-то изменить и что для этого нужно сделать.

Ответы были самые разные, но все сошлись во мнении, что воспитывать детей нужно согласованно, учитывая прежде всего мнение родителей (как отца, так и матери), а на втором плане должны быть взгляды остальных членов семьи.

Каждый член семьи, включая детей, должен иметь одинаковые права и свои определенные обязанности.

Тренер акцентировала внимание на том, чтобы женщины имели в семье не только обязанности, но и права и могли бы пользоваться ими, а также не забывали бы о правах своих детей.

Участникам раздаются картинки с изображением дерева, на ветвях которого расположены человечки в разных положениях — подвешенными вниз головой, сбрасывающими один другого с дерева и пр. Надо определить свое место и предположительное местонахождение членов семьи на этом дереве, символизирующем семью.

Во время обсуждения тренер спрашивала, устраивает ли участниц выбранная позиция, хотели бы они поменяться с кем-то местами, от чего и от кого зависит возможность изменения своего места на дереве? С помощью упражнения было продемонстрировано, какую роль отводят себе и членам своей семьи участницы, как распределяются их права и обязанности в семье. Многие свое местонахождение констатировали обреченно, но другого не могли себе реально представить.

Разминка-физзарядка

Домашнее задание

Заключение — впечатления по кругу

Участницы признались, что и раньше задумывались о распределении прав и обязанностей между членами своей семьи, но мало кто решался обсуждать это с посторонними, а проведенные упражнения позволили им обнародовать свои переживания, узнать проблемы других мам, убедиться, что во многих вопросах они не одиноки, услышать рекомендации психолога. Они задумались о своем отношении к собственным детям, взглянули на них другими глазами, увидели в них равных членов семьи, имеющих свои права, а не только обязанности.

Встреча позволила задуматься об укладе современной азербайджанской семьи и взаимоотношениях ее членов.

К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

На сегодняшний день, огромное количество детей имеют комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ), или гиперкинетическом синдроме детского возраста.

Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определён как заболевание. Это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком, а иногда и лечение.

СДВ – пожалуй, самая распространённая форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15 – 20%, причём синдром в 3 – 5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения – от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.

Основные симптомы СДВ:

  • расстройство внимания,
  • гиперактивность,
  • импульсивность.

Изменения в поведении, конечно же, иногда бывают у каждого ребёнка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной, неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. Утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т.п. Однако, это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ эти проявления постоянны.

Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребёнка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определённым видам деятельности.

У старших дошкольников – детей 5 – 6 лет – достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определённом объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но уже на систематических занятиях по подготовке к школе они проявляются сразу.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ

Вариант 1 (вариантов может быть несколько) Вариант 2

критерии успеха) Причины неудачи

Новые варианты решения

Тактика общения с непоседой

Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаём основу для будущих проблем.

Взрослые хотят руководить ребёнком (или считают необходимым это делать). Но руководить не значит заставлять, командовать, требовать беспрекословного подчинения. У ребёнка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упрёки и угрозы совсем не способствуют этому.

Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определённых результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение всё – тон, интонация, взгляд, жесты.

Как разговаривать с беспокойным ребёнком?

2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.

3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваши внимание и заинтересованность.

4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.

6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

Что делать в ложной ситуации?

2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

4. Обязательно объяснить, в чём состоит проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.

Какой метод эффективнее – похвала или наказание?

Жёсткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причём эта тревога и боязнь родительского гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная обида) обычно даёт обратный эффект.

Поэтому рекомендуется чаще хвалить ребёнка, чем осуждать его, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчёркивать, что изменение ситуации невозможно. Для того чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые.

Нужен ли нам послушный ребёнок?

Казалось бы, странный вопрос о беспокойных, непоседливых, невнимательных детях. Как показывают опросы, учителя и родители выделяют послушание, дисциплинированность и старательность в категорию наиболее предпочтительных качеств ребёнка. Рассказывая о проблемах невнимательных непосед (которых многие взрослые считают непослушными) и о том, как помочь таким детям, мы тем не менее старались не говорить о послушании. Послушание – это не то качество, которое стоит возводить в ранг главного достоинства ребёнка.

Вдумаемся, на что направлена борьба с непослушанием. На беспрекословное подчинение ребёнка воле взрослых. Представим себе семью, где властвуют строгость, требовательность, жёсткое обращение, где непоседливый, суетливый, рассеянный ребёнок получает бесконечные замечания и не имеет никаких поблажек. Результат такого отношения – забитый, робкий (даже если время от времени проявляет агрессивность), озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек, живущий с ощущением несостоятельности и в тревожном предчувствии новых неудач.

При всём многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

Дадим краткую характеристику этих трудностей.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьёзную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.

Как правило, у пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развёрнутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но как только нужно проявить свою инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на трудный вопрос), они молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, особенно в новой, проблемной для них ситуации, чувствуется скованность и напряжённость, что мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций.

Описанные группы детей можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребёнка свидетельствует о его гиперактивности и отсутствии произвольности, а пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.

Поскольку за поведением этих двух групп детей стоят разные психологические основания, очевидно, что эти группы требуют различных педагогических стратегий и нуждаются в различных стилях общения с воспитателем.

Особенности общения с импульсивными (агрессивными) детьми

В детских садах периодически возникает мода на такие игры именно из-за того, что кто-то из детей принёс соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать новых любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах, - препятствовать появлению в группе импортных мультфильмов с агрессивным содержанием. Вместо этого лучше показывать более подходящие для детей отечественные мультфильмы, организовать их обсуждение, проигрывать с детьми отдельные эпизоды из них (особенно хорошо это удаётся в младшей и средней группах).

Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находить компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения.

Портрет тревожного ребенка:.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).



Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества – не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных – с отставанием. Перечисленные проблемы – это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А – жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн – я сказала; собирайся живее – поедем к бабушке).
  • В – полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б – договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку – повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

- Я не хочу идти сегодня в школу.

- Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

- Сегодня опять эта математика.

- Да, у тебя в расписании математика.

- Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

- Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего – Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: