В каких школах обучаются дети с нарушением слуха

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Специальное образование лиц с нарушением слуха

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек.
Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Типы специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Наполняемость классов - 12 человек.
Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Типы специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха

Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования.

Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах I вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6–7 лет, с учетом подготовительного класса);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет)
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.
Наполняемость классов 6 человек.

В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов 5 человек.

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:
• на основе билингвистического подхода;
• на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
• созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;
• увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи;
• коррекция процесса восприятия учащимися;
• усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

В России билингвистическая школа создана профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

Ее основные принципы:
• потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;
• в целях активизации речевого общения эффективна дактилъная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого использование предложения как материала для системного овладения языком.

Коррекционные учреждения II вида создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:
1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемость классов – 10 человек;
2-е отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов – 8 человек.

Педагогический процесс, основа которого – коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:
• формирование навыков чтения с губ;
• овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);
• использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства.

Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха.
Первостепенными являются задачи:
• накопление словаря;
• уточнение звукового состава речи;
• усвоение грамматической системы языка;
• овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:
• в процессе усвоения чтения и письма;
• при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;
• в понимании объяснений учителя;
• при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
• отсутствие смягчений;
• пропуски согласных при сложных стечениях;
• пропуски безударных частей слова.

Небольшое вступление. Любой ребенок, несмотря на наличие или отсутствие особенностей должен учиться в школе. Школы бывают массовые (обычные) и коррекционные. В массовых школах могут учиться как обычные дети, так и дети с особенностями развития, в рамках инклюзивного образования. В коррекционных школах учатся только особенные дети. В таких школах учат по специальным программам, могут включаться дополнительные предметы и коррекционные занятия, а также учителя используют особые приемы и методы, для того, чтобы ребенок мог усвоить новые знания.

В зависимости от особенностей ребенка существуют разные типы школ, которые и различаются содержанием программ (иногда и их объемом), учебными предметами, а также используемыми учителями методами и приемами. Все коррекционные школы направлены на максимальную коррекцию особенностей ребенка и дальнейшую его социализацию.

Школы для детей с нарушением слуха

Для глухих детей. В эти школы принимают детей с врожденной глухотой, т.е. детей с таким нарушением слуха, при котором спонтанное самостоятельное овладение речью невозможно (для тех, кто никогда не слышал разговорную речь). Условная граница между слабослышащими и глухими находится на уровне 85 дБ, т.е. если ребенок не слышит звуки, громкостью менее, чем 85 дБ, то он считается глухим. Глухие дети могут слышать очень громкие звуки непосредственно около уха.

Для слабослышащих и позднооглохших детей. Такие дети отличаются от глухих тем, что имеют речь, и могут ее использовать для коммуникации. Позднооглохшими считаются дети, потерявшие слух после 3 лет (от травмы или болезни).

Во всех школах, для детей с нарушениями слуха дети находятся большую часть дня. В первой половине дня предусмотрены учебные и коррекционно-развивающие занятия, во второй половине дня – внеурочная деятельность, включающая в себя танцы, драматизации, школьные праздники, спортивные секции.

Главной задачей обучения является развитие речи, остаточного слуха и словесно-логического мышления. Так как у глухих/слабослышащих детей нарушен слух, то речь по подражанию не формируется. В результате отсутствия или недостаточного развития речи, задерживается формирование мышления, особенно словесно-логического.

По сравнению с общеобразовательной школой, в коррекционных школах для детей с нарушениями слуха значительно увеличено количество занятий по русскому языку и литературе. В эти занятия включена работа по развитию навыков чтения с губ, развитию слухового восприятия и фонематического слуха (способность различать звуки речи на слух). Также в программу включены дополнительные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, по формированию речевого слуха, занятия по социально-бытовой ориентировке.

На каждом уроке используется большое количество текстовой информации, специальных карточек с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями для облегчения понимания сути задания и выполнения последовательности действий. Глухих детей также обучают дактильной (буквы образуются с помощью пальцев) и жестовой речи. Начало этого обучения, а также обучения чтению, у глухих детей происходит еще в начале дошкольного возраста.

В программу начальной школы включены занятия по предметно-практическому обучению, на которых осуществляется формирование практических умений и навыков. В дальнейшем, на таком предмете, как "Технология", происходит обучение детей труду и их подготовка к самостоятельной жизни, что очень важно для любых детей, имеющих особенности развития.

На музыкально-ритмических занятиях объединяется речь, движения и музыка, а также развивается слуховое восприятие.

Программа школы предусматривает различные варианты, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития. Вариант программы 1 – для глухих детей, вариант 2 – для слабослышащих.

Так, вариант программы 1.1 (2.1) предполагает обучение глухих (слабослышащих) детей в обычной школе, которые по уровню развития речи и интеллекта не отличаются от сверстников.

Вариант 1.2 (2.2) предназначен для глухих (слабослышащих) детей, с сохранным интеллектом, но с уровнем развития речи, недотягивающим до возрастной нормы. Такие дети обучаются в школах для глухих.

Варианты 1.3 (2.3) и 1.4 предполагают обучение детей с сочетанным нарушением: глухота + умственная отсталость.

Коррекционная школа для детей с нарушениями слуха должна быть оснащена специальным оборудованием: звукоусиливающая аппаратура, звуковые средства воспроизведения информации, приборы для исследования слуха.

Подводя итог, можно сказать, что самыми важными задачами обучения являются: формирование умения использовать устную речь для коммуникации (включая правильное использование жестов, мимики, интонации), достижение того же уровня развития, что и обычные дети, создание условий для продолжения образования, и в итоге - успешное интеграция в общество.

Школы для детей с нарушением зрения

Для незрячих детей и детей с остаточным зрением. Незрячими считаются дети с врожденной потерей зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные представления. Остаточное зрение - это зрение с очень низкой остротой даже в том случае, если оно корректируется очками. Такие дети обладают способностью видеть свет, светлые пятна (светоощущение), на минимальном расстоянии перед глазами различать яркие цвета (цветоощущение) и форму предметов.

Для слабовидящих и поздноослепших детей. Поздноослепшие дети – дети, которые потеряли зрение в возрасте после 3 лет, у которых остались в памяти зрительные представления.

В данных коррекционных школах дети получают среднее общее образование (11 классов) за 12 лет. Для детей, имеющих умственную отсталость, срок обучения 9 лет.

Предусмотрено несколько вариантов программы.

3.1 - слепые дети с уровнем развития, близким возрастной норме (4.1 - слабовидящие), и обучающиеся в обычной школе.

3.2 (4.2) - не достигшие уровня нормы, но с сохранным интеллектом. Обучаются в коррекционной школе. У детей может быть задержка психического развития.

3.3 (4.3) - имеющие лёгкую умственную отсталость

3.4 - имеющие более тяжёлую умственную отсталость или другие нарушения (ДЦП, аутизм, нарушение слуха).

Главными задачами школы являются создание у детей наиболее полных и точных представлений об окружающем мире (ввиду выпадения зрительной функции), формирование умения ориентироваться в окружающей среде, и как итог - социальная адаптация детей и интеграция их в общество.

Тотально слепых детей обучают чтению с помощью шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт, осязательный шрифт, шеститочие), у слабовидящих детей развивают зрительное восприятие настолько, насколько это возможно, и обучают чтению плоскостных печатных букв (укрупненным шрифтом).

Весь наглядный материал (картинки, схемы, предметы) должен быть ярким, крупным, контрастным. Чем ниже острота зрения у детей, тем более крупными, контрастными и яркими должны быть изображения.

В программу школы включены коррекционные занятия: социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие речи, занятия с логопедом, ритмика, лечебная физкультура, а также занятия по пространственной ориентировке и предметно-практической деятельности.

Длительность урока обычно сокращённая, и составляет 40 минут.

Коридоры, лестницы и кабинеты в школе должны быть оборудованы дополнительными направляющими перилами, а также иметь тактильные, рельефно-точечные указатели. Начало и конец лестничного пролёта должны быть промаркированы контрастными цветами.

В классах должна быть увеличенная освещённость (для слабовидящих). На каждого ученика полагается одноместная парта с дополнительным источником света.

Так как большинство детей с нарушениями зрения имеют и другие отклонения здоровья, например ДЦП, школа должна быть оборудована пандусами, мобильными подъёмниками, иметь расширенные дверные проёмы.

Школа должна быть оснащена специальным оборудованием: персональные компьютеры на каждого ученика, увеличители, принтеры для печати шрифтом Брайля, брайлевские дисплеи, разнообразные тактильные пособия.

В следующих статьях будем разбирать остальные виды школ.

Была ли эта статья для Вас интересной и полезной? Если у Вас остались какие-либо вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу.

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Виды коррекционных школ для детей с особенностями развития.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь)

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения. В зависимости от местных условий коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной зтиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек.

Читайте также: