Солнце мертвых шмелев анализ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Статья содержит сравнительный анализ эпопеи "Солнце мертвых" Ивана Шмелева и произведений жанра апокалиптической литературы.

ВложениеРазмер
statya_shmelev_s.doc 37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное произведение, являясь текстом, обнаруживает способность к непрерывному пополнению, а с другой - к актуализации одних аспектов вложенной в него информации и временному или полному забыванию других. Проявляя интеллектуальные свойства, высокоорганизованный текст перестает быть лишь посредником в акте коммуникации. Он становится равноправным собеседником, обладающим высокой степенью автономности. Как для автора (адресанта), так и для читателя (адресата), он может выступать как самостоятельное интеллектуальное образование, играющее активную и независимую роль в диалоге. В этом отношении метафора "беседовать с книгой" оказывается исполненной глубокого смысла

Книга эта потрясла Европу. Переведенная на 13 языков, она стало откровением о жизни и смерти русского человека и русской земли.

В эпосе особенно значимо присутствие повествователя, он может быть свидетелем или истолкователем показанных событий. Эпический текст, по определению профессора Григория Александровича Гуковского, не содержит сведений о судьбе автора, но выражает его видение мира.

С этим же связаны магическая функция зеркала и роль мотива зеркальности в литературе и живописи. Солнце в эпопее Шмелева — одновременно и вечный зритель и — судья; и — творческое начало, дающее жизнь, и — безжалостный ангел смерти, истребляющий все живое.

Возможно, это была аллюзия на древнюю Киммерию, — так греки называли крымский полуостров, связывая с его названием темную мглу облаков и безотрадность ночи.

Однако позже Шмелев переименовывает текст. Мы можем только догадываться, почему автор так поступил, поскольку прямых свидетельств в его переписке и воспоминаниях друзей и современников нет.

Вероятно, Шмелев хотел тем самым усилить воздействие своего произведения на читателя буквально, с первых секунд, с момента, хотел показать глубину символических ассоциаций скрытых в этом тропе.

Каждый текст является, своего рода, коллективной культурной памятью. И в этом качестве он, с одной стороны, обнаруживает способность к непрерывному пополнению, а с другой, - к временному или полному забвению других. Справедливо полагая, что христианский святой, автор Апокалипсиса, вскоре в его родной стране будет запрещен, а в становящейся все более секулярной Европе — забыт, Шмелев решил аппелировать к более древней, языческой символике. Для этого он обратился к древнейшей трактовке образа солнца — как источника жизни или верховного

Об этом свидетельствует множество характеристих солнца, которые можно найти в тексте эпопеи:

«Это же солнце смеется, только солнце! Оно и в мертвых глазах смеется. Не благостная тишина эта: это мертвая тишина погоста. И не дом пастыря у церкви, а подвал тюремный… Не церковный сторож сидит у двери: сидит тупорылый парень с красной звездой на шапке, зыкает-сторожит подвалы: - Эй. отходи подале.

И пришедший на землю Христос повторяет:

В христианской традиции акцент языческого сознания перемещается на Богочеловека — Христа, который становится Солнцем Правды.

Рассказчик Шмелева — неотступно обуреваем этими снами. Они повторяются и повторяются, словно люди, которых он видит в этих снах заклинают его рассказать о них.Это сон, безусловно, отсылает нас к одному из видений Иоанна Богослова - видению душ, убитых за слово Божие: « я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. (Откр.6:9–12)И возопили он громким голосом, говоря — доколе, Владыка Святый и Истиный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.( Откр.6:11. )

Видение, сон или посещение автора - рассказчика сверхъестественным существом, в результате которых он получает некое знание, которым должен поделиться с другими - одна из ярких особенностей жанра апокалиптики. Выведя этот эпизод на первую страницу своего повествования автор, таким образом, хочет сказать, что перед читателем — не простая бытовая история, а его рассказчик — не просто человек, имеющий свою какую-то человеческую судьбу, дом, близких, а — боговдохновенный, выполняющий особую миссию, своего рода — пророк.

Ветхий завет не говорит нам о семейном положении и роде занятий его пророков, чтобы читатель не заинтересовывался личностью пророка больше, чем это нужно Пославшему пророка в мир.

события его жизни — намеренно умаляются, опыт его — нивелируется автором, для того, чтобы образ рассказчика не затмевал собой читательское восприятие трагических событий, о которых он повествует.

О такой группе видений мы узнаем из следующего эпизода — рассказчик после пробуждения отправляется заготавливать дрова на зиму. Казалось бы — перед нами — жанровая сцена. Но и в этой, на первой взгляд, чисто бытовой сцене, внезапно звучит эсхатологический мотив, оказывается целью заготовки дров является

не только желание согреться в наступающие зимние холода, но и получить какие-то новые откровения:

Таким образом, в этом отрывке также содержится отсылка к жанру апокалиптической литературы — апокалиптики всегда несли читателям пророческое слово Бога, позволяющее ему разглядеть Божественную цель в его собственной ситуации. Здесь мы явно

Подтверждает мою мысль и еще несколько цитат.

Первая - из пророка Исаии:

Другая цитата — из Ветхозаветной книги пророка Илии. У него этот образ еще ярче — обратимся к девятнадцатой главе третьей книги Царств, где Господь взывает к пророку Илии такими словами: "Выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня - -веяние тихого ветра" (3Цар.19:11,12. ). Вот он — Бог, в веянье тихого ветра!

целый рад библейских аллюзий вызывает всего одна фраза Шмелева!

Ответ на этот вопрос также нужно искать в апокалиптике. Как отмечалось выше, апокалиптический и пророческий жанры в древней литературе являлись родственными. Визионер в апокалиптике тоже являлся, своего рода, пророком. Хотя он и не призывал напрямую к покаянию, но ему была открыта воля Божия относительно грешников и праведников.

Рассказчик в эпопее — не просто свидетель событий, но, подобно библейским пророкам — тот, кто должен открыть людям Божьи глаголы, даже если это и — вопреки его собственной воле и убеждениям.

Это — очень трудная миссия. Недаром, часто ветхозаветные пророки пытались уклониться от нее, вспомним, к примеру, пророка Иону, который был послан Богом к жителям города Ниневии, чтобы от имени Бога обличить их в грехах. Но Иона смалодушничал и бежал на корабле из Ниневии. И тогда Бог послал страшную бурю на

корабль, в котором плыл Иона, и тому пришлось прыгнуть в волны, чтобы спасти путешествующих с ним. Когда Иона оказался в воде, его проглотил кит. Три дня, в наказание за свое ослушание, он провел во чреве кита, раскаялся в своем поступке, был помилован Богом и все-таки отправился обличать ниневитян.

Рассказчик у Шмелева — это, несомненно, пророк, который, как каждый пророк, одновременно существует в двух временных измерениях — в том, в котором он живет, - свидетельствуя о страшных днях и призывая к покаянию своих современников, и, одновременно с этим - во времени каждого, кто читает эту книгу.

Остановимся на цифре сорок, возникающей в эпопее дважды , оба раза — в похожих обстоятельствах. Тот же излюбленный прием

применяет Шмелев и здесь — принцип двойников, для того, чтобы заострить читательское внимание на этой роковой цифре.

И эти ее слова звучат, как аллюзия на слова из книги Пророка Исаии : «Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть,

а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.(Ис.64:11-14)

поется всего несколько раз в год — в дни всех православных постов - Великого,Рождественского,Успенского и Петрова, а также на всенощном бдении великих праздников -Рождества Христова и Богоявления. несколько раз в год — в канун Великого поста, праздников Рождества и Крещения Господня.

И финал романа наступает в полном противоречии с законами природы, но зато - в полном соответствии с миссией

апокалиптического литературного жанра — наступает весна (несмотря на то, что в тексте упоминается декабрь).

драматические восклицания, в художественно убедительные, страшно точные выражения, идущие из глубины. Как если бы клоки живой кровоточащей души были пришпилены этими словами к странице…

Иван Шмелев ставит перед собой задачу осмыслить и выявить, прежде всего, духовные причины катастрофы, очевидцем которой он является, и помочь своему читателю извлечь уроки из этой исторической драмы, для чего обращается к жанру апокалиптики, используя для этого ее жанровые особенности и выразительные средства . А именно:

- раскрывает в эпопее большинство тем, свойственных для литературы апокалиптического жанра: - темы безнадежности, темы катастроф, голода, засухи, смертей, темы наказаний , темы видений будущего, темы посещения свыше, темы всевластия Бога, темы воздаяния за грехи; темы надежды;

читателей к литургической, богослужебной поэтике апокалиптической литературы;

- финал эпопеи - неожиданный для читателя, но — согласуемый с апокалиптической традицией — наступлением весны — как символа Воскресения Бога в душах людей.

1.Аверинцев С.С. Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск, 1996.

2.Аверинцев С.С История Церкви в ХХ веке . Послесловие.// Христианство. Т. 3. М., 1995

4.Бескова И.А. Индивидуальная реальность и дискурс самопредъявления человека // Образы сознания и паттерны самоорганизации//Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) /Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Герасимова. – М.: ИФРАН, 2008. – С. 168.

7.Герасимова И.А. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Герасимова. – М.: ИФРАН, 2008. – С. 10. -52

8. Голованева М. А. Проблема автора в творчестве И.С. Шмелева10.01.01 - русская литература. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Волгоград - 2002

9. Дззыга Я.О. Творчество И.С. Шмелева в контексте традиций русской литературы: Автореф. дис. д-ра филол. наук: 10. 01. 01 /Московский Государственный Областной университет, 2013г.

10. Дзыга Я. О. Образ солнца в творчестве И. С. Шмелева и К. Д. Бальмонта // Ученые записки Казанского университета. — 2011. — Т. 153. — Кн. 2. — С. 86–96.

11. Дунаев М М. Своеобразие Реализма И.С.Шмелева (творчество 1894 - 1918 годов). Л., 1979.

12. Дунаев М,М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. М. 1999, 4. 5, С.565.

13. Есаулов И.А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: два типа завершения традиция) // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

14. Захарова В.Т. Поэтика прозы И.С. Шмелева. Монография. Нижний Новгород, Минский университет, 2015. 106 с.

15.Иван Шмелев: Отражения в зеркале писем / Публ. О.Н.Шотовой, В.П.Полыковской // Наше наследие. 2001. С. 59–60, 125–126 )

16. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь Античности. Перевод с нем. – М.: Эллис Лак; С48 Прогресс, 1993. – С. 40.

18. И. Ильин/ О тьме и просветлении. /Книга художественной критики: Бунин, емизов, Шмелев, Зайцев. - Париж, 1966.

20. Карташев А.В. Религиозный путь И.С. Шмелева.// Памяти Ивана Сергеевича Шмелева. Munchen, 1956. С. 65-77

21. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С. 23.

22.Келдыш В.А. Русская литература конца 19 - начала 20в. М., 1975.

23. Князева Е.Н. Образы сознания и паттерны самоорганизации // Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) [Текст]/Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Герасимова. – М.: ИФРАН, 2008. – С. 66.

24. Константин Бальмонт — Ивану Шмелеву: Письма и стихотворения. 1926–1936Москва: Собрание, Наука, 2005. 431 с

26. Куприн А. Воспоминания о Шмелеве.// Цитируется по кн.: Шмелев И.О. Лето Господне, М, 1996. С. 528.

27. Кутырина Ю.А. Иван Сергеевич Шмелев, Париж, 1960

28. Лотман Ю.М/ Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин, 1992 с 35—37.

29. Любомудров A.M. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С.

30.Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.

31. Макаров Д. В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелева:Автореф. дис. д-ра филол. Наук: 10. 01. 01 /2001

32. Мельник В.И. Русская литература в контексте христианства Н Вестник УлГТУ. 1997. С. 147

Мелиоранский, Б. Христианство // Энциклопедический словарь / изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. — Санкт Петербург, 1903. — Т. 37, кн. 74. — С. 635—679.

35.Мосалева Г.В. Храмово-литургические сюжеты и символы в творчестве И.С.Шмелева, автореф. Дис. Канд. фил. наук по ВАК РФ 10.01.01, Москва, 2008.

37. Осьминина Е.А Солнце мертвых: реальность, миф, символ // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940 гг Христианство и русская литература. СПб., 1994.

38.ОсьмининаЕ. Художник обездоленных //ШмелевИ.С.Собр. соч.: В 5т. Т. 1. С. 11)

40. Параскева Е. В. Система повествовательных мотивов в художественной прозе И.С. Шмелёва автореф. Дис. Канд. фил. наук по ВАК РФ 10.01.01, Екатеринбург, 2008.

42. Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Словарь библейских образов.2005

44. Струве. Г.В. Русская литература в изгнании.- Опыт исторического обзора зарубежной литературы,М, 1988.

45.Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский. Бытописатель русского благочестия (к десятилетию со дня кончины И.С. Шмелева). 1960.

46.Сохряков Ю. И. И. А Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик.М., 2004. - С. 30.

47. Словарь библейских образов. - СПб., 2005. С. 1031–1032.

48. Спиридонова Л. Художественный мир И. С. Шмелёва. - М. : ИМЛИ РАН, 2014. - 240 с.

50. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

51.Соловьев В.С. Общий смысл искусства.//В. Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. С.134.

52. Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995

53. Ухина Е.А. Жанровая специфика прозы И.С. Шмелева: автореферат диссертации по филологии -на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Санкт-Петербург, 2011

55.Христианство и русская литература. Сборник статей и материалов в 7 томах. -1994-2012: Спб: "Наука"

56. Черников А. П. Творчество И.С.Шмелева (1895 -1917). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М, 1974.

57. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: Концепция мира и человека. Калуга,1995. 344 с.

58. И. С. Шмелев и О. А. Бредиус-Субботина: Роман в письмах: В 3 т. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2003

59. Иван Шмелев. Иван Ильин. Переписка двух Иванов 3х т. М.2000 г. Т. 1 (1927–1934),т.(1935–1946),Т. 3.(1947–1950), М., 2000.

61.Эрцык А. Воспоминания. М., 1996. С. 252.

62.Кнорринг И. Очертания смутного Крыма… // Крымский альбом. 2003. С. 122.

64.Ианнуарий Архимандрит: "И увидел я новое небо и новую землю…". Апокалипсис. Богословско-экзегетический комментарий.-Издательство ББИ, 2019 г


История создания и жанровые особенности

солнце мертвых краткое содержание

Здешние виноградники наполовину разорены. Дома, расположенные вблизи, опустели. Крымская земля пропитана кровью. Автор видит дачу своей знакомой. Некогда роскошный дом сейчас стоит словно осиротевший, с побитыми окнами, осыпанной побелкой.

краткое содержание солнце мертвых шмелев

Шура – один из тех, которых послали убивать. Вершить массовое уничтожение их отправили, как ни странно, ради высокой цели: достигнуть всеобщего счастья. Начинать, по их мнению, следовало с кровавой бойни. И те, что пришли убивать, выполнили свой долг. Ежедневно в подвалы Крыма отправлялись сотни человек. Днем их выводили на расстрел. Но, как оказалось, счастье, для которого потребовалось более ста тысяч жертв, было иллюзией. Трудовой люд, мечтающий занять барские места, вымирал от голода.

Популярные сегодня пересказы

Про Бабу-ягу

Недалеко от полуразрушенного дома, где обитает герой романа, находятся дачи — пустынные, холодные, запущенные. В одной из них жил отставной казначей – добрый рассеянный старичок. Жил он в доме с маленькой внучкой. Любил сидеть у берега, ловить бычков. А по утрам старичок отправлялся на рынок за свежими помидорами и брынзой. Однажды его остановили, отвезли в подвал и расстреляли. Вина казначея была в том, что он носил старую военную шинель. За это и был убит. Маленькая внучка сидела в пустой даче и плакала.

иван шмелев солнце мертвых краткое содержание описание

Борис Шишкин

Шишкин служил в пехоте. Во время Первой мировой войны оказался на германском фронте. Попал в плен, где его пытали, морили голодом, но чудом остался жив. Домой он вернулся в другую страну. Поскольку Борис выбрал себе занятие по душе: подбирал с улицы детей-сирот. Но большевики его вскоре арестовали. Снова избежав смерти, Шишкин оказался в Крыму. На полуострове он, больной и умирающий от голода, все еще мечтал о том, что когда-нибудь он будет писать добрые, светлые рассказы для детей.

Солнце мертвых — Шмелев Иван Сергеевич

«Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно… Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно… И даже впервые видимая заграница — не трогает… Мертвой душе свобода не нужна…

Так писал, вырвавшись из красной России за границу, Иван Сергеевич Шмелев своей любимой племяннице и душеприказчице Ю.А.Кутыриной в январе 1922 года.

«Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на „большие“ языки…

Читал ее за полночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева?

О смерти русского человека и русской земли.

О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.

О смерти русского солнца.

Творчество Шмелева, его память освещает солнце — вечно живое солнце русского страдания и русского подвижничества.

Олег Михайлов

Конец концов

иван шмелев солнце мертвых отзывы

Это произведение названо самой сильной вещью Шмелева. На фоне бесстрастной и прекрасной крымской природы разворачивается настоящая трагедия — голод уносит все живое: людей, животных, птиц. Писатель поднимает в произведении вопрос о ценности жизни во времена великих социальных изменений.


Стоит ли читать?

Трагическая судьба людей, переживших Гражданскую войну, без прикрас изображена в произведении Шмелева. Автор, ставший свидетелем кровавых событий, сумел тонко передать весь ужас положения простого человека, ставшего заложником бездушного отношения окружающих. Многие герои, потерявшие человечность, не вызывают симпатии и сочувствия.

Романа Солнце мертвых краткое содержание передает события самых интересных глав.

Персонажи романа

Рассказчик – главный герой произведения, остро переживающий все происходящие события. Он является свидетелем бесправия простого народа, которого без разбору уничтожает новый режим. Автор воспринимает перемены как трагедию, несущую смерть.

Борис Шишкин – писатель, мечтавший создавать светлые произведения для детей.

Ляля – девочка, вынужденная учиться выживать в тяжелых условиях.

Доктор – близкий приятель главного героя, в результате страшных событий потерявший моральный облик.

Шура – обычный человек, выживший за счет предательства других людей. Он хорошо одевается, не чувствует голода, владеет приличным домом. Все это он получил за то, что доносит на окружающих.

Что убивать ходят

Рассказчик, в лохмотьях выполняющий тяжелую работу, становится свидетелем приезда Шуры, который сам себя зовет Соколом. Автор называет его стервятником, говорит, что чувствует запах крови, исходящий от героя.

Шура очень хорошо одет, что особенно выделяет его среди других людей. Он не испытывает постоянного голода, ездит на коне, живет в богатом доме, развлекается игрой на рояле.

шмелев солнце мертвых краткое содержание

Автор говорит о множестве русских людей, которые находятся за решетками и ждут расправы. Они защищали родину в битвах, но теперь их заслуги не учитываются. В подвалах Крыма находились сотни людей. Те, кто решали их судьбу, должны были поставить на листках особую отметку – букву Р. С нее начинаются замечательные слова, такие, как Родина и Россия. Она же означает и расстрел.

К рассказчику приходит хромой архитектор, вынужденный заниматься учетом книг. Он боится, так как знает, что в случае плохого выполнения работы будет наказан. У главного героя есть стопка художественных произведений. Из жалости к архитектору он дает расписку, в которой перечислены все тексты.

Автор обращается к тем, кто, сидя в мягких креслах, читает газеты, глядит пустыми глазами на солнце мертвых. Они не способны понять ценности жизни.

Про Бабу-Ягу

Автор с обрыва смотрит на пустынный пляж. До революции там находились домики профессоров и доцентов, настолько занятых наукой, что их были способны обмануть слуги. Их имущество, собранное с любовью и заботой, теперь изъято простыми дворниками.

В одной из дач жил мирный старичок на пенсии. Маленькая внучка приносила ему с пляжа камни. Он любил ловить рыбу, ходить на базар. Однажды красноармейцы арестовали его за то, что он был одет в неподобающую шинель. Вскоре его расстреляли, а внучка напрасно ждала старика со слезами на глазах.

солнце мертвых кратко по главам

Рассказчик говорит о том, что от наблюдаемых им ужасов кровь стучит в голове, но приходится терпеть. В случае, если человек не подчиняется режиму, его ждет быстрая расправа. Со временем страх перед новыми хозяевами жизни исчезает, так как люди ощущают полное бесправие и привыкают к нему.

Баба-Яга летит в ступе и машет железной метлой. Так автор называет большевиков. Они должны вымести Крым, избавить его от всех неугодных. Страшная сказка, которой раньше пугали неразумных детей, на глазах превращается в явь.

В представлении автора те, кто вершит правосудие, наделены недюжинными данными: у них мощные спины, толстые шеи, тяжелый взгляд. Руки их предназначены убивать всех, кто не укладывается в картину мира.

Борис Шишкин

Автор знаком с молодым писателем, который мечтает о славе. Несмотря на гонения, он непрестанно трудится над созданием произведений. Он хочет сделать что-то, отличающееся от мрачной современности, поэтому ищет чистоту и святость. Рассказчик говорит о том, что Борис обладает огромным талантом и жизненным опытом, позволяющим ему рассуждать о многих проблемах современности.

солнце мертвых читать краткое содержание

Во время службы в армии Борис побывал в плену, где подвергался пыткам. Несмотря на это, молодой человек сохранил веру в людей. Вернувшись на родину, он обнаружил, что после революции жизнь изменилась коренным образом. Шишкин решил подбирать с улицы детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на благие дела, красноармейцы заключают его под арест. Избежав расстрела, герой оказывается в Крыму, где голодает и нищенствует. Он мечтает писать для детей светлые и поучительные истории.

Конец концов

Главный герой из-за трагических происшествий не понимает, какой сейчас месяц, какие события происходят. Он смотрит на помертвевшее солнце, не способное принести радости никому из живых.

Наблюдая за кладбищем, автор размышляет о том, что будет дальше, и приходит к выводу, что светило лишь смеется над мертвыми. Живым оно не способно больше дать тепла. Он призывает весну, благодаря которой воскреснут мертвецы.

Накануне кухарки забили старика, который им надоел своими просьбами. Кажется, что череда смертей никогда не закончится. Родная земля становится чужой для всех, кто не верит идеям большевиков и революции.

солнце мертвых шмелев читать краткое содержание

В ужасе рассказчик сбегает от мальчика и его матери. Он не понимает, чего хотят проходящие мимо люди. Приходит хитрый хохол, готовый обменять что угодно, но быстро покидает место, поняв, что поживиться здесь нечем. Вскоре появляется отец Бориса, который сообщает грустную весть: обоих его сыновей расстреляли.

Приходит весна, но она не приносит умиротворения и надежды.

Основная идея автора

Своим текстом автор утверждает идею о том, что невозможно добиться положительных перемен при помощи насилия. Многие люди, погибшие из-за своих взглядов, не совершали плохих поступков. Они просто были теми, кто отличался от нормы в представлении правящей власти.

Солнце в повествовании становится символом новой жизни, лишенной ярких красок и веселья. Оно светит тем, кто греется в мягких креслах, решая судьбу других людей. Оно не способно согреть и дать жизнь, так как больше не является представителем всего живого.

Глубоко переживая весь трагизм происходящего, автор не дает своим героям надежды на позитивный исход. Он говорит о том, что события, перевернувшие жизнь целого поколения, несут только боль и разочарование, трагедию и смерть. Есть люди, которые способны приспособиться к таким условиям, но есть и те, кто погибнет под властью большевистской стихии.

Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести – “Каменный век” (1924), “На пеньках” (1925), “Про одну старуху” (1925). В этом ряду, кажется, и “Солнце мертвых”, произведение, которое сам автор назвал эпопеей. Но уже эта повесть по праву может быть названа одной из самых сильных вещей Шмелева.

Вызвавшая восторженные отклики Т. Манна, А. Амфитеатрова, переведенная на многие

языки, принесшая автору европейскую известность, она представляет собой как бы плач по России, трагический эпос о Гражданской войне. На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет все живое – птицы, животные, люди. Жестокая в своей правде, повесть “Солнце мертвых” написана с поэтической, дантовской мощью и наполнена глубоким гуманистическим смыслом.

Она ставит вопрос вопросов о ценности личности в пору великих социальных катастроф, о безмерных и зачастую бессмысленных жертвах, принесенных Молоху Гражданской войной.
Глубже других оценивший творчество Шмелева философ

И. А. Ильин сказал: “В Шмелеве-художнике скрыт мыслитель. Но мышление его остается всегда подземным и художественным: оно идет из чувства и облекается в образы. Это они, его герои, произносят эти глубоко прочувствованные афоризмы, полные крепкой и умной соли. Художник-мыслитель как бы ведает поддонный смысл описываемого события и чует, как зарождается мысль в его герое, как страдание родит в его душе некую глубокую и верную, миросозерцающую мудрость, заложенную в событии.

Эти афоризмы выбрасываются из души, как бы воплем потрясенного сердца, именно в этот миг, когда глубина поднимается кверху силою чувства и когда расстояние между душевными пластами сокращается в мгновенном озарении. Шмелев показывает людей, страдающих в мире,- мире, лежащем в страстях, накапливающем их в себе и разряжающем их в форме страстных взрывов. И нам, захваченным ныне одним из этих исторических взрывов, Шмелев указует самые истоки и самую ткань нашей судьбы. “Что страх человеческий!

Душу не расстреляешь. ” (“Свет разума”). “Ну, а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке” (“Про одну старуху”). “Еще остались праведники. Я знаю их.

Их немного. Их совсем мало. Они не поклонились соблазну, не тронули чужой нитки – и бьются в петле.

Животворящий дух в них, и не поддаются они всесокрушающему камню” (“Солнце мертвых”).
Как видно, против русского человека Шмелев не озлобился, хотя и многое в новой жизни проклял. И творчество в последние три десятилетия его жизни, безусловно, не может быть сведено к политическим взглядам писателя. О Шмелеве этой поры – о человеке и художнике – писал 7 июля 1959 г. автору этих строк Борис Зайцев:
“Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно – с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада принять не мог. Думаю, как и у Бунина, и у меня, наиболее зрелые его произведения написаны здесь.

Лично я считаю лучшими его книгами “Лето Господне” и “Богомолье” – в них наиболее полно выразилась его стихия”.

Читайте также: