Модель профессиональной деятельности детского практического психолога кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога.

Предлагаемое ниже описание основных качеств профессиональной деятельности практического психолога позволяет, на наш взгляд, уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Итак, основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного психолога:

1. Цели психологической помощи

Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Квалифицированный психолог рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-продуктивной личности, то есть личности, способной к жизни в контексте культуры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога.

2. Отклики или реакции практического психолога в ситуации профессиональной деятельности

Квалифицированный психолог может найти множество реакций — вербальных и невербальных — на широкий спектр ситуаций и проблем.

Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах.

Квалифицированный психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Для неквалифицированного психолога существуют шаблонные оценки действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога

Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций. Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции.

4. Культурная продуктивность практического психолога

Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Таким образом, квалифицированный психолог осуществляет культурную продуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практического психолога, которая предполагает высокую культурную продуктивность за счет рефлексии на содержание профессионального взаимодействия с клиентом.

Неквалифицированный психолог способен работать только в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, себя, свою культурную продуктивность неквалифицированный психолог рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

5. Конфиденциальность в работе квалифицированного психолога есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической информации, Клиента и Пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности. Неквалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботится о ее хранении и передаче.

6. Ограничения в деятельности практического психолога

Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и Уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей —психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией. Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального роста как к необходимости постоянного профессионального взаимодействия с коллегами.

Описанные выше качества профессиональной деятельности практического психолога позволяют утверждать, что у квалифицированного психолога принципиально отличная от неквалифицированного психолога исходная точка в понимании и получении психологической информации о клиенте. Позиция квалифицированного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неквалифицированного психолога основана на его Я-концепции. Это различие позиций, то есть исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом, можно, на наш взгляд, зафиксировать в виде следующих обобщенных формул:

ПКП = (обобщ. теория; Я-психолог; Я-концепция),

где ПКП — позиция квалифицированного психолога, которая определяется его рефлексией на обобщенную теорию, его отношение к своей профессии и рефлексией на содержание Я-концепции.

Тогда как позиция неквалифицированного психолога (ПНК) может быть описана, на наш взгляд, в виде такой формулы:

ПНП = (Я-психолог, Я-концепция),

где содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием Я-концепции практического психолога.

Описание в виде этих формул позволяет выделить тот очень сложный момент в работе квалифицированного практического психолога, который по степени сложности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, — это необходимость постоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит, постоянного напряжения, требующего точности профессионального действия для оказания эффективной психологической помощи.


Список использованных источников

4 Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования [Текст] /Б.С. Волков. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2006 - ISBN 5-8291-0471-7

5 Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] /учеб.пособие / И.А. Зимняя. – М: ИНФРА-М, 2008 - ISBN 5-94807-015-8

9 Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков - М, 1995 - ISBN 5-8291-0291-9

10 Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Ф.И. Шарков. – М.: Акакдемический проспект, 2006 - ISBN 5-8291-0725-2

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 14506
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

1. Обобщенная модель профессиональной деятельности психолога, состоящая из 3-х единиц: теоретического содержания(концепция); прикладных средств(инструментарий); организованной системы действий(технологии).

2. Моноконцептуальная модель профессиональной деятельности.

3. Поликонцептуальная модель профессиональной деятельности.

4. Альтернативный вариант построения модели профессиональной деятельности (Н.В. Морозова, С.В. Кривцова и др.).

Задание:

Проанализировать и сравнить модели профессиональной деятельности психолога образования. Выделить преимущества и недостатки каждой модели (письменно) (см. источник 2).

Литература:

1. Детский практический психолог / Под. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М., 2001.

2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М., 2009. – С. 57-65.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева. М., 2001.

Тема 4: Современные концепции психологической службы образования

1. Концепция психологической службы И.В. Дубровиной.

2. Концепция психологического сопровождения М.Р. Битяновой.

4. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана.

Задание:

Сделайте сравнительный анализ представленных выше концепций психологической службы образовательного учреждения.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2002.

2. Пахальян В.Э. Психопрафилактика в практической психологии образования: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.

4. Психология развития : 2-е изд. / под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2005.

5. Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация. / под. ред. С.Б. Малых. – М., 2007.

7. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 2001. №1. – С. 97-106.

8. Степанов С.Ю., Растянников А.В. Рефлексивно-инновационный подход к организации психологической службы в округе // Прикладная психология. - 1998. № 2.

9. Обухов А.С. Психологическая служба в социокультурном пространстве гимназии // Школьные технологии. – 2004. №3. – С. 75-79.

10. Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования, 2007, № 1 (10).

11. Пахальян В.Э.Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии, 2002, № 1.

13. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 372 с.

14. Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей (методологические аспекты) – М.: ЦРТДиЮ "Лефортово", 2004.

Тема 5: Психологическая служба в образовательном учреждении

1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы.

2. Организация психологической службы в образовательном учреждении.

3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий.

4. Нормативно-правовые аспекты деятельности практического психолога.

5. Профессиональные и личностные качества детского практического психолога. Профессиональные требования, права и обязанности.

6. Подходы к планированию психологической работы в ОУ.

7. Выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.

8. Годовой план работы психолога.

9. Планирование работы на месяц. Циклограмма деятельности психолога.

Задание:

I. Подготовить доклады:

1. Специфика дошкольной психологической службы и психологической службы школы.

2. Этические нормы практического психолога.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.. 1996.

4. Детская практическая психология / Под. ред. Т.Д. Марцинковской.- М., 2003.

Мотивационная готовность к школе является одним из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений, для развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получения информации об окружающем мире.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Мотивационная готовность к школе - важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе. Одним из главных условий успешного творческого усвоения знаний является наличие мотивов учения, их содержание и устойчивость.

В последнее время растет число детей, которые без особого желания идут в школу, а затем не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Поэтому мотивационная подготовка детей 6 - 7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность, которая теснейшим образом связана со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве - может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях.

Для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для максимального развития личности каждого ребенка, его способностей, самореализации в различных видах детской деятельности.

В нашем детском саду ведётся большая работа по формированию учебной - игровой мотивации: развивается интерес к знаниям и потребность в познавательной деятельности. Педагоги нашего ДОУ заинтересовывают детей в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач; моделировать ситуации, в которых ребёнку предоставляется возможность самостоятельного выбора, вызвать чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; целенаправленно развивать познавательные процессы.

В образовательном пространстве ДОУ участвуют педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия по формированию мотивационной готовности к школьному обучению должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.

Для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, с достаточно развитой способностью взаимодействовать с другими детьми, развитой произвольностью и сформированной учебной мотивацией.

Большинство детей тонко чувствуют, как относятся к учению, к занятиям воспитатели. Таким образом, на развитие мотивации учения значительное влияние оказывает формирование представлений о нем.

Предлагаем следующую систему сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, основной целью, которой является обеспечение единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка в семье и в детском саду, создание условий для формирования у дошкольников мотивационной готовности к школе как одного из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мы объединили усилия педагогов ДОУ, родителей воспитанников и учителей в работе по формированию мотивационной готовности к школе у выпускников детского сада.

Модель деятельности педагога-психолога в нашем дошкольном учреждении по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению выглядит следующим образом:

Структура работы педагога-психолога

по мотивационной подготовке детей к школе

I блок – работа с детьми

В начале учебного года проводится предварительная диагностика детей подготовительных к школе групп с целью определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере дошкольника. Анализ результатов позволяет определить и осуществить индивидуальную и групповую коррекционную работу, а также дать родителям необходимые консультации и рекомендации.

В апреле – мае проводится повторная диагностика мотивационной готовности, которая позволяет проследить успешность коррекционной работы, а также служит основой для разработки рекомендации по введению в школьную жизнь.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны одной темой или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Цикл занятий рассчитан на год. Периодичность занятий – 1 раз в месяц продолжительность 25 – 30 минут.

Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Каждое занятие включает в себя разминочные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, релаксационные упражнения, работу в тетрадях. В коррекционные занятия также включены дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, так как дети в нашем саду с нарушениями речи.

II блок – работа с педагогами по вопросу мотивационной готовности детей к школе

Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению

Индивидуальное консультирование педагогов

В ходе консультирования дается информация по результатам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми, решаются вопросы, интересующие педагога.

III блок – работа с родителями

Психологическое просвещение родителей по мотивационной готовности к школьному обучению

Родителей будущих первоклассников волнуют многие вопросы, связанные с подготовкой ребенка к школьному обучению. Они хотят узнать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой; о средствах, помогающих повысить желание идти в школу; об изменении домашнего пространства, общения с ребенком, его позиции в семье.

Предлагаемая нами система работы по взаимодействию с родителями предполагает несколько этапов:

1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе: групповые встречи, родительские собрания, индивидуальные консультации.

2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.

3 этап - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.

Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются и проводятся после первичной и повторной диагностики ребенка. В ходе таких консультаций психолог освещает итоги диагностики; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи по вопросу мотивационной подготовки к школе; если есть на то причины, советует обратиться к другим специалистам (логопеду, психоневрологу), помогает определиться с выбором программы обучения в школе, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка. В ходе родительского собрания психолог по желанию приглашает на консультацию родителей ознакомиться с результатами диагностики и обсуждением перспектив дальнейшего развития ребенка. Как показывает практика, более 60% родителей находят время посетить психолога. На консультации изначально психолог отмечает позитивные моменты в развитии ребенка, а затем переходит к тому, над, чем необходимо поработать, и как это делать

Описанная модель работы педагога-психолога является очень гибкой системой, развивающаяся и меняющаяся в зависимости от уровня развития проблем, потребностей и особенностей всех участников образовательного процесса.

Эта система работы приносит положительные результаты, а главное оказывает реальную действенную помощь детям, родителям и педагогам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ

Под моделью деятельности понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Основной Целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является Обеспечение психологического здоровья детей . Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие Задачи:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основные виды деятельности педагога-психолога

hello_html_m646b033a.jpg

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. с целью:

выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу. администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

Психологическая диагностика профессионального поведения. осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу. и выполняется в форме многопозиционного анализа. на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи.

Читайте также: