Разработка и реализация программы психолого педагогическое исследование детского коллектива в доу

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.

Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:

  • уважение личности ребенка;
  • использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • защита от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
  • мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.

В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.

Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).

Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.

Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.

В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.

Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).

Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.

Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

Пособие предлагает практический материал для проведения разнообразных минуток, коррекционно-развивающие игровые пособия своими руками для психологического уголка в ДОУ для детей дошкольного возраста (3- 7 лет) и описание вариантов их применения.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

На педагогах лежит большая ответственность за создание благоприятных условий социальной ситуации развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Атмосферу создания психологического комфорта определяют: стиль поведения воспитателя, добрые традиции, правила жизни группы, стиль жизни группы. Общая атмосфера психологического комфорта и настрой группы определяются педагогами через установление эмоционально- положительных отношений с каждым ребенком и со всеми детьми в целом.

Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Стремление придерживаться этих правил, помогает создать хорошую атмосферу для общения и коллективной деятельности мальчиков и девочек, избежать авторитарного стиля руководства.

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Модель коллективного поведения в группах определяется и формируется взрослыми, на основе традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга. Если в группе сложились определённые правила жизни, значит, решение разных проблем проходит гораздо легче.

Создание ситуаций успеха повышает у детей уверенность, самооценку, формирует доверие к взрослому.

В предлагаемом вашему вниманию пособии вы познакомитесь с описанием методики организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Это пособие адресовано всем, кто имеет дело с детьми дошкольного и стремится, во что бы то ни стало избежать в работе скуки и формализма, кто верит в возможности ребенка.

Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора - места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

Вводя ритуалы, воспитатели должны учитывать возрастные особенности психики дошкольников: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.

Решающий фактор в создании благополучного психологического климата — эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, оценку, осуждение! Предоставьте детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны — и успех вам обеспечен!

Варианты создания психологического комфорта в группах детского сада

Минутки вхождения в день (утренний круг, круг радости, утренний сбор, утро радостных встреч, групповой сбор) (Приложение 1)

Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь. Минутки вхождения в день, утренние настрои – помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

В наиболее общем виде структура выглядит так:

1. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) – 1-3 мин.

2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.

3. Обмен новостями – 2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.

Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.

Структура может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.

Минутки вхождения в день – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

- Начало занятий пусть будет своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.

- Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей.

Главное для вас - эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого начала, причастности к общему делу, настроить ребёнка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Не беседуйте с детьми о том, что дети плохо представляют.

Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.

- Старайтесь включать в обсуждение ситуации, которые возникают в группе, но делайте это опосредованно через героев сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.

- Используйте наглядные средства, чтобы повысить интерес детей. Пусть это будут старые сандалики с наклеенными глазками, ртом, ленточка, стульчик и т. п. - настоящие или игрушки, или картинка.

- До начала занятия приготовьте место для общения в кругу мягкие пуфики, стульчики.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку. Послушаем звуки в группе.

Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме. Послушаем звуки на улице.

Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

- Соотносите материал занятия с погодой, настроением детей в день занятия, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей.

Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, отвлечься.

Задача итогового сбора - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.

На итоговый сбор дети приносят свои работы, выполненные в центрах активности - рисунки, написанные слова, изготовленные книги, выпеченное печенье, творческие работы и многое другое.

Итоговый сбор проводится для оценивания детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.

Вечерний сбор: подводятся итоги дня, ведется работа по развитию речи (разучивание или повторение стихотворения недели; составление рассказов, сказок, загадок; чтение художественной и научной литературы и др.)

Минуты тишины – это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки. В целях снижения уровня нервно-психического напряжения организуются в первой половине дня после физкультурных занятий, перед выходом на прогулку после всех занятий.

Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств.

Косвенная цель: научиться владеть своим телом, контролировать движения (неслышно двигаться, совершать разные действия); развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данном воспитателем. Занятия тишины, с нашей точки зрения, полезны не столько как физический отдых, сколько как уникальный стимул для развития волевых центров ребёнка.

Минутки тишины являются одним из самых оптимальных средств воспитания внимания. Дети учатся прислушиваться не только к внешним звукам, но и к движению собственной души и к собственным мыслям. Наша практика показывает, что эффект занятий тишины достигается не сразу, эти занятия требуют особой техники. Детей надо постепенно приучать быть внимательными.

Используются для облегчения работы воспитателя в момент, когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей. Проводятся между занятиями.

Речевые настройки (Приложение 4)

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе.

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Схемы речевых настроек могут варьироваться по вашему желанию, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады.

Психологический уголок (Приложение 5)

Психологический уголок — не только реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня, но и "отдушина" для самих детей. Атрибуты психологического уголка помогают маленьким личностям преодолевать эмоциональный дискомфорт, способствуют сплочению детей.

Задачи психологического уголка в группе:

  • снять психоэмоциональное напряжение, усталость;
  • помочь успокоиться;
  • снять агрессивное состояние;

Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки. Коллекция детских мирилок для маленьких детей. Волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды. Мирилки для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

Рекомендации по отбору мирилок для детей дошкольного возраста

Первое. Выберите 3-5 мирилок, которые больше всего понравятся Вам и Вашим детям и выучите их. Сами используйте мирилки, если вдруг кого-то обидели (в семье, во дворе- словом, в повседневной жизни). Тогда и малыш станет тоже использовать мирилки в общении с людьми. Это так важно – простить и забыть все обиды и снова жить в ладу с собой и другими людьми!

Третье. Избегайте негатива в мирилках, например: «если ты не будешь…, то мы (тебя игнорируем, т.е. не будем играть, водиться и т.д.).

Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями и голос, его богатство интонаций играют в нахождении психологического контакта с детьми и взрослыми ведущую роль.

Подводя итоги работы, отмечаем, что в процессе согласованного функционирования развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития обеспечивается психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие. Используя эти формы работы на протяжении трёх лет, мы увидели, что планомерная работа позволила воспитать в детях самостоятельность, потребность доводить начатое дело до конца, уважение к сверстникам. Ребята стали внимательнее, научились формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, кратко, последовательно и логично излагать добытую ими информацию. Дети стали свободно планировать собственную деятельность, делать выбор, договариваться о совместной деятельности с друзьями, распределять роли и обязанности, презентовать свою деятельность.

1. Безденежных Л.И. Арт - терапевтическая мастерская в детском саду. Воспитатель. 2012 – 8.

2. Материалы тьютеров базовых ДОО Краснодарского края, под ред. Илюхиной Ю.В., старшего преподавателя кафедры РРМВ ККИДППО.

3. Портяная Н.М. Организация работы комнаты психологической разгрузки в ДОУ как условие сохранения психологического здоровья детей. Дошкольная педагогика 2010 -24.

5. Смолякова Е.Н. организация психологических уголков в группе детского сада. Воспитатель. 2013 - 4. Педагог-психолог: Ершова Е.С.

Мы стремимся, чтобы наше образовательное учреждение стало территорией безусловной психологической безопасности, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОУ, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А психолог, как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых, обязан протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему ДОУ.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

В нашем ДОУ метод проектов реализуется уже более 5 лет.

Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.

Так же в групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли (распределяют обязанности):

– ребенок-исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;
– ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
– ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
– ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
– ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.

Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.

Метод проектов – технология обучения, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, но и делает процесс обучения личностно значимым. Для педагогов же проектирование – это еще и универсальный и наиболее эффективный способ решения как профессиональных, так и жизненно важных проблем. Для успешной работы над проектом или исследованием педагогам необходимо владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы и многими другими умениями и навыками.

Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:

– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.

На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.

В процессе работы дети начали воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ними родитель все время старался понять их чувства, поступки, экспрессию, точку зрения.Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдали за ребенком, видели те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начали воспринимать и ощущать неудачи и радости, учились сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – как в игре, так и в деле.

– эффективное взаимодействие ребенка и взрослого (педагога, родителя), взаимодействие ребенок – ребенок, ребенок – коллектив;
– создание наилучших условий для развития мотивации творческой, интеллектуальной, эмоциональной, экспериментальной детской деятельности;
– реализация конструктивного доброжелательного общения, сотрудничества;
– создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации, игровая мотивация.

Через проектную деятельность педагогический коллектив нашего ДОУ старается создать полноценное творческое пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.

Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.

Онкологическое заболевание оказывает сверхсильное и длительное психотравмирующее воздействие как на ребенка, так и на его родителей, а потому становится таким событием в жизни семьи, которое вовлекает ее в психологический кризис. Поэтому ребенок с онкологическим заболеванием и его родители нуждаются в психологической поддержке, а также в комплексных реабилитационных мероприятиях на всех этапах оказания специализированной медицинской помощи – с момента установления диагноза и до окончания диспансерного наблюдения.

Результаты лечения детей с онкологическими заболеваниями зависят не только от их физического состояния, своевременного и полного оказания медицинской помощи, но и от психологического благополучия, как самого ребенка, так и членов его семьи.

Целью этого проекта стала коррекция эмоционального состояния и активизация психологических ресурсов ребенка и членов его семьи для выздоровления и совладания с кризисной жизненной ситуацией.

  • помощь ребенку в осознании и вербализации переживаний, связанных с ситуацией болезни (негативных эмоций, страхов, тревоги);
  • формирование у ребенка мотивации к выздоровлению, актуализация внутренних ресурсов;
  • формирование у ребенка навыков психологической самопомощи и саморегуляции;
  • коррекция семейных трудностей.

Основными направлениями реализации этого проекта стали индивидуальные занятия с ребенком и совместные занятия с родителями, а также психологическое просвещение родителей. Именно родители находятся с ребенком большую часть времени, и от них во многом зависит успешность работы с ребенком, ибо состояние родителей сильно влияет на обучаемость и работоспособность ребенка.

Вся деятельность в рамках проекта проходит в два этапа. На первом этапе проведена диагностика ребенка и родителей, а также предварительные беседы по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта ребенка, который в последствии будет использован для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

Также на занятиях используется специально подобранная музыка, которая помогает в работе, снимает напряжение, вызывает позитивные эмоции и развивает душу. Рисование под музыку позволяет усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление.

Данный проект еще очень далек от своего завершения, однако промежуточными результатами его реализации уже можно считать как более позитивное эмоциональное состояние и отношение ребенка к своей болезни, так и относительную нормализацию отношений между членами семьи в ситуации болезни ребенка.

Конечно, внедряя инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и психологам, следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.

Читайте также: