Совместная деятельность школы семьи и общественности по воспитанию учащихся

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время взаимодействие школы с семьёй является актуальной и востребованной проблемой, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Совместная работа школы и семьи эффективно в том случае, если их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.

Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьёй, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. [1]

На наш взгляд, эффективность взаимодействия учителя и учащихся в процессе учебной деятельности зависит от сотрудничества учителя с родителями. Именно в процессе взаимодействия с родителями учитель осознает свою роль в воспитании ребёнка. Сотрудничество с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, индивидуальные особенности и поступки.

Семья для ребёнка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребёнку родительская любовь. Процесс обучения ребёнка в школе в первую очередь должен поддерживаться семьёй, направленным на его общекультурное и личностное развитие. [2]

Деятельность школы с семьёй включает три основные составляющие педагогической помощи:

  • образовательную (включает помощь семье в обучении и воспитании детей);
  • психологическую (включает социально – психологическую поддержку и коррекцию);
  • посредническую (включает помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания).

Различные исследования свидетельствуют, что не все родители владеют методикой воспитания своих детей. Выделяют следующие причины: малодетность приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сёстрами, не имеют опыта семейных отношений; основательно утрачены традиции народной педагогики; из-за возникающих социальных и экономических трудностей, материальная необеспеченность семей понижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышается конфликтность в семье, ухудшается отношения между родителями и детьми; родители много времени уделяют работе. [1]

Итак, чтобы родители принимали активное участие учитель должен выбрать эффективные формы взаимодействия с семьёй, дать достоверные и полные сведения об этапах развития ребёнка. Таким образом, можно перечислить следующие формы работы классного руководителя с семьёй:

• встречи с родителями (консультации, тренинги, мастер-классы, круглые столы);

• информирование об успеваемости, о достижениях, о задачах учебной воспитательной работы ребёнка;

• общешкольные и классные родительские собрания;

• создание родительского комитета;

• конференции для родителей;

• творческие конкурсы по темам и др.

  • подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя – 48%. Родители полностью доверяют классному руководителю в воспитании своего ребёнка, одобряют проводимые мероприятия в школе и классе, а также считают, что помощь классного руководителя нужна в воспитании ребёнка;
  • заинтересованы в дальнейшем взаимодействии со школой – 27%. Родители всегда могут без приглашения обратиться к учителю и думают, что родительские собрания – это встреча единомышленников.
  • активность родителей – 21%. Родители регулярно посещают родительские собрания, а если пропускают то, только по уважительной причине;
  • не вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем – 4% Родители считают, что родительские собрания – это вынужденная необходимость и в ремонте класса готовы помочь только материально.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что большинство родителей удовлетворены работой школы, но не все родители вовлечены в совместную деятельность с классным руководителем. Это означает, что с данными родителями классный руководитель не сумел своевременно вовлечь их совместную деятельность.

Совместная работа семьи и школы в процессе учебной деятельности играет важную роль для развития и становлении личности. Решение проблемы совместной работы семьи и школы решаются, когда их сотрудничество реализуется в ежедневной практике, когда педагоги и родители совместными усилиями решают общую задачу: создают условия для благополучного и гармоничного развития ребёнка.

1. Педагогика: учеб. / Л.П.Крившенко[и др.] ; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.

2. Прокопьева М.М. Психология семьи : учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / М.М.Прокопьева, М.Д.Находкина . – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 144 с.

Воспитательная система школы – это целостный организм, возникающий в процессе взаимодействия педагогического коллектива и окружающей среды, то есть социума, или воспитывающего пространства. Стараясь расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность, коллектив школы тесно сотрудничает с внешкольными учреждениями, находящимися на территории местной администрации.

Привлечение руководителей хозяйств к участию в школьных мероприятиях.

Сотрудничество с Главой сельского поселения с целью оказания конкретной помощи в проведении мероприятий.

Работа в тесном контакте с директором Дома культуры с целью организации и совместного проведения праздничных вечеров, оказания помощи при подготовке районных мероприятий.

Взаимодействие школы и сельской библиотеки с целью развития читательских интересов учащихся, проведения литературных мероприятий, читательских конференций, поэтических вечеров.

Тесная связь с медицинским пунктом села для организации профилактических оздоровительных мероприятий.

Сотрудничество с Центром дополнительного образования детей с целью развития индивидуальных творческих способностей детей, участия в районных мероприятиях.

Цели и задачи:

объединение усилий семьи и школы, общественных организаций в деле воспитания и образования учащихся,

расширение и развитие воспитательных возможностей семьи, педагогическое просвещение,

организация и направление деятельности общественных и внешкольных организаций на активное участие в образовательном процессе, оказание помощи семье и школе.

Специфика данной работы обусловлена следующими факторами:

знание объективных закономерностей педагогического процесса,

чёткое представление социальных функций школы в современных условиях,

понимание особенностей и тенденций развития современной семьи,

практическая подготовленность педагога к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения,

научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания,

целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей, изучение социального и образовательного состава семьи.

Требования к системе работы:

- рациональность применяемых форм и методов,

- организация слаженной работы всего педагогического коллектива в решении конкретных, насущных педагогических проблем,

- повышение профессиональной квалификации и педагогической культуры учителей,

- выработка единых требований к работе классного руководителя и учителя (обоснованность, правомерность, тактичность),

- формирование действенной общественной родительской организации.

Формы работы:

- родительские собрания, лекции и беседы, психолого-педагогическое просвещение родителей,

- индивидуальный подход к родителям, семье,

- совместные дела родителей с педагогами и учащимися (педсоветы, часы общения, мероприятия, дежурство на вечерах, родительские патрули, экскурсии и походы, подготовка классов к новому учебному году и т.д.),

- учёт особенностей села,

- выявление неформальных лидеров среди подростков, в том числе и по месту жительства,

- учёт неблагополучных семей и выявление педагогической запущенности детей,

- использование передового педагогического опыта в вопросах семейного воспитания,

Опыт работы по данной теме был представлен на VI образовательных Региональных Рождественских чтениях.

2 слайд. Программная цель:

3 слайд. Основные направления:

- соблюдение преемственности между дошкольным и школьным воспитанием;

- координация процесса воспитания школьника в семье, педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности ребёнка;

- организация воспитательной работы в классе с активным привлечением семьи.

4 слайд. Повышение уровня педагогической культуры родителей. Формы работы:

индивидуальные беседы с целью изучения физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей;

ознакомление родителей с нормативно-правовой базой;

совместная работа с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью;

праздники с участием родителей;

развитие творческих способностей детей.

5 – 6 слайды. Другие формы работы с родителями:

Совместные родительские собрания с детьми;

тренинги (совместно с психологом школы);

проведение совместно с детьми трудовых операций;

7 слайд. создание уголка природы;

подготовка учебного кабинета к новому учебному году;

оборудование игрового уголка (а это – одно из самых необходимых условий как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной, так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса);

8 – 13 слайды. Совместная работа по реализации коллективных и индивидуальных детских проектов, в том числе и социальных.

В результате тесного сотрудничества с родителями выработаны единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители научились принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.

14 слайд. Взаимодействие с общественностью

Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации школьника при определённых условиях:

- выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации;

- коррекция детских комплексов;

- расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;

- обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.

15 – 18 слайды. Формы работы:

вовлечение школьников в кружки при сельском ДК: народный ансамбль ложкарей;

вовлечение мальчишек в спортивные кружки при администрации сельского Совета: хоккей, футбол;

участие в сельских праздниках;

работа с неблагополучными семьями в сотрудничестве с женсоветом при администрации сельского Совета.

21 – 29 слайды. В результате успешной реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации младших школьников предполагаемые результаты реализации программы достигнуты: школьники приобрели опыт самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.

* 70% учащихся имеют "высокий" уровень воспитанности, 30% - "хороший".

* 100% учащихся классов охвачены занятиями в кружках, факультативах, спортивных секциях; участвуют во всех общественных мероприятиях, экологических акциях; защищают честь класса и школы в районных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.

* 100% обучающихся имеют и выполняют общественные поручения, между детьми достаточно ровные дружелюбные отношения. Дети внимательны друг к другу, отзывчивы, добры, нет отверженных или непринятых детей.

* Большинство учеников младших классов являются постоянными участниками, лауреатами и победителями экологических конкурсов, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственной этики.

Литература:

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009


Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников, учителей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества, развивает и в них дух истинного гуманизма — веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи Гуров В. Н. и др. [3, 2]

В ходе изложения теоретических и методических основ обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось, что их успешное осуществление происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Не следует забывать, что влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания [14, 237], согласно которому основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, иногда даже говорят, до пятилетнего возраста. Не меньшее влияние оказывает семья и в последующее время, когда дети обучаются в школе. Нельзя также не учитывать, что воспитание учащихся несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. [14, 238]

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки. Недаром еще П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование социальной работы школы с семьей позволило рассматривать эту работу как социально-педагогическую систему, т. е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности; здесь важна интеграция обоих подходов Гуров В. Н. и др. Социальная работа в современной городской школе. [3, 117]

На все это и направлен ФГОС второго поколения. В данном стандарте обучение неразрывно связано с воспитанием. Стандарты являются конвенциональной нормой, общественный договор между семьей, обществом и государством. Немалую роль в ФГОС занимает концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, цели и задачи которой в единстве учебной и внеурочной деятельности.

Все то, что имеет поступательное развитие, всегда сталкивается с определенными препятствиями, которые можно назвать проблемами. Так и в воспитании: данный процесс непрерывен, поступателен, имеет свои стадии, и в каждой из них возникают определенные проблемы воспитания.

Важнейшие из этих проблем можно объединить в три основные группы [10, 116]:

К первой группе следует отнести проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности.

Ко второй группе проблем совместной работы школы, семьи и общественности относится умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, показывают пример взаимной доброжелательности и высокой нравственности, всегда помня, что их поведение и деятельность непосредственно влияют на моральное формирование детей.

К третьей группе проблем совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности относится учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье.

Для того чтобы решить ряд проблем, необходимо организовать правильное взаимодействие родителей и учителей, основанное на принципах гуманизма и партнерства.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи. [5, 65]

Задача педагога — организация воспитательной среды, позволяющей учитывать уровень актуального развития учащихся и далее способствовать развитию его личности в процессе взаимодействия со значимым окружением (родителями, сверстниками, педагогами).

Большую роль в организации совместной работы играют совместные мероприятия и праздники. Родители с удовольствием посещают концерты с выступлениями детей. Хорошо сплачивают коллектив и дают возможность лучше узнать своего ребенка совместные дела, такие как спортивные соревнования, субботники, различные конкурсы для пап и мам. Дети охотно помогают родителям, они вместе трудятся и это сплачивает коллектив.

Совместная работа педагогов и родителей — это партнерская деятельность направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.

Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.

Родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы несут в себе большое значение в целях воспитания. Их главная цель не только познакомить родителей с успеваемостью их чада, рассказать об его плохом поведении, главное помочь родителям найти правильные методы воспитания.

Ведь в ходе беседы раскрываются многие проблемы и находятся пути их решения, родители могут поделиться своим опытом воспитания с другими.

Подводя итоги, хотелось бы сказать следующее, семья и школа не должны рассматриваться как два отдельных института, они всегда идут рука об руку. Иначе говоря, без семьи образование будет не полным, как, впрочем, и наоборот. Каждый из этих институтов должен быть не отделим от другого, они должны взаимодействовать и взаимодействовать между собой.

  1. Баранов, С. П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения / С. П. Баранов; М.: Педагогика-Просвещение, 2007.-204 с.
  2. Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М. В. Белая // Народная асвета. 2006. № 4.- 14с.
  3. Гранкин, А. Ю. Аркин о семейном воспитании /А. Ю. Гранкин // Педагогика. 2004. № 6. — 5с.
  4. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников; М.: Просвещение, 2009. — 372 с.
  5. Гуров, В. Н. Теория и методика работы школы с семьей: диссертация д-ра пед. наук. / В. Н. Гуров; М., 1997. Ст.127. -118с.
  6. Елисеева, Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т. П. Елисеева // семья, детский сад, школа. 2008. № 5. — 10с.
  7. Землянухина, Н. Е. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина; Социальная педагогика, 2005.№ 1. — 24 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, школа, ребенок, воспитание учащихся, воспитательная среда, группа проблем, организующий центр, совместная воспитательная работа, совместная работа.

Похожие статьи

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание.

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа, совместная работа, воспитание учащихся.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия. родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике.

родитель, ребенок, школа, воспитание детей, семья, учитель, взаимное доверие, воспитательная работа, воспитательный процесс, педагогическая культура.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе.

Педагог должен оценить возможности воспитанника и семейную ситуацию, выявить такие ресурсы семьи, которые позволили бы помочь взрослым организовать воспитание ребенка, учитывая требования школы, а также совместно выработанные цели и.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому | Статья в журнале.

воспитательный процесс, воспитательная среда, социальная среда, ребенок, нравственное воспитание, негативное отношение, роль преподавателя, авторитарный принцип, воспитательная работа, социальное воспитание.

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством. Работа с семьей ребенка с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, неправильное воспитание, видимая инвалидность, проблема.

Читайте также: