Солнечный удар бунин план урока
Обновлено: 05.07.2024
развивать образное мышление, монологическую речь учащихся;
воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.
Словарная работа (Словарь литературоведческих терминов)
Новелла - короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.
Задание. Рассказать о Ней.
Что знаем о его внешности, прошлом, о личности героя?
Словарная работа П о р уч ик — чин (воинское звание) младшего офицерского состава, соответствующее чину (званию) старшего лейтенанта.
Какое душевное состояние, переживание испытывает поручик в момент расставания? Доказать текстом
«Однако что-то уж изменилось. Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею – и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было… И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что поручик поспешил закурить и, хлопая себя по голенищам стеком, несколько раз прошелся взад и вперед по комнате.
Как объяснить это состояние поручика?
Как проводит время до отъезда поручик? Что он чувствовал, переживал?
Вывод по уроку
Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания.
– Словосочетание, положенное в название рассказа Бунина, известно? Что оно обозначает? Приятно ли это, испытать солнечный удар? Нет, скорее всего. И всё-таки это словосочетание напоминает нам о лете, о жаркой погоде и т.д.
Ученики воспринимают на слух.
III. Самоконструкция
– Обратите внимание на первое предложение?
После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.
– Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.
– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?
– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит Это было странно!
– Какая часть больше?
– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.
IV. Социоконструкция
Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.
1 группа.
Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей
- ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд
- простой прелестный смех, горячая щека,
- большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер
- солнечный, жаркий, счастливый,
- в лёгком и счастливом духе
- легко, беззаботно…возвратился
- странно, странный
- огромная, блестящая под солнцем река, безмерный волжский простор, одинокая жизнь, Случайная, мимолётная встреча, дико, неестественно, неправдоподобно,
- Страшно несчастен
- Глупо, нелепо
- Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
- Внезапная, неожиданная любовь
- Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре
- Большой и пустой номер
- Возбуждённое, сумасшедшее выражение
- Юное и глубоко несчастное
- Опустевший безмолвный волжский мир
2 группа.
Какие звуки и запахи есть в рассказе?
- Рука, маленькая и сильная, пахла загаром
- Запахи ночного летнего уездного города
- Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город
- Запах её загар и холстникового платья
- Живой, простой и весёлый звук её голоса
3 группа.
Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?
- Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)
- После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…
- Огромная река, безмерный волжский простор,
- Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
- Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.
- Опустевший безмолвный волжский мир
V. Групповая социализация
– Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)
VI. Рефлексия.
Выпишите из рассказа вопросительные предложения.
Откуда вы взялись? В Самаре? Это у меня голова кружится или мы куда-то поворачиваем? Куда? Зачем? Смущена ли она была? Потому что где же они теперь могут встретиться? Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? И главное, как же я проведу теперь, без неё, целый день в этом захолустье? Да, но куда идти? …Как же это можно так спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? Зачем доказать? Зачем убедить? …Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут? Куда идти? Что делать?
Выберите один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответьте на него письменно.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок- размышление
(Литература, 11 класс) (3 часа)
Материалы к уроку:
Оборудование к уроку:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Как правило, в нашем сознании надолго и прочно некоторые писатели остаются литературными парами: Пушкин – Лермонтов, Тютчев - Фет, Бунин - Куприн. Они в программном изучении стоят рядом, дышат одним воздухом, отражают одну и ту же действительность, в общем, порой даже и малоотличимы для некоторых читателей.
Более того, сравнивая произведения Бунина и Куприна, многие предпочтение отдают последнему автору: там больше движения, событий, ярких и сильных характеров, а творчество Бунина воспринимается как бледное отражение, нежизнеспособное. Иногда многие даже недоумевают: а за что Бунину Нобелевскую премию дали, когда рядом такой замечательный Куприн был?
Бунинские рассказы сложны для изучения, в них не столь важен сюжет (с развитием телевидения читатель превратился в поглотителя сюжета), как важен мир Божий и внутренний мир человека.
( на протяжении всех уроков будут поставлены вопросы, на которые не всегда есть однозначные ответы; они могут и должны оставаться открытыми, потому, что сама жизнь не готовит нам простых решений, мы находим их в отголосках бытовых ситуаций (своих и чужих), в неотчётливых и смутных репликах, в литературных произведениях, если мы научимся читать их не примитивно, улавливая лишь перипетии сюжета)
Актуализация знаний.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленьям припав.
Вопросы и задания:
Понравилось ли стихотворение?
С какими музыкальными, живописными произведениями ассоциируется это стихотворение?
Удачно ли выбрана музыка А. Вивальди или должна была звучать другая мелодия? Какая мелодия?
Работа с репродукцией картины Рембрандта:
-сопоставимы и образы тех, к чьим коленям припадает герой: и в стихотворении, и на полотне Рембрандта мы видим отеческое отношение к герою – Бог не судья, а отец. И отец милосердный, сотворивший мир и всё в нём. Всё понимающий и всё заранее простивший.
Сюжетно ли стихотворение? Что является доминантой: движение сюжета или переживание? А если переживание, то какое? (Счастья, гармонии? Попытайтесь дать определение понятия.) В чём для вас заключается счастье? Как вы понимаете гармонию? Как ответили бы на вопрос, поставленный в стихотворении?
(гармония в спокойствии, умиротворении, единение с природой)
Почему именно летний пейзаж, пронизанный солнечным светом, рисует И. Бунин как воплощение гармонии?
(солнце – символ жизни, энергии, силы).
Слово учителя:
Стихотворение было написано И Буниным, когда автору было уже 48 лет. Многое осмыслено, пережито, выстрадано… Есть у Бунина рассказ, созданный чуть позже, в 1925 году, и он тоже насыщенный солнечным светом.
- Кто догадался, о каком рассказе идёт речь? Почему так решили? Давайте проверим.
-Ваши первые впечатления?
-Определите тему произведения. (рассказ о любви)
Пожалуй, не было в мировой литературе писателя, который ничего не сказал бы о любви, не попытался дать определение этому понятию.
-А что такое любовь? ( учащиеся высказывают своё мнение, читают записанные на листочках высказывания писателей, понравившееся высказывание записывают в тетради)
Любовь – игра, в которой всегда плутуют.
Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в сердце человека.
Ангелы зовут это небесной отрадой, черти адской мукой, люди – любовью.
Женщины в любви подобны смерти: они являются незваными и не приходят, когда их зовут.
Любовь делает рабство более сладостным, чем свобода.
Любовь – история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины.
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
От любви лекарств много, но верного средства – нет ни одного.
При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут прежде души, а иногда и совсем не берут души.
-Какой из афоризмов больше всего соотносится с содержанием рассказа?
-Почему, по-вашему, мнению, мы начали урок со стихотворения, а не срезу с рассказа?
-Сформулируйте сюжет рассказа.
(Поручик знакомится с молодой женщиной на пароходе, предлагает сойти на первой станции, наутро она уезжает, а он после отъезда неожиданно понимает, что его жизнь озарила любовь, которую он утратил навсегда.)
- Какова цель нашего урока? Задачи? Что мы знаем о героях?
- С вашей точки зрения – основа рассказа - жизненный материал? Имеет ли история лёгкой победы продолжение за рамками рассказа?
Итак, жизненный материал, взятый за основу, - довольно обычная, даже пошлая история лёгкой победы, адюльтера, курортного приключения. Как правило, такие романы не отличаются глубиной переживаний и не имеют продолжения. Героиня же по логике должна вызвать осуждение: уж слишком легко она соглашается на ночь в гостинице и так же легко уезжает. Но почему-то осуждения она не вызывает. Почему? Может потому, что мы смотрим на неё глазами поручика? Значит, основой произведения является не движение сюжета, не дорожное приключение, а нечто более сущностное, хотя и более эфемерное.
Работа в группах ( 1 группа - работает над планом содержания, 2 – над план выражения).
-Попробуйте проследить, как писатель строит рассказ, как из, казалось бы, пошлого материала вырастает прозрачная, пронизанная солнцем и в то же время трагическая история.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок литературы в 11 классе
на доске таблички:
урок: вызов, осмысление содержания, рефлексия;
чтение с остановками;
обращение к личному опыту;
прогнозирование по названию;
В основе занятия текст художественного произведения.
Автор данного сочинения – Иван Алексеевич Бунин, поэт,
писатель, дворянин, эмигрировавший после Октябрьской революции во Францию, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это произведение написано И. Буниным в 1914 году.
- Назовите любимый жанр поэта в прозе (рассказ).
- Назовите особенности рассказов И.Бунина (символические названия, роль детали, герои без имени, лиричность, поэзия в прозе, тема любви, трагизм).
По Вашим ответам возможно составление кластера.
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который
поможет подготовить к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чего-то очень сильно ждали?
- Как вам представлялся этот момент?
- А испытывали ли вы в этот момент страх? Если да, то какой он?
- Случалось ли вам обманываться в ваших ожиданиях и надеждах? Что тогда вы испытывали?
- Почему так происходит? Кто или что вершит нашими судьбами?
Прогнозирование по названию
- Что можно предположить, прочитав название? Какое слово главное? Почему?
В художественном произведении нет ничего лишнего. Название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе. А теперь проверим, правы вы или нет.
На стадии осмысления содержания предлагается текст, разбитый на
отрывки. Такой прием называется чтение с остановками. Текст может быть прочитан учителем с остановками, может быть предложен учащимся: читаем до такой-то страницы, абзаца. Оставшийся текст пока не читаем.
Мы разделились на группы. У каждой группы свой отрывок и задание. Каждая группа анализирует свою часть текста, выполняя предложенные задания.
1 группа (ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)
- В чем необычность ситуации?
- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
- Как вы думаете, кто написал письмо?
- Когда, где должна состояться встреча? Почему там?
- Чем настораживает письмо?
- Предположите, как отреагирует горбун?
- какова проблема рассказа? Почему вы так думаете? (несколько вариантов)
2 группа (ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру. Какие цвета доминируют? Почему?
- Случаен ли выбор горбуна?
- Что нового узнали о герое?
- Чего ожидает от свидания горбун?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?
- Предположите, что могло произойти дальше, мнение обоснуйте.
3 группа (ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)
- Что означает последнее предложение, какой смысл вложил в него автор?
- Как теперь вы объяснили бы название произведения?
- В чем проблема героя, его трагедия?
- Так кто же или что вершит людские судьбы?
- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?
На стадии рефлексии предлагается выполнение письменных творческих
заданий по выбору учащихся.
- написать телеграмму-ответ от лица горбуна.
ТРКМЧП предлагает широкий спектр приемов и форм работы с
информацией любого вида. Несомненная ценность этой технологии в том, что в процессе её применения урок становится увлекательным исследованием со своим сюжетом, в котором роли детей – главные, от учителя же зависит, насколько интригующим будет сюжет. Кроме того, все уроки, на которых применяется данная технология, не только развивают критическое мышление учащихся, но и побуждают их к самостоятельному творчеству.
Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу. Но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг…
… Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней
зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Читайте также: