Почему для православных храмов не характерны окна розы кратко

Обновлено: 08.07.2024

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №1
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №2
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №3
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №4
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №5
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №6
Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №7

 Почему для православных храмов не характерны окна-розы Ермошкина Арина Группа 12СВ

Слайд 1

Почему для православных храмов не характерны окна-розы Ермошкина Арина Группа 12СВ

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №2

Слайд 2

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №3

Слайд 3

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №4

Слайд 4

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №5

Слайд 5

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №6

Слайд 6

Почему для православных храмов не характерны окна-розы, слайд №7

Слайд 7

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Почему для православных храмов не характерны окна-розы. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

194950 194934 194948 194929 194943 194945 194912 194944 194911 194919 194930 194906 194942 194946 194913 194922 194909 194932 194907 194949 194933 194935 194910 194936 194940 194947 194923 194941 194951 194918

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Готическая роза




Происхождение

Стиль готика в архитектуре зародился в Средневековой Франции, то есть с XII по XVI столетия. В дальнейшем он обрел популярность и во всей Европе. Готическая роза является одним из наиболее часто упоминаемых элементов данного стиля, но закрепилось это название не раньше XVII века. До того момента данный архитектурный элемент именовался колесом, розеткой, окном Екатерины или просто круглым окном. Необычный витраж, украшенный фигурным переплетом, располагали над входом в собор или по центру фасада.




Роза пришла в готику из романского стиля и изначально выглядела гораздо скромнее и обладала меньшим размером, но с развитием самого архитектурного стиля также стала обрастать узорами, изысканными лепестками и разноцветным лучами. Со временем витраж занимал все больше места на фасадах зданий, добавляя громоздким строениям необходимой легкости. После завершения возведения собора Парижской Богоматери подобные круглые окна стали практически неотъемлемой частью архитектурного стиля.




Считается, что витражи-розы, украшающие большинство готических соборов Франции, в том числе и в Реймсе, несли тайный смысл.



Довольно часто суть данного витража на средневековых соборах трактовалась как теологическая карта мира. Части круга олицетворяли бесконечное множество миров, идущих из одного центра и создающих единое целое. В некоторых случаях сюжет готической розы был вполне однозначен и основывался на теме Судного дня. Такой витраж располагался в арке над западным входом в храм, так как именно западная стена церковных строений была связана с темой Страшного суда. С течением времени готическая роза стала все чаще символизировать Деву Марию.



Среди предков готической розы принято называть римский окулюс – большое круглое отверстие, позволяющее попадать внутрь не только свету, но и воздуху. Самый знаменитый окулюс располагается на вершине купола римского Пантеона, но в древнейшей архитектуре подобные элементы также располагались на низких фронтонах.

Применение в архитектуре

Готическая роза особенно характерна для стиля готика, но подобные круглые окна использовались и в других храмах и церквях, главным образом в романских. Данный архитектурный элемент присутствовал в соборах античных времен, а также в период неоготики. С визуальной точки зрения розетка всегда выполняет роль одного из главных акцентов или является координационным центром строения, а потому должна сразу же притягивать взгляд смотрящего.






Имеются готические розы и в, пожалуй, самом известном строении Франции – Нотр-Дам-де-Пари. Старейшая из них находится на северном фасаде. Достигающая размеров 12,9 метра, роза огорожена квадратом поверх кружевного фриза, в результате чего образуется гигантский витраж высотой 18,5 м. За создание данного архитектурного элемента, раскрывающего Ветхий Завет, отвечал архитектор Жан де Шель. В центре окна располагается Богоматерь с младенцем, а окружают ее три уровня лепестков. В украшении витража также задействуются растения, медальоны и изображения библейских персонажей.







Сюжет розетки, украшающей собор Святой Марии в Лозанне, раскрывает темы времен года и устройства Вселенной. Эта архитектурная роза была сотворена в XIII веке странствующим французским художником, а потому по стилю и иконографии пересекается с лаонской традицией. Центр композиции занимают рисунки, иллюстрирующие возникновение мира, а вокруг располагаются зарисовки времен года и месяцев, а также знаков зодиака и стихий.



В целом все окна-розы, представленные в архитектуре, обычно украшаются масверком – универсальным декоративным орнаментом, строящимся на пересечении окружностей разных размеров. Для розеток характерны симметричность относительно центра композиции и присутствие расходящихся прямых линий. Часто в витражах готических роз встречаются четкие геометрические фигуры – обычно квадраты и звезды, каждая из которых обладает своим значением.

В зависимости от ассоциаций внешнего вида все готические розы можно подразделить на три категории: колесо со спицами, солнце с разлетающимися лучиками и бутон с раскрытыми лепестками. Проем, в котором размещается розетка, может представлять собой простой круг или быть квадратным. Возможен вариант с большой аркой, в верхней части которой располагается окно-роза, а под ней занимают свое место несколько узких ланцетных окошек. И стилистически, и тематически все используемые элементы должны образовывать единую композицию. Наконец, готическая роза часто вписывается в верхнюю часть стрельчатого проема, что соответствует поздней готике.

Несмотря на довольно широкий круг тем, которым посвящаются витражи розеток, в принципе, все их можно разделить на посвященные библейскому сюжету, посвященные христианскому святому и символизирующие что-то стороннее. Стоит также упомянуть, что для ранних готических роз более характерно подражание романскому стилю, а для поздних – наличие сложных орнаментов, напоминающих огненные язычки.

Розетки, располагающиеся на временной шкале между ними, обладали более сложной, чем у романских, композицией, и часто напоминали солнечный диск.

Размеры окон

Как уже было выше сказано, изначально окна-розы обладали небольшим размером. Однако с течением времени архитектурный элемент занимал все больше места на фасаде. Самые большие готические розы встречаются на соборах Шартра и Сен-Дени.




Жилой дом в Риге, 12-14 век. Фахверк, окон нет.



Жилой дом папуасов Новой Гвинеи. Только дверь.



План древне-греческого дома, 2 век до н.э. Внешние стены световых проемов не имеют, двери помещений ориентированы на внутренний двор.



Норвегия, Лафонтены., дом викингов, 6 век. Огромный дом, световых проемов нет.



Камерун, жилище без окон.



Волоковое окно русской избы, служит для выпуска дыма.



Казахская юрта.



Тунис, традиционный дом. Окон нет, только двери.

Известные нам древние памятники архитектуры – языческие храмы или гробницы – тоже строились без окон. Древнеегипетское святилище или целла греческого храма имели только дверь. Древние индуистские храмы высекались в толщах горных массивов без окон. Буддийские чайтьи не имеют окон, сознательно затемнены, а ступы не имеют внутренних помещений, и, следовательно, окон. Купол римского Пантеона открывался в небо (вверх) огромным круглым отверстием без заполнения (опэйоном), окон в Пантеоне нет. Известно, что освещение в древних культовых зданиях играло важную мистическую роль в церемонии богослужения. Наиболее яркий пример – отсутствие окон и постепенное сужение и затемнение пространства от входа к святилищу в египетских храмах 3 .



Буддизм. Ступа в Санчи, 2-1 век до н.э. Внутренних помещений нет.



Периптер – план основного типа древнегреческого храма. Святилище окон не имеет.



Индуизм, комплекс храмов в Бхубанешваре, 10-11 век. Святилища имеют только дверь.



Рим, Пантеон, 2 век. Интерьер освещается только через верхнее отверстие – опэйон.



Мексика, храм Солнца ацтеков, 15 век. Окон нет.



Египет, храм в Абу-Симбел, 13 век до н.э. Гипостильный зал всегда в полумраке, свет проникает только через дверь и незаметные маленькие отверстия наверху, предназначенные для вентиляции.

А световое пространство христианских культовых зданий организовано по-другому, имеет совсем другой метафизический смысл: из мрака греховного к Богу-Свету. Христианство глобально изменило представления о человеке, его предназначении, о скрытой сущности Вселенной. Богословскому осмыслению мира следовали поиски нового архитектурного языка. Совершенствовалось устройство церквей, появилось и окно. Ответ на вопрос, почему именно в христианских храмах надо искать причину появления этой архитектурной конструкции, надо искать в христианском учении.

Сознательное конструирование окон мы видим в христианских памятниках романского стиля. В древнейших из них проемы в стенах имели вид чисто круглых отверстий, позже – с закруглением верхней части проема. Все они были заполнены перфорированными деревянными плахами с круглыми отверстиями, которые концентрировали солнечные лучи и направляли их в центр высокого церковного средокрестия, место пересечения центрального нефа базилики с трансептом 5 . Лучи света пересекались друг с другом, ярко освещая происходящее здесь таинство Евхаристии – кульминацию литургического богослужения, в нужный момент зримо подтверждая присутствие Бога в храме. Идентичны по смыслу были форма и функция окон в византийских храмах. Перфорированная конструкция заполнения проемов последовательно сохранялась в течение веков как каноническая конструкция в православных храмах, а в поздние времена обычно имитировалась в композициях оконных рам. Подобные примеры можем видеть и в Риге, в храмах XIX века. Все оконные рамы собора Рождества Христова на ул. Бривибас решены в традиционных круглых формах. Через такие же рамы с круглыми отверстиями, установленные в высоких барабанах глав, освещается подкупольное пространство в храме св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге. На остальные окна этого храма наложены металлические накладки, изображающие те же круглые формы. Каноническую игру направленных и концентрированных лучей света из круглых окон-роз можем наблюдать в интерьере православной церкви Всех Святых по ул. Католю 10, построенной в стиле неороманики.



Византия, монастырь Хосиос Лукас, 10-12 в. Круглые отверстия в заполнениях проемов, концентрирующие лучи света в интерьере.



Русь. Деревянные плахи в проеме храма Спас на Нередице, 12 век.



Германия, церковь св. Николая, Штралзунд, 13-14 в. Перфорация в заполнении проема.



Пицунда, Свято-Успенская церковь, 10 век. Круглый окуль в стене.



Собор Рождества Христова в Риге, 19 век. Бетонные рамы с круглыми формами.



Церковь св. Иоанна Предтечи в Риге, нач. 20 века. Накладки на стекла с каноническими круглыми формами.


Анатомия глаза.



Рига, Ново-Гертрудинская лютеранская церковь, конец 19 века. Фрагмент фасада, окна заглублены в стену, образуя наружные откосы.



Вознесенская церковь в с. Марково Ярославской обл. Фрагмент интерьера, окно сдвинуто к наружной кромке стены, образуя внутренние откосы.



Португалия, церковь ла Граса в Сантарем, 14 век. Снаружи сюжеты витражей не читаются, но орнаментальная каменная резьба являет кипучую Небесную круговерть с Вседержителем в центре.



Франция, собор в Страсбурге, 16 век. Вид снаружи. Здесь движение Небесной круговерти явлено в более спокойном ритме.


Радужка глаза.



Латвия, костел в Рикаве, 19 век. Круглое окно над алтарем с накладкой, поясняющей символику окна.



Германия, окно, заполненное круглыми стеклами, в средневековом замке Линн.



Средневековый интерьер.



Слюдяное окно с круглыми формами. Вятка, 18 век.



19 век, С.-Петербург, интерьер в стиле ампир. Назойливые окна спрятаны за тяжелыми драпировками, вместо них зеркало – иллюзия реальности.

В процессе цивилизации окно увеличивалось в размерах. Из Франции мода на большие окна пришла в поместья нашего региона. Суровый климат заставил искать отвечающие ему технические решения. Зимой окна утепляли изнутри деревянными щитами или снаружи вставляли дополнительные съемные рамы. Работая в России, знаменитый Растрелли изобрел конструкцию раздельного окна 22 , которую в 19 веке совершенствовали местные прибалтийские мастера. В соответствии с законом конвекции воздуха в окне появилась верхняя откидная створка – фрамуга. В то время господствовал научный подход в конструировании, но технические решения не противоречили метафизической сути окна. Все части окна выполнялись открываемыми, окно можно было распахнуть настежь, чтобы впустить внутрь как можно больше живоносного воздуха и света. С фасадной стороны визуальная глубина конструкции (толщина окна) была похожа на световой канал в толще массивной стены, а затененные провалы ниш-проемов напоминали глазницы. Именно в нашем регионе конструкция раздельного окна была доведена до совершенства путем профилировки обвязок и рам. Проблемы продувания и протечек решались при отсутствии изолирующих материалов, конструктивными приемами. Образцовое раздельное окно – это историческое наследие именно наших изобретателей. Для сравнения вспомним, что в Швеции исторически более широкое распространение получили спаренные (шведские) окна, конструкция которых намного проще. О шведских окнах вспомнили в эпоху модернизма, когда применение спаренных окон в массовой застройке было вызвано малой толщиной новых, тогда навесных ограждающих конструкций.



Жилой дом по ул. Слокас 24 в Риге. Хаотичная замена окон, деградирующая фасады – проблема нашего времени.

Если не одумаемся, сохранит ли Рига свой христианский лик?

апрель 2005 года

Фото: автора статьи или взяты из открытых источников интернета.

Читайте также: