Деятельность администрации школы в качестве менеджера в системе образования

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос повышения эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы.

Шестнадцатый год я работаю директором муниципального общеобразовательного учреждения Шушенской средней общеобразовательной школы №1.

Именно инновационная и экспериментальная деятельность гарантирует высокое качество образования в нашей школе. Она и является причиной перевода управления школой и всеми внутришкольными процессами в новую плоскость, в основе которой - ориентация на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя, мотивация их на эффективную самоуправляемую и коллективную деятельность. И в быстро меняющихся современных условиях, я считаю, управление становится главным фактором дальнейшего развития школы. Оно должно быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты.

Анализируя собственную управленческую деятельность, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые позволяют решать основную задачу - становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе.

Понимание проблем и трудностей образовательного учреждения, необходимость применения адекватных мер для их решения ещё в середине 90-х годов привело меня к мысли, что основной управленческой технологией должно стать программирование и проектирование деятельности образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса. Данный подход отличается от планирования работы школы, которое широко было распространено практически до последнего времени. Планирование не предполагало развития образовательного учреждения, а лишь повторяло набор мероприятий, которые были необходимы для обычного функционирования школы, то есть для выполнения государственного заказа. Но каждая школа уникальна и отличается от других тем, что имеет определённые условия, возможности, потребности, заказ конкретных родителей и школьников для организации и обеспечения образовательного процесса. И интенсивные инновационные процессы, которые были запущены в школе, потребовали от управленческой команды, которую возглавляет директор, совершенно иных решений. Главное, что в данном случае должен уметь делать директор и его команда, - это определять стратегию развития своего образовательного учреждении:

  • уметь видеть будущее школы (миссию школы), перспектив её развития;
  • определять цели и задачи своего образовательного учреждения;
  • уметь выбирать формы реализации стратегии;
  • уметь реализовать стратегический замысел;
  • уметь дать оценку реализации стратегии.

В связи с этим важное место в моей управленческой деятельности занимает анализ. Именно он позволяет выявить школьные проблемы. И чем он глубже, тем яснее вырисовывается перспектива. Увидеть, а затем прописать перспективы развития школы можно, если охватить аналитической работой всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учеников и родителей. В нашей школе такая деятельность стала нормой.

В 2009 году была разработана Программа развития школы до 2012 года. Программа включает в себя несколько подпрограмм и проектов:

Но пространство между желаемым образом школы и фактическим результатом необходимо заполнить адекватными принимаемыми действиями по решению проблем и достижению результата. В данном случае моя позиция директора как управленца рассматривается с тактических позиций.

Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям развития школы (план действий прикладывается к программе развития). По окончании учебного года проводится мониторинг выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы, проводится необходимая корректировка программ. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года, по ходу выполнения программ. Одни из них решать нужно оперативно, другие влияют на процессы, происходящие в школе, и изменяют их. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.

Каков результат реализации Программы развития школы на данный момент?

Хочется сказать и о некоторых результатах выполнения других подпрограмм и проектов, запущенных в рамках Программы развития и образовательной программы школы, так как они работают на одну идею - обеспечивают индивидуализацию обучения и повышение качества в школе.

  • становление практики написания исследовательских работ в школе. Работает научное общество учащихся, четыре года в школе проводятся научно-практические конференции школьников. Должанская Софья, ученица 10 б класса, за достигнутые результаты в области естественных наук получила Премию Президента РФ – 2010;
  • развитие сотрудничества с ЗЕНШ (СФУ). Более 100 учащихся школы обучаются в заочной научной естественной школе, расширяя и углубляя предметные знания и компетентности.

Отслеживая динамику состояния здоровья учащихся, видно, что процент здоровых детей в 2009-2010 учебном году повысился по сравнению с прошлым годом на 0,9; а больных – снизился. Это говорит об эффективной, систематической, целенаправленной, всесторонней работе школы по укреплению здоровья учащихся.

Для меня, как для любого директора, важен не только процесс, но и его результаты. Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.

Со своей главной задачей - дать учащимся качественное образование - педагогический коллектив школы успешно справляется. Показатели обучения в школе выше среднестатистических по району. А показатели ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, математика, биология - выше краевых. Уровень сформированности ОУУН по школе равен среднему уровню. В среднем 70% выпускников поступают в ВУЗы на бюджетной основе.

Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? Обращаясь к своему опыту работы директора школы, особенно в последние годы, когда в образовании развернулись многочисленные инновационные процессы, я пришла к пониманию, что в этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.

В настоящее время постоянный состав управленческой команды и управленческих семинаров состоит из администрации школы и учителей, которым делегированы административные полномочия на постоянной основе. Так, координатор по работе с одарёнными детьми - Сапрыкина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, ответственный за информатизацию школы - Берестина Елена Юрьевна, учитель информатики и т.д..

Совместная работа педагогического коллектива школы дала свои результаты. Наиболее значимые из них:

Школа отрыта для конструктивного диалога с родительской общественностью, с местным сообществом. В ноябре 2010 года Управляющий Совет школы утвердил очередной Отчётный публичный доклад школы за 2009-2010 учебный год. Текст доклада опубликован в СМИ, выставлен на школьном сайте. С ним может ознакомиться каждый родитель и ученик школы.

Управленческая команда постоянно проводит мониторинг удовлетворённости посредством анкетирования родительской общественности качеством образовательных услуг школы.

Школа - сложная многоуровневая система. И без решения хозяйственных и финансовых вопросов она не может функционировать и развиваться. А в условиях развития экономической самостоятельности школы повышаются и требования к директору, как главному менеджеру. Он должен научиться разбираться в новых экономических механизмах.

Я думаю, что главную свою управленческую задачу - становление в инновационной школе коллективного управления, при котором увлекает общая цель и решаются общие задачи школы, - я выполняю.

Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

ВложениеРазмер
model_menedzhera_obrazovaniya.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Щербинова Наталья Николаевна

Модель менеджера образования

Вхождение России в мировое экономическое сообщество, развитие рыночных отношений приводят к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Появляются новые области деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль принадлежит здесь менеджменту и менеджеру как профессиональному управляющему.

Основными направлениями развития образования в России сегодня является гуманизация образование по выбору, личностно-ориентированное обучение. Главной ценностью образования становится развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.

Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять
профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

Объект исследования — модель менеджера образования.

Предмет исследование — модели менеджеров образования.

Цель исследования: изучив возможные модели подготовки менеджеров образования выбрать ту, которая будет способствовать результативной управленческо-педагогической деятельности.

В сложном мире образования выдвигается следующая гипотеза модель подготовки менеджерам образования к управленческо-педагогической деятельности будет целостной и потенциально результативной, при следующих условиях:

  1. ее разработка осуществляется с опорой на теорию контекстного обучения, в котором интегрируется предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста - менеджера образования;
  2. содержание образования имеет два источника: содержание научных дисциплин, преобразованное в учебные предметы, и содержание будущей профессиональной деятельности менеджера образования, в виде его основных профессиональных функций, проблем и задач.
  3. Модель процесса подготовки менеджера образования реализуется на основе функционального содержания его деятельности в направлении развития личности субъектов образовательного процесса и через организацию рефлексивного взаимодействия, в ходе которого стимулируется их творческое саморазвитие-
    Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ и обобщение основных подходов к подготовке и переподготовке специалистов в целом и менеджеров образования, в частности;

2. Осуществить рефлексию психолого-педагогических и организационно -у правленческих основ системы подготовки менеджеров образования;

3. Исследовать содержание и функциональные характеристики деятельности менеджера образования, определить основные виды деятельности руководителя, разработать на этой основе типологию учебно-познавательных проблем и задач.

Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства, а потому менеджер образования - это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе - сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения.

Отсутствие же нормативно-логических описаний управленческой педагогической деятельности, реформирование и обновление образования требуют разворачивания профессиональной управленческой деятельности, направленной на развитие системы за счет специфических форм, методов, техник, позволяющих перейти к качественно новому будущему. Это становится возможным только при условии развития самих управляющих -менеджеров образования.

Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника , общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:

  1. административный
  2. педагогический
  3. коммуникативный
  4. исследовательский.

При этом последние дна блока - коммуникативный и исследовательский - присутствуют в двух первых и обслуживают их.

Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является управленческой и педагогической. Управленческо - педагогическая деятельность менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач.
Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня, в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.

Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности социальной, профессиональной, познавательной в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).

Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.

В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах . А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.

В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту
утверждается понятие об управленческом решении как единице

управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого решения:

  1. возникновение проблемной ситуации
  2. появление проблемы, се определение
  3. описание проблемной ситуации
  4. сбор и обработка информации
  5. формулирование критериев решения
  6. выработка курса действий
  7. возможные последствия принятого решения
  8. план действий по реализации решения
  9. выполнение принятого решения

10. результаты контроля хода реализации.

Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со

стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.

  1. ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий,
    но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить целый круг возможных решений и выбрать наиболее подходящее. Помимо управленческого чутья здесь требуется управленческая компетентность и профессионализм;
  2. инициативный, на этом уровне менеджер должен выбрать
    творческое решение на основе возможных проверенных и
    некоторых новых идей, здесь требуется решительность и
    способность сделать прорыв в неизвестное;

- инновационный - наиболее сложный, требующий совершенно
нового подхода. Менеджеру необходимо найти способы понимать новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.

При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и в этом проявляется его творчество .

С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:

  1. умение управлять собой — интегративная способность,
    вклад чающая равновесие личностных и профессиональных
    потребностей, рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов;
  2. личностные ценности — основные жизненные позиции,
    позволяющие принимать правильные управленческие решения;
  3. личные цели;
  4. саморазвитие на основе знания себя и своих индивидуальных
    возможностей;
  5. навыки решения проблем;
  6. способность к инновациям — способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы , настойчивость в выполнении задач,
  7. умение порвать с традициями, потребность в переменах,
    способность принимать идеи, умение учиться на ошибках,
    стремление к риску;
  8. способность оказывать влияние на людей;
    понимание специфики управленческого труда;
  9. способность руководить, эффективно использовать людские ресурсы; способность обучать и развивать;

- способность формировать коллектив.

Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.

Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации – важнейшая характеристика творческой индивидуальности.

Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.

Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:

  1. мотивационном, отражающем направленность личности па
    самопознание;
  2. процессуальном, показывающем степень развития навыков,
    необходимые для осуществлении рефлексии.

Таким образом, управленческо - педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой и педагогической деятельности составляет профессиональное управленческое педагогическое мышление.

Такой диалектический анализ и синтез на основе оперирования категориями сеть творческий познавательный акт, приближающий исследование специалиста к исследовательскому мышлению. Категориальный синтез мышлении менеджера является особым способом, необходимым для раскрытия и объяснения конкретных противоречий управляемых процессов. Поэтому уровень этой деятельности должен быть теоретико-практическим.

Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом: уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, не обходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность творческой личности .

Подводя итога, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления . А это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.

1. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология, - М., 2002,

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М,: Педагогика, 1993г.

3. Беспалько В.П., Тагур О..Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.

4. Беспалько В.П. О критерии качества подготовки специалистов У/ Вестник высшей школы. - 1998.- №l.- С.3-8.

5. Гальперин О.П.Управление формированием психических

процессов. М., 1977.

  1. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления.- Алма-Ата, 1990.

7. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1992.

8. Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории. Современная высшая школа.- 1977.- №1(17). - С. 91-93.

9 . Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1973г.

10. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов, 1988.

11. Шипилина Л.A. Технология управления саморазвитием менеджера: Учебное пособие, Омск,1998.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятие о педагогическом менеджменте. Деятельность администрации школы

Цели и задачи урока по формированию компетентностей:

В) по решению проблем

Структурировать, алгоритмизировать знания студентов о понятии педагогический менеджмент; принципах педагогического менеджмента; функиях педагогического менеджмента; о деятельности администрации школы: цели, задачи администрации школы; направлениях, правах, обязанностей, состава деятельности администрации школы.

Способствовать формированию навыков устной и письменной коммуникации в процессе определения принципов педагогического менеджмента, должностных обязанностей администрации школы, решении психологических задач, составлении пятистиший, заполнении Венн-диаграммы;

Анализировать понятие и значение педагогического менеджмента, осуществлять учет деятельности администрации школы в учебно воспитательной работе с детьми

урок усвоения новых знаний

Технологии, применяемые на уроке:

информационно-коммуникационные технологии , развитие критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения

демонстрация, рассказ, упражнения, устный, машинный контроль, Венн-диаграмма, пятистишье, Т- таблица

компьютер, интерактивная доска, проектор

Проект поурочного плана

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

I Организационный момент .

Приветствие студентов. Направление на процесс учения. Проверка готовности студентов к уроку.

Приветствие. Подготовка учебных принадлежностей к уроку. В процессе работы соблюдают технику безопасности.

Готовность к уроку. Психологически настроены к уроку.

II Подготовка к восприятию новой информации

Как вы думаете, что такое педагогический менеджмент?

- Для чего нужен педагогический менеджмент?

управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

- умеет рассуждать в какой сфере и для чего можно применять педагогический менеджмент.

III Организация восприятия новой информации

"Ледокол" – это методика, которая подталкивает учащихся к общению друг с другом, заставляет их заинтересоваться друг другом в начале обучения. Эта методика помогает установить контакт между учащимися, вовлекая их в процесс обучения посредством шуток и игр, быть непринужденными и искренними, преодолевать робость и снимать напряжение.

Согласно, этой методики каждый учащийся может высказать свое мнение и рассчитывать на то, что его голос будет услышан. Такая методика помогает создать атмосферу взаимного уважения, в которой цениться каждое мнение. Методика "Ледокол" не только побуждает участников взаимодействовать друг с другом, но и задает тон всему предстоящему занятию.

Таблица ЗХУ

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы и задачи педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента

4. Деятельность администрации школы.

IV Задания на закрепление нового материала

hello_html_714c6a9b.jpg

Сегодня Вашему вниманию предлагаю методику "Ледокол" ("Ломка льда").

"Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится!".

Предлагаю сначала заполнить таблицу: Знаю Хочу узнать Узнал.

Обобщаю представления о понятии педагогического менеджмента и деятельности администрации школы. Направляю внимание на содержании учебной информации

Объясняю алгоритм выполнения практических заданий.

Предлагаю студентам разделиться на 4 группы, с равным количеством человек.

Раздаю каждой группе тексты с разной информацией.

1 группа – Должностные обязанности директора;

2 группа – Должностные обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

3 группа - Должностные обязанности заместителя директора по воспитательной работе;

4 группа - Должностные обязанности заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

Объясняю ход работы:

- каждый член основной группы является экспертом по определенной теме

- после того как члены основной группы ознакомились с заданием, члены группы, то есть эксперты, расходятся по другим группам и обсуждают эту тему;

- затем эксперты возвращаются в свои основные группы.

Дети смотрят друг на друга, желают удачи и хорошего настроения.

- Я думаю, что сегодня на уроке узнаю новый и полезный для себя материал, который пополнит багаж моих знаний. Но я боюсь, что вдруг я что-то не смогу усвоить из данной темы.

Заполняют т – таблицу по схеме:

Понятие педагогического менеджмента;

Принципы педагогического менеджмента принципы и функции педагогического менеджмента

Точное определение педагогического менеджмента; принципы и основные задачи педагогического менеджмента; функции педагогического менеджмента;

Делятся на 4 группы. Работают в группах, один учит другого. Каждый по данной теме: Распределение обязанностей администрации средней общеобразовательной школы. 1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА. Основной круг обязанностей включает в себя общее руководство деятельностью учреждения, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса. Обязанности: осуществление руководства образовательным учреждением в соответствии с законодательством и уставом школы; руководство образовательным процессом и административно-хозяйственной работой образовательного учреждения; утверждение учебных программ и планов, годовых календарных учебных графиков; руководство разработкой программ развития образовательного учреждения, поправок в устав и другие локальные акты школы; определение структуры управления образовательным учреждением и штатного расписания; планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений школы; прием на работу сотрудников, расстановка педагогических кадров; определение должностных обязанностей работников школ; создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров; 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. Основной круг должностных обязанностей включает в себя решение общих проблем управления образовательным процессом в школе, исполнение обязанностей директора в его отсутствие. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: замещает директора учреждения по необходимости; составляет расписание учебных занятий, факультативов, занятий учащихся, находящихся на индивидуальном обучении; расписании экзаменов, консультаций; является ответственным за подготовку и проведение итоговой аттестации выпускников, отвечает за рациональную организацию и учет рабочего времени педагогических работников; оформляет журнал пропущенных уроков замещенных уроков; ежемесячно оформляет табель на зарплату; составляет статистические отчеты, отчеты по движению, успеваемости учащихся в течение учебного года; организует разработку проекта режима работы школы; организует подготовительную работу по распределению учебной нагрузки;

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Основной круг обязанностей включает в себя управление воспитательной работой школы в урочное и внеурочное время, организацию системы дополнительного образования и внеурочной занятости обучающихся.


Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3].

Система управления современной образовательной организацией - это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики. Личностные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, безусловными лидерскими качествами, умением жить в эпоху информационных технологий, стремлением к личностному и профессиональному развитию [4].

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на следующие аспекты: правовой статус руководителя школы; должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат школы; взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [5].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).


Рис. 1. Функции управления

Говоря о современной системе управления, следует отметить, что руководитель образовательной организации должен находиться в постоянном развитии и способствовать оптимизации реализации обозначенных функций, эффективно используя человеческие ресурсы. Для этого не достаточно подобрать квалифицированные и компетентные кадры, необходимо создать психологически комфортную среду для установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива и проводить систематическую работу по их поддержанию и расширению. Умение установить такие связи – одна из компетенций современного руководителя [1].

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).


Рис. 2. Принципы управления

Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале ХХ века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя, его роли как лидера организации. Рассматривая стиль руководства как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) реализации этих методов, исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный; демократический; нейтральный (либеральный) [2].

Проведен анализ возможностей системной, целенаправленной работы администрации общеобразовательной школы в совершенствовании профессиональной компетентности и формировании управленческой готовности учителя начальных классов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ней раскрыты сущность и содержание понятий "профессиональная компетентность учителя начальных классов", "управленческая готовность учителя начальных классов", "работа администрации с педагогическими кадрами", формы и методы работы администрации школы с учителями начальных классов. В качестве основных педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы администрации школы по повышению профессиональной компетентности и управленческой готовности учителей начальных классов, выступают внутришкольный контроль и методическая работа в школе.


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.

2. Ковалев В.П. Основы управления педагогическими системами : учебное пособие / В. П. Ковалев. – Чебоксары, 2000. – 221 с.

3. Ковалев В.П. Система работы с педагогическими кадрами в школе как основа повышения эффективности педагогического процесса / В.П. Ковалев, С.С. Разин. – Образование и саморазвитие. – 2007. -№ 3. – С. 40–47.

4. Ковалев В.П. Совершенствование деятельности директора сельской общеобразовательной школы по повышению профессиональной компетентности учителей : монография / В. П. Ковалев, В.П. Иванов, И. А. Латыпова Набережные Челны : Набережночелнинский Филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, 2011. – 147 с.

5. Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе : дис. . д. пед. наук / В. П. Ковалев. – М., 1998. – 413 с.

6. Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения / под общ. ред. проф. Р.Г. Чураковой. – М., 2013. – 112 с.

В условиях введения в образовательный процесс ФГОС НОО основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [1].

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Решение вышеназванных задач во многом определяется профессиональной компетентностью учителей начальных классов.

Как показывает практика, профессиональная компетентность учителя начальных классов непостоянна, она требует непрерывного совершенствования. Работа учителя начальных классов сложна, многогранна и ответственна. Он выполняет социальные и психолого-педагогические функции. Все это требует зрелости, научной эрудиции, высокой общей культуры и непременно глубоких психолого-педагогических знаний [5].

Особенно важно учитывать все это в работе с педагогическими кадрами в условиях внедрения ФГОС, когда идет обновление содержания образования, повышаются требования к содержательной, структурной и методической сторонам урока, оснащенности его компьютерными и аудиовизуальными средствами обучения. Любое новшество, изменения, происходящие в обществе, в частности в системе образования, вызывают в работе учителя затруднения, стрессы, особенно у учителей начальных классов. Чтобы этого не происходило или в какой-то степени нейтрализовать этот процесс администрация школы должна вести целенаправленную, систематическую работу с педагогическими кадрами [6].

В связи с этим руководители школы должны быть предельно внимательными к нуждам и запросам учителей, проявлять заботу о создании таких условий, при которых успешно смогут развиваться их способности, творческий потенциал и профессиональное мастерство.

Атмосфера добра и взаимопонимания - универсальное условие педагогического творчества, но создание её требует от руководителей высокой культуры управления, большого желания прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. На особом счету руководителей должны находиться учителя начальных классов. Им нужно методическая помощь, моральная поддержка, добрый житейский совет старшего коллеги, системная и целенаправленная работа по повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности.

В реализации этой проблемы большая роль принадлежит деятельности школьной администрации с педагогическими кадрами. Под деятельностью школьной администрации в широком смысле нами понимается как деятельность по созданию условий для формирования нравственно-психологического климата и эффективного функционирования, развития школы.

Под деятельностью школьной администрации с педагогическими кадрами следует понимать как деятельность директора школы, его заместителей, руководителей методических объединений по созданию условий для совершенствования профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя, обеспечивающей качество учебно-воспитательного процесса, высокого уровня обученности и воспитанности учащихся [3].

Работа администрации с педагогическими кадрами осуществляется в четырех направлениях, но наиболее эффективными в аспекте повышения профессиональной компетентности и формирования управленческой готовности учителя начальных классов, как показывают наши исследования, выступают внутришкольный контроль и методическая работа.

  1. Внутришкольный контроль, организуемый руководителями, должен носить только предупредительный характер, характер оказания своевременной, локальной помощи учителю. Всячески поддерживать инновационные начинания, вообще положительное в работе учителя (в проведении урока, в организации внеклассной и внешкольной работы, в работе с родителями и т.д.).
  2. Целенаправленно вести методическую работу по изучению, обобщению, внедрению передового педагогического опыта.
  3. На методических объединениях не просто обсуждать проблему, а разрабатывать конкретные методические рекомендации для конкретного предмета, класса, учителю.
  4. Создавать условия учителю для самообразовательной работы (для выезда в школы за опытом, педагогический вуз, на кафедры и кабинеты института образования).

В условиях реализации требований ФГОС актуальными и значимыми являются решение следующих задач внутришкольного контроля:

  • выявление соответствия существующих условий реализации ООП нормативным требованиям ФГОС;
  • изучение уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП конкретной ступени образования;
  • анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
  • выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
  • изучение и оценка эффективного опыта реализации ФГОС;
  • информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

Формы и методы работы с учителями начальных классов очень разнообразны. Это профессиональная беседа с глазу на глаз о предстоящем уроке, опережающий, предварительный контроль, в ходе которого можно много разъяснить учителю, помочь найти наиболее удачную структуру урока по конкретной теме, подсказать, как следует организовать в классе учебно-познавательную работу на уроке, как эффективно сформировать универсальные учебные действия по тем или иным дисциплинам, как строить воспитательную работу с учащимися своего класса.

Традиционные виды и формы внутришкольного контроля являются эффективными и в процессе реализации ФГОС [2]:

Основным методом работы руководителей с учителями начальных классов должна выступать индивидуальная дружеская, откровенная, душевная, профессиональная беседа, в процессе которой осуществляются:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности учителя и поддержка его в осознании им собственных профессиональных трудностей;
  • оказание помощи учителям в определении сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать коллегам образец решения проблемы;
  • предоставление каждому учителю возможности выбирать способы и формы повышения мастерства, компетентности, добровольно участвовать в различных формах методической работы.
  • индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности педагога, предусматривающая создание ситуации выбора: аспекта темы решаемой проблемы; объема выполняемой работы; способов взаимодействия с коллегами; интенсивности (сроков работы); партнеров и формы презентации продукта;
  • индивидуальные консультации, которые учитель получает с учетом собственных профессионально-личностных проблем;
  • наставничество (тьюторство).

Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков. Практикуется посещение уроков одного учителя на протяжении рабочего дня; нескольких уроков в одном классе; уроков учителя, преподающего предмет во всех параллельных классах; уроков разных учителей, преподающих один и тот же предмет в одной параллели; всех уроков одного учителя по большой теме программы; уроков у разных учителей и в разных классах. Многообразие форм методической поддержки учителей позволяет выбирать наиболее эффективные из них для решения задач повышения компетентности педагогов при введении ФГОС. Наиболее эффективными в совершенствовании профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя начальных классов выступают посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня, посещение по большой теме (тематическое посещение), посещение урока учителя администрацией с родителями [4].

Учитель начальных классов как специалист универсальный, имеющий интеллектуальную, музыкальную, художественно-эстетическую, технологическую, физкультурную, методическую подготовленность является уникальным работником в организации учебно-воспитательного процесса.

Для детей младшего школьного возраста личность учителя - основа его разностороннего развития, будущих профессиональных и жизненных достижений, что во многом обусловлено профессиональной компетентностью и управленческой готовностью учителя начальных классов, интегративно сочетающей в себе профессиональные знания, умения и качества личности.

Выполнение вышеназванных задач, создание необходимых для этого условий требуют от учителя начальных классов больших усилий. Организации труда нельзя научиться сходу. Овладеть этим умением можно только путем углубленной самообразовательной работы и практической деятельности. Для успешного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо, кроме умения убедить, умение практически организовать.

Самое главное в работе учителя - это умение общаться со всеми, чтобы и взрослые и дети без стеснения шли к нему за помощью и советом.

Правильно организованная работа администрации с педагогическими кадрами позволяет не только получать достоверные сведения о работе учителей и учебе учащихся, анализировать их и принимать необходимые управленческие решения, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса, но и повышению профессиональной компетентности и формированию управленческой готовности учителей начальных классов.

Рецензенты:

Читайте также: