Каким должен быть преподаватель высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

К преподавателю предъявляются строгие требования

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

Каждый должен пройти конкурс

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.

Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

важно найти общий язык со студентами

Карьера преподавателя

Перечень должностей в вузе таков:

  1. ассистент;
  2. старший преподаватель;
  3. доцент;
  4. профессор.

Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

от доцента к профессору

Должностная инструкция преподавателя вуза

Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

  • научно-исследовательская работа;
  • ведение кружков со студентами;
  • общественная деятельность и кураторская работа.

Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.

обязанности преподавателя

Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.


В статье рассматривается вопрос об идеальном портрете преподавателя высшей школы с точки зрения студентов и их родителей, основываясь на условиях обеспечения качественного обучения.

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

В связи с переходом на новые стандарты в образовании предъявляются новые требования к образу, роли и значению преподавателя. В высшей школе это во многом обусловлено изменением самой системы, призванной удовлетворять потребности работодателей и воспитывать в студентах компетентности, сочетающие высокую квалификацию, систему ценностей, способность к самостоятельному поиску необходимой информации и т.д. Таким образом, в свете новых стандартов образования, встает вопрос о новых требованиях к компетенциям, профессиональным качествам, а также личностным характеристикам педагога высшей школы.

В работах ученых, компетентностный подход в образовании широко обсуждается. В частности, данной проблеме посвящены труды И.А. Зимней, Н.В. Гришановой, Н.А. Петровской, О.В. Налиткиной, П.В.Станкевича и др [3;1;11;8;14].

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская; организующая[7].

1. Обучающая деятельность преподавателя направлена на передачу знания, формирования навыков, умений, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала.

2. Воспитывающая деятельность преподавателя связана с воспитанием высоких моральных, умственных, волевых, эстетических и других качеств у студентов, заботой о всестороннем развитии их личности.

3. Научно-исследовательская деятельность преподавателя – деятельность ученого в области преподаваемой дисциплины. Он не только знаток своего предмета, но и проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс.

4. Организующая деятельность преподаватель предполагает организация им учебных занятия, самостоятельную работы студентов, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. п. [2;9;13].

Одними из важных характеристик, определяющих компетентность преподавателя, являются его личностные качества, такие как:

- уровень его эмпатии, способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека;

- способность быстро понимать цели, намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение;

- умение разбираться во взаимоотношениях людей;

- внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность;

- гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и отзывчивость;

- порядочность и справедливость, общительность, тактичность и чуткость;

- чувство нового и умение развивать инновационное мы­шление у студентов;

- эмоциональность и другие [15].

Педагогическое мастерство определяется также педагогическими способностями. Способности, согласно Б.М. Теплову [15], не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. Разные авторы выделяют различные педагогические способности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы В.А. Крутецким [6]. Рассмотрим более подробно некоторые из них:

  1. Дидактические способности заключаются в умении передавать учебный материал, делая его доступным для обучаемых, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у обучаемых активную самостоятельную мысль. Преподаватель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал [15].
  2. Академические способности заключаются в склонности преподавателя к соответствующей области наук (к техническим наукам, математике, физике, биологии, литературе и т.д.), включающих в себя сферу преподаваемых им учебных дисциплин. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу [15].
  3. Речевые способности заключаются в умении преподавателя ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, в культуре речи, в эффективном использовании возможностей невербальных средств общения, в первую очередь мимики и пантомимики [15].
  4. Авторитарные способности заключаются в наличии у преподавателя непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых, умения на этой основе добиваться у них авторитета [15].
  5. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для преподавателя. Способный, опытный преподаватель всегда внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за логикой развертывания своей мысли (или мысли обучаемого), в то же время держит в поле внимания всех обучаемых, чутко реагирует на признаки их утомления, снижения внимательности, проявлением непонимания [15].

При написании статьи мы поставили перед собой цель выявить образ современного компетентного преподавателя университета с точки зрения студентов и их родителей. Для этого нам необходимо было решить несколько задач:

1) Узнать мнения студентов первокурсников и родителей о том, как они себе представляют структуру идеальной пары (занятия) в высшей школе.

2) Узнать какими качествами должен обладать идеальный преподаватель в университете, предложить им составить его образ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель-логопед Белоусова Марина Игоревна

Каким должен быть педагог высшей школы?

Система образования в России меняется очень быстро, все больше требований предъявляется к воспитателям, учителям, а тем более педагогам высшей школы, которые должны заложить в студентах основы профессиональной деятельности, нравственность, привить любовь к своей будущей профессии. На мой взгляд, преподаватель ВУЗа – это не просто человек, читающий лекции и проводящий семинары по своему предмету, а это всесторонне развитый человек с высокими моральными принципами.

Молодежь в современном мире, как известно, не отличается высокой нравственностью. Конечно, основы воспитания закладываются в семье. Окружение молодых людей играет важную роль, но преподаватель высшей школы должен в любом слушателе попробовать развить гуманность как личностную характеристику, ведь это одна из главных задач нравственного воспитания человека, его гражданской позиции.

Важными качествами, которыми должен обладать педагог высшей школы, являются скромность и интеллигентность, безупречная порядочность, обостренное чувство ответственности за свои действия, слова и дела. Преподаватель ВУЗа должен обладать такими чертами, как общительность, аккуратность, самокритичность, коммуникабельность, честность, хорошее чувство юмора, настойчивость, целеустремленность, работоспособность.


Качества современного преподавателя высших учебных заведений.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня я бы вам хотела продемонстрировать каким я вижу преподавателя высшего учебного заведения. Для меня предмет изучения какой-либо дисциплины в первую очередь ассоциировался с преподавателями и если преподаватель интересен, то и дисциплина будет изучена от корки до корки.

Преподаватель – это прежде всего ученый, воспитатель. Преподаватель не только лектор, а прежде всего грамотный специалист, который творчески организует учебный процесс познания предмета независимо от сложности передаваемой информации.

Преподаватель вуза – это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств. Он должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога, тренера, пользоваться логикой педагогического процесса и воспитания, устной и письменной речью, быть высококомпетентным экспертом в своей области и эрудитом в различных областях знаний.

И одним из ключевых факторов успешного преподавания также хотелось бы выделить способность к постоянному самообразованию, саморазвитию. Преподаватель должен развиваться сам и своей энергией мотивировать других. Если хочешь добиться чего-то от других, добейся этого от себя. Таким образом, получаем вполне современную картинку: внешний стиль, информативность, креатив, юмор, харизма, коммуникабельность. Все это должно сочетаться со знанием и любовью к своему предмету, к студентам, а также к своему высшему учебному заведению.

Читайте также: