Почему джоконда самая известная картина в мире кратко

Обновлено: 03.07.2024

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Поразительно, но личность героини картины так и остаётся загадкой. Большинство исследователей склоняются к тому, что женщина на портрете – это флорентийка Лиза Мария Герардини (Лизе дель Джокондо), супруга торговца шёлком. Именно он, Франциско дель Джокондо, и заказал портрет своей жены у известного мастера. Это самое распространённое предположение, однако оно далеко не единственное.

Существуют версии о том, что героиня картины – Катерина Сфорца, графиня, что вошла в историю из-за военного конфликта с Чезаре Борджиа. Также есть гипотезы о том, что образ картины – это мать художника или даже он сам – только в женском варианте. На мой взгляд, Леонардо стремился совместить черты разных женщин, в итоге создав идеальный образ своей эпохи.

Популярные вопросы о шедевре

Но если все-таки сделать предположение, то по мнению некоторых экспертов цена может достигать более 850 млн долларов, а некоторые приводят сумму и вовсе 2,5 млрд. долларов

Мона Лиза или Джоконда. Фрагмент картины

Мона Лиза или Джоконда. Фрагмент картины

Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.

Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.

Тайны шедевра и описание картины

Конечно, самой загадочной деталью полотна остаётся улыбка Моны Лизы. Уж сколько о ней сказано и написано, но при взгляде на неё многие люди замечают особые детали.

Необыкновенное мастерство автора создаёт потрясающий эффект. Улыбка видна лишь когда смотришь в глаза Джоконды. Опуская взгляд к губам, кажется, что и их уголки становятся ниже, а лицо приобретает оттенок печали.

Улыбка Моны Лизы

Улыбка Моны Лизы. Фрагмент картины

Не менее поразительны глаза изображённой на портрете дамы. Куда бы не смещался зритель, они неизменно следуют за ним. Это явление объясняется научно за счёт виртуозного наложения красок, игры света и тени, точно рассчитанных пропорций.

Любуясь женщиной, глядящей на нас с портрета, мы часто не замечаем пейзажа, на фоне которого она изображена. Многие исследователи пытаются раскрыть загадку трёхарочного моста, находящегося за левым плечом Моны Лизы.

Взгляд Джоконды. Фрагмент картины

Взгляд Джоконды. Фрагмент картины

Именно такая деталь может указывать на место, которое было взято за основу для написания пейзажа. По мнению историка Карлы Глори, подобный мост располагался в деревне Боббио. В 1472 году река стала причиной наводнения и разрушения моста и местечка, расположенного в этих окрестностях. Возможно, именно поэтому под своим мостом Леонардо разместил цифру “72”, что указывает на память о произошедшей трагедии.

Мона Лиза , пожалуй, самое узнаваемое произведение искусства в мире, но задумывались ли вы почему? Есть много причин, стоящих за устойчивой славой этой картины, и вместе они создают захватывающую историю, которая длилась на протяжении веков. Чтобы понять, почему Мона Лиза остается одним из самых знаковых образов в мире искусства, нам нужно заглянуть в ее загадочную историю. Стоит начать с парочки интересных фактов:

Мона Лиза была написана известнейшим флорентийским художником и изобретателем Леонардо да Винчи и, принято считать, что это портрет Лизы Джерардини , жены Франческо Джокондо.

Известны и попытки кражи. Картина была украдена из Лувра сотрудником самого музея, в 1911 году и ее не могли найти в течение более чем двух лет. Так же, были известны акты вандализма по отношению к картине со стороны посетителей музея: ее обливали кислотой, в связи с чем был поврежден небольшой фрагмент работы, бросали камнями, чашками, и пытались закрасить краской. Теперь она находится за пуленепробиваемым стеклом, чтобы защитить ее от вандалов.

Создание картины

Мона Лиза была написана в течение нескольких лет Леонардо да Винчи , который уже на тот момент создал некоторые из самых знаковых работ эпохи Возрождения. Родился Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи в 1452 году, он был незаконнорожденным сыном дворянина, и хотя о его детстве известно мало, ученые знают, что в молодости он был учеником художника и скульптора по имени Андреа дель Верроккьо. За свою карьеру он создал много сложных произведений искусства, а в начале 1500-х начал работу над тем, что станет известно как Мона Лиза.

В отличие от многих работ того времени, Джоконда была написана не на холсте, а на деревянном планшете из тополя. Это может показаться странным, но тем не менее Леонардо был скульптором и художником, который писал фрески на больших гипсовых стенах на протяжении большей части своей карьеры, поэтому рисование на куске дерева не было для него проблемой.

За прошедшие годы появились теории, что Лиза Герардини на самом деле не была моделью для этой картины. Существует множество предположений, что загадочная женщина на изображении может быть любой из дюжины итальянских дворянок того времени; существует даже популярная теория, что Мона Лиза является феминизированной версией самого Леонардо. Однако записка, написанная в 1503 году Агостино Веспуччи, итальянским клерком, который был помощником Никколо Макиавелли, указывает на то, что Леонардо сказал Веспуччи, что он действительно работает над картиной жены дель Джокондо. В общем, искусствоведы сходятся во мнении, что Мона Лиза действительно Лиза Герардини.

Ученые также соглашаются, что Леонардо создал больше, чем одну версию Моны Лизы; в дополнение заказу дель Джокондо, вероятно, был второй заказ Джулиано де Медичи в 1513 году. Считается, что версия Медичи та, которая висит сегодня в Лувре.

Эффект Моны Лизы

Портрет считается очень реалистичным, в отличие от некоторых произведений искусства шестнадцатого века. Светлые оттенки на лице показаны очень мягко и правильно расположены – это лишний раз доказывает прекрасное знание мастера анатомии черепа.

Также, у женщины на портрете загадочное выражение на лице. Ее, казалось бы, мягкая улыбка может меняться, в зависимости от того, под каким углом смотрит зритель. Благодаря различиям в восприятии пространственной частоты человеческим глазом, с одной точки зрения она выглядит бодрой . а с другой, зритель не может точно сказать, счастлива она или нет.

Мона Лиза повлияла на бесчисленных художников, за столетия, прошедшие с момента ее создания, Мона Лиза копировалась художниками по всему миру тысячи раз.

Конечно, сложно подчитать сколько может стоить 500-летняя картина, но ее оценивают примерно в 1 миллиард долларов.

Портрет Моны Лизы безусловно гениальное произведение гениального мастера. Но те тайны и загадки, которыми покрыта работа и делают ее невероятно притягательной и популярной.



Вокруг этой картины бушуют споры и раскрываются страшные тайны. Несколько миллионов людей ежегодно посещают ее, и руководство Лувра вынуждено было выделить ей большой зал и поместить за пуленепробиваемое стекло. Искусствоведы изучили каждую трещинку на ее поверхности, но так и не смогли объяснить одного – чем это произведение так привлекает людей. Половина человечества восхищается ее невероятным очарованием, но вторая половина уверена в том, что эта женщина просто некрасива.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза (Джоконда), 1503—1519 гг

Идентификация модели

Графические попытки доказать теорию о том, что Джоконда – автопортрет Леонардо да Винчи

Секрет улыбки

Неуловимая улыбка женщины на картине считается ее главной загадкой. Однако здесь мы возвращаемся к вопросу о личностном восприятии искусства. Дело в том, что об этой главной детали портрета заговорили гораздо позднее. Известен даже автор этой идеи, которую сегодня можно назвать уже штампом. Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году написал следующие строки:

Вот такие противоречивые мнения может вызвать одно и то же произведение искусства.

Как стать звездой


Удивительно, но до 1911 года портрет Моны Лизы был почти не интересен широкой публике, посетители Лувра проходили мимо нее без особенного внимания.



Франциск I у постели Да Винчи. Картина 19 века, на которой изображена "Джоконда" в интерьере.

Несмотря на такое внимание к картине власть предержащих (ведь ее автором был сам Леонардо, да и формат самый подходящий для интерьера), непрофессиональной публике картина была малознакома. Ее изучали художники и искусствоведы, в Лувре она скромно висела среди двух Мадонн возрождения.

В конце августа 1911 года один из художников пришел в Лувр с целью поработать с произведением Леонардо, но застал на пустом куске стены лишь крючок. Сначала никто не встрепенулся – решили, что картину взяли фотографы или реставраторы Лувра, но ни у кого Джоконды не было, а на черной лестнице нашли раму. До руководства музея дошло – картину украли.



Место в Лувре, откуда похитили картину, и страница газеты того времени.

Французская пресса подняла невообразимую шумиху, подключились искусствоведы – оказывается, они уже давно заметили таинственную улыбку Джоконды и восхищались ею. Была объявлена огромная награда за возвращение, поиск картины превратился в общенациональную кампанию.

Под подозрение попала куча людей, в том числе даже Пабло Пикассо – выяснилось, что его приятель, служащий Лувра, выносил ему какие-то статуэтки из хранилища, для эскизов. Арестовали поэта Гийома Аполлинера, который в запале как-то призывал жечь музеи ради обновления искусства, в общем, шум был невероятный.

Картина как в воду канула.



Директор галереи Уффици с возвращенной картиной

Через два с лишним года директору галереи Уффицы в итальянской Флоренции поступило предложение – принять ту самую Джоконду в экспозицию музея. Потрясенный директор уговорил грабителя отдать ему картину и сдаться полиции.

Так стало известно имя похитителя. Винченцо Перуджа – работник Лувра и итальянский патриот, был уверен, что картину выкрал из Италии Наполеон, и желал возвратить шедевр на родину. Два года он прятал полотно под матрацем, пока не решился вывезти ее в чемодане с двойным дном во Флоренцию.

Признание вора о планах возвращения картины на родину ее автора, где ей, по его мнению, было единственное правильное место, вызвало огромный всплеск симпатии к нему среди итальянцев. Под давлением общественности суд не смог строго наказать похитителя, отсидев всего полгода, Винченцо вышел на свободу. А Джоконда, после небольшой реставрации, громко и торжественно вернулась в Лувр, где ей выделили уже совершенно другое место – как величайшему шедевру и народному достоянию.



Похититель Винченцо Перуджа, фото из материалов дела

У истории был еще один побочный эффект – спор между сторонниками и противниками дактилоскопии разрешился в пользу первых. Оказалось, что следователь по делу о похищении нашел хорошие отпечатки пальцев вора на брошенной раме, но проигнорировал их, т.к. не верил в дактилоскопию. Громкая критика такого отношения к новому методу заставила следователей ударно внедрить его в судопроизводство.

Как

От знатной дамы до продажной женщины

Большинство исследователей сошлись на том, что на картине изображена супруга зажиточного флорентийского торговца, которую звали Лиза дель Джокондо. Когда Леонардо творил портрет дамы с загадочной полуулыбкой (в период с 1503-го по 1506-й год), она могла находиться в интересном положении и готовилась подарить мужу второго ребенка.

Но поиски настоящей натурщицы родили множество иных версий о личности Лизы, которая так насмешливо взирает на нас сквозь века. Одни предполагали, что это образ матушки самого художника или микс из огромного количества женских и мужских лиц. Быть может, да Винчи изобразил самого себя в образе прекрасной незнакомки?

Чем больше людей в 20-м столетии задумывались над истинностью фигуры Джоконды, тем более неординарные версии о натурщице рождались на свет. Так, знатоки итальянской культуры 16-го века утверждали: стоит обратить внимание на то, что у дамы нет ни бровей, ни ресниц. Так выглядела далеко не всякая итальянка в 16-м столетии.

Большинство исследователей сошлись на том, что на картине изображена супруга зажиточного флорентийского торговца, которую звали Лиза дель Джокондо

Если первоначальный интерес к мистическому портрету зародился еще в 19-м веке, то век 20-й возвысил жажду людей троекратно. Интеллектуальная страсть разгорелась, будто пожар, после того, как портрет был похищен в 1911-м году.

Читайте также: