Составьте план работы учителя при подготовке к уроку с использованием мультимедийного проектора

Обновлено: 02.07.2024

Принцип наглядности - один из основных принципов в дошкольной педагогике. Для подготовки к образовательной деятельности воспитателю постоянно приходится рисовать, распечатывать картинки или подбирать дидактические пособия и художественную литературу. Но ведь мы не можем показать ребенку картинку, пособие и не дать рассмотреть, поиграть. Поэтому материал приходит в негодность и восстановление требует новых средств, усилий, времени. Бывает трудно найти подходящую картинку, поэтому нужна работа по систематизации и поиску места для хранения. Но современные информационно-коммуникационные технологии позволяют решить эту проблему. Компьютерные диски (жесткий диск, CD, переносной жесткий диск, флеш-карта) позволяют хранить огромное количество информации как текстовой, так и графической. Грамотно созданная система хранения в файлах, распределенных по папкам, например: животные, птицы, времена года, одежда, мебель и другие, позволит легко найти нужные вам изображения и вставить их в презентацию или распечатать. Можно и не хранить изображения, а пользоваться сетью интернет. Хотя я предпочитаю находить все материалы заранее, чтобы быстро находить их в случае необходимости и не надеяться на то, что доступ к сети не прервется. Печать изображений обходится не дешево, поэтому демонстрация на экране проектора экономит массу времени и средств. Хотя надо сказать, что педагоги не советуют увлекаться просмотром изображений исключительно на экране, а использовать и традиционные формы наглядности. Я полностью согласна с этим мнением.


Ноутбуки прочно вошли в нашу жизнь и многие воспитатели приносят на работу свой домашний компьютер для того, чтобы послушать аудиозаписи, поработать с документами или даже показать мультфильм детям. Но экран ноутбука очень мал, звук тихий, поэтому организовать полноценный просмотр можно только с очень небольшой группой детей. Так проектор позволяет более полно использовать возможности компьютера. Он позволяет проецировать на экран видео, текст с внешнего источника.

Теперь разберемся, нужен ли мультимедийный проектор в детском саду?

Что касается конкретно проекторов – это оборудование настоящий помощник при диагностировании развития ребенка. Ребенок, взаимодействуя с предложенным материалом, демонстрирует память, мышление, внимание и речь. Кроме того, такая аппаратура вдохновляет дошкольников к познанию и открытию для себя чего-то нового. С его помощью можно проводить занятия, на которых дети будут знакомиться с природными явлениями, животными и птицами, растениями. Яркие изображения на экране от цифрового проектора не могут не привлечь внимание ребенка, вызвав у него интерес к обучению.

Применение новых моделей технического оснащения, в нашем случае мультимедиа-проектора помогает вовлечь малышей в процесс обучения, заинтересовать и мотивировать к участию в разных видах учебной деятельности. При помощи тестирования, было установлено, что систематическое использование мультимедиа проектора, существенно повышает эффективность обучения детей.

Использование мультимедийных технологий в ДОУ становится мощным техническим средством обучения, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей, ведении документации, подготовке отчетов. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий. Таким образом, ИКТ широко вошли в дошкольное образование. Невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности. Мой опыт показал, что занятия с использованием мультимедийного оборудования имеют преимущества перед традиционными.

t1611307678aa.jpg

Использование проектора позволяет повысить уровень преподавания педагогов. Проектор даёт возможность педагогу организовать процесс так, чтобы повысить устойчивость внимания. Используя проектор, воспитатель может зайти в интернет, показать фильм, познавательный сюжет, включить аудио материал. Использование проектора позволяет решать несколько задач:

способствует общему развитию детей;

развивает навыки коммуникации;

дает практический опыт реализации заданий.

t1611307678ab.jpg

Проектор для детского сада - необходимая вещь, если вы желаете, чтобы обучение детей было привлекательным и захватывающим. Мультимедийный проектор может вдохновить детей дошкольного возраста к познанию, открытию всего нового. Новые мультимедийные проекторы дают возможность моделировать ситуации из реальной жизни.

t1611307678ac.jpg

Проекторы для детского сада могут стать помощниками при диагностировании развития детей. Дети показывают свое внимание, память, речь, мышление, а также имеют возможность эти навыки развивать. Дети готовы познавать мир с помощью проектора и расширять кругозор. Игра в процессе воспитания и обучения поможет в усвоении материала. Не нужно беспокоиться о том, что проектор может плохо влиять на здоровье детей. Рекомендовано детям дошкольного возраста находиться с проектором до 20 минут. Для таких занятий требуется специальный кабинет и оборудование с учетом санитарно-гигиенических норм.

Обучение с мультимедийным проектором будет более качественным и продуктивным. Если вы будете использовать проекторы систематически, то эффективность обучения детей возрастет, усиливается качество результата.

Проекторы незаменимы в современном образовательном процессе, поскольку позволяют подать больше информации, делают обучение наглядным. Применение современного интерактивного оборудования в детских садах делает обучающий процесс более разнообразным, динамичным и постоянно поддерживающим в детях интерес к новому, еще неизведанному.

Применение компьютерных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития современного образовательного процесса. Информационная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

Мультимедиа можно использовать как средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Использование мультимедийного проектора позволяет сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся в презентации или фильме.

Компьютерные программы в настоящее время способны манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в учебном процессе таких наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Сегодня доступно много готовых интернет-ресурсов и дисков по различным предметам, их можно использовать не только как материал к уроку, но и в качестве самоучителя, справочника по какой-либо теме или уроку.

Основная трудность в подготовке конкретного урока заключается в том, что среди огромного многообразия разработок малое количество связано с учебной программой школы VIII вида, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением. Большинство разработок требуют специальной адаптации и творческой работы учителя.

Я использую в своей работе возможности программы Microsoft PowerPoint, позволяющей непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. И какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интереснее, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Проектирование уроков с использованием проектора начинается с составления календарно-тематического плана изучения тем (использование проектора оптимально распределяется по всем урокам) потому что дети реагируют на всё новое очень эмоционально и не всегда во время урока можно быстро умерить эти эмоции. Ребята должны научиться воспринимать проектор как неотъемлемую часть урока.

Для плана конкретного урока учителю необходимо:

  • Определить структуру урока, обозначить задачи и необходимые этапы для их достижения.
  • Подобрать наиболее эффективные средства, определить целесообразность их применения в сравнении с традиционными.
  • Оценить время на использование отобранных материалов: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.
  • Запланировать достижение определённых целей.
  • Написать конспект.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, моя практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий.

Рассмотрим возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подключение периферийных устройств и мультимедийного оборудования к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы. Передача и размещение цифровой информации

1. Ответить на контрольные вопросы используя ресурсы сети Интернет.

2. Работы оформить в текстовом редакторе Word .

3. Выполненные работы опубликовать.

Подключение периферийных устройств и мультимедийного оборудования к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы.

Практическая работа

Цель работы: приобретения навыков работы по подключению демонстрационной техники (мультимедийный проектор), научиться правильно эксплуатировать веб-камеру и цифровую видеокамеру.

1. Ознакомится с мультимедийным проектором, его основные характеристики и функциональные возможности.

2. Подключите мультимедийный проектор к компьютеру или к другому внешнему источнику (видеомагнитофон, спутниковый ресивер, DVD-плеер, видеокамера, телевизионный тюнер и т.п.).

3. Осуществить все необходимые настройки (например: язык меню, контрастность, четкость, трапецию и т.д.).

4. Продемонстрируйте приготовленный вами учебно-демонстрационный материал (презентация, клип, фото, таблицы и т.д.).

5. Установить веб-камеру и проверить работоспособность.

6. Подключить цифровую видеокамеру и проверить работоспособность.

7. Составит таблицу сравнительных характеристик веб-камеры и цифровой видеокамеры.

Контрольные вопросы

1. Что такое мультимедийный проектор?

2. Его основные характеристики.

3. Его функциональные возможности.

4. Перечислите его входные и выходные разъёмы.

5. Расскажите о порядке подключения, включения и выключение мультимедийного проектора.

6. Назовите преимущество мультимедийного проектора над другими проекционными аппаратами.

7. Перечислите и охарактеризуйте методические приемы использования на уроке мультимедийного проектора.

8. Составьте план работы учителя при подготовке к уроку с использованием мультимедийного проектора.

9. Педагогические возможности мультимедийного проектора.

10. Техника безопасности и правила эксплуатации при работе с мультимедийным проектором.

11. Как выбрать веб-камеру?

12. Какие существуют производители цифровых видеокамер?

Практическая работа

Цель работы: приобрести навыки работы со сканером.

1. Используя документацию сканера, выясните характеристики предложенного для работы сканера:

· разрешающую способность (разрешение);

· количество воспринимаемых оттенков;

· возможность ввода цветных изображений;

· размер обрабатываемых изображений.

2. Подключите сканер и установите соответствующий драйвер устройства.

3. Осуществите ввод текста.

4. Используя специализированную программу FineReader, распознайте введенный текст. Изучите настройки программы для распознавания различных языков. Распознавание следует проводить для разных источников: русский текст, смешанный русско-английский текст, текст с таблицами и рисунками.

Материалы в отчет

При подготовке отчета по практической работе следует использовать данные, полученные в ходе работы. Следует привести характеристики используемого сканера. Необходимо привести используемые настройки программы распознавания, а также результаты сканирования различных источников: русский текст, смешанный русско-английский текст, текст с таблицами и рисунками.

Контрольные вопросы

1. Какие известные программы используют для распознания текста?

2. Какие возможности предоставляют программы для распознавания текста?

3. От чего зависит качество распознания текста?

4. С какими элементами кроме текста работают программы для распознания текста?

5. Укажите принцип работы сканера?

6. Для чего используют штрих – код сканер?

7. Какие достоинства у листопротяжного сканера?

8. Какой сканер нужно использовать, чтобы со сканировать с фотопленки?

9. Что означает портативный сканер?

Практическая работа

Цель работы: приобрести навыки подключения печатающих устройств и копировальной техники.

1. Подключите принтер и проверьте работоспособность.

2. Настройте принтер как сетевой в локальной сети и проверить работоспособность.

3. Выяснить условие эксплуатации принтеров и копировальных аппаратов.

4. Составить инструкции по работе с принтерами и копировальными аппаратами

Контрольные вопросы

1. Что такое принтер?

2. Укажите основные характеристики принтеров.

3. Классификация принтеров.

4. Назовите недостатки каждого вида принтеров.

5. Что называют термосублимацией?

6. Какие типы интерфейсов существуют для подключения принтеров, использовать сеть интернет?

7. Можно подключить два принтера и более к одному системному блоку?

8. Укажите принцип работы струйного принтера?

9. Назовите фирмы производителей копировальных аппаратов?

Практическая работа

Теоретические основы

Данная работа направлена на закрепление умений правильно выбирать конфигурацию компьютера для выполнения различного вида задач (как учебного, так и личного плана). Результаты практической работы оформить: в текстовом редакторе MS WORD (имя файла "Фамилия.doc"), где представить информацию по каждому из этапов:

· I Этап - выбор конфигурации;

· II Этап - подробный состав оборудования, включая периферийные устройства;

· III Этап - состав программного обеспечивания (с указанием конкретных программ);

· IV Этап - детальные рекомендации по использованию данного ПК

I Этап. Конфигурация. По указанию преподавателя нужно выбрать конфигурацию компьютера, которую затем необходимо будет "собрать" (подобрать подходящее оборудование и программное обеспечение)

Различные конфигурации или как планируется использовать компьютер?

1. Офисный (Набор текстов, выполнение математических (простых) расчетов, оформление отчетов и докладов, составление презентаций, работа в Интернете).

2. Фото- и видеообработка (Получение информации с внешних устройств (сканер, веб камера, микрофон), обработка информации (работа с графической, звуковой и видеоинформацией), вывод информации на внешние устройства (принтер, цифровая камера), размещение информации в Интернете)

3. Игровой компьютер (поддержка сложной трехмерной графики, возможность хранить игры на жестком диске в виртуальных образах).

4. Домашний (Многозадачность, возможность решения на компьютере различных учебных и личных задач, быстрый ввод и вывод различной информации с помощью внешних устройств, работа в Интернете)

5. Школьный (Использование компьютера учениками на уроках информатики и других предметах).

6. Рабочее место учителя (Использование компьютера учителем для подготовки и проведения уроков по различным предметам)

7. Сервер (Компьютер, предоставляющий свои ресурсы пользователям сети)

Выбрав конфигурацию для сборки, переходим к оборудованию. Выбор оборудования должен соответствовать конфигурации (т.е. для решения простых задач можно использовать более "слабый" компьютер, чем для решения сложных).

II Этап. Оборудование (количество неограниченно, т.е. можно ислользовать более одного компонента). В отчет необходимо записать тип и код выбранного компонента (например, Процессор CPU _02 (2,5 ГГц))

Важно! Оборудование нужно выбирать в зависимости от конфигурации. Не нужно выбирать все предложенное.

- Материнская плата (адаптированная для данной конфигурации)

а) CPU _01 (1 ГГц)

б) CPU _02 (2,5 ГГц)

в) CPU _03 (3 ГГц)

г) CPU _04 (4 ГГц)

- Кулер (вентилятор для охлаждения процессора):

а) K _01 (Мощность 100 Вт)

б) K _02 (Мощность 250 Вт)

в) K _03 (Мощность 300 Вт)

г) K _04 (Мощность 400 Вт)

а) DDR _01 (128 Мбайт)

б) DDR _02 (256 Мбайт)

в) DDR _03 (512 Мбайт)

г) DDR _04 (1024 Мбайт)

а) встроенная в материнскую плату (вход, выход стерео, вход микрофона)

б) SoundPlate _01 (вход, выход, вход микрофона, возможен выход на 6 каналов)

а) встроенная в материнскую плату (стандартный выход на монитор)

б) VideoPlate _01 (память 64 Мбайт, стандартный выход на монитор)

в) VideoPlate _02 (память 128 Мбайт, стандартный выход на монитор, вход/выход на дополнительные устройства – цифровая камера, телевизор и т.д.)

г) VideoPlate _03 (память 256 Мбайт, стандартный выход на монитор)

а) Net _01 (100 Мбит/с)

а) BP _01 (Мощность 300 Вт)

б) BP _02 (Мощность 500 Вт)

- Привод для чтения/записи компакт дисков

а) PR _01 (чтение DVD , чтение/запись CD )

б) PR _02 (чтение/запись DVD , чтение/запись CD )

- Дисковод (для чтения/записи дискет)

- Жесткий диск (винчестер)

а) HDD _01 (100 Гбайт)

б) HDD _02 (200 Гбайт)

в) HDD _03 (500 Гбайт)

г) HDD _04 (1000 Гбайт)

а) Print _01 (струйный, возможность цветной и черно-белой печати)

б) Print _02 (лазерный, возможность черно-белой печати)

в) Print _03 (лазерный, возможность цветной и черно-белой печати)

а) Scan _01 (Отдельный сканер, только сканирование)

б) Scan _02 (3 в 1: сканер, копир, принтер)

а) Audio _01 (Стерео, 2 колонки)

б) Audio _02 (5+1, 6 колонок)

в) Audio _03 (Стерео, наушники)

г) Mic _01 (Микрофон)

а) M _01 (диагональ 17 дюймов, ЖК)

б) М_02 (диагональ 19 дюймов, ЖК)

в) М_03 (диагональ 21 дюйм, ЖК)

а) Mouse _01 (обыкновенная)

б) Mouse _02 ( c дополнительными возможностями)

III Этап. Подбор программного обеспечения. После "сборки" компьютера необходимо "установить" программное обеспечение. В отчете отмечаем категорию и "устанавливаемую" программу. Можно также указать отсутствующую в предложенном списке категорию и программу, которую необходимо установить.

Важно! Если из какой-либо категории не нужно устанавливать программу, то категорию можно не указывать.

  • Операционные системы
  • Драйверы
  • Текстовые редакторы
  • Графические редакторы
  • Презентационная графика
  • Звуковые редакторы
  • Видеоредакторы
  • Математические пакеты
  • Программы создания виртуальных образов дисков
  • Антивирусные программы
  • Программы для записи дисков
  • Архиватор
  • Программы для прослушивания звуковой информации
  • Программы для просмотра видеоинформации
  • Игры
  • Программы для работы в Интернете
  • Программы для учебных целей

IV Этап. Рекомендации по использованию компьютера. В заключительном этапе нужно указать какой категории людей вы бы рекомендовали использовать собранный компьютер. Также необходимо отменить, через какое время (приблизительно) потребуется модернизация.

Контрольные вопросы

1. Какие разновидности конфигурации компьютеров существуют?

2. Игровая конфигурация компьютера может выполнять функции офисной сборки компьютера.

3. Чем отличается конфигурация сервера от конфигурации игрового компьютера?

Передача и размещение цифровой информации

Практическая работа

Цель: Закрепление навыков при размещении цифровой информации на дисках ПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

В то же время, большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

2.1. Планирование мультимедийного урока.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.

Наглядность на мультимедийном уроке.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации

2. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.

4. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.

5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

2.3. Текст, как учебная единица мультимедийного урока.

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить внимание на следующие требования к тексту:

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется для учащихся с умственной отсталостью, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д.

Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

2.4. Аудио и видео сопровождение урока.

Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль:

- звуковой иллюстрации;

Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью.

Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

2.5. Условия эффективности мультимедийного урока.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.


В статье описывается использование мультимедийного проектора на уроках физики при объяснении нового материала.

Укенов Ниязбек Кыдырбекович, Северо-Казахстанский Государственный университет им.М.Козыбаева, факультет информационных технологий, студент группы Ф(о)-13

Описание разработки

Проведение урока с мультимедийным выступлением - сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала, заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме, при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Проектор, подсоединяемый к компьютеру – технологический элемент новой грамотности, радикально повышает:

- уровень наглядности в работе учителя,

- возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Учитель на медиауроке выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение новых информационных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса.

Эффективность применения мультимедийного проектора в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. Физика – наука точная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным материалом (наглядностью).

Особо следует остановиться на проблеме наглядности, потому что компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты. Как известно из психологических исследований, наглядность – это свойство человеческих психических образов реальных объектов, предметов или явлений, но не свойство или качество, присущее этим реальным объектам, предметам или явлениям.
Только лишь в результате активной работы наглядный образ создается в сознании обучаемого. Наглядность образа, возникшего у учащегося, зависит главным образом от уровня развития познавательных способностей обучаемых, от его познавательных интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Наглядность есть показатель простоты и понятности для учащихся.
Наглядный материал используется на уроке каждым учителем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса учащихся. Компьютер позволяет продемонстрировать процессы и явления в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания.

Демонстрационный материал улучшает восприятие информации путем сочетания различных форм подачи учебного материала в виде схем, рисунков, гипертекста, анимации и звукового сопровождения и предоставления возможности обучаемому активно вмешиваться в процесс обучения.

Статья К вопросу об использовании мультимедийного проектора на уроках физики при объяснении нового материала

Использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Есть необходимость активно внедрять новые педагогические технологи. Одной из таких технологий и является компьютер и мультимедиа средства. Современное поколение учащихся уже не представляет себе жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных детей компьютер не вызывает боязни и является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально, использовать именно их. А главное преимущество - повышение качества знаний учащихся.

Список литературы:

1. Лебедева М. Б.Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук,- Санкт - Петербург, 2006.

6. Филиппова И.Я. "Информационные технологии на уроках физики в средней школе". Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623-625.

8. Ресурсы Интернет

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Укенов Н.К., Чугунова А.А.

Проведение урока с мультимедийным выступлением - сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала, заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме, при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Проектор, подсоединяемый к компьютеру – технологический элемент новой грамотности, радикально повышает:
- уровень наглядности в работе учителя,
-возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Учитель на медиауроке выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

Применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение новых информационных технологий расширяет возможности контроля учебного процесса.

Эффективность применения мультимедийного проектора в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. Физика – наука точная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным материалом (наглядностью).
Особо следует остановиться на проблеме наглядности, потому что компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты. Как известно из психологических исследований, наглядность – это свойство человеческих психических образов реальных объектов, предметов или явлений, но не свойство или качество, присущее этим реальным объектам, предметам или явлениям.
Только лишь в результате активной работы наглядный образ создается в сознании обучаемого. Наглядность образа, возникшего у учащегося, зависит главным образом от уровня развития познавательных способностей обучаемых, от его познавательных интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Наглядность есть показатель простоты и понятности для учащихся.
Наглядный материал используется на уроке каждым учителем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса учащихся. Компьютер позволяет продемонстрировать процессы и явления в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания.

- использование разнообразных мультипликационных эффектов;

- возможность воспроизведения видео- и аудио- материалов;

- создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Уроки с применением мультимедийного проектора вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его.

Нельзя забывать и о том, что зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения. Знания, умения и навыки школьников могут быть сформированы только в результате их активных усилий, действий. Поэтому, даже использование мультимедиа на уроках не эффективно, если оно не сопровождается познавательной деятельностью учащихся. Отсюда следует, что необходимо тщательно продумать, как использовать демонстрационный материал в конкретной учебной работе, как активизировать познавательную деятельность и развивать познавательный интерес. Чтобы использование мультимедийного проектора принесло необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая информация с использованием мультимедиа должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника. Информация должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт учителя и уровень знаний детей.

Использование на уроках мультимедийного проектора поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании мультимедийного проектора на уроках информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес школьников и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Есть необходимость активно внедрять новые педагогические технологи. Одной из таких технологий и является компьютер и мультимедиа средства. Современное поколение учащихся уже не представляет себе жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных детей компьютер не вызывает боязни и является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально, использовать именно их. А главное преимущество - повышение качества знаний учащихся.

Список литературы:

Лебедева М. Б.Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе.- Автореферат__диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук,- Санкт - Петербург, 2006.

Филиппова И.Я. "Информационные технологии на уроках физики в средней школе". Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623-625.


-80%

Читайте также: