Советская педагогическая школа макаренко

Обновлено: 02.07.2024

В 1907 году молодой учитель Антон Макаренко провел педагогический эксперимент. По итогам оценок за четверть он расставил всех учеников своего класса по местам — от 1-го до 37-го. Мальчик, который занял последнее место, проплакал половину урока и ушел домой на первой же перемене. Мальчика звали Дима Примак и он получал плохие оценки не потому, что не хотел или не мог учиться, а потому что болел туберкулезом и часто пропускал занятия.

На следующий день Дима в школе не появился. Не пришел он и через день. И через неделю. А на десятый день, во время урока, который вел Макаренко, в класс зашел отец Димы и сказал:

— Сегодня ночью мой мальчик умер. Я пришел сказать вам об этом и еще спросить: зачем вы поставили его на последнее место? Зачем вы обидели мальчика, которому оставалось всего десять дней жизни? Это вы, Антон Семенович, нехорошо поступили… Я знаю, что он все равно бы умер, но зачем было причинять мальчику ненужные страдания?

Учитель стоял бледный как полотно. Класс молчал. Антону Макаренко было 19 лет. Он второй год преподавал в железнодорожном училище города Крюкова и после этого случая никогда не пытался классифицировать детей по оценкам.

Через 13 лет Макаренко создаст свою собственную педагогическую концепцию, а через 80 его имя включат в список величайших педагогов мира, наравне с Марией Монтессори и Иоганном Песталоцци.

Граф Антошка Подметайло

Антон очень рано заговорил, а вот ходить начал только в полтора года и только после того, как приятели его отца сделали ему ходунки на рамках. Примерно до восьми лет он был очень болезненным ребенком — постоянно простужался, страдал флюсами, ячменями на глазах и карбункулами на шее. Его насморк стал хроническим и остался с ним на всю жизнь.


Когда Антону было 11 лет, семья переехала в небольшой город Крюков, расположенный недалеко от культурного центра — Кременчуга. В Крюкове построили современное железнодорожное депо — у отца появилось много работы, он стал неплохо зарабатывать. Макаренко снимали несколько комнат в доме некоего гражданина Мухи — рядом с мастерскими.


Самый образованный человек в Крюкове

Молодой учитель Макаренко интересовался историей, философией, социологией, астрономией, естествознанием и художественной критикой. Впрочем, для педагога того времени подобное разнообразие интересов было скорее нормой: в начале XX века за каждым преподавателем в системе начального и среднего образования закреплялся класс, и он вел там все предметы, кроме Закона Божьего. Из художественной литературы Антон больше всего ценил книги Максима Горького, Леонида Андреева и Кнута Гамсуна.


5 сомнительных фактов про Октябрьскую революцию, которым мы верим. А зря!

По окончании института в 1917 году Антона Семеновича назначили инспектором родного Крюковского училища. Туда же он устроил брата. Виталий, офицер царской армии, который несколько лет провел на фронте и был четырежды ранен, не мог найти работы после того, как к власти пришли большевики. С 1917 по 1919 год он преподавал в училище спорт, рисование и математику.

Власть на Украине менялась каждые два месяца: за большевиками приходили немцы, за немцами снова большевики, потом петлюровцы, потом антоновцы, потом григорьевцы. С продуктами было плохо: не хватало ни масла, ни хлеба, ни сахара. Ничего было нельзя купить, только поменять: пальто, сапоги или простыню на муку или сало.


— Я не хочу заводить здесь казарму, — говорил он.

Но пчел не было, потому они дорого стоили, фруктовые деревья были дикие — и в конце концов все стали огородниками

В целом инициатива создания трудовой коммуны оказалась не слишком перспективной: дети не понимали, зачем им работать на общественных огородах, когда у них были свои. С грядок кое-как собрали один урожай и раздали овощи учителям и родителям. Все инициативы, опробованные в училище за эти два года, Антон с гораздо большим успехом внедрил в колонии имени Горького через несколько лет. Уже без брата.

В июне 1919 бывший белый офицер Виталий Макаренко перестал ночевать дома — прятался в саду при училище. В начале июля к нему в сад прибежала жена и сказала, что сегодня ночью его планируют арестовать и расстрелять. Не имея выбора, он вступил в Добровольческую белую армию и провоевал в ее составе еще полтора года.

В ноябре 1920 Виталий Макаренко эвакуировался из Крыма в Константинополь, оттуда в Болгарию и в конце концов осел в Париже. Сначала играл на скрипке в ресторанах, а потом стал фотографом, открыл собственное ателье, немного разбогател и за одну из своих работ даже получил приз на международной выставке. Но потом проиграл свое небольшое состояние в казино в Монте-Карло и умер в 1983 году в доме престарелых на юге Франции, на 44 года пережив своего знаменитого брата.


7 очень разных фильмов, которые помогут лучше понять события 1917 года

Начальником одной из таких колоний стал 32-летний Антон Макаренко. У него в команде было трое учителей (из них две женщины) и один завхоз. У него в распоряжении было наполовину разрушенное здание, продуваемое всеми ветрами, несколько мешков ржаной муки и револьвер с одним набором патронов. Антон Семенович был невысок и склонен к болезням, как и в юности. С возрастом у него проявились признаки порока сердца, переданного по наследству по материнской линии. Несмотря на регулярные внезапные обмороки и круглосуточный стресс, он выкуривал по четыре пачки папирос в день. Он не умел стрелять и обращаться с оружием. И всю жизнь мечтал о том, что станет великим русским писателем. Таким, как Горький.


— Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним, — говорил он.

Впрочем, самим малолетним правонарушителям было глубоко плевать, кем их считали и как называли. Лишь бы кормили. Плюс некоторые из них были не такими уж и малолетними: многие занижали себе возраст, чтобы не попасть в тюрьму или избежать расстрела. Во время Гражданской войны документов в стране не было почти ни у кого — и колония, место без охраны, режима и с казенным питанием, была вполне рабочим вариантом. В ней можно было пересидеть зиму, а потом пуститься в дальнейшие странствия.

Первые правонарушители (будущая основа системы коллективного воспитания) оказались крепкими, дерзкими, вполне взрослыми и неплохо одетыми парнями, заехавшими в казенный дом как к себе на дачу. Они ели, если было, что есть, спали и играли в карты, а остальное — вроде уроков и работы по заготовке дров (был декабрь) — без агрессии, но уверенно игнорировали. И Макаренко, и другие учителя пытались действовать лаской, подключали эмпатию, взывали к классовому сознанию и к тому, что здание просто замерзнет, если не заготовить дров.

Но колонисты мягко, по-воровски, отшивали назойливых воспитателей — и в этой мягкости всегда сквозила скрытая угроза

Со своей молодостью и бандитским опытом они, если бы только захотели, могли бы без труда передавить весь педагогическо-хозяйственный состав учреждения и разбежаться по окрестным лесам. Только это было невыгодно: все-таки в колонии теплее, чем в лесу.


Но в один из дней все поменялось. Макаренко зашел в комнату к колонистам и сказал, что надо убрать снег со двора. Один из правонарушителей, самый интеллигентный и воспитанный (потом он станет правой рукой Антона), встал с кровати, подошел поближе и сказал, что снег они, конечно, могли бы убрать, но так ведь он опять потом выпадет. Поэтому лучше они все-таки дождутся весны.


Нелюбовь, тревога и агрессия: как дети превращаются в трудных подростков

И у худого учителя в гимнастерке с высоким воротом (всю жизнь скрывал следы мучивших его в детстве карбункулов) случилось что-то вроде истерики. Сам себя не помня, он закричал, что больше не намерен это терпеть и что если им что-то не нравится, они все могут убираться из колонии прямо сейчас. А потом влепил здоровенному малолетнему преступнику неожиданно мощную оплеуху. Потом вторую, которая уронила колониста на пол и отбросила к печке. Он встал, потирая щеку, удивленный и перепуганный. В близоруких очках Макаренко пылали пожары праведного гнева. Колонист примирительно улыбнулся, махнул рукой корешам, и они пошли во двор — убирать снег.


В первом письме Горькому Антон Семенович подробно описал жизнь колонии, разместившейся в поместье помещика Трепке.

«Две зимы хлопцы не имели одежды и обуви, но работы не прекращали. Только с 1923 года, когда мы стали опытно-показательной колонией Наркомпроса УССР, нам стало легче, и мы даже начали обрастать всяким добром. Сейчас мы уже арендуем паровую мельницу, имеем 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Имеем свой театр, в котором еженедельно ставим пьесы для селян — бесплатно. Театр собирает до 500 человек зрителей.

Все хозяйство колонии находится в руках колонистов. Они владеют всеми кладовыми, амбарами, вообще всеми ключами. Разделены колонисты на 16 отрядов, во главе каждого отряда командир. Совет командиров — высший хозяйственный орган колонии.

Колония организована как открытое учреждение. Кому в ней не нравится, может свободно уходить. В то же время мы завоевали право общим собранием принимать в колонию тех детей, кто к нам непосредственно обращается с улицы

Нам удалось добиться крепкой дисциплины, не связанной с гнетом. Вообще мы думаем, что нашли совершенно новые формы трудовой организации, которые могут понадобиться и взрослым.



Макаренко, которому удалось сделать невозможное (ни один из нескольких сотен его выпускников не вернулся в тюрьму), писал:

— К нам приводят запущенного парня. Я делаю из него человека. Я поднимаю в нем веру в себя. Говорю ему о человеческой и рабочей чести. Но оказывается, все это ересь — нужно воспитывать классовое самосознание, то есть научить трепать языком по тексту учебника политграмотности. Я всегда честно пытался разобраться в теории воспитания коммунистической личности. Но с первых же ее строчек у меня немедленно разжижались мозги.


8 важных идей Василия Сухомлинского о любви, семье и самовоспитании

В конце 1920-х годов педагогическую концепцию Макаренко в СССР по сути запретили. Но он по-прежнему возглавлял учреждение, где перевоспитывали малолетних преступников.

По сути, Макаренко удалось выстроить систему, функционирующую строго в соответствии с принципами марксизма-ленинизма

Но за счет того, что туда была добавлена изрядная доля здравого смысла и некоторые правила разумного и экономного ведения хозяйства, эта система работала лучше, чем та, которую пыталось построить руководство страны. Возможно, именно это их и раздражало в Макаренко: у него просто получилось лучше.


Сердце, разорванное пополам

В 1928 году Макаренко перевели на должность начальника в Трудовую коммуну им. Дзержинского, которая находилась в структуре ГПУ. Коммуна Дзержинского была открыта при Харьковском электромеханическом заводе, который выпускал дрели, а потом — знаменитые фотоаппараты ФЭД.

Летом 1935 года Антона Семеновича перевели в Главное управление НКВД Украины. Он получил звание сержанта госбезопасности и должность начальника отделения отдела трудколоний и трудкоммун НКВД УССР. В его обязанности входил контроль за 19 приемниками-распределителями для несовершеннолетних и двумя трудовыми коммунами — им. Дзержинского в Харькове и им. Балицкого под Прилуками.


1 апреля 1939 года в 10 часов 30 минут Антон Семенович зашел в пригородную электричку, следующую из подмосковного Голицыно в Москву. В дороге ему стало плохо, он прилег на лавку и умер до того, как поезд прибыл на конечную станцию. По некоторым данным, на вокзале в Москве его встречали чекисты с наручниками. После вскрытия врачи обнаружили, что сердце Макаренко разорвалось на две равные половинки, как яблоко.

Мёртвый он был удобнее, чем живой


Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Виталий Макаренко узнал о смерти брата через три дня, случайно, из заметки в парижской газете


Могила Макаренко на Новодевичьем кладбище в Москве. Фото: Wikimedia Commons / Сергей Семёнов / CC BY 3.0

Антон Макаренко – Всемирно известный педагог, воспитатель и писатель. Он разработал собственную систему воспитания детей, которую многие критиковали, считали антисоветской и негуманной. Однако именно ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали зарплату и отдавали часть полученных средств государству.

В 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира.

Как всё началось

Это было послевоенное время, когда возникло большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособится к нормальной жизни в обществе. Таких детей отправляли в колонии поселения. Часто бывало, что родители сами приводили в такое место своих сложных подростков, с которыми не могли справится.

Колония Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись во всём сами и большинство учителей оказались не нужны – Макаренко занимался почти всем сам.

Дети сами вставали по звонку, заправляли постель, умывались, убирались в помещениях и делали все другие необходимые дела.

В итоге он выпустил более трёх тысяч человек и среди них практически не было рецидивов.

Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов:

1. Коллектив

Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого.

2. Трудовое воспитание

Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.

Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.

3. Самоуправление

При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.

Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

4. Знание своего дела

По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь.

5. Дисциплина

По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом.

Разные педагогические подходы завоевывают мир. С одной стороны, их популярности способствует развитие современных технологий: информация сейчас доступна как никогда, а какой преподаватель или родитель не хочет самого лучшего для своих учеников, студентов и детей?

О достижениях его системы и применении ее постулатов в сегодняшней педагогической практике данный материал.


Четыре столпа педагогического мышления в XX веке

Согласно позиции ЮНЕСКО, педагогическое мышление в XX веке было сформировано под влиянием деятельности четырех ведущих педагогов.

  • Джон Дьюи, американский философ и педагог.



  • Георг Кершенштейнер, немецкий педагог.



  • Мария Монтессори, итальянский врач и педагог.

Чуть подробнее о методе Монтессори ЛаЛаЛань уже писала в этой статье.



  • Антон Семенович Макаренко, советский воспитатель, педагог и писатель.



Ключевые идеи системы Макаренко

Современное прочтение идей Макаренко

Даже поверхностное знакомство с системой Макаренко позволяет составить мнение о ее сложной применимости к современным реалиям. На это, как уже было упомянуто, влияет как иная государственная политика, осовремененные представления о правах ребенка, а также общая инфантилизация населения, которое сейчас взрослеет гораздо позже.

Более того, система Макаренко в первую очередь была направлена на воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Так возможно ли применять какие-либо ее постулаты в современной образовательной системе, тем более в университетской среде?

Разумеется, такая возможность есть. Субботники, совместные студенческие трудовые инициативы, самостоятельность и авторитетность студенческой группы, факультета, курса — все это отдельные примеры интеграции переосмысленных идей Макаренко в современную образовательную среду.


О некоторых из этих примеров ЛаЛаЛань уже писала: например, вот здесь статья про студенческих старост, а здесь — про студентов-волонтеров, которые сами пекут на продажу пироги и торты, а вырученные средства передают гематологической больнице.

Однако это скорее частные случаи. Полное же погружение в трудовое воспитание, дисциплину, самоуправление в коллективе сейчас трудно представить: очень изменились представления нынешнего поколения о своих правах и обязанностях.

Впрочем, реальность не позволяет назвать систему Макаренко неактуальной. Напротив, до сих пор идеи педагога используются в преподавательской и воспитательской практике: так, с 1991 г. работает Международная Макаренковская ассоциация, включающая представительства в Москве, Полтаве, Риме, Берлине, Марбурге.


А.С. Макаренко советский педолог и педагог, считавший, что только через искренность и доверие с элементами дисциплины, а также ответственности, помогает правильному раскрытию личности. Почти вся его жизнь была посвящена воспитанникам коммуны, которую он основал и возглавлял с 1920 до переезда в Москву в 1937 г.

Его педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в Кременчуге в 1905 году, по окончании педагогических курсов. Трудился он в эти годы простым учителем. Продолжил своё образование в Полтавском учительском институте с 1914 по 1917 года, окончив его с отличием и золотой медалью.

В период с 1917 — 1919 год работал, при Крюковских вагонных мастерских, заведующим в железнодорожной школе.

биография педагога антона макаренко

Справка! А.С. Макаренко руководил этим учебным исправительно-трудовым заведением с 1920 по 1928 года.

Педагогические труды Макаренко

За время своей работы Макаренко подготовил и опубликовал многое из своих наработок. Основными трудами А.С. Макаренко по теме педагогики и воспитания, надо сказать, и сегодня не потерявшими своей актуальности, стали:

книга антон макаренко флаги на башнях

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

  • Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

принципы педагогики антона макаренко

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

  • Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.
  • Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

трудовая педагогика по антону макаренко

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Цитаты Макаренко о педагогике

Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:

Читайте также: