Солнечный удар бунин план урока

Обновлено: 05.07.2024

развивать образное мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Словарная работа (Словарь литературоведческих терминов)

Новелла - короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.

Задание. Рассказать о Ней.

Что знаем о его внешности, прошлом, о личности героя?

Словарная работа П о р уч ик — чин (воинское звание) младшего офицерского состава, соответствующее чину (званию) старшего лейтенанта.

Какое душевное состояние, переживание испытывает поручик в момент расставания? Доказать текстом

«Однако что-то уж изменилось. Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею – и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было… И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что поручик поспешил закурить и, хлопая себя по голенищам стеком, несколько раз прошелся взад и вперед по комнате.

Как объяснить это состояние поручика?

Как проводит время до отъезда поручик? Что он чувствовал, переживал?

Вывод по уроку

Подобрать однокоренные слова, составить словосочетания.

– Словосочетание, положенное в название рассказа Бунина, известно? Что оно обозначает? Приятно ли это, испытать солнечный удар? Нет, скорее всего. И всё-таки это словосочетание напоминает нам о лете, о жаркой погоде и т.д.

Ученики воспринимают на слух.

III. Самоконструкция

– Обратите внимание на первое предложение?

После обеда вышли из ярко освещённой столовой на палубу и остановились у поручней.

– Какое это предложение? Неопределённо-личное. О чём это говорит? Не просто не названы имена, лица не определены сознательно. Не важно, о ком это. Важно, что с ними произошло. Начало рассказа как продолжение, как отрывок из романа. Он – поручик, она едет из Анапы, у неё муж и трехлетняя дочка. Больше мы ничего про героев не узнаем.

– На сколько частей можно разделить рассказ композиционно?

– Где начинается вторая часть? После слов никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой? Или после тире по-прежнему была проста, весела и – уже рассудительна? До сих пор не было ни слова о рассудке. Было слово сумасшествие. Или со слова однако что-то уже изменилось. Или ещё с одного авторского тире? Он был ещё полон ею – пуст. Сразу после этого предложения звучит Это было странно!

– Какая часть больше?

– Что волнует автора больше? Состояние человека, когда всё закончилось и ничего нельзя вернуть. Это ещё одна из ряда нескончаемых попыток рассказать о любви словами.

IV. Социоконструкция

Предлагаются задания для выполнения. Ученики выбирают задания самостоятельно, тем самым формируя группы.

1 группа.

Проследить, какие эпитеты использует автор в первой части и во второй. Найти наиболее определяющие для тональности каждой их частей

  • ярко и горячо освещённая столовая, освещённая пристань, освещённый подъезд
  • простой прелестный смех, горячая щека,
  • большой, но страшно душный, горячо накалённый за день солнцем номер
  • солнечный, жаркий, счастливый,
  • в лёгком и счастливом духе
  • легко, беззаботно…возвратился
  • странно, странный
  • огромная, блестящая под солнцем река, безмерный волжский простор, одинокая жизнь, Случайная, мимолётная встреча, дико, неестественно, неправдоподобно,
  • Страшно несчастен
  • Глупо, нелепо
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Внезапная, неожиданная любовь
  • Огромный переход где-нибудь в Туркестане или Сахаре
  • Большой и пустой номер
  • Возбуждённое, сумасшедшее выражение
  • Юное и глубоко несчастное
  • Опустевший безмолвный волжский мир

2 группа.

Какие звуки и запахи есть в рассказе?

  • Рука, маленькая и сильная, пахла загаром
  • Запахи ночного летнего уездного города
  • Запах сена и дёгтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город
  • Запах её загар и холстникового платья
  • Живой, простой и весёлый звук её голоса

3 группа.

Попробуйте определить, что происходит в рассказе со временем и пространством. Есть ли указания на это у автора?

  • Отлогий подъём …показался бесконечным (путь к счастью, которое совсем близко)
  • После её отъезда поручик почувствовал и время, и пространство. Они его оглушили. Потому что ему понадобилось осознать, что значит навсегда, навеки И прости, и уже навсегда, навеки…
  • Огромная река, безмерный волжский простор,
  • Маленький, жаркий и запущенный садик… над неоглядной светло-стальной ширью реки…
  • Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре.
  • Опустевший безмолвный волжский мир

V. Групповая социализация

– Какие же слова подбирает Бунин, чтобы рассказать о чувствах героев? Или речь идёт только об одном герое? Что необычно? (автор – мужчина искренне говорит о чувстве мужчины, что реже встречается в жизни и в литературе)

VI. Рефлексия.

Выпишите из рассказа вопросительные предложения.

Откуда вы взялись? В Самаре? Это у меня голова кружится или мы куда-то поворачиваем? Куда? Зачем? Смущена ли она была? Потому что где же они теперь могут встретиться? Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? И главное, как же я проведу теперь, без неё, целый день в этом захолустье? Да, но куда идти? …Как же это можно так спокойно сидеть на козлах, курить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? Зачем доказать? Зачем убедить? …Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут? Куда идти? Что делать?

Выберите один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответьте на него письменно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок- размышление

(Литература, 11 класс) (3 часа)

Материалы к уроку:

Оборудование к уроку:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Как правило, в нашем сознании надолго и прочно некоторые писатели остаются литературными парами: Пушкин – Лермонтов, Тютчев - Фет, Бунин - Куприн. Они в программном изучении стоят рядом, дышат одним воздухом, отражают одну и ту же действительность, в общем, порой даже и малоотличимы для некоторых читателей.

Более того, сравнивая произведения Бунина и Куприна, многие предпочтение отдают последнему автору: там больше движения, событий, ярких и сильных характеров, а творчество Бунина воспринимается как бледное отражение, нежизнеспособное. Иногда многие даже недоумевают: а за что Бунину Нобелевскую премию дали, когда рядом такой замечательный Куприн был?

Бунинские рассказы сложны для изучения, в них не столь важен сюжет (с развитием телевидения читатель превратился в поглотителя сюжета), как важен мир Божий и внутренний мир человека.

( на протяжении всех уроков будут поставлены вопросы, на которые не всегда есть однозначные ответы; они могут и должны оставаться открытыми, потому, что сама жизнь не готовит нам простых решений, мы находим их в отголосках бытовых ситуаций (своих и чужих), в неотчётливых и смутных репликах, в литературных произведениях, если мы научимся читать их не примитивно, улавливая лишь перипетии сюжета)

Актуализация знаний.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленьям припав.

Вопросы и задания:

Понравилось ли стихотворение?

С какими музыкальными, живописными произведениями ассоциируется это стихотворение?

Удачно ли выбрана музыка А. Вивальди или должна была звучать другая мелодия? Какая мелодия?

Работа с репродукцией картины Рембрандта:

-сопоставимы и образы тех, к чьим коленям припадает герой: и в стихотворении, и на полотне Рембрандта мы видим отеческое отношение к герою – Бог не судья, а отец. И отец милосердный, сотворивший мир и всё в нём. Всё понимающий и всё заранее простивший.

Сюжетно ли стихотворение? Что является доминантой: движение сюжета или переживание? А если переживание, то какое? (Счастья, гармонии? Попытайтесь дать определение понятия.) В чём для вас заключается счастье? Как вы понимаете гармонию? Как ответили бы на вопрос, поставленный в стихотворении?

(гармония в спокойствии, умиротворении, единение с природой)

Почему именно летний пейзаж, пронизанный солнечным светом, рисует И. Бунин как воплощение гармонии?

(солнце – символ жизни, энергии, силы).

Слово учителя:

Стихотворение было написано И Буниным, когда автору было уже 48 лет. Многое осмыслено, пережито, выстрадано… Есть у Бунина рассказ, созданный чуть позже, в 1925 году, и он тоже насыщенный солнечным светом.

- Кто догадался, о каком рассказе идёт речь? Почему так решили? Давайте проверим.

-Ваши первые впечатления?

-Определите тему произведения. (рассказ о любви)

Пожалуй, не было в мировой литературе писателя, который ничего не сказал бы о любви, не попытался дать определение этому понятию.

-А что такое любовь? ( учащиеся высказывают своё мнение, читают записанные на листочках высказывания писателей, понравившееся высказывание записывают в тетради)

Любовь – игра, в которой всегда плутуют.

Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в сердце человека.

Ангелы зовут это небесной отрадой, черти адской мукой, люди – любовью.

Женщины в любви подобны смерти: они являются незваными и не приходят, когда их зовут.

Любовь делает рабство более сладостным, чем свобода.

Любовь – история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

От любви лекарств много, но верного средства – нет ни одного.

При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут прежде души, а иногда и совсем не берут души.

-Какой из афоризмов больше всего соотносится с содержанием рассказа?

-Почему, по-вашему, мнению, мы начали урок со стихотворения, а не срезу с рассказа?

-Сформулируйте сюжет рассказа.

(Поручик знакомится с молодой женщиной на пароходе, предлагает сойти на первой станции, наутро она уезжает, а он после отъезда неожиданно понимает, что его жизнь озарила любовь, которую он утратил навсегда.)

- Какова цель нашего урока? Задачи? Что мы знаем о героях?

- С вашей точки зрения – основа рассказа - жизненный материал? Имеет ли история лёгкой победы продолжение за рамками рассказа?

Итак, жизненный материал, взятый за основу, - довольно обычная, даже пошлая история лёгкой победы, адюльтера, курортного приключения. Как правило, такие романы не отличаются глубиной переживаний и не имеют продолжения. Героиня же по логике должна вызвать осуждение: уж слишком легко она соглашается на ночь в гостинице и так же легко уезжает. Но почему-то осуждения она не вызывает. Почему? Может потому, что мы смотрим на неё глазами поручика? Значит, основой произведения является не движение сюжета, не дорожное приключение, а нечто более сущностное, хотя и более эфемерное.

Работа в группах ( 1 группа - работает над планом содержания, 2 – над план выражения).

-Попробуйте проследить, как писатель строит рассказ, как из, казалось бы, пошлого материала вырастает прозрачная, пронизанная солнцем и в то же время трагическая история.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок литературы в 11 классе

на доске таблички:

урок: вызов, осмысление содержания, рефлексия;

чтение с остановками;

обращение к личному опыту;

прогнозирование по названию;

В основе занятия текст художественного произведения.

Автор данного сочинения – Иван Алексеевич Бунин, поэт,

писатель, дворянин, эмигрировавший после Октябрьской революции во Францию, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это произведение написано И. Буниным в 1914 году.

- Назовите любимый жанр поэта в прозе (рассказ).

- Назовите особенности рассказов И.Бунина (символические названия, роль детали, герои без имени, лиричность, поэзия в прозе, тема любви, трагизм).

По Вашим ответам возможно составление кластера.

На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который

поможет подготовить к личностному восприятию произведения:

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чего-то очень сильно ждали?

- Как вам представлялся этот момент?

- А испытывали ли вы в этот момент страх? Если да, то какой он?

- Случалось ли вам обманываться в ваших ожиданиях и надеждах? Что тогда вы испытывали?

- Почему так происходит? Кто или что вершит нашими судьбами?

Прогнозирование по названию

- Что можно предположить, прочитав название? Какое слово главное? Почему?

В художественном произведении нет ничего лишнего. Название может многое сообщить о предлагаемом для чтения рассказе. А теперь проверим, правы вы или нет.

На стадии осмысления содержания предлагается текст, разбитый на

отрывки. Такой прием называется чтение с остановками. Текст может быть прочитан учителем с остановками, может быть предложен учащимся: читаем до такой-то страницы, абзаца. Оставшийся текст пока не читаем.

Мы разделились на группы. У каждой группы свой отрывок и задание. Каждая группа анализирует свою часть текста, выполняя предложенные задания.

1 группа (ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

- В чем необычность ситуации?

- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

- Как вы думаете, кто написал письмо?

- Когда, где должна состояться встреча? Почему там?

- Чем настораживает письмо?

- Предположите, как отреагирует горбун?

- какова проблема рассказа? Почему вы так думаете? (несколько вариантов)

2 группа (ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

- Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру. Какие цвета доминируют? Почему?

- Случаен ли выбор горбуна?

- Что нового узнали о герое?

- Чего ожидает от свидания горбун?

- Есть ли уверенность в счастливой развязке?

- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?

- Предположите, что могло произойти дальше, мнение обоснуйте.

3 группа (ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

- Что означает последнее предложение, какой смысл вложил в него автор?

- Как теперь вы объяснили бы название произведения?

- В чем проблема героя, его трагедия?

- Так кто же или что вершит людские судьбы?

- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что на это повлияло?

На стадии рефлексии предлагается выполнение письменных творческих

заданий по выбору учащихся.

- написать телеграмму-ответ от лица горбуна.

ТРКМЧП предлагает широкий спектр приемов и форм работы с

информацией любого вида. Несомненная ценность этой технологии в том, что в процессе её применения урок становится увлекательным исследованием со своим сюжетом, в котором роли детей – главные, от учителя же зависит, насколько интригующим будет сюжет. Кроме того, все уроки, на которых применяется данная технология, не только развивают критическое мышление учащихся, но и побуждают их к самостоятельному творчеству.

Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу. Но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг…

… Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней

зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Читайте также: