Примеры проблемные ситуации в исследовательской деятельности в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблемные ситуации в развитии познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе мысль о том, что уже в дошкольном возрасте следует развивать субъектность ребенка и способствовать его саморазвитию, не нова, активно высказывает- ся многими современными исследователями (A. M. Матюшки- ным, О. В. Дыбиной, Н. Г. Турусовой, И. Б. Фомичёвой и др.) и принимается прогрессивно думающими практиками. Претерпе- вает качественные изменения и диалектическая модель обучения, предполагающая характер взаимодействия педагога и воспитан- ников, при котором дети становятся субъектом обучения, а педа- гог – организатором образовательного процесса.

Рассматривая необходимость применения проблемного ме- тода обучения, можно отметить, что современное дошкольное образование открывает перед педагогом широкий выбор реше- ний разнообразных задач для детей дошкольного возраста, ча- ще практических. Умение создавать проблемные ситуации и ор- ганизовывать условия при их решении для развития активной самостоятельной деятельности воспитанников становится осо- бенно значимым умением педагога.

Создание проблемных ситуаций относится к проблемному методу обучения, при котором суть активности заключается в том, что ребенок пытается анализировать полученный фактиче-

ский материал и оперировать им так, чтобы самому выделить из него новую информацию. В работе с детьми дошкольного возраста педагоги всегда стремятся находить методические пу- ти превращения образовательной деятельности в радостный процесс познания окружающего мира, приобретения необходи- мых компетенций, личностного развития.

Однако попытки стимулировать детскую познавательную деятельность, поддерживать интерес детей на протяжении всего педагогического мероприятия, вводить элементы активизации, например с помощью решения проблемных ситуаций, часто сводятся к постановке педагогом определенной задачи и реше- нию им же самим поднятой проблемы.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то следует подчеркнуть мысль, что именно в старшем дошкольном воз- расте создаются первые предпосылки и закладываются базовые основы для развития исследовательской активности детей в по- знавательной деятельности: развивающиеся возможности мышления детей обоснованы в работах А. Н. Поддьякова, И. С. Фрейдкина, О. М Дьяченко, становление познавательных интересов рассматривается JI. M. Маневцовой, Н. К. Постнико- вой, Е. В. Бояковой, M. JI. Семеновой, развитие продуктивной и творческой деятельности раскрываются Д. Б. Богоявленской,

A. M. Матюшкиным, Н. Б. Шумаковой и др. Расширение позна- вательных возможностей детей тесно связано с развитием по-

требности дошкольников в общении. К старшему дошкольному возрасту появляется стремление согласовать свои точки зрения, разделить переживания друг друга, повышается интерес к дей- ствиям, желаниям, настроениям сверстника (Л. Н. Галигузова, В. А. Крестьянинова, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Р. А. Смир- нова, Р. К. Терещук). В соответствии с точкой зрения Е. В. Бод- рова, умение согласовывать разные мнения перестраивать свои действия с учетом позиции партнера способствуют формирова- нию познавательной деятельности ребенка, становлению ре- флексии.

Данные разработки убедительно демонстрируют создание реальной основы для совершенствования у детей старшего до- школьного возраста их исследовательской активности при ре- шении проблемных ситуаций.

Вместе с этим важно заметить, что дети старшего дошколь- ного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми младшего школьного возраста. Проблемное обучение предполагает проявление и работу творческого мышления, ко- торое активно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Творческая энергия старших дошкольников не огра- ничивается штампами и стереотипами. У ребенка дошкольного возраста, как правило, высокая самооценка и он чувствует себя более свободным от оценок. Это те причины, по которым сле- дует использовать метод решения проблемных ситуаций в об- разовательном процессе дошкольных образовательных органи- заций.

Проблемная ситуация включает следующие компоненты:

1. Неизвестный способ действия или нечто неизвестное в окружающей жизни.

2. Познавательную потребность в новом знании, побужда- ющую ребенка к активной поисковой деятельности.

3. Творческие способности и накопленный опыт.

Детей дошкольного возраста педагог подводит к пониманию проблемы, выделению предположений, гипотез, поиску путей их проверки для решения проблемы.

Проблемные ситуации у детей дошкольного возраста могут возникнуть как в повседневной жизни, так и на занятиях по разному поводу:

– при столкновении с новым явлением окружающей жизни, которое удивляет или восхищает ребенка;

– при формулировке предположения;

– при сравнении и сопоставлении знаний о каком-либо предмете, объекте, явлении окружающей жизни;

– при выполнении продуктивной деятельности;

– при создании творческой работы;

– в общении со взрослыми и сверстниками.

У ребенка дошкольного возраста чаще можно зафиксиро- вать возникновение житейских проблемных ситуаций (ситу- аций, связанных с общением или недоумением, удивлением, что вовлекает ребенка в поисковую деятельность). Для со- здания эмоционального настроя, применяются особые мето- дические приемы (сюрпризные моменты, игровые ситуации). Для детей дошкольного возраста подбираются ситуации в большей мере эвристического характера, предполагающие сначала применение знакомых знаний в новой ситуации, проявление элементов творчества, затем постановка перед детьми творческой задачи, требующей решения целостной проблемы.

Требования к созданию проблемной ситуации (по А. М. Ма- тюшкину):

– решение проблемной ситуации должно быть ориентирова- но на максимальную самостоятельность и творческую деятель- ность ребенка;

– формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;

– проблемная ситуация призвана создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка;

– проблемная ситуация должна бросать вызов детской любо- знательности;

– в процессе решения проблемной ситуации важной стано- вится потребность в рассмотрении новых ситуаций, взаимосвя- занных с ней.

При проблемном подходе взаимодействие с дошкольниками лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриго- вать детей, вызвать положительные эмоции, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление может стать стимулом к началу поисковой, творческой познавательной деятельности. Отрицательные эмо- ции могут стимулировать негативное отношение к решению проблемной ситуации и даже к взаимодействию с педагогом.

Выйти из проблемной ситуации можно несколькими спосо- бами.

Первый способ предполагает постановку и решение пробле- мы самим педагогом.

Второй способ сопровождается привлечением воспитанни- ков к формулировке проблемы, выдвижению предположений и проверке решения.

Третий способ – когда воспитатель предлагает детям поста- вить проблему самостоятельно и выдвинуть предположения, решить проблему под руководством воспитателя.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста прояв- ляют настойчивое стремление реализовать посредством поис- ковой деятельности (экспериментирования, метода проб и оши- бок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие но-

вых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего приме- нения в повседневной жизни.

Анализ литературы показал, что процесс исследовательской деятельности ребенка имеет сложную структуру, в нем выде- ляются:

– мотивационный компонент, связанный с интересом, жела- нием ребенка вести исследовательский поиск решения пробле- мы и проявлением настойчивости в достижении цели;

– содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследова- тельского поиска решения проблемы;

– операциональный компонент, отражающий опыт практи- ческого использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе самостоятельного поиска.

У ребенка дошкольного возраста при решении проблемных ситуаций развиваются:

– умения, непосредственно связанные с осуществлением ис- следовательского поиска;

– умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результа- тов поисковой деятельности;

– умения, связанные с использованием приборов (оборудо- вания, инструментов) в экспериментировании;

– умения, связанные с осуществлением совместного иссле- довательского поиска со взрослыми и сверстниками.

По мнению современных исследователей Г. А. Урунтаевой, Е. Н. Гошевой, проблемные ситуации создают такие условия для детского общения и детской деятельности, где значимо проанализировать и оценить поведение других людей и свое поведение, а также с учетом возможных последствий выбрать стратегию своего поведения. Проблемные ситуации могут при- меняться в психодиагностике и очень близки к методу экспери- мента.

По мнению С. И. Семенака, активная поисковая деятель- ность ребенка по решению проблемных ситуаций, способствует освоению культурных практик, творческому познанию окру- жающего мира, развитию социальных компетенций и эмоцио- нального интеллекта.

Проблемные ситуации могут возникать как спонтанно, так и создаваться с помощью взрослого. В процессе общения с деть- ми взрослый часто предлагает вспомнить различные жизнен- ные случаи, ситуации, происшествия. Приведенные в пример ситуации могут стать источником развития у детей логического мышления, фантазии. Можно предложить придумать разные варианты выхода из заданной проблемной ситуации, обсудить причины ее возникновения и возможные результаты. Главное при этом, чтобы дети свободно выражали свое мнение, аргу- ментировали его.

Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно вы- полнить действия по решению проблемных ситуаций, поэто- му постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Для того чтобы дети могли найти выход из проблемной ситу- ации, педагогу важно организовать побуждающий диалог. Для этого воспитателю необходимо подавать специальные реплики, задавать наводящие вопросы, которые могут подво- дить детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Известно несколько приемов создания проблемной ситуа- ции.

1. Проблемная ситуация создается путем предъявления де- тям противоречивых положений, невозможных в жизни сочета- ний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детей. Во- просы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает?

2. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип про- блемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было од- но, а какие результаты?

3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к де- тям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?

4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации по- буждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем за- труднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?

5. Проблемная ситуация создается с помощью практическо- го задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуа- ции побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по-другому?

Примеры проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

В жаркий день, гуляя на полянке, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Все мы знаем, кто такие бабочки?

Подумайте, бабочки – это полезные или вредные насекомые, ведь они откладывают личинки, из которых появляются гусе- ницы, а гусеницы наносят вред растениям.

– Как вы думали сначала?

– А как оказывается на самом деле?

– Какой возникает вопрос?

Сегодня весь день обещают дождливую погоду, нужно прийти в детский сад, не промочив ноги. Какую обувь важно выбрать?

Самоделкин приглашает детей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?

Мальчик хочет пригласить на свой день рождения много друзей, но как можно сделать сразу много пригласительных би- летов за короткий срок?

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Кукла Маша собралась на прогулку. Поможем ей одеться (в наборе одежда для куклы меньшего размера).

– Дети, вы смогли выполнить задание?

– В чем затруднение?

– Для какой куклы эта одежда?

– Что нужно сделать?

В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Все знают, что Карлсон очень любит все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в ме- таллических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В ре- зультате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Вы- бросить их в мусорный бак? Жалко. А как их можно использо- вать?

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему ре- цепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнай- ке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не вла- деют письмом. Как быть?

Девочка потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дой- ти до него, не заморозив руки?

рюкзак. А в нем были: палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая пред- ложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в груп- пу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Нико- лаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит:

– Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.

Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок вер- ный?

Вероника пришла в детский сад в новом платье. Наташа за- метила и громко сказала.

– Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее пла- тье купила.

Права ли Наташа в такой ситуации?

В раздевальной комнате воспитатель Светлана Николаевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит:

– А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается? Светлана Николаевна сделала замечание Рите.

Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

В группу пришел новенький – мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не глав- ное, на каком языке ты говоришь.

Мама зовет сына:

– Артем, помоги, пожалуйста, вымой посуду. Артем отвечает:

Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слы- шит тот же ответ. Артем, закончив свои дела, приходит на кух- ню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.

– Мама, зачем ты вымыла посуду, – обижается сын, – я бы вымыл, немного позже.

Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Ар- тем был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Артем?

Маша взяла краски брата без разрешения. Порисовала ими и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

Послушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков вы можете назвать культурным человеком.

«Егор радовался теплому ветерку, весеннему солнцу, он вы- шел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Для игры нужен прутик. Где его взять? Мальчик огляделся вокруг и увидел маленькое деревце. Почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Егор подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, надломилась только маленькая веточ- ка. Егор недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.

Максим вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил такую кра- соту? – подумал Максим. Он вернулся домой, взял, с разреше- ния папы, изоленту, соединил и закрепил сломанные ветки. Ве-

Деревья хвастались друг перед другом.

– Я всегда бываю зеленая и стройная, а зимой я становлюсь королевой веселого праздника.

– А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею нежные тоненькие веточки, листья мою весной и летом – зеле- ные, а осенью – золотистые.

Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свой ответ.

Таким образом, создание проблемной ситуации – наиболее ответственный и сложный момент конструирования педагоги- ческого мероприятия. Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать за- труднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.

Основой исследовательской деятельности являются :

- поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации;

- исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;

- исследовательская активность – это исследовать, открыть, изучить, все знать.

Исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому.

Существуют два основных видах исследовательской деятельности у дошкольников :

- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы ее достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, волю;

- ориентировано-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучая детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Для того, чтобы добиться успешного усвоения детьми алгоритма действий, педагогу необходимо осуществлять по трем этапам.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета).

На третьем этапе необходимо организовать деятельность детей, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование – освоение родовитых отношений;

- путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений- представления о пространстве мира);

Проблемная ситуация №1. «К нам пришел ежик и плачет. У него случилась беда. Его пригласил на День рождения медвежонок. Ежик купил ему подарок – мыльные пузыри. Шел он по лесу. Устал. Сел на пене и разлил мыльные пузыри. Ежик очень расстроился. Как быть Как помочь ежику (сделать мыльные пузыри).

Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри?

Из какого мыла? (твердое, жидкое).

Попробуем сделать из твердого мыла. Получается (нет).

Пробуем из жидкого (нет).

Что необходимо? (добавить воду).

Пробуем, получилось.

Какие получились пузыри? (Красивые, маленькие, воздушные, мыльные).

Как сделать пузыри еще краше? (добавить краску)

Дуем в трубочки. (пошли цветные пузыри).

Ежик будет доволен нашей работой?

Предлагаю сделать в подарок медвежонку картину из мыльных пузырей (дети выполняют разными способами).

Проблемная ситуация №2,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация №3, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.


    В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

    Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.

    Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Это традиционный взгляд на проблему. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания. Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.

    Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь вситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

    Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь.

    Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. Для этого мы должны решать следующие задачи:

    − Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

    − Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

    − Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

    − Учить детей слушать друг друга;

    − Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

    Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

    Так что же такое проблема?

    Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

    Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

    Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

    Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

    Что включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных, характерных компонента:

    1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.

    Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие; противоречие, которое заметил один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Ценность противоречия в том, что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

    1. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности.
    1. Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.

    Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.

    Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей:

    − Возникает состояние интеллектуального затруднения;

    − Возникает противоречивая ситуация;

    − Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

    Существуют четыре уровня проблемности вобучении:

    1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
    2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения.
    3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
    4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.

    Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов:

    − изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

    − побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

    − постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

    − постановка проблемных задач.

    Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

    1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

    Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

    Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

    Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

    1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.

    − Найти избушку (не нашел)

    − Зажечь костер (нет спичек)

    − Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

    − Сделать шалаш (нет топора)

    − Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

    − Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

    − Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

    Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

    1. Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.
    1. Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

    Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

    − Надеть теплую кофту

    − Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

    − Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

    − Как мы решили проблему? (придумали разные способы)

    − Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

    Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие.

    Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие.

    Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира.

    Человек, как считаетС.Л.Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

    Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.

    Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.

    1. Система вопросов, переформулирование условий задачи;
    2. Наводящая задача, или задача-подсказка;
    3. Цепочка наводящих задач;
    4. Готовый вариант решения.

    За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанныйН.Н.Хоменко иТ.А.Сидорчук.

    Шаг № 3. Формулировка противоречия.

    Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

    Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

    Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

    На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.

    Когда усвоиться алгоритм решения творческих задач и последовательность диалога с детьми, можно составлять проблемные ситуации самим, привлекать коллег по работе, родителей для создания копилки ситуаций.

    Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.

    Технология — совокупность методов и приемов, в каком-либо мастерстве или искусстве.

    Педагогическая технология — специальный набор методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, она (пед техн.) есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.

    Технология развивающего обучения (В. Н. Венгер) — ориентирует на зону ближайшего развития, что помогает формированию творческого потенциала ребенка, побуждает детей к поиску самостоятельных решений, развивает познавательный интерес.

    Задача педагога: создать каждому ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносило радость.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностные технологии. Они направлены на оказание помощи ребенку, понимания, умения встать на место ребенка, разделив с ним его видение мира, а потом познакомить его с миром, как его видят и понимают взрослые.

    Технология проблемного обучения.

    Я учу детей творчески мыслить, видеть проблему, выдвигать гипотезы для решения этой проблемы, находить самостоятельные пути решения, делать выводы и заключения.

    Информационные технологии, использование компьютера для обучения детей. Я использую на занятиях мультимедийные презентации. Появление дидактической информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций, анимации в свободной деятельности с дошкольниками позволяет вывести мою деятельность как педагога, на новый качественный уровень.

    Использование игровых методов и приемов помогает с интересом, непринужденно давать детям определенные знания и умения. И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.

    Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова:

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, задача, противоречие, деятельность педагога, дошкольный возраст, окружающий мир.

    Похожие статьи

    Проблемные ситуации в организации образовательного процесса.

    Педагогическая проблемная ситуация имеет в своей основе вопросы, посильные для детского восприятия и самостоятельного решения. Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста.

    Решение проблемных ситуаций с детьми младшего.

    Проблемные ситуации для дошкольников и их решение — задача воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и родителей.

    Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, активный словарь, окружающая.

    Развитие и формирование познавательного интереса у детей.

    Постановка проблемы. В условиях современного мира активность, инициативность, самостоятельность, креативность, умение

    Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший.

    Психолого-педагогическая технология проведения игровых.

    ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир. Похожие статьи. Образовательная среда как условие эффективности.

    Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

    познавательная деятельность детей, познавательная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, проблема, задача, роль воспитателя, помощь воспитателя, метод проектов, детский сад.

    Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

    ‒ Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка

    Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному.

    ‒ сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации).

    Воспитательные возможности проблемных педагогических.

    В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

    Понятие о методической системе и ее роли в современной.

    ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

    Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста.

    Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

    Читайте также: