Сообщают ли в школу об административном правонарушении

Обновлено: 03.07.2024

Здравствуйте. Мою несовершеннолетнюю дочь (16 лет) задержали за проход по ж/д путям в неустановленном месте. Факт совершения административного правонарушения она не оспаривала, вину признала. С ее слов сотрудником линейной полиции на месте был составлен некий документ (названия не помнит, сильно испугалась), где все это было зафиксировано. Поставила свою подпись. Помнит только размер листа бумаги, на котором и делались записи - примерно в половину листа формата А4. При этом сотрудник полиции всячески убеждал ее ( в ответ на ее просьбы), что сообщать в школу они не будут, мол, вызовут только родителей, чтобы сделать замечание. Затем дочь позвонила матери, сообщив ей о случившемся. Из линейной же полиции позвонили только на третий день, сообщив, что нужно явиться в отделение. Там были записаны показания матери, что она не оспаривает факта административного правонарушения, что с дочерью была проведена воспитательная беседа, о чем и расписалась. Никаких протоколов нами не подписывалось! Между тем выясняется, что уже назначена дата заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на котором будет рассматриваться наше дело, на которое нас уведомили (через школу) явиться.

Не оспариваем самого факта правонарушения. Готовы нести ответственность. Только хотелось бы знать, насколько юридически все было сделано в рамках закона. Имел ли право подписывать документы, касаемые этого дела, наш несовершеннолетний ребенок, в частности, ту пресловутую бумагу, составленную на месте совершения правонарушения? Обязан ли был сотрудник линейной полиции, составлявший эту бумагу, СРАЗУ известить родителей о случившемся? Либо присутствия родителей при составлении такого документа уже не требуется, учитывая возраст ребенка?

Дело ведь не в самом факте возможного наказания в виде штрафа. Бог бы с ним. Мы всю жизнь учим своего ребенка быть честным, жить по совести. Она же была в тот момент с подругой, которая наврала про себя с три короба, сообщив ложные личные данные. И с нее как с гуся вода. Наша была честна, как учили мать с отцом. Результат - лучшей антирекламы всем благим намерениям, нравоучениям и увещеваниям родителей и не придумать. Какой урок получает она из всей этой ситуации. Теперь вот ей грозит и постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Её - общественницу, активистку, участницу всевозможных олимпиад, мероприятий, кружков - одной гребенкой в один же ряд с действительно проблемными подростками. Уж слишком формальный подход получается. Неужели не учитываются личные данные каждого конкретного подростка? Ведь факт постановки на учет может аукнуться ребенку уже в недалеком будущем, когда при поступлении в ВУЗ вдруг выплывет строка в досье о том, что находилась на учете там-то и там-то. И такие прецеденты были, увы. Вот так можно запросто ребенку жизнь перевернуть. Всего делов-то..

Есть ли в действующем КОАП РФ такая статья "доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности"? Если ее нет то могут ли органы уведомить по месту учебы о случившемся?


В КОАП РФ есть статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Вот ее текст: "Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.


Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

В соответствии с ч.1 статьи 2.3 к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет.

Можно ли привлечь к административной ответственности родителей являющихся военнослужащими.

В соответствии со статьей 2.5 к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов.

Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Можно. В соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности.

а) Основным документом, на основании которого привлекается правонарушитель к ответственности, является протокол об административном правонарушении.

Вместе с тем, указанные документы могут рассматриваться на заседании комиссии и являться основанием для применения к несовершеннолетним совершившим антиобщественные действия, не являющиеся административными правонарушениями, мер общественного воздействия предусмотренных законодательством Костромской области. Указанные в данных актах меры общественного воздействия могут применяться и к родителям, не уделяющим должного внимания воспитанию своих детей (за исключением тех случаев, когда в их деяниях имеется состав административного правонарушения или уголовного преступления).

б) Кто имеет право составлять административный протокол?

В соответствии со статьей 28.3 составлять протокол об административном правонарушении имеют право должностные лица органов имеющих право налагать взыскания за совершение правонарушения, а также иные лица указанные в части 2 ст. 28.3.

В соответствии со 2 абзацем части 5 ст.28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35-5.37, 6.10. КоАП РФ имеют право составлять члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Членам КДН и ЗП предоставляется не только право составлять протоколы, но и возлагается обязанность при их составлении правильно квалифицировать совершаемые несовершеннолетними, их родителями и должностными лицами деяния в соответствии с нормами КоАП РФ.

в) Можно ли ответственного секретаря комиссии и председателя комиссии считать должностными лицами, имеющими право составлять протоколы не только по тем составам правонарушений, которые указаны во 2 абзаце ч.5 ст.28.3, но и по иным составам (ст.28.3 ч.1).

Нельзя, т.к. в соответствии с ч.1 ст.28.3 протоколы об административных правонарушениях составляют только должностные лица, уполномоченные налагать административные взыскания. Ни председатель комиссии, ни ответственный секретарь комиссии самостоятельно не имеют права налагать административные взыскания, т.к. это компетенция коллегиального органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

г) В соответствии с ч. 3 ст.28.1 в протоколе о правонарушении или в прилагаемых к нему документах должны быть указаны поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Если в названных документах не указан повод к возбуждению дела, то комиссия должна вынести определение (ст.29.4 ч.1 п.4) о возврате данного материала органу (должностному лицу) его составившему для устранения имеющихся недостатков.

В случае если в комиссию или к члену комиссии обратились граждане с заявлением о привлечении к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения по которым протокол может быть составлен членами комиссии и после рассмотрения заявления выясняется, что факты не подтвердились или то, что в действиях лиц указанных в заявлении нет состава правонарушения, члены комиссии, разбирающий названное заявление обязаны вынести мотивированное определение об отказе о возбуждении дела об административном правонарушении.

д) Каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

е) Содержание протокола об административном правонарушении.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

ж) Направление протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется полномочным рассматривать дело лицам в течение суток с момента его составления (статья 28.8).

Если комиссия вернула материалы, то у лиц (органов), составивших протокол есть 3 суток со дня их получения на устранение этих недостатков. После того, как эти недостатки устранили, в течение суток после устранения недостатков протокол должен быть возвращен в комиссию (ч. 3 ст.28.8).

Компетенция комиссии по делам несовершеннолетних.

«Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса.

Направление поручений и запросов.

Для получения доказательств по делу комиссия вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы, либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ (Статья 26.9. часть 1):

- поручение либо запрос по делу, подлежат исполнению не позднее, чем в 5-дневный срок со дня его получения (ч.2 ст.26.9):

- комиссия вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в комиссию в 3-дневный срок (ст.26.10)

Рассмотрение дела на заседании Комиссии.

В какие сроки должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дела о правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок с момента поступления материалов

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела, срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение. То есть, если подростка нужно доставить на заседание комиссии, дело назначено в 15-дневный срок, а он не явился и его надо доставить. Комиссия выносит мотивированное определение не только о его доставке, но и мотивированное определение о продлении срока рассмотрения.

Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9) ?

Какого-либо нормативного определения понятия малозначительного правонарушения не существует. Вместе с тем, отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо угроз для охраняемого законом объекта правонарушения. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должен учитываться характер правонарушения, а не особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием.

Что является доказательством по делу об административном правонарушении.

Статья 26.2. Доказательства

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Кто может быть свидетелем.

Статья 25.6. Свидетель

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

- не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (о чем делается запись в протоколе, под которой свидетель расписывается).

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Что делать если правонарушитель не владеет русским языком.

Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Какой срок давности привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения о защите прав потребителей, о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Могут ли дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет рассматриваться в отсутствие их родителей.

В соответствии с ч.2 ст. 25.1 в случае если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя.

В соответствии с ч.5 статьи 25.3 при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

В соответствии со ст. 34 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних присутствие несовершеннолетнего и его родителей при рассмотрении дела обязательно.

Имеет ли право комиссия выносить постановление о приводе несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться на заседании, а также о приводе его родителей.

Статья 29.4, часть 3.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительных причин лиц, которые требуются на комиссии, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить определения (не постановления) о приводе через органы внутренних дел лиц, которые должны участвовать в заседании комиссии, то есть правонарушителя, его родителей и свидетелей.

Статья 27.15. Привод

В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

По истечении, какого срока постановление о наложении взыскания уже нельзя исполнять.

Срок исполнения постановления о наложении административного штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа комиссия по делам несовершеннолетних, вынесшая постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Читайте также: